Чжу Ван Фан ДОП Народное искусство Прикамья

Приказ № __ от _______200_г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Народное искусство Прикамья»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся: 6-12 лет
Срок реализации программы: 1 год

Автор-разработчик:
Чжу-Ван-Фан Оксана
Викторовна,
педагог дополнительного
образования

Березники, 2023

Введение
Предлагаемая

программа

предусматривает

формирование

у

обучающихся целостного представления о природе как о живом организме,
средствами

приобщения

к

миру

искусства,

общечеловеческим

и

национальным ценностям через художественное творчество, с опорой на
природное наследие Пермского края. Программа «Народное искусство
Прикамья» предназначена для обучающихся в возрасте 5-10 лет. Программа
интегрирует предметные знания разной направленности: художественной
творческой

подготовки

(техника

речи,

художественное

слово)

и

естествознание, экология. Комплексность программы достигается через
исследовательскую деятельность детей при ознакомлении с искусством,
творчеством, музыкой.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Народное искусство Прикамья» (далее – программа) разработана в
соответствии основными нормативными и программными документами в
области образования Российской Федерации, Пермского края, г. Березники и
МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».
Программа может быть использована педагогами дополнительного
образования, воспитателями детского сада, учителями начального и среднего
звена. Элементы программы, отдельные разделы можно использовать на
уроках изобразительного искусства, окружающего мира, природоведения; в
учреждениях

дополнительного

изобразительному искусству.
1.1.1. Направленность программы

образования

-

на

занятиях

по

Программа «Народное искусство Прикамья» относится к программам
художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и
склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая
возможность творческого самовыражения, творческой импровизации с
использованием

краеведческого,

общекультурный

уровень

природного

освоения.

материала.

Общеобразовательная

Она

имеет

программа

разработана в соответствии с современными нормативными документами в
сфере образования.
Характеристика возраста
Характерные

черты

детского

возраста

—

подвижность,

любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое
внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого.
Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его
суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей
форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Дети этого
возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все
большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со
стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная
деятельность. В этом возрасте ребята склонны постоянно мерятся силами,
готовы соревноваться буквально во всем.
Режим занятий:
При 72 (объеме) учебных часов в год, занятия проводятся 2 часа в
неделю (1 раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом.
Продолжительность одного академического часа – 45 минут).
При 144 (объеме) учебных часов в год, занятия проводятся 4 часа в
неделю, обычно это 2 занятия в неделю по 2 часа (2 раза в неделю по 2

академических часа с 10 минутным перерывом). Продолжительность одного
академического часа – 45 минут.
Возможно проведение занятий 4 раза в неделю по 1 академическому
часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
При разработке данной программы были изучены дополнительные
общеразвивающие программы, которые были разработаны и составлены в
МАУ ДО «Станция юных натуралистов»: «Мир цветов» (составитель
Устюгова К.А., 2006г.), «Цветоводство» (составитель Шмидт Н.Т., 2006г.),
«Экология комнатных растений» (составитель Сгибова Е.П., Тишанинова
Г.В., 2010г.), «Экология в доме» (составитель Амирова О.Е., 2012г.), «Мир
растений» (составитель Мусихина Е.П., 2012г.), «Зеленый наряд города»
(составитель Комарова Т.В., 2012 г.), «Зеленый океан» (составитель
Мусихина Е.П., 2013г.).
1.1.2. Актуальность программы
Вся духовная жизнь человека тесно связана с природой и это определяет
использование природы как средства, а формирование гармонии отношения к
ней выступает как одна из задач нравственно – эстетического воспитания.
Природа – неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно –
эстетическое отношение к природе, с учетом региональных особенностей,
обогащается ее отражением в художественных образах искусства, с
которыми знакомятся ребята.
Общение только с природой недостаточно для развития художественно –
эстетического восприятия природы. Необходимо раскрывать для каждого
обучающего опыт общения с природой, накопленным человечеством,
отраженный в искусстве, произведениях пейзажного жанра живописи.
Педагогически целесообразное сочетания экологического образования и
воспитания с влиянием искусства, с воспитанием эстетического видения
природы, творческого отношения к ней будет пробуждать и чувство

ответственности за сохранение

каждого ее объекта и явления как

неповторимой ценности и тем самым будет содействовать сохранению
природной среды. Одновременно решаются важные задачи нравственного,
патриотического воспитания подрастающего поколения.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы заключается в применении
технологий арт-терапии, основанных на использовании междисциплинарного
и прикладного подхода, а также на интеграции нескольких дисциплин в
единую схему.
Новизна программы
Новизна образовательной программы "Народное искусство Прикамья"
отражается
компонентов:

в

ее

комплексности,

что

обеспечивает

художественно-эстетического

и

единство

двух

естественнонаучного,

основанного на краеведческом материале.
Особенности организации образовательного процесса
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в
отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Занятия по
программе проводятся в соответствии с учебными планами в одновозрастных
группах обучающихся, являющихся основным составом объединения. Состав
группы является постоянным.
Цель программы
Создание условий для

нравственного, эстетического, художественного,

патриотического воспитания личности через организацию познавательной,
творческой деятельности детей и использование новых образовательных
технологий.

Задачи:
Образовательные задачи
- формировать начальные знания о природе родного края;
- формировать начальные изобразительные навыки;
- формировать начальные навыки проектной деятельности.
Развивающие задачи
- развивать чувственно-образное восприятие окружающего мира;
- развивать созидательно-творческую активность;
- развивать мотивацию к изучению природы родного края, к занятиям
изобразительным искусством, к исследовательской деятельности;
- развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать
выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений.
Воспитательные задачи
- воспитывать культуру общения, деятельности, положительного отношения
к труду;
- самостоятельность, инициативность, целеустремленность, способность к
успешной социализации в обществе;
- способствовать воспитанию бережного отношения к родному краю, через
восприятие красоты родной природы;
- способствовать воспитанию доброго отношения к окружающему миру и
экологической культуре;
-

способствовать

самооценки.

развитию

навыков

самоорганизации

и

адекватной

Предметные образовательные результаты
— обучающийся должен знать основных представителей растительного и
животного мира Пермского края и их особенности;
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
ДОП «Народное искусство Прикамья»
1 год обучения, 144 часа
п/
п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 Вводное занятие
2 Красота природы как объективное
свойство материального мира
3 Народное прикладное творчество России
4 Изучение техники обвинской росписи.
Художественный образ растительного
мира Прикамья
5 Художественная обработка природного
материала.
ТрадициипразднованияРождестваи Святок
у народов Пермского края
6 Изучение приемов художественной
обработки глины кунгурскими и
суксунскими мастерами. Практическая
часть: овладение приемами лепки из глины
7 Анималистический жанр в народной
глиняной пластике
8 Художественная обработка бересты
народными мастерами. Овладение
приемами и навыками работы с берестой
9 Образ природы в произведениях
прикамских писателей
10 Экологическое краеведение
11 Экскурсии в природу, на творческие
выставки
12 Итоговое занятие
Итого:

Формы
аттестации
/ контроля

Всего

Теория

Практика

Экскур
сии

2
6

2
2

4

-

16
26

6
9

6
17

-

14

2

12

-

12

3

9

-

Участие в
конкурсе,
оформлени
е выставки
Викторина

14

4

10

-

Кроссворд

14

4

10

-

Выставка

8

2

6

-

Выставка

18
10

9
-

9
-

-

Кроссворд

4

-

4

-

144

43

87

Выставка
работ
4 Викторина
Выставка,
викторина

10
Выставка
работ
14

Учебно-тематический план
ДООП «Народное искусство Прикамья»
1 год обучения, 72 часа
п/п Наименование раздела, темы

1 Вводное занятие.
2 Красота природы как объективное свойство
материального мира.

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего Теория Прак Экску
тика рсии
2
2
4
2
2

3 Народное прикладное творчество России

10

4

6

Викторина

4 Изучение техники обвинской росписи.
Художественный образ растительного мира
Прикамья.
5 Художественная обработка природного
материала.ТрадициипразднованияРождестваи
Святок у разных народов Пермского края

12

4

8

Опрос

12

4

8

Участие в
конкурсе

6 Изучение приемов художественной обработки
глины кунгурскими и суксунскими мастерами.
Практическая часть: овладение приемами
лепки из глины. Лепка зверей и птиц по
мотивам пермского звериного стиля.
9 Образ природы в произведениях прикамских
писателей.
10 Экологическое краеведение.
11 Экскурсии в природу и на выставки.

8

2

6

Викторина

8

2

6

Выставка

8
6

2

6

Кроссворд

12 Итоговое занятие.

2

Итого:

72

6
Выставка
работ

2
22

44

6

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие (2 ч.)
Теория:Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности
(вводный инструктаж). Знакомство с коллективом. Необходимые материалы
для работы по программе. Технология засушивания растений для
плоскостных работ. Правила поведения в творческом объединении.
2. Красота природы как объективное свойство материального мира
(6 ч.)
Теория: Красота объективного мира. Эстетическое познание животного
и растительного мира. Многообразие образных форм художественного
освоения мира. Роль красоты природы в формировании таланта. Народное
творчество как мир целостности.
Практика: Цветовой круг рисуем гуашью. Получаем фиолетовый,
оранжевый, зеленый цвет. Учимся работать с волшебной белой гуашью.
Учимся работать с волшебной черной гуашью. Смешение цветов:
превращаем цвета в легкие и нежные; превращаем цвета в тяжелые,
таинственные, загадочные. Пленер. Выход в парк.
3. Народное прикладное творчество России (16 ч.)
Теория: Понятие о народном художественном промысле. Обзор
художественных промыслов России. Роль природы в становлении и развитии
промыслов. Значение изделий народных мастеров в крестьянском быту и
роль в современном интерьере. Демонстрация изделий народных мастеров.
Карта основных промыслов России.
Практика: Составление карты основных промыслов России. Работа
над эскизами изображения птиц среднерусского пейзажа на лаковой
миниатюре; образов животного мира каслинскими мастерами. «Домик» в
технике обрывной аппликации переработка образов деревянной Руси,
выполнение набросков – впечатлений о русском кружеве.
Экскурсия: Экскурсия в Березниковский историко-художественный
музей имени И.Ф. Коновалова. Посещение краеведческой экспозиции в
МАУ ДО ДДЮТЭ.

4. Изучение техники обвинской росписи. Художественный образ
растительного мира Прикамья (26 ч.)
Теория: Возникновение обвинской росписи, её истоки. Роль
композиционного построения и цветового решения в художественном
освещении образов природы. Цветочные мотивы. Обвинская звезда - главный
элемент росписи. Роль цветового фона. Обрамление живописного фона.
Приемы обвинской росписи.
Анализ работ обучающихся. Их художественные достоинства в
трактовке образов растительных мотивов.
Практика: Освоение типовых композиций – копирование простых
композиций плоскостных изделий. Отработка приемов обвинской росписи:
выполнение «ягодки», «звезды», «листика», выполнение графических
элементов «приписок», «стеблей».
Выполнение творческой работы: роспись доски по мотивам обвинской
росписи. Покрытие работы лаком (с соблюдением техники безопасности).
5. Художественная обработка природного материала. Традиции
празднования Рождества и Святок у разных народов Пермского края (14
ч.)
Теория: Понятие «флористика». Знакомство с творчеством пермских
флористов. Палитра флористов. Способы засушивания растительного
материала. Демонстрация образов. Инструменты и подсобные материалы.
Технология изготовления поделок (малой скульптуры) из природного
материала. Инструменты. Правила техники безопасности. Традиции
празднования Рождества и Святок у народов Пермского края.
Анализ работ, выполненных обучающимися из природного материала.
Практика: Оформление открытки засушенными листьями. Создание
объемной сюжетной композиции из природного материала, закрепление
приемов и навыков работы с природным материалом. Оформление выставки.
6. Изучение приемов художественной обработки глины
кунгурскими и суксунскими мастерами (12 ч.)
Теория: Глина – природный материал. Свойства глины. Глина, керамика древнейший материал для изготовления предметов домашнего обихода.
Знакомство с игрушечным промыслом деревни Суксун. Суксунская
свистулька. Особенные свойства кунгурской и суксунской глины.
Пропорции.
Архитектурная
керамика.
Изразец.
Производство
художественной керамики в г. Усолье: гончарных, майоликовых и шамотных

изделий с ручной росписью, лепниной и декорировкой. История усольского
изразечного ремесла. Анализ работ, выполненных обучающимися.
Практика: Лепка суксунской свистульки (закрепление приемов и
навыков лепки). Изготовление изразца из глины.
Экскурсия: Экскурсия в Березниковский историко-художественный
музей имени И.Ф. Коновалова в "Палаты Строгоновых" г.Усолье.
7. Анималистический жанр в народной глиняной пластике (14 ч.)
Теория: Глиняная игрушка – как один из видов народного творчества,
её история. Роль природы в становлении и развитии игрушечных промыслов.
Особенности игрушек из различных ремесленно-художественных центров.
Демонстрация иллюстраций и образцов игрушек. Выразительность пластики,
излюбленные сюжеты каргопольских, дымковских, филимоновских,
абашевских мастеров. Образ и цвет. Декоративная переработка образов
животных и птиц мастерами. Образы природы (следы птиц, растений) в
орнаменте филимоновской росписи. Сюжеты дымковских игрушек.
Декоративные и технологические особенности кировского игрушечного
промысла. Сильное обобщение и условность трактовки индюков, баранов,
оленей, коней и д.р. животных дымковскими игрушечницами.
Анализ работ обучающихся с позиции правильного пластического
решения, росписи игрушки соответствующей форме, интересного замысла,
гармоничного сочетания цветов.
Практика: зарисовка элементов росписи каргопольских, дымковских,
филимоновских, абашевских игрушек. Лепка зверей и птиц по их мотивам.
Украшение игрушек росписью – упражнение в технике свободной кистевой
росписи, использование выразительных средств народного орнамента.
8. Художественная обработка бересты народными мастерами.
Овладение приемами и навыками работы с берестой (14 ч.)
Теория: Свойства бересты, ее художественная ценность. Применение
бересты в крестьянском быту. Знакомство с творчеством народного умельца
Мартына Фатьянова. Декорирование берестяных изделий: тиснение, резьба,
роспись. Изображение фантастических птиц, львов, единорогов на
пермогорских туесках. Цветовое и композиционное решение росписи туесков
уфтюжскими мастерами. Приемы «прокладки» цвета с последующей
«разделкой». Изображение «птицы-кутушки» на уфтижских туесках.
Особенности художественных средств тагильских мастеров в изображении

растительных мотивов (ветки, букеты). Анализ работ выполненных
обучающимися.
Практика: Формирование приемов и навыков работы с берестой –
изготовление туеска. Роспись туеска – выполнение мотивов природы с
реализацией полученных знаний по выбору учащихся. Закрепление приемов
кистевой росписи пермогорских, уфтюжских и тагильских мастеров.
9. Образ природы в произведениях прикамских писателей (8 ч.)
Теория: Художник говорит цветом, линиями, мазками. Музыкант –
звуками. Поэт – словами. Поэзия – это особый вид искусства, в котором
соединяются возможности и живописи, и музыки, потому что слово может
обладать музыкальным эффектом, может раскрасить изображаемую картину
в самые разнообразные тона. Родное Прикамье глазами пермских писателей:
Павла Бажова, Евгения Пермяка, Дмитрия Мамина-Сибиряка. Образ
природы в произведениях этих писателей.
Практика: Выполнение иллюстрации выбранного произведения.
Выставка работ.
10. Экологическое краеведение (18 ч).
Теория: Проблема взаимоотношения человека и природы. Беседы по
экологическому воспитанию. Памятники природы Пермского края.
Заповедники. Особо охраняемые природные территории края и Березников.
Хвойные деревья Пермского края. Проблема несанкционированных рубок
хвойников в предновогодние дни. Зимующие птицы Пермского края.
Проблема зимующих птиц в городе. Перелетные птицы Пермского края, их
охрана. Раннецветущие растения Пермского края, первоцветы, занесенные в
региональную красную книгу. Охрана подснежников.
Практика: участие в природоохранных акциях: «Покормите птиц
зимой», "Защитим ель, от предновогодних вырубок", «Встречаем пернатых
друзей», «Подснежник».
11. Экскурсии в природу и на выставки (10 ч.)
Осенняя, зимняя и весенняя экскурсии в городские парки. Пленер.
Экскурсии на выставки детского творчества. Экскурсии на выставки местных
и иногородних художников. Посещение экспозиций березниковских музеев.

12. Итоговое занятие (4 ч.)
Обобщение знаний по теории и практики народных промыслов
Прикамья, России, в рамках дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Народное искусство Прикамья». Итоговая
аттестация форме выставки детского творчества.
Список литературы
1. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.:
Столетие, 1998.
2. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. –
М.: Просвещение, 1984.
3. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3
классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
4. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение,
1987.
5. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
6. Костерин Н.П. Учебное рисование/Костерин Н.П.-М.:Просвещение,1984.
7. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.
Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С.
Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.
8. .Свиридова О.В. «Изобразительное искусство. 5 класс». Поурочные планы
по программе Б.М. Неменского. Волгоград, «Учитель», 2006г.
9. Ушакова О.Д. «Великие художники»: справочник школьника-издательский
дом «Литера» 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».