жание, формы, методы и технологии реализации дополнительного образования, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, оценочных и методических материалов и других компонентов. 1.6. Образовательная деятельность по дополнительным общеразвивающим программам должна быть направлена на: – формирование и развитие творческих способностей обучающихся; – удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; – формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; – обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; – выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; – профессиональную ориентацию обучающихся; – создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; – социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; – формирование общей культуры обучающихся; – удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 1.7. Дополнительная общеразвивающая программа выполняет следующие функции: нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана; процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; оценочную – выявляет уровни усвоения программы, формы контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся. 1.8. Дополнительная общеразвивающая программа реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются. 1.9. Дополнительная общеразвивающая программа должна быть построена на принципах конкретности, точности, логичности, реальности; иметь официальноделовой стиль изложения с элементами научного, что предполагает использование современной педагогической терминологии; иметь оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией. 1.10. Проектирование и реализация дополнительной общеразвивающей программы должны строиться на следующих основаниях: – свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; – соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; – вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; – разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ; – модульность содержания образовательных программ; – ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; – творческий и продуктивный характер образовательных программ; – открытый и сетевой характер реализации. 1.11. Дополнительные общеразвивающие программы могут реализовываться: – на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения; – форме модульного представления содержания образовательной программы и построения учебных планов; – могут реализовываться посредством разработки индивидуальных учебных планов с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; – в рамках инклюзивного образования, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 1.12. Педагог дополнительного образования несёт ответственность за качество составления дополнительной общеразвивающей программы, хранение и её реализацию. Утвержденный экземпляр программы на бумажном носителе хранится у педагога дополнительного образования и методистов Учреждения. II. Содержание дополнительных общеразвивающих программ 2.1. Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 2.2. Содержание дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Учреждении, и сроки обучения по ним определяются Образовательной программой, разработанной и утвержденной Учреждением. 2.3. По содержанию дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать одной из направленностей осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (художественной, социальнопедагогической, физкультурно-спортивной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Учреждению. 2.4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно соответствовать: – достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям региона; – соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему общему образованию); – направленностям дополнительных общеразвивающих программ; – современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); фор- мах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); 2.5. Дополнительная общеразвивающая программа разрабатывается педагогом дополнительного образования самостоятельно, с учетом следующих принципов дидактики: – принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному); – принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях); – учет возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть ориентированы на детей конкретного возраста); – принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебновоспитательный процесс более эффективным); – принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми); – принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет характерологических особенностей каждого воспитанника); – принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится ребенок); – принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей); – принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности). 2.6. Содержание дополнительного образования детей и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов определяются адаптированной дополнительной общеразвивающей программой. Обучение по данным программам детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов осуществляется Учреждением с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе может осуществляться с привлечением (при необходимости) специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, прошедших соответствующее обучение. III. Классификация дополнительных общеразвивающих программ 3.1. Дополнительные общеразвивающие программы имеют следующую классификацию: – по степени авторства: типовая (примерная), модифицированная, адаптированная, авторская;. – по уровню усвоения: стартовая, базовая, углубленная; – по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная и комплексная. 3.2. В ДДЮТЭ реализуются следующие виды программ 3.2.1.по степени авторства: примерная (типовая) программа – утвержденная Министерствами образования, физической культуры, спорта и туризма, культуры РФ и рекомендованная государственными органами в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности; – модифицированная программа — в ее основу положена типовая (примерная) либо авторская программа, модифицированной ее делают те изменения, которые вносит в исходную программу педагог с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания; – адаптированная программа – программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; – экспериментальная программа — ее целью является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации экспериментальная программа может претендовать на статус авторской, в случае выявления новизны предложений автора. Разрешение на работу по экспериментальной программе дается педагогическим советом и руководителем Учреждения. Экспериментальная программа предназначена для обучения по впервые вводимому курсу, либо предполагает собственный подход автора к традиционным темам; – авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Ее содержание — это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся оригинальностью, новизной и актуальностью. Название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору (коллективу авторов). Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Информация о прототипе, относительно которого заявляется новизна, является обязательным исходным моментом в создании авторской разработки. Данная программа должна быть рекомендована к использованию педагогическим советом, утверждена руководителем Учреждения. Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует период ее апробации. Официально статус авторской присваивается по итогам экспертизы государственной образовательной организации, имеющей на это законные основания. 3.2.2. По уровню усвоения: – «Стартовый уровень» программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Программы ориентированы на «пробуждение» интереса обучающихся и потребности дальнейшего изучения выбранных видов деятельности по программам следующих уровней. Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения «стартового уровня» имеют следующие характеристики: срок реализации от 1 года до 2 лет; режим занятий 2-4 часов в неделю. По окончании обучения на стартовом уровне, дети имеют возможность перейти на базовый уровень программы после итоговой аттестации, которая проводится в формах, определенных программой, и в порядке, установленном Учреждением. – «Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к дальнейшему творческому самоопределению. Это уровень повышенной сложности, который предполагает не только выполнение заданий на отработку учебного материала, но и развитие детей в конкретном виде деятельности (более глубокое погружение в учебный материал). Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения «базового уровня» имеют следующие характеристики: срок реализации от 1 года до 3 лет; режим занятий 4-6 часа в неделю. На базовый уровень принимаются дети, окончившие программу стартового уровня или прошедшие стартовую диагностику (входной контроль). Диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня. По окончании обучения на базовом уровне, дети имеют возможность перейти на углубленный уровень программы после итоговой аттестации, которая проводится в формах, определенных программой, и в порядке, установленном Учреждением. – «Углубленный уровень» программы предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Программы углубленного уровня направлены на творческую самореализацию обучающихся в рамках выбранного вида деятельности, устойчивую мотивацию к профильному самоопределению. Дополнительные общеразвивающие программы Учреждения «углубленного уровня» имеют следующие характеристики: срок реализации от 1-2 года обучения; режим занятий 4-6 часа в неделю. Для обучения по данной программе принимаются дети, окончившие программу базового уровня или по итогам вступительных испытаний в формах, определенных программой, и в порядке, установленном Учреждением. 3.2.3. По способу структурирования содержания могут быть выделены следующие типы программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные. Комплексная – программа, определенным образом соединяющая отдельные направления, виды деятельности, процессы в единое целое. Интегрированная – программа объединяющая отдельные образовательные области в целое на основе того или иного единства. Модульная – программа, по способу организации своего содержания составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. Модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы. Сквозная – реализует общую цель через несколько программ; соизмеряет материал по направлениям, входящим в нее, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п. 3.2.4. По срокам реализации дополнительные общеразвивающие программы могут быть: – краткосрочными (до 1 года); – долгосрочными (более 1 года). IV. Структура дополнительной общеразвивающей программы 4.1. Структура дополнительной общеразвивающей программы включает комплекс основных характеристик программы (пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты) и комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации (календарный учебный график; условия реализации программы; формы аттестации; оценочные материалы; методические материалы; список литературы). 4.2. Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе указывается: – наименование вышестоящих органов образования; – наименование образовательной организации; – дата принятия и № протокола педсовета, рекомендовавшего программу к реализации; – гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа на утверждение программы); – название программы; – адресат программы (возраст детей, на которых рассчитана программа); – срок реализации; – ФИО, должность автора (авторов) программы; – место (населенный пункт) в котором реализуется программа; – год разработки программы. 4.3. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы: 4.3.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы): – направленность программы (ориентация программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы) – техническая, физкультурноспортивная, художественная, социально-педагогическая, естественнонаучная; – актуальность программы – соответствие основным направлениям социальноэкономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу, запросам родителей и детей; – отличительные особенности программы – характерные свойства, отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие; – адресат программы – примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе); – объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; – формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий (беседа, презентация, мастер-класс, занятиепутешествие, репетиция, занятие-игра, концерт, экскурсия и др.) определяются содержанием программы; – срок освоения программы – определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы – количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; – режим занятий – периодичность и продолжительность занятий. 4.3.2. Цель и задачи программы: – цель – это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе; формулируется с учетом содержания программы, должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна; – задачи – конкретизируют процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития, заявленных в цели программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать и.д.). Задачи должны быть предметными, метапредметными, личностными. 4.3.3. Содержание программы: – учебный план содержит наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм аттестации), оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения. – содержание плана должно быть направлено на достижение целей программы и планируемых результатов ее освоения; это краткое описание разделов и тем программы (теоретических и практических видов занятий), а также форм контроля успеваемости в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом; содержание программы каждого года обучения оформляется отдельно. 4.3.4. Планируемые результаты дополнительной общеразвивающей программы формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, универсальные учебные действия, приобретаемые обучающимися в процессе изучения программы. 4.4. Комплекс организационно-педагогических условий: 4.4.1. Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество часов учебных недель, учебных дней, продолжительность каникул. Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе, оформляется в виде таблицы и составляется на каждый год обучения. 4.4.2. Условия реализации программы: – материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); – информационное обеспечение; – кадровое обеспечение. 4.4.3. Формы аттестации и контроля – разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы. Перечисляются согласно учебному плану (контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль, отчетные выставки и концерты, открытые уроки, вернисаж и т.д.). Указываются формы отслеживания и фиксации результатов, формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. 4.4.4. Оценочные материалы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов (тесты, контрольные задания, викторины, кроссворды и т.д.), используемых для проведения входного и текущего контроля, промежуточной (итоговой) аттестации). 4.4.5. Методическое обеспечение программы – краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных; указание методических видов продукции, необходимых для реализации программы (методические материалы, пособия, оборудование, приборы, дидактический материал, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы)). 4.4.6. Список литературы – оформляется в соответствии с требованиями к библиографическим ссылкам. Составляется для разных участников образовательных отношений – педагогов, обучающихся. 4.4.7. Приложения к программе включают в себя дидактические материалы (планы и конспекты занятий, сценарии мероприятий, игры и т.д.), комплексы упражнений, музыкальный репертуар, справочные таблицы и т.д. V. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительных общеразвивающих программ 5.1. Дополнительная общеразвивающая программа рассматривается на заседании педагогического совета и утверждается директором Учреждения до 01 сентября. 5.2. При несоответствии Программы установленным требованиям педагогический совет накладывает резолюцию о необходимости доработки программы с указанием конкретного срока исполнения. 5.3. Коррективы в программу вносятся с учетом результатов мониторинга полноты и качества реализации программы, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов. Внесенные изменения и дополнения к программе проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения. VI. Контроль за реализацией дополнительных общеразвивающих программ 6.1. Контроль за реализацией дополнительных общеразвивающих программ осуществляется в соответствии с планом внутреннего контроля Учреждения заместителем директора, курирующим учебно-воспитательную работу, методистами.