УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БЕРЕЗНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ (МАУ ДО ДДЮТЭ) 618419, г. Березники, Пермский край, проезд Большевистский, 7 ПРИНЯТО методическим советом МАУ ДО ДДЮТЭ Протокол № ______ от ___________ 20___г. тел. 8(3424) 26980/ факс 8(3424) 276083 УТВЕРЖДАЮ Директор МАУ ДО ДДЮТЭ ________________ Е.И.Лузина ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Цветоводство» Направленность программы: естественнонаучная Возраст обучающихся: 12 – 16 лет Срок реализации программы: 1 год Авторы-составители: Тургаева Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования Воробьева Елена Александровна методист Березники, 2021 Оглавление Введение .................................................................................................................................................... 3 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» ............................................................... 4 1.2. Цель и задачи программы ............................................................................................................... 8 1.4. Планируемые результаты ..............................................................................................................12 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ......................................................17 2.1. Календарный учебный график .......................................................................................................17 2.2. Условия реализации программы....................................................................................................17 2.2. Условия реализации программы....................................................................................................17 2.3. Формы аттестации ..........................................................................................................................21 2.4. Оценочные материалы ..................................................................................................................21 2 Введение Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общебиологических и экологических понятий у обучающихся и рассчитана на подростков 12 – 16 лет. Кружковая работа с комнатными растениями вызывает интерес у учащихся и помогает педагогу учитывая интересы воспитанников, углублять и расширять их биологические знания. Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в свое жилище и восполнить тот дефицит общения с природой, который неизбежно возникает среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, стерильно белых стен офисов, не гаснущего часами экрана телевизора... Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Цветоводство» реализуется на базе теплицы – оранжереи МАУ ДО «Дом юношеского туризма и экскурсий». Заявка от образовательных организаций на педагога и указанную программу подтверждают её востребованность в системе дополнительного образования нашего города. Организация занятий на базе теплицы позволяет решать комплекс образовательных и воспитательных задач: - формировать представление подростков о многообразии растительного мира об особенностях существования растений, о взаимодействии человека и природы; - развивать познавательно-исследовательскую деятельность, поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях; - обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями в теплице; - поддерживать детей в соблюдении экологических правил, прививая экологическую культуру и мировоззрение; - выработка определенных умений и навыков, необходимых для работы с землей. 3 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветоводство» (далее – программа) разработана в соответствии основными нормативными и программными документами в области образования Российской Федерации, Пермского края, г. Березники и МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий». Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начального и среднего звена. Элементы программы, отдельные разделы можно использовать на уроках биологии, окружающего мира, природоведения; в учреждениях дополнительного образования - на занятиях по экологии, растениеводству. 1.1.1. Направленность программы Программа «Цветоводство» относится к программам естественнонаучной направленности, так как ориентирована на удовлетворение познавательных интересов у обучающихся подросткового возраста в области естественных наук, даёт им возможность проявить себя в практической, проектно-исследовательской деятельности. При разработке данной программы были изучены дополнительные общеразвивающие программы, которые были разработаны и составлены в МАУ ДО «Станция юных натуралистов»: «Мир цветов» (составитель Устюгова К.А., 2006г.), «Цветоводство» (составитель Шмидт Н.Т., 2006г.), «Экология комнатных растений» (составитель Сгибова Е.П., Тишанинова Г.В., 2010г.), «Экология в доме» (составитель Амирова О.Е., 2012г.), «Мир растений» (составитель Мусихина Е.П., 2012г.), «Зеленый наряд города» (составитель Комарова Т.В., 2012 г.), «Зеленый океан» (составитель Мусихина Е.П., 2013г.). 1.1.2. Актуальность программы В настоящее время резко возрос интерес человека к комнатным растениям, появилось много книг по их выращиванию, многообразию, 4 родители учащихся часто увлекаются экзотическими и традиционными комнатными растениями отсюда интерес к ним и у пяти – шестиклассников. Подхватить этот интерес, развить его, направить в русло воспитания у кружковцев стремления к познанию живой природы, охране, защите ее выработать, приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которые могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и будущей профессии направления. Актуальным является предусмотренный программой непосредственный контакт ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за растениями. В процессе такой деятельности у обучающихся вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе. 1.1.3. Отличительные особенности программы, педагогическая целесообразность. Важными отличительными особенностями программы от изученных являются: практико-ориентированный характер, две трети учебных часов программы отведено на практическую часть; решение задачи допрофессионального эколого-биологического образования; предоставление подростку опыта «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению знания в области цветоводства и экологии растений. Педагогическая целесообразность программы заключается в следующем: программа может служить основой для освоения программ углублённого уровня; параллельно с образовательными задачами происходит формирование просвещённой личности, воспитывается ответственное отношение к природе. 5 экологическая культура, 1.1.4. Адресат программы Учёт возрастных особенностей учащихся, занимающихся по программе, является одним из ведущих педагогических принципов. Программа рассчитана на учащихся средних классов общеобразовательной школы в возрасте 12-14 лет. Подростковый возраст – это переход от детства к взрослости. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Появляется чувство взрослости – центральное новообразование младшего подросткового периода, проявляющееся социального самосознания подростка в «я-взрослый», становлении которое нового выступает аффективной форме переживания своих социальных качеств. в Так же характерными новообразованиями подросткового возраста является стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Условия набора обучающихся: принимаются все желающие, проявляющие интерес к естественнонаучным дисциплинам. Количественный состав группы:15 человек. 1.1.6. Объем и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы – 144 часа. 1.1.7. Формы обучения Основная форма обучения – очная; возможна очно-заочная форма с применением дистанционных технологий в отдельных случаях (Закон № 273ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2, Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4). 1.1.8. Особенности организации образовательного процесса Данная программа позволяет подросткам самореализоваться в процессе участия в практико-ориентированных мероприятий и определиться со сферой профессиональных интересов. Учащимся, проявившим высокий познавательный интерес, предлагается продолжить обучению по программам естественно – научной направленности 6 Основной формой организации обучения является фронтальная. Широко используются групповая и парная технология. Наряду с этими формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Учебные группы формируются учащимися одного возраста. Состав группы – постоянный. Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая (микро-группы), индивидуальная. Микрогрупповые формы (группы по 3-4 человека) используются, в основном, для решения практических заданий, проектной работы. Такая деятельность направлена на воспитание у обучающихся социально значимых качеств как: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и самореализации. Индивидуальная форма работы направлена на выявление, поддержку и развитие интеллектуальных и творческих способностей. Возможные формы проведения занятий: занятие-экскурсия (наблюдение в теплице), занятие-практикум (практическая, лабораторная работа), занятиепроект (работа над самостоятельными и творческими проектами) и занятиепрезентация (защита мини- проектов), занятие-акция, занятие-конференция, игры, познавательные мероприятия. Режим занятий: учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием занятий и соблюдением требований СанПиН. Периодичность и продолжительность занятий: общее количество часов в год: 144 часа. Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность учебного занятия - 2 академических часа с перерывом 10 минут. 7 1.2. Цель и задачи программы Программа «Цветоводство» разработана с целью расширения и углубления знаний обучающихся в области экологии комнатных растений. Задачи личностные: - стимулировать проявление инициативности при выполнении заданий; - формировать установку «на результат»; - воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природопользования; - привлечь внимание обучающихся к проблеме высокой значимости жизни; - формировать мотивацию к здоровому образу жизни. метапредметные: - поддерживать проявление любознательности обучающихся; - способствовать развитию у учащихся исследовательских навыков, творческих способностей, речевой культуры и коммуникативных навыков; - развивать навыки совместной работы в коллективе, умения работать индивидуально; - формировать навыки диалога, дискуссии, умения отстаивать свою точку зрения; - формировать навыки трудового поведения (представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности); - учить детей использовать имеющиеся знания об экологии комнатных растений в повседневной жизни. предметные (образовательные): - расширить знания обучающихся по биологии, экологии, окружающему миру и природоведению; - формирование интереса к экологии как науке, комнатным растениям как части интерьера помещений; - знакомство с многообразием комнатных растений; - изучение экологических условий произрастания комнатных растений; 8 - изучение строения, физиология и систематики комнатных растений; - формирование понятий об организме как особой форме (уровне) организма жизни, в биологическом разнообразии в природе; - познакомить с основами проектной и исследовательской деятельности; - формировать умение анализировать результаты практических работ; - понимание значения экологических знаний в научной картине мира и в плодотворной деятельности на практике. 1.3. Учебный план и содержание программы Содержание программы носит личностно ориентированный, развивающий характер. Учебно-тематический план № п/п Наименование тем 1. Введение в экологию комнатных растений Родина комнатных растений Экологические группы комнатных растений Лекарственные и ядовитые свойства комнатных растений Ароматное притяжение Огород на подоконнике Почва. Почвенные смеси Размножение растений Способы размещения комнатных растений в помещении Болезни и вредители комнатных растений Практикум Основы проектной деятельности ИТОГО 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. всего теория Часы практика 6 2 2 20 26 6 10 10 12 4 2 2 8 20 8 18 8 4 8 2 6 2 2 8 4 6 2 2 2 6 2 6 2 2 2 16 4 144 2 1 48 14 3 66 22 опыты экскур сии 2 4 4 2 2 2 8 Тема 1. Введение в экологию комнатных растений. Теоретическая часть: история культуры комнатных растений. Жилище человека как среда обитания растений. Условия среды: температура, влажность, освещенность. Комнатные растения как экологические партнеры человека. 9 Основные понятия: экология, видеоэкология, среда обитания, условие среды абиотические, биотические, антропогенные. Практика: первичные навыки ухода за комнатными растениями, правила полива, опрыскивание. Экскурсия по теплице-оранжерее МАУ ДО ДДЮТЭ. Тема 2. Родина комнатных растений. Растения пустынь: их биологические особенности, требования к условиям среды. Влажный тропический лес как среда обитания растений. Растения субтропиков и их требования к условиям среды. Основные понятия: растительность сообщества, условия среды, абиотический фактор, адаптации. Практика: ознакомление с родиной растений по паспортам, осмотр растений теплицы, выявление адаптации. Тема 3. Экологические группы комнатных растений Взаимосвязи растений с условиями среды. Ксерофиты. Суккуленты: лектовые – агава, алоэ, бриофилюм, гавортия, красула, молочай и др., стеблевые кактусы. Эфемероиды: амариллис, зефирантес и др. Эпифиты: зигокактус, эпифиллум, орхидеи и др. Растения нижних ярусов тропических лесов – бегонии. Адаптации. Болотные растений. Циперус. Практика: Определение адаптации экологических групп растений. Микроскопирование световых теневых листьев, корней и стеблей циперуса. Тема 4. Лекарственные и ядовитые свойства комнатных растений. Алое древовидное, традесканция, каланхое, фикус и др. лекарственные свойства и использование в народной медицине. Олеандр, молочай (Миля, трехгранный, беложильчатый), диффенбахия – ядовитые свойства. Практика: приготовление из алое раствора для замачивания семян. Опыт: обработка семян цветочных культур соком алое перед посадкой( бархатцы, астры, георгины однолетние) Тема 5. Ароматное притяжение. 10 Что такое ароматерапия? Знакомство с растениями имеющие ароматные листья (различные виды мяты, базилик, розмарин и др.) Виды и предназначение аромасаше. Практика: изготовление арома-саше из сухих трав. Опыт: посев семенами ароматных трав (мята, базилик, розмарин) Тема:6 Огород на подоконнике. Знакомство с сити-фермерством. Необходимые условия для выращивания микрозелени, культуры которые можно вырастить в зимнее время, полезные своиства микрозелени. рецепты блюд с использованием микрозелени. Практика: подборка семян для выращивания микрозелени. Опыт: посев семян и уход за посевами. Тема 7. Почва, почвенные смеси. Почва как среда обитания растений. Состав почвы. Виды почв. Почвенные смеси для комнатных культур: дерновая, перегнойная, листовая, хвойная, торфяная, компостная, мох, песок, глина, древесный уголь, корни папоротников и кора деревьев как субстрат для выращивания растений. Минеральное питание растений, удобрение. Подкормки. Основные понятия: кислые почвы, нейтральные почвы, рH почвы. Практика: приготовление почвенных смесей, уход за растениями. Опыты: корневое давление, определение кислотности почвы. Тема 8. Размножение растений. Семенное размножение комнатных растений: пальмы, цитрусовые, кактусы. Предпосевная обработка семян, высевание, уход за посевом. Вегетативное размножение растений: отводки, черенки, усы, луковицы, корневища. Основные понятия: размножение, семя, виды вегетативного размножения, каллюс. Практика: уход за комнатными растениями. Опыты: выращивание цитрусовых из семян, вегетативное размножение черенками на разных субстратах (3, 88), отводками (3, 88). Тема 9. Способы размещения комнатных растений в помещениях. 11 Размещение растений в интерьере квартиры, школы, офиса. Правила фитодизайна. Особенности растений, учитываемые при определении его местонахождения. Ампельные растения: традесканции, роециссус, сеткреазия и др. Практика: размещение растений согласно их требованиям к свету, теплу, влажности. Уход за комнатными растениями. Тема 10. Болезни и вредители комнатных растений. Комнатные растения как среда для жизни паразитов. Паразиты комнатных растения: тли, щитовки, паутинные клещики. Методы борьбы. Использование фитонцидов для борьбы с болезными и паразитами. Основные понятия: паразиты, фитонциды, закаливание. Практика: осмотр растений, уход за ними, борьба с вредителями. Тема 11. Практикум по пересадке, перевалке растений, пикировке, размещение на лето, подкормка. Тема 12. Основы проектной деятельности. Основные отличия проекта от исследований. Правила создания и оформления проекта. Основные разделы проекта. Основы публичного выступления и презентации своих работ. Практика: сюжетно – ролевая игра «Найди ошибку». Выступление на мероприятиях согласно положениям и календарю. 1.4. Планируемые результаты 1.4.1. Личностные результаты освоения программы: В рамках когнитивного компонента будет сформировано: - осознанное отношение обучающихся к целостности окружающего мира; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов познавательной деятельности; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки в области экологии растений и охраны природы. В рамках ценностно-эмоционального компонента будет сформировано: 12 - ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, к труду взрослых и его результатам; - доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - эстетическое отношение к миру и природе. В рамках деятельностного компонента будут сформированы: - умение составления мини-проектов, проведения простых исследований, опытов, на основе выбранных методик; - основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного, экологического поведения в мире природы; - практические навыки обращения с инвентарем; - аспекты здоровьесберегающего поведения. 1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы В результате освоения программы обучающиеся научатся регулятивным универсальным учебным действиям: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; решению проблем поискового/творческого характера; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характеристики ошибок; использовать полученные навыки самостоятельной работы для разработки/написания сообщений, рефератов, проектов, исследовательских работ; 13 основам познавательной и личностной рефлексии. В результате освоения программы обучающиеся научатся коммуникативным универсальным учебным действиям: сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владеть монологической и диалогической формами речи; выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. В результате освоения программы обучающиеся научатся познавательным универсальным учебным действиям: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, сети Итетнет; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; осуществлять распознавание объектов, выделение признаков и их синтеза. 1.4.3. Предметные результаты освоения программы В результате освоения программы обучающиеся: 14 существенных будут знать: названия наиболее известных комнатных растений; требования к влажности растений разных групп произрастания; приспособления растений к различным условиям влажности, освещенности, колебаниям температуры; лекарственные комнатные растения; ядовитые комнатные растения; виды почв; культуры которые можно вырастить в зимнее время на подоконнике; естественных врагов и паразитов растений; вредители и болезни комнатных растений; виды удобрений комнатных растений и нормы их внесения; методы и способы размножения растений в естественных условиях и комнатной культуре. будут иметь представление: о причинно – следственных связях между географическим положением, рельефом и климатическими условиями; о приспособлениях растений к условиям произрастания; о растительности сообщества, абиотическом факторе, адаптации; об основах фитодизайна, правилах размещения растений в интерьере квартиры, школы, офиса; об популярной отрасли народного хозяйства - сити-фермерство; о технологии и необходимых условиях для выращивания микрозелени; о почвенных смесях для комнатных культур; о взаимоотношениях растений между собой и с животными в естественных условиях; о составе и свойствах почвы, виды почв и почвенных смесей как основную среду произрастания комнатных растений о методах борьбы с вредителями и болезнями комнатных растений; 15 об основных формах охраны растений. будут уметь: составлять паспорт растения, находя нужный материал в справочниках, энциклопедиях; определить растение, его экологическую группу; ухаживать за растениями, обеспечивая правильный полив, опрыскивание, размещение растений согласно экологической группе; изготавливать арома-саше; определять и бороться с вредителями и болезнями комнатных растений; подкармливать растения, определяя по внешнему виду недостаток минерального питания; размножать растения семенами, вегетативно; пересаживать, переваливать растения. будут иметь опыт: ухода за разными видами комнатных растений; определения кислотности почвы; приготовления почвенных смесей; определения условий произрастания по внешнему виду растений; природосообразного поведения в природе; делать простые опыты с комнатными растениями, готовить микропрепараты тканей растений и рассматривать их под микроскопом, делать зарисовки; вести наблюдения и исследования, оформить результаты в виде исследовательской работы; создания микроклимата в помещении, используя различные комнатные растения, владеть начальными навыками фитодизайна. пропагандировать свои знания, делать сообщения, составлять кроссворды, викторины. 16 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Количество учебных недель: 36; количество учебных дней: 72; продолжительность учебной недели – 6 дней. Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09 – 29.05. Примерный календарный график на учебный год – в приложении. 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы Учебные занятия проводятся в учебном кабинете, соответствующего требованиям Роспотребнадзора к учебным аудиториям. Кроме того, программой предусмотрены практические занятия которые в идеале требуют наличие теплицы –оранжереи, с богатой коллекцией комнатных растений. Если же такой базы не имеется, то возможно реализация программы и в условиях обычного класса, аудитории, но с наличием хотя бы минимального набора комнатных растений. 2.2. Условия реализации программы 2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы Учебные занятия проводятся в учебном кабинете, в помещении теплицы – оранжереи. Оборудование учебного класса Учебные столы Стулья Магнитно-маркерная доска (при возможности – интерактивная доска) Компьютер (ноутбук) Мультимедиапроектор Принтер Сканер Ксерокс DVD-проигрыватель 17 Количество 8 шт. 15 шт. 1 1 1 1 1 1 1 Канцелярские товары Материалы для проектных работ Оборудование теплицы коллекция комнатных растений совки лопаты грабли лейки опрыскиватели перчатки респиратор с противоаэрозольной, противогазовой или комбинированной защитой (для демонстрации) защитная спецодежда (для демонстрации) Количество 150 шт 15 15 15 15 15 15 пар 1 шт. 1 комплект защитные очки закрытого типа 15 гигрометр термометр ящики для рассады разной длины и объёма перевалочные горшочки одноразового использования горшки разного объёма секатор ножницы семена однолетних культур для посадки луковичные семена для выгонки (например нарциссы, тюльпаны) минеральные удобрения азотные минеральные удобрения фосфорные минеральные удобрения калийные фито-лампы песок перлит вермикулит торф мох сфагнум биогумус кора деревьев 1 1 8-10 30 18 15-30 15 15 5 упаковок 15 луковиц 1 кг 1 кг 1 кг 2 шт 1 кг 1 кг 1 кг 10 кг 1 мешок 1 кг 1 мешок глина (как образец почвы) подставки под растения 1 кг 2-3 шт. 2.2.2. Информационное обеспечение Интернет-источники http://www.biodat.ru Описание BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии http://www.floranimal.ru FlorAnimal: портал о растениях и животных http://www.floralworld.ru/ энциклопедия ухода за растениями. На сайте статьи об уходе за растениями: освещение, температура, полив, влажность воздуха, минеральное питание, подбор и подготовка почвы и многое другое, что необходимо знать для успешного выращивания растений. http://plant.geoman.ru Занимательно о ботанике. Жизнь растений http://gardendigger.ru/ GardenDigger.ru - тропические цветы и экзотические фрукты. Энциклопедия тропических растений. Статьи по выращиванию тропической экзотики в комнатных условиях. Семенное размножение редких растений, хитрости и советы профессионалов. http://www.homeflowers.ru/ Сайт о комнатных цветах и растениях. Практические рекомендации по уходу. Авторские статьи и фотографии. Фотогалереи. Форумы. http://www.ecosystema.ru Экологическое образование детей и изучение природы России http://www.gardener.ru/ Портал о ландшафтном дизайне. Анонсы выставок и конкурсов. Статьи, обзоры журналов о ландшафтном дизайне, цветоводстве и садоводстве. Объявления о работе, список обучающих курсов 19 (дизайн, фитодизайн и др.). Форум. Видео: 1. Видеоурок «Родина комнатных растений» 2. Видеоурок «Основные экологические группы комнатных растений» 3. Видео «Ядовитые комнатные растения» 4. Видео «Лекарственные свойства комнатных растений» 5. Видеоурок «Самые душистые цветы» 6. Видеоурок «Растения для сити-фермерства» 7. Видео «Почва. Подготовка почвы, почвенные смеси» 8. Видеоурок «Способы размножения растений» 9. Видео «Озеленение квартиры. Фитодизайн» 10. Видео «Самые распространенные болезни комнатных растений» 11. Видео «Вредители комнатных растений» 12. Цикл фильмов о природных зонах. В содержании программы имеется перечень учебных и дидактических средств, методической литературы для педагогов, учебных фильмов и электронных презентаций. 2.2.3. Кадровые ресурсы Реализация данной программы предусматривает привлечение педагога, уровень квалификации планируемых которого результатов, соответствует организации задачам образовательной достижения деятельности обучающихся, компетентный в области естественных наук. Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений (школы и УДО) с целью более качественного обучения и воспитания детей. 2.2.4. Организационный ресурс предполагает, что занятия проводятся при соблюдении расписания, режима проведения занятий, правил техники безопасности. 20 2.3. Формы аттестации Для определения результативности освоения программы разработана система диагностики по данной программе, включающая в себя 3 этапа: предварительный контроль (сентябрь-октябрь), текущий контроль (январь) и итоговый контроль (май). Уровень сформированности ЗУН оценивается по каждому содержательному разделу на основе создания обучающимися реального продукта, указанного в содержании программы. Результаты отслеживаются на основе карты «Педагогический мониторинг реализации образовательной программы». Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, дневники наблюдений, материалы анкетирования и тестирования, аналитические справки и аналитический материал, грамоты/дипломы, сертификаты, готовые интеллектуальные и творческие работы, фото, отзывы детей и родителей, и др. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта «Педагогический мониторинг реализации образовательной программы», аналитические материалы по итогам проведения диагностики и аналитические справки, отчет итоговый, выставки, защита проектных работ, конкурсы, мини-конференции, тематические олимпиады, открытые занятия, переход выпускников данной программы на обучение по программе углублённого уровня, и др. Участие и результат обучающихся в тематических мероприятиях цветочных фестивалях, конкурсах уровня учреждения, города, региона являются формами подведения итогов реализации программы. 2.4. Оценочные материалы Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны: - зачётные вопросы по темам программы; - тесты-задания для отслеживания уровня полученных умений и навыков. 21 Для отслеживания уровня усвоения программы проводится анализ активности обучающихся на занятии и участия в конкурсных мероприятиях разных типов и уровней. Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой теме и поурочно разработаны тесты, викторины, кроссворды, карточки - задания, квест – игры, тесты-задания. Для диагностики развивающих и воспитательных задач программы используются: - тесты по изучению отношения к своему здоровью; - диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»; - анкеты и тесты по изучению сформированности экологических ценностей («Определение уровня экологической культуры», авторы Ясвин В.А. и Дерябо А.Д.; «Определение уровня экологической культуры», авторы Самкова В.А., Прутченков А.С.); - тесты по изучению уровня сформированости культуры здоровья школьников; - тесты по изучению уровня воспитанности учащихся; - анкеты. Механизм оценки результативности активность на занятиях; участие в тематических мероприятиях; результативность участия в конкурсных мероприятиях; конкурентоспособность учащихся. В течение учебного года и в конце года педагог сравнивает полученные после проведения диагностики результаты с предполагаемыми, корректирует программу при необходимости. 2.5. Методические материалы Данная программа в целом направлена на формирование представления подростков о многообразии комнатных растений, об особенностях их существования, о взаимодействии человека 22 и природы; выработку определенных практических умений и навыков, необходимых для работы с землей, привитие навыков управления развитием растений; общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. 2.5.1. Формы и методы. Учитывая специфичность учебных тем, программой предусмотрено использование и чередование различных форм и методов для освоения подростками учебного материала. Используемые методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, дискуссионный, проектный, исследовательский и др.; методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др. Теоретические занятия проводятся в учебном классе. Практические – в помещении теплицы – оранжереи и в соответствии с тематикой и содержанием занятий: экологические наблюдения, участие в конкурсах, конференциях. Практическая, реферативная, проектная деятельность поможет формировать у детей потребность в познавательной деятельности, развивать их разносторонние способности (проектные, исследовательские, творческие, коммуникативные). Групповые занятия проводятся при изучении основных тем. Парные группы организуются для проведения опытов. Для подготовки участников конкурсов, конференций, организации проектной/исследовательской работы необходимы занятия в подгруппах и индивидуальные занятия. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся в дополнительном образовании имеет свои специфические функции: сохранение исследовательского поведения как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; развитие склонностей и способностей обучающихся в соответствии с их личностными потребностями. Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: 23 активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала; повышение познавательной мотивации; обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание); развитие навыков самостоятельной учебной деятельности; умение работать с командой и в команде; принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата. Формирование культуры отношения к растениям базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на технологиях развития экологического сознания. Для материалы активизации - познавательной деятельности дидактические пособия для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания с проблемными ситуациями, задания с разным уровнем сложности вопросов, справочный материал, тесты с возможностью самоконтроля, упражнения, инструкции проведения опытов и т.п. В учебной работе используется примерный алгоритм учебного занятия: 1. Организационный этап - проверка посещения, организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. 2. Подготовительный этап - совместная с обучающимися формулировка цели и задач занятий, мотивация учебной деятельности. 3. Основной этап - усвоение новых знаний и способов действий. 4. Повторение - выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. 24 5. Рефлексия - самооценка, оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы. 2.5.2. Методические рекомендации педагога Учебный материал должен быть интересен и доступен детям, динамичен и конкретен. В теме «Болезни и вредители комнатных растений» не следует давать детям работать с ядохимикатами, использовать ядохимикаты только педагогу. Процесс обучения, воспитания и развития детей идет параллельно на каждом занятии. Программа может корректироваться педагогом в процессе обучения по данному курсу. Педагог может усложнять задания для более успешных и способных детей. Программа может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начального и среднего звена. Элементы программы, отдельные разделы можно использовать на уроках «окружающего мира», «природоведения», во внеурочной деятельности. Данная программа разработана в 2020 году. Внесены уточнения, изменения в 2021 году. 25 2.6. Список литературы 2.6.1. Нормативно-правовые документы - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; - Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; - Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Паспорт национального проекта "Образование" (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16); - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Приказ Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 г. "Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей"; - Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного образования детей, внедряемая в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 07 декабря 2018 г.; - Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную 26 деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 г. № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального дополнительного образования, профессионального соответствующего образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»; - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года; - Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК "Об образовании в Пермском крае" (в ред.06.10.2020); - Концепция развития дополнительного образования в Пермском крае до 2030 года; - Устав МАУ ДО ДДЮТЭ г. Березники; - Положение о структуре, дополнительных порядке общеобразовательных, разработки и утверждении общеразвивающих программ МАУ ДО ДДЮТЭ г. Березники 2.6.2. Литература для педагога 1. Анисимова Т. Б. Кактусы - М., Феникс, 2003 г.- 250 с. 2. Богатырева Н.И. Цветы вокруг нас. – Ижевск: Удмуртия, 2004. – 240 с. 3. Верзилин Н. М. «Путешествие с домашними растениями» «Просвещение, 1997 г. 4. Ветлина В.А.: Ускользающие жемчужины. - М.: Мысль, 1981 27 - М., 5. Дежникова Н. С., Цветкова И. В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки/ Н. С. Дежникова, И. В. Цветкова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 6. Журавлев И.И. Болезни цветочных культур – М., «Просвещение», 1973 г. 7. Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература, 1977. 8. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1991. 9. Родина В. А. Цветоводство в школе. – М.: Просвещение, 1974 г. 10. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 11. Семенов А. Н. Комнатные растения друзья и враги. – С-Петербург.: Невский проспект, 2000 г. 12. Травникова В. В. Биологические экскурсии. – СПб.: «Паритет», 2002.. 13. Тратайк Д. И. Книга для чтения по ботанике. - М.: Просвещение, 1978. 14. Комнатные растения Иллюстрированная мини – энциклопедия, М., Внешсигма АСТ, 2000 г. 15. Клинковская, Н. И., Пасечник В. В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 2001г. 16. Князева Т.П., Князева Д.В. Комнатные растения. Новейшая энциклопедия. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2019. – 288 с.: ил. – (Цветоводство). 17. Лимаренко А.Ю., Палеева Т.В. Атлас комнатных растений. – СПБ.: Сова; М.: Изд-во Эксмо; 2017 г. – 320 с., илл. 18. Никитинский Ю.И., Тавлинова Г.К. Приемы цветочного оформления. – М.: Россельхозиздат, 1998. – 238 с., ил. 19. Пономарева И. Н. «Экология растений с основами фитоценологии», М., Просвещение, 1978 г. 20. Хессайон Д. Г. Д – р «Все о комнатных растениях», М., «Кладезь – Букс», 2002 г. 21. Чуб В.В., Лезина К.Д. «Мир комнатных растений: Новейший справочник». – М.: Изд-во Эксмо, 2015. – 336 с. 28 22. Я познаю мир: Детская энциклопедия: растения/ сост.Л.Н. Багрова; под общей ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 23. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/Авт.-сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Фирма» «Изд-во АСТ», 1998. 24. Я познаю мир. Загадочные растения: энцикл./ Б. Н. Головкин, М. Т. Мазуренко, И. В. Черныш. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 2.6.3. Литература для детей 1. Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература, 1977. 2. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас – определитель. - М.: просвещение, 2017. 3. Плешаков А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. - М.: просвещение, 2016. 4. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 5. Смирнов А. В. Мир растений: Рассказы о саксауле, селитрянке, баобабе, березах, кактусах, капусте, молочаях и многих других широко известных и редких цветковых растениях – М. Мол. гвардия, 1979. 6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: растения/ сост. Л.Н. Багрова; под общей ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А.Е. Чижевский. – М.: ООО «Фирма» «Изд-во АСТ», 1998. 8. Я познаю мир. Загадочные растения: энцикл./ Б. Н. Головкин, М. Т. Мазуренко, И. В. Черныш. – М.: АСТ: Астрель, 2006. 29 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Цветоводство» на 2021 – 2022 уч. г. Учебн ые перио ды Сроки Количес Количес Корректир Кол-во КолРежим начала и тво тво овка КТП учебн во занятий окончания учебны выходн (празднич ых учебн учебных х недель ых ные дни)* заняти ых периодов по праздни й часов плану чных дней Очный, очно1е 01.09.2022 17 2 4.11.34 68ч заочный с полуго по учебных 5.11.2022г применением дие 30.12.2021 недель 2е 10.01.202219 7 23 февраля; 38 76ч дистанционных технологий полуго 29.05.2022 учебных 6-8 марта; (при дие недель с 30 апреля необходимости по 3 мая; ) 7-10 мая. Итого 36 9 72 144 за год часа *организация (в случае необходимости) корректировки КТП за счёт объединения или уплотнения тем занятий (интенсификации), выпавших на праздничные дни, осуществляется педагогом, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, с учётом содержания программы и по согласованию с методистом учебного отдела. 30 Приложение 2 Воспитательный компонент программы В дополнительном образовании единство обучения и воспитания неразделимо. В МАУ ДО «Дом детого и юношеского туризма и экскурсий» разработана Рабочая программа воспитания, в которой закреплены модули. В данном разделе сформулированы основные задачи воспитания каждого модуля в соответствии с направленностью и содержанием программы. Средний школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Большие возможности предоставляет этот возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет подросток накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт деятельности в коллективе и для коллектива. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Цветоводство» Руководитель: Тургаева Т.Б. Задачи к модулям рабочей программы воспитания 1. Воспитание на учебном занятии Воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и рационального природопользования. Создавать условия для формирования у детей устойчивой самостоятельности в разных видах деятельности. 2. Экскурсии, походы, экспедиции Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. 3. Воспитание в детском объединении Пропагандировать коллективный характер деятельности, удовлетворяющий потребность в общении, готовности прийти на помощь другому. Воспитывать культуру общения учащихся и их коммуникабельность. 4. Воспитательная среда Создавать условия для освоения и присвоения общекультурных ценностей, формирования положительных качеств личности. 5. Взаимодействие с родителями Объединить усилия педагога и родителей для развития и воспитания детей. 6. Модуль самоопределения (профориентация) 31 Формировать осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором будущей профессии и своего места в обществе. Содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии. 7. Наставничество, тьюторство Обучение социальным и практическим навыкам обучающихся, необходимым для адаптации в обществе. 8. Профилактика Способствовать формированию устойчивой мотивации и навыков сохранения здоровья. 9. Ключевые общие дела Вовлечение обучающихся в совместную с детьми и педагогами учебнопознавательную, культурно-досуговую деятельность, формирование благоприятного микроклимата в детском объединении. 32 Приложение 3 Месяц План диагностики учебно-воспитательного процесса в объединении Диагностические методики Март Исходный уровень знаний по программе Тест «Моё отношение к природе» Тест «Куда ты идёшь?» (по ЗОЖ) Определение уровня воспитанности обучающихся Выявление уровня освоения образовательных программ Сохранность контингента Анкетирование обучающихся и их родителей /законных представителей «Удовлетворенность образовательным процессом» Повторный тест «Моё отношение к природе» Апрель Определение уровня воспитанности обучающихся Сентябрь Октябрь Декабрь Февраль Май Выявление уровня освоения образовательной программы Приложение 4 Примерный перечень проектов Творческие проекты: «Аромо притяжение », «Я - сити фермер», «Новогодние композиции», «Фито-дизайн моей комнаты», «Цветы – маме», «Паспорт комнатного растения» и др. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Список планируемых к участию конкурсов, олимпиад Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость России»; Всероссийский форум «Зеленая планета»; Краевой конкурс «Чистая вода» среди учащихся и молодежи Пермского края (муниципальный и региональный этап); Региональный этап Всероссийской олимпиады научно – исследовательских и учебно – исследовательских проектов детей и молодёжи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля Космос»; Региональный конкурс исследовательских работ учащихся в области эколого – биологических наук «Первые шаги»; Региональный конкурс исследовательских работ среди обучающихся 1 – 11 классов. 33 Приложение 5 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Цветоводство» Вопросы для Вводной и Итоговой диагностики Тема 1. 1. Что такое экология? видеоэкология? 2. Что такое среда обитания? Какие группы факторов среды вы знаете? 3. Почему в комнатную культуру введены определенные растения? 4. Как правильно поливать растения? 5. Для чего опрыскивают растения? 6. Что такое «сухой полив»? Тема 2. 1. Почему большинство комнатных растений родом из пустынь, влажных тропических лесов, субтропиков? 2. Какие адаптации имеют растения к условиям среды своей родины? 3. Что такое растительные сообщества? Каковы законы их жизни? Как их надо использовать при размещении растений в комнатах? Тема 3. 1. Какими адаптациями обладают ксерофиты? 2. Что такое суккуленты? 3. Почему у суккулентов южной Америки и Африки разные адаптации? 4. Какие адаптации имеют растения нижних ярусов тропических лесов к улавливанию рассеянного света? 5. Какие адаптации характерны для эфемероидов? 6. Как доказать, что циперус – болотное растение? Тема 4. 1. Что такое почва? Как она образуется? Какой состав имеет? Как это доказать опытным путем? 2. Какие виды почв вам известны? 3. Что такое почвенная смесь? 34 4. Как определить опытным путем кислотность почвы? 5. Что такое корневое давление? Тема 5. 1. Что такое размножение? 2. Какие виды размножения комнатных растений вам известны? 3. Назовите споровые растения нашего кабинета? Тема 6. 1. В каких взаимоотношениях находятся комнатные растения и животные? Микроорганизмы. 2. Что такое паразитизм? Какие паразиты комнатных растений вам известны? 3. Как можно бороться с болезнями и вредителями комнатных растений? 4. Что такое фитонциды? Для чего их используют растения? 5. Как человек пользуется фитонцидами? 6. Что такое закаливание растений? Тема 7. 1. Что такое интерьер? Фитодизайн? Микроклимат? 2. Какие растения лучше всего использовать для озеленения офисов, жилищ? 3. Какова совместимость растений и человека? 4. Каковы особенности различных растений как членов комнатного сообщества? Тема 8. 1. Что такое пересадка? Как правильно пересадить растение? 2. Когда применяется перевалка? Чем она отличается от пересадки? 3. Что такое подкормка растений? 35 Приложение 6 Перечень опытов к программе «Цветоводство» Тема 2. Родина комнатных растений Опыт 1. Дыхание растений Опыт 2. Испарение воды растениями Опыт 3. Формирование кроны растений Тема 3. Экологические группы комнатных растений Опыт 1. Создание модели микробиоценоза Опыт 2. Фотопериодизм Опыт 3. Влияние света на рост и развитие растений Опыт 4. Влияние температуры на укоренение черенков комнатных растений Тема 4. Лекарственные свойства комнатных растений. Опыт: обработка семян цветочных культур соком алое перед посадкой(бархатцы, астры, георгины однолетние) Тема 5. Ароматное притяжение. Опыт: посев семенами ароматных трав (мята, базилик, розмарин) Тема 6 Огород на подоконнике: Опыт: посев семян и уход за посевами. Тема 7. Почва, почвенные смеси. Опыты: корневое давление, определение кислотности почвы. Тема 8. Размножение растений Опыты: выращивание цитрусовых из семян, вегетативное размножение черенками на разных субстратах (3, 88), отводками (3, 88). Тема 9. Способы размещения комнатных растений в помещении Опыт 1. Фитонцидные свойства растений Опыт 2. Появление полос на листьях традесканции зебровидной Опыт 3. Влияние интенсивности освещения на рост и развитие растений. Тема 10. Болезни и вредители комнатных растений Опыт 1. Эффективность настоев растений для борьбы с различными вредителями. 36 Приложение 7 Определение уровня экологической культуры Невербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» В. А. Ясвина направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении природы. «ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза». В. Я. Ясвин выделяет четыре типа установок: личность воспринимает природу как объект красоты – «эстетическая» установка; как объект изучения, получения знаний – «когнитивная» установка; как объект охраны – «этическая» установка; как объект пользы – «прагматическая» установка. Методика включает 12 пунктов. Каждый пункт содержит одно стимульное слово и пять слов для неявных ассоциаций. Четыре слова соответствуют четырём типам установки, а пятое – для отвлечения внимания. Испытуемым предъявлялось стимульное слово и предлагалось выбрать одно из пяти ассоциативных слов. Текст теста ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова (П); песок. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К). ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И). ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюски (И); очищать (О). МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О); шкура (П). ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П); сено. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки; туман (К). УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцевание (И). РЫБЫ: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жарить (П); перо. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О); урожай (П). БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза. В скобках после стимульного слова указано, к какому типу установки относится данный ответ. К – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая» установка; И - природа воспринимается как объект изучения - «когнитивная» установка; О - природа воспринимается как объект охраны – «этическая» установка; П - природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая» установка. Анкета «Мое отношение к природе» (Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: Практические занятия. - М.: Новая школа, 1996) Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь. Порядок работы. Прочтите вопрос в таблице «Мое отношение к природе», выберите один из трех ответов и запишите на отдельный листок соответствующую оценку в баллах. Полученные баллы в конце работы сложите. Подсчитайте, сколько баллов вы набрали. Сравните результат с приведенными ниже оценками и прочитайте советы. № Вопросы Ответы и баллы 37 п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Задумываетесь ли вы о своем отношении к природе? Делите ли вы природные объекты на привлекательные («красивые») и непривлекательные («некрасивые»)? Всегда ли вы бережно относитесь к природе? Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления? Цените ли вы разнообразие в природе? Влияет ли природа на ваше настроение? Проявляется ли этот интерес в ваших поступках? Все ли в окружающей природе вас интересует? Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу? Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления? Вмешиваетесь ли вы в ситуацию, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями? Любите ли вы читать описания природы в книгах? Влияет ли окружающая природа на ваши мысли? Влияет ли природа на ваше поведение? Часто ли вы отдыхаете среди природы (в том числе в городских скверах, парках и т. п.)? Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе? Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать среди природы? Часто ли вы проявляете равнодушие к природе? Вы начали принимать посильное участие в охране природы в I-V классах? Или в более старшем возрасте? Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинах (фотографиях)? Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой? Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом? Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой? Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким именно предметам 2 0 0 2 1 1 2 2 0 0 1 1 2 2 2 1 2 0 0 0 2 0 1 1 1 0 1 1 0 2 2 0 1 2 2 2 1 0 0 0 2 1 1 1 0 0 2 1 2 0 1 0 2 2 0 1 1 0 2 2 0 1 1 2 0 1 2 0 1 2 0 1 2 0 1 Менее 20 баллов. Очень жаль, но, судя по всему, ни впечатления от общения с природой, ни знакомство с природой через искусство (музыку, литературу, живопись), ни полученные знания об окружающем вас мире до сих пор не затронули вашего сердца. Вы эгоистичны по отношению к природе, не осознаете своей связи с ней. Вам необходимо преодолеть чувство оторванности и отчужденности от окружающего вас мира природы. Полезным для вас будет знакомство с историей человека в неразрывной связи с историей природы, ее влиянием на жизнь общества. Кроме того, постарайтесь следовать тем советам, которые приведены ниже. 38 От 21 до 29 баллов. Ваше отношение к природе мало осознано и не очень активно. Уделяйте природе больше внимания. Старайтесь найти в ней привлекательные для вас стороны, задумывайтесь над происходящими в природе явлениями, их причинами и следствиями. Знакомьтесь с произведениями искусства, отображающими природу. Обращайте внимание на то, как она влияет на окружающих вас людей. Если вы будете делать это регулярно, ваше отношение к природе, а тем самым и к окружающим вас людям станет более осмысленным и активным. От 30 до 39 баллов. Отношение к природе осознается вами глубоко и правильно. Однако вы понимаете, что некоторые выбранные вами ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайтесь быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Активно выступайте в защиту окружающей среды. Чаще интересуйтесь произведениями искусства: читайте, слушайте музыку, знакомьтесь с пейзажной живописью и графикой, работами художников-анималистов. Это поможет сделать ваше отношение к природе более глубоким и действенным. Свыше 40 баллов. Ваше отношение к природе недостаточно осмыслено. Ваша эмоциональность нередко мешает критически рассматривать свои мысли, чувства, поступки. Чаще анализируйте их, будьте искренни и самокритичны по отношению к себе и своим действиям. Приложение 8 Диагностика уровня воспитанности обучающихся Цель: Отслеживание эффективности воспитательной работы Условие реализации: первичная диагностика (в начале обучения) повторная диагностика (в конце обучения I, II, III г.) Шкала оценки: 4 – качество выражено ярко, проявляется постоянно, 3 – качество проявляется примерно в половине случаев, 2 – качество выражено слабо, 1 – качество совсем не выражено. Важные человеческие качества Трудолюбие (опыт практической деятельности) Коммуникативность, умение общаться со сверстниками, со взрослыми Взаимопомощь (социальный опыт) Культура поведения и речь Аккуратность 1 2 3 4 5 6 Самостоятельность и умение делать выбор Доброжелательное отношение к окружающим 39 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Честность Всего: Если сумма оценочных баллов ребёнка приближается к максимальной (4 х 8 = 32 баллов), то это говорит о высоком уровне воспитанности. После проведения вторичной диагностики необходимо проанализировать динамику уровня воспитанности. Обработка результатов: 32-28 – высокий уровень воспитанности 27-20 – средний уровень воспитанности 19-12 – ниже среднего уровня воспитанности, важные человеческие качества проявляются слабо 11-8 – низкий уровень воспитанности Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Назначение теста: диагностика сформированности нравственных представлений. Тестовый материал. Обучающихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, сделанного тебе другими; доброго дела, свидетелем которого ты был; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др. Интерпретация результатов теста. Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале: 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии; 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 балла – если сформировано полное и четкое представление. Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д. 40 Приложение 9 Уровень социализации воспитанников Цель: отследить уровень социализации обучащихся объединения. Условия реализации: анализ педагогом показателя в конце каждого учебного года. Шкала оценки: 4– качество выражено ярко, проявляется постоянно; 3 – качество проявляется примерно в половине случаев; 2 – качество выражено слабо; 1 – качество совсем не выражено. Качества 1 2 3 4 5 6 7 Фамилия и имя ребенка 8 9 10 11 12 13 14 15 Общительность в коллективе Принятие семейных ценностей Участие в жизни творческого объединения (статус ребенка в коллективе) Участие в самоуправлении Инициативность, лидерские качества ВСЕГО баллов: 1. 2. 3. 4. Обработка результатов: 20 – 16 баллов – очень высокий уровень социализации 15 – 11 баллов – высокий уровень социализации 10 – 6 баллов – средний уровень социализации 5 – 1 баллов – низкий уровень социализации Диагностика по ЗОЖ Методика «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша) Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни. Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни. Вопросы Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? а) хорошее; б) удовлетворительное; в) плохое; г) затрудняюсь ответить. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом? а) да, занимаюсь; б) нет, не занимаюсь. Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе? а) чаще всего больше 2 часов; б) около часа; в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу. Делаете ли утром следующее: 41 а) физическую зарядку; б) обливание; в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу. 5. Обедаете ли в школьной столовой? а) да, регулярно; б) иногда; в) нет. 6. В котором часу ложитесь спать? а) до 21 часа; б) между 21 и 22 часами; в) после 22 часов. 7. Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите? а) да, активно; б) изредка; в) никогда. 8. Как Вы чаще всего проводите свободное время? а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями; в) читаю книги; г) помогаю по дому; д) преимущественно смотрю телевизор (видео); е) играю в компьютерные игры; ж) другое. Обработка результатов Ответы оцениваются по десятибалльной шкале Подсчитайте общее количество баллов. Интерпретация Высокий уровень – 110 – 80 баллов – осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Средний уровень – 75 – 50 баллов – частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Низкий уровень – 45 баллов и меньше – отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней. Методика «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» (Н.С. Гаркуша) Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья. Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один из предложенных ответов. 1. Занимаетесь ли Вы: а) в школьной спортивной секции; б) в спортивной секции других учреждений; в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья; г) просмотром передач на тему здоровья; д) употреблением витаминов; е) чтением энциклопедий для юношей и девушек. 2. Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков: а) вообще никогда не участвую; б) очень нерегулярно; 42 в) раз или два в неделю; г) три и более раз в неделю. 3. На уроках физической культуры вы занимаетесь: а) с полной отдачей; б) без желания; в) лишь бы не ругали. 4. Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями): а) полное взаимопонимание; б) доверительные; в) уважительные; г) отсутствие взаимопонимания. 5. Для ведения здорового образа жизни Вы: а) соблюдаете режим дня; б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу; в) занимаетесь спортом; г) делаете регулярно утреннюю зарядку; д) не имеете вредных привычек. 6. Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют: а) физическая сила и выносливость; б) умственная работоспособность; в) ум, сообразительность; г) сила воли, выдержка, терпение и упорство; д) объём знаний о здоровом образе жизни; е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; ж) внимание и наблюдательность; з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость); и) умение организовать свой труд (организованность); к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; л) чуткость и отзывчивость к людям; м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других; н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива; о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д; п) умение беречь время; р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки. Обработка результатов За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 – по 5 баллов, во 2 – 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 – 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 – по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения. Интерпретация Высокий уровень – 160-130 баллов – идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья. Средний уровень – 125 – 90 баллов – знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания. Низкий уровень – ниже 85 баллов – отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры. 43 Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша) Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие: в спортивных соревнованиях; в спортивных праздниках; в туристических походах; в проведении дней, недель здоровья; в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни; в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий; в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах; в проведении физкультминуток, физкультпауз; в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья; в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье; в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни; в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни; в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек. Обработка результатов Каждый плюс оценивается 10 баллами. Интерпретация Высокий уровень – 130 – 100 баллов – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей. Средний уровень – 90 – 50 баллов – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни. Низкий уровень – меньше 40 баллов – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека. Определение общего уровня сформированности культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша) Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три. Получаются следующие уровни здоровья: Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 135 – 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников – 100 – 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. 44 Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников – меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует. Тест для родителей "Можно ли ваш образ назвать здоровым?" Предлагаемый тест покажет, умеете ли Вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ. 1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу? —непривычная утомляемость —зимняя простуда —хроническое несварение в желудке. 2. Как вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники? —не включаю на полную громкость; —в этом нет нужды — звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух; —не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров. 3. Как часто Вы меняете зубную щетку? —два раза в год —каждые 3—6 месяцев —как только она обретет потрепанный вид. 4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа? —частое мытье рук —противогриппозная прививка —отказ от прогулок в холодную погоду. 5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать перехода времени? —ранним вечером —с восходом солнца —в середине дня. 6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания? — каждый час; — каждые полчаса; — каждые 10 минут. 7. Какое из утверждений соответствует истине? —можно загореть даже в облачный денек; —если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10; —смуглым людям не нужна защита от солнца. 8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес? — отказ от завтрака, обеда или ужина — сокращение потребления алкоголя — исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов. 9. Как правильно дышать: —ртом —носом —ни один из вариантов не хуже и не лучше другого. 10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам? —химическая завивка —сушка волос феном —обесцвечивание волос 45 Подведите итог: Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1(6), 2 (в), 3 (б), 4 (в), 5 (а), 6 (в), 7 (а), 8 (б), 9 (б) и 10 (б). Сложите полученные очки. 8—10 баллов — Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике. 5—7 баллов — Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако, кое-какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти. 4 и меньше баллов — Не отчаивайтесь, еще не все потеряно, следуйте рекомендациям. Это поможет Вам приобрести полезные 46 привычки повседневной жизни. Приложение10 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель, задачи Формирование знаний, умений, Формирование общеучебных программы навыков способов деятельности Общее личностное развитие Знание, мастерство Овладение Воспитание, формирование Формирование социальных личностных качеств компетенций Развитие способностей Морально-нравственные ценности Формирование навыков Развитие Формирование Развитие компетенции Предполагае Терминами Выбора Интеллекта гуманистического отношения Информационной мый Понятиями Сравнения Речи К себе Коммуникативной К прекрасному Социального результат Приемами Сопоставления Памяти Технологиями Анализа Креативности К знаниям Алгоритмами действий Рефлексии К обществу К человеку Знание Выполнение с помощью кого-либо (педагога, родителя) Понимание Уровни сформирован Ниже возрастных, социальных, Применение Самостоятельное построение, индивидуальных норм Саморазвития Усвоение элементарных норм, правил, принципов Эмоциональная значимость (ситуативное проявление) В соответствии с возрастными, выполнение Овладение взаимодействия социальными, индивидуальными нормами ности Выше возрастных, социальных, индивидуальных норм Познавательная, исполнительская деятельность Содержание опыта (в какой деятельности формируется) Восприятие информации Выполнение учебных заданий Репродуктивные задания Восприятие различных Творческая деятельность Эмоционально-включенное источников информации восприятие Эмоционально-значимая, личностно-значимая, социальнозначимая деятельность Индивидуальные и групповые социально-образовательные проекты Развивающие игры Сочинение Выполнение творческих заданий Доклады, рефераты Творческие задания Образовательные путешествия, экскурсии Развивающие игры Необходимое дидактическое Сборник упражнений Сборники игр Подборки учебных иллюстраций Технологическая карта Источники информации на разных Творческие задания 47 Интегрированные курсы, темы, занятия материал Информационные источники на различных и методическое оснащение носителях Сборник заданий Индивидуальная подборка дидактических материалов носителях Раздаточный материал Материалы для анализа, исследования Технологические карты, памятки Опорные конспекты Темы, материалы «на выбор» Зачет Диагностика уровня сформированности Тест Методы и формы оценивания Диагностика динамики развития Наблюдение Тестирование Анализ ситуаций Практическая работа Рефлексия Рефлексия Рефлексия Олимпиада Анализ материалов Наблюдение Тестирование Конкурс Экспертиза работ Совместное обсуждение Анкетирование, интервьюирование Совместное обсуждение Анализ. экспертиза теоретических и Экспертиза работ Тест практических работ Сравнение Наблюдение Оценка Способы и формы фиксации Журнал Отметка Индив. Рейтинг карта Экран Описание Портфолио Дневник Рейтинг Таблица творческого Диаграмма График развития Рефлексивные Рисунок Инд. карта тексты Описание Описание Таблица Впечатление График, диаграмма Аналитический материал Экспертное заключение Исследовательский материал Впечатление Проблемный материал Аналитический Публикация материал 48