Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Моё Верхнекамье

1

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………... 3
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы ………………..3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………….3
1.1.1 Направленность программы ………………………………………………….4
1.1.2 Новизна и актуальность программы …………………………………………5
1.1.3 Отличительные особенности программы, педагогическая
целесообразность……………………………………………………………….5
1.1.4 Адресат программы…………………………………………………………… 6
1.1.5 Объём и срок освоения программы …………………………………….........7
1.1.6 Формы обучения ……………………………………………………………… 7
1.1.7 Особенности организации образовательного процесса……………………..7
1.1.8 Режим занятий…………………………………………………………………7
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………....9
1.3. Содержание программы по годам обучения…………........................................9
1.4. Планируемые результаты ……………………………………………………...20
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий ………….21
2.1. Календарный учебный график ………………………………………………..21
2.2. Условия реализации программы ………………………………………………21
2.3. Формы аттестации ……………………………………………………………...22
2.4. Оценочные материалы …………………………………………………………22
2.5. Методические материалы ……………………………………………………..23
2.6. Список литературы……………………………………………………………..23
Приложения ………………………………………………………………………...25

2

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Моё Верхнекамье»
Введение
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из
важнейших задач государственной образовательной политики.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовнонравственном, физическом и/или профессиональном совершенствовании и не сопровождается
повышением уровня образования. Дополнительное образование детей является важным
фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством
создания условий для успешности каждого ребенка.
Дополнительное образование обучающихся с ОВЗ и инвалидностью – это специально
организованный педагогический процесс, цель которого – разностороннее развитие ребенка с
опорой на добровольность, инициативу, преодоление или ослабление нарушенных функций и
предупреждение возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» – многопрофильное
учреждение дополнительного образования в г.Березники. Одноиз ведущихнаправлений
учреждения –туристско-краеведческая работа с березниковскими школьниками, в том числе с
детьми с ОВЗ, направленная на воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего
свой край и малую родину.
В Доме детского туризмауспешнореализуется дополнительнаяобщеразвивающая
программа для нормативно развивающихся детей «Моё Верхнекамье».
Адаптированная дополнительная образовательная программа – образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и (при
необходимости) обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Моё Верхнекамье»
(далее – АДОП, программа) разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (с изменениями на 17 февраля 2023 года);
- Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы» (Письмо Минпросвещения России от 30.12.2022 № АБ3924/06);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, СП 2.4.3648-20, утвержденными
3

Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г.;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиямик условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья,
СанПиН
2.4.2.3286-15,утвержденными
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
10.07.2015 г. № 26 (с изменениями на 27 октября 2020 года);
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (Порядок) и Приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденным от 09.11.2018 г. № 196»;
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей. (Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК- 641/09);
- письмом Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении
информации»
(«Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»;
- Положением об адаптированной дополнительной общеразвивающей программе
муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Дом детского и
юношеского туризма и экскурсий» (приказ МАУ ДО ДДЮТЭ от 31.08.2023 № 154).
Настоящая АДОП составлена с учётом «Методических рекомендаций по разработке
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программтуристско-краеведческой
направленности
для
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов», разработанных ФГБОУ ДО ФЦДО (2023 г.).
Основная идея программы: обеспечение гарантии прав детей на образование, в том
числе дополнительное; формирование у детей с ОВЗ навыков социального взаимодействия,
способствующих успешной социализации через вовлечение их в активную творческую
деятельность.
Основные причины создания и разработки программы:
- увеличение числа детей с ОВЗ в нашем городе;
- потребность у общества в создании условий для социализации детей «особой заботы»;
- запрос и востребованность коррекционных образовательных организаций (МАОУ
«Школа №7/2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
1.1.1. Направленность программы
В последнее десятилетие в нашей стране возникла потребность в духовном и
нравственном возрождении. У нынешнего поколения усиливается интерес к истории своей
4

малой родины. Активно разрабатываются и реализуются региональные и местные
краеведческие программы.
Краеведение является необходимой составной частью регионального компонента
государственного образовательного стандарта. Оно раскрывает детям специфические черты
истории и культуры региона, природной среды, что имеет большое значение для становления
мировоззрения, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности.
АДОП «Моё Верхнекамье» является программой туристско-краеведческой
направленности.
Программа способствует обогащению знаний обучающихся о родном крае, традициях,
формированию любви и гордости за свою страну и народ. Краеведение и туризм помогают
детям узнать родной край, быт, нравы и обычаи своего народа.
Уровень программы – стартовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к познавательному
виду деятельности.
1.1.2. Новизна и актуальность программы
Данная программа единственная в области туристско-краеведческой работы с детьми с
ОВЗ в системе дополнительного образования города. Актуальность программы заключается
в следующем:
- программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания
государства и общества;
- в г.Березники дети с ОВЗ обучаются в специализированных учреждениях –
коррекционных
школах,
в
которых
осваивают
образовательные
программы.
Администрациями, педагогическими коллективами и родителями этих учреждений
поддерживается дополнительное образование обучающихся. Настоящая программа является
хорошим дополнением для обучения, воспитания и развития обучающихся с таким статусом;
- предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ в
области познавательного краеведения и туризма;
- обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов детей с
нарушением интеллекта.
1.1.3. Отличительные особенности и педагогическая целесообразность программы
В образовательном процессе школьников г.Березники и МАУ ДО ДДЮТЭ краеведение
зачастую является частью внеурочной деятельности, отдельным блоком воспитательной
работы в детских коллективах.
Отличие настоящей программы от уже существующих заключаются в следующем:
- программа рассчитана на 3 года обучения;
- большое количество часов отводится обществоведческим, природоведческим экскурсиям,
заочному путешествию по родному краю;
- для получения опыта работы в коллективе и социализации в обществе, в программе
запланированы подготовка и участие детей в конкурсных мероприятиях;
- занятия краеведением предполагают туристско-познавательную деятельность в условиях
природной среды. Для формирования знаний, умений и навыков, связанных с безопасным
5

пребыванием вне города, на 3-м году обучения в содержание программы включен раздел
«Азбука туриста».
Обучение строится на уровне реальных возможностей данной категории детей.
Педагогическая целесообразность определяется:
- созданием условий для социализации ребёнка с ОВЗ с учётом его возможностей и
мотивации, различным уровнем подготовки;
- созданием условий для овладения им навыками групповой работы.
Программа реализуется в пространстве, неограниченном образовательными
стандартами. Образовательная деятельность для детей с ОВЗ направлена на:
- удовлетворение познавательного интереса детей, расширение их знаний о мире и о
себе;
- адаптацию ребёнка к условиям детско-взрослой общности;
- обеспечение более высокого уровня социально-нравственного, физического,
творческого развития;
- удовлетворённость ребёнком своей деятельностью, на его самореализацию;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со
сверстниками и педагогами.
АДОП разработана с учетом следующих принципов дидактики:
- принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного
процесса от простого к сложному);
- принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных
достижениях);
- учет возрастных особенностей (содержание и методика работы должны быть
ориентированы на детей конкретного возраста);
- принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и
дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный
процесс более эффективным);
- принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических
знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
- принцип индивидуализации программы (предполагает максимальный учет
характерологических и физических особенностей каждого обучающегося);
- принцип результативности (в программе указывается, что узнает и чему научится
ребенок);
- принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность содержания
программы к реальным условиям жизни и деятельности детей).
1.1.4. Адресат программы
Программа адресована обучающимся коррекционных школ с задержкой психического
развития в возрасте 8-14 лет. В составе детского объединения – обучающиеся МАОУ «Школа
№ 7/2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с имеющимися
результатами психолого-педагогической диагностикой детей. К освоению программы
допускаются дети с ОВЗ без предъявления требований к уровню образования. В объединение
принимаются дети без предварительного отбора. Предусматривается возможность вступления
в объединение на любом этапе программы.
Количество обучающихся – до 15 человек.
6

Общие особенности детей с ОВЗ, обучающихся в МАУ ДО ДДЮТЭ: «особые дети»
(ранее они считались необучаемыми), для которых характерно:
- недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой
моторики;
- нарушения интеллекта различной степени выраженности:
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.
Более подробная характеристика типичных затруднений (общие проблемы) у детей с
ОВЗ и образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)
представлены в приложениях (приложение 1,2).
Через период реализации программы проходит два возраста:
- с 8 до 10-11 лет. Физиологически это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх. Наблюдается
дисгармония в физическом развитии, она опережает нервно-психическое развитие ребёнка, что сказывается на
временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная
потребность в движениях. Младшие школьники отличаются особой остротой и свежестью восприятия
окружающего мира, им свойственна созерцательная любознательность. Ведущей деятельностью становится
учение, которое существенно изменяет мотивы поведения. Младшие школьники с готовностью и интересом
овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Память у учащихся младших классов более развита
наглядно-образная, чем словесно-логическая.
В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных
норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характерная
особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия, они импульсивны.
- 11-12 лет – это пограничный возраст между детьми и подростками, называется младшим подростковым
возрастом. На этом этапе происходит начало полового созревания. Из-за начинающихся физических изменений,
у детей могут происходить изменения в познавательной сфере: снижаться скорость выполнения каких-либо
заданий, ребенок замедляется, чаще отвлекается, неадекватно реагирует на простые замечания. Иногда дети
ведут себя вызывающе.
Дети в этом возрасте активны, им все интересно, им интересно даже то, что было никогда не интересно.
Они уже достаточно зрелы интеллектуально. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета любознательности,
ее зенита». Но любознательность изменчива, поверхностна, сегодня одно интересно, завтра другое и редко
связана с образовательной деятельностью.

1.1.5. Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. Общее количество учебных часов,
запланированных на годовой период обучения и необходимых для освоения программы,
определяется содержанием и условиями реализации программы и составляет 36 или 72 часа.
На полное освоение программы требуется 144 часа.
Год
обучения
1 год
2 год
3 год

Продолжительность
занятий
1 час
1 час
1 час

Периодичность
в неделю
1 раз
1 раз
2 раза

Кол-во часов
в неделю
1 час
1 час
2 часа
Итого

Кол-во часов
в год
36 часов
36 часов
72 часа
144 часа

1.1.6. Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме. Программой предусматриваются как
аудиторные (занятия в пределах учебного помещения, задания выполняются под
7

непосредственным руководством педагога), так и внеаудиторные занятия (экскурсии,
туристские прогулки, тематические мероприятия).
Для реализации программы используется традиционная форма – линейная
последовательность освоения содержания в течение 3-х лет обучения.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
Особенности дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью:
- учёт интересов, способностей и возможностей детей для занятий определённой
деятельностью;
- использование сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии
со спецификой нарушения развития;
- меньшая регламентация процесса, проведение занятий в более неформальной
обстановке, чем урок;
- обучение совместно с другими детьми не предполагается, т.к. являются обучающимися
коррекционной школы. В рамках программы дети с ОВЗ участвуют в доступных им массовых
мероприятиях, что способствует их социокультурной интеграции и инклюзии.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая
(микро-группы).
В программе адаптированы формы и методы для детей с ОВЗ.
Формы проведения занятий: основной формой организации образовательной
деятельности является учебное занятие. Оно может быть построено как в традиционной
форме, так могут применяться и другие формы: занятие-игра, занятие-сказка, выставка,
концерт, конкурс, праздник, экскурсия, и др.
Основной формой организации обучения является фронтальная. Широко используются
групповая и парная технология. Наряду с этими формами работы осуществляется
индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к
учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в
усвоении учебного материала может быть различной.
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные: беседа, объяснение;
- наглядные: показ иллюстраций, видеоматериалов, наблюдение, показ педагогом
приёмов исполнения, работа по образцу;
- практические: тренировочные упражнения, артикуляционные упражнения и на развитие
мелкой моторики;
1.1.8. Режим занятий
Учебные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность учебного занятия
1-2 академических часа. Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Перерыв
между учебными занятиями – 10 минут. На каждом занятии проводятся физкультминутки для
снятия напряжения, повышения умственной работоспособности во время образовательной
деятельности, обеспечения кратковременного активного отдыха.
Расписание занятий составляется для создания наиболее благоприятного режима труда
и отдыха обучающихся с учётом требований СанПиН и утверждается администрацией
образовательных учреждений, на базе которых организован образовательный процесс (МАУ
ДО ДДЮТЭ и МАОУ СОШ).
8

1.2. Цель и задачи программы
Цели программы:
- создание условий для адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- расширение знаний о историко-культурном и природном наследии Верхнекамья.
* В данной программе подразумевается единая целевая установка на весь цикл обучения.
Общие задачи:
- создать психолого-педагогические условия для развития личности ребенка;
- способствовать формированию активной позиции детей, стремление к самостоятельности и
независимости;
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем малой
родины;
- расширять кругозор обучающихся.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 г.о. (36 часов)
№
1

Наименование раздела, темы
Введение

Всего
часов

В т.ч.
Теория Практика

1

1

-

3

1

2

3
3
1
4
3

1
1
1
2
1

2
2
2
2

3

2

1

3
3
3

2
1
1

1
2
2

4

-

4

2

-

2

36

14

22

Я и моя семья
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Мой дом
Моя улица
Моя школа
Моя малая родина - Березники
Наш город богат талантами
Наш город во время Великой
Отечественной войны
Природа Верхнекамья
Литература Урала
Праздники, обряды земли родной
Участие в туристско-краеведческих
мероприятиях
Итоговое занятие «Березники, мои
Березники»
ИТОГО

Форма
аттестации/
контроля
Вводное
тестирование
Рассказ «Любимый
праздник моей
семьи»
Творческая работа
Конкурс знатоков
Викторина
Игра «Мой город»
Викторина
Кроссворд
Творческая работа
Участие и результат
участия
Итоговая аттестация

Примечание: Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного года.

Содержание программы 1 г.о.
1. Введение
Знакомство с объединением, режимом занятий. Введение в программу «Моё
Верхнекамье». Актуальность и современность изучения истории родного края (беседа в
9

форме диалога).
Практическая работа. Начальная диагностика. Показ видеоролика о Березниках.
Интерактивная игра «Знатоки ПДД».
2. Я и моя семья
Моя семья – часть малой родины. Понятия «семья», «члены семьи», семейные
традиции. Происхождение имени и фамилии. Фамилия – наследственное имя семьи.
Семейные альбомы. Моя родословная. История моей семьи. Понятие «родословная».
Семейные праздники, семейные увлечения и отдых. Песни, стихи, пословицы, притчи и сказки
о семье.
Практическая работа. Игра «Семейное древо». Познавательное задание «История
моей семьи». Конкурс рисунков. Составление рассказа «Любимый праздник моей семьи».
Конкурсно-игровая программа для обучающихся и родителей «Наша дружная семья»,
презентация «Моя семья».
3. Мой дом
Дом – важнейшая часть жизни человека. Дом, в котором я живу. Виды жилья человека.
Отношение человека к своему дому. Дом современного человека. «В тереме расписном я
живу, к себе в избу всех гостей я приглашу». Русская изба. Культура быта русского народа.
Поверья и обряды, связанные с домом. Интересные факты и события в необычных домах.
Практическая работа. Тематическая экскурсия в краеведческий центр МАУ ДО
ДДЮТЭ «Культура и быт русских крестьян». Творческая работа «Волшебные домики из
сказок». Выставка творческих работ «Дом моей мечты».
4. Моя улица
Улица, на которой я живу (улицы микрорайона). История в названии улиц родного
города. Достопримечательности моей улицы. Первые улицы города, самая длинная улица в
городе, самая широкая улица, главная улица нашего города. Единственное шоссе.
Практическая работа. Конкурс знатоков «Улицы города Березники». Творческая
работа: конкурс рисунков «Портрет моей улицы».
5. Моя школа
История возникновения школы. Заслуги родной школы. Выпускники, которыми
гордится школа. Презентация о школе «Школьные годы чудесные».
Практическая работа. Конкурс поделок «Мой подарок школе».
6. Моя малая Родина - Березники
«Путешествие по родному городу»: История возникновения города Березники. Первое
поселение в черте города. Объединение рабочих поселков в один город. Березники – один из
центров химической промышленности России. Промышленность города, его предприятия, их
история. Самый старый содовый завод. Первый и крупнейший в стране химический комбинат.
10

Первые в мире по производству титана.
Культурные объекты города (Дворцы культуры, театры, кинотеатры, спортивные
объекты, библиотеки и музеи).
Герои – первостроители города. Скульптурная группа «Рабочий и космонавт».
Мемориальные доски. Памятники истории.
Книга рекордов города Березники. Викторина «Самое, Единственное, Первое».
Практическая работа. Просмотр фильма «Город белых берез». Игра «Мой город».
Тематические экскурсии в музеи города: БИХМ им. И.Ф. Коновалова, музейно-выставочный
комплекс ПАО «Уралкалий».
7. Наш город богат талантами
Почетные жители нашего города: Гилев И.Д., Паниных Л.В., Цыганова Г.И.
Интересные люди и народные умельцы. Художники нашего города (Плесовских Л., Заграбов
Н., Шварев Л.). Березниковский театр «Бенефис». Артисты театра, режиссер Зебзеева Е.
Практическая работа. Просмотр презентации «Выдающиеся люди города
Березников». Тематические экскурсии на авторские выставки декоративно-прикладного
творчества. Выставка творческих работ «Наше творчество».
8. Наш город во время Великой Отечественной войны
Подвиги земляков. Березники фронтовые. Герои Советского Союза – Братчиков Г.И.,
Виноградов Г.П., Вавилин А.С. Как березниковцы трудились и помогали фронту. Встречи с
тружениками тыла. Поэтическая страница.
Практическая работа. Экскурсия к Мемориалу Победы, на «Аллею Памяти Героев».
Заучивание стихотворений и песен о ВОв. Конкурс чтецов «Победа». Выставка творческих
работ «Победа!».
9. Природа Верхнекамья
«Река Кама велика, широка и глубока». Географическое положение. Откуда берет
начало Кама? Значение реки. Легенда. Реки города (Зырянка, Толыч, Быгель).
«Пермский край – лесной край». Виды лесов в крае. Жители леса. Охранять природу –
значит охранять родину. Правила поведения на природе.
«Птицы нашего двора». Виды зимующих птиц.
«Красная книга Пермского края». Что значит Красная книга, для чего она нужна. Виды
животных и растений, занесенных в Красную книгу Пермского края.
Практическая работа. Игра-викторина «Кто в реках живет?». Интеллектуальная игра
«Знатоки леса». Игра-путешествие «Будь природе другом!». Экскурсия в природу. Акция
«Покормите птиц зимой». Путешествие-экскурсия в район р.Быгель на «Тропу здоровья».
Наблюдения в природе. Изготовление мини-книжки «Моя Красная книжка». Конкурс
рисунков и поделок «Кто в лесу живет?».
10. Литература Урала
Мудрый сказочник Бажов П.П.. Биография и творчество писателя. («Серебряное
11

копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка – Поскакушка»). Пермский писатель и поэт
Кузьмин Л.И. Жизнь и творчество детского писателя («Шагал один чудак», «Дом с
колокольчиком», «В одном прекрасном царстве»). Березниковский поэт Решетов А.Л.
Биография и творчество поэта.
Практическая работа. Чтение и обсуждение сказок и стихотворений. Разгадывание
кроссвордов по произведениям писателей. Просмотр презентаций о писателях. Тематические
экскурсии в городскую детскую библиотеку им. А.П. Гайдара, к памятнику А.Л. Решетова.
11. Праздники, обряды земли родной
«Месяцеслов» – сокровищница народной культуры. Приметы времен года: пословицы,
поговорки, присказки, притчи. Годовой цикл христианских праздников: «Рождество»,
«Масленица», «Пасха». История каждого праздника, традиции. Современные праздники
«День защитника Отечества», «Международный женский день», их значение.
Практическая работа. Подготовка к праздникам. Разучивание текстов по сценарию,
стихов и песен. Оформление кабинета. Тематические игровые программы. Творческие работы:
изготовление поделок, поздравительных открыток, сувениров.
12. Участие в тематических мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор материала,
работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы, защита,
представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: краеведческий фестиваль «Наш
Пермский край»; в соревнованиях по парковому ориентированию, скалолазанию, по туризму
«Мой первый старт»,
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в патриотических конкурсах ПАО «Уралкалий», встречи с ветеранами ВОВ,
ветеранами труда, интересными людьми города;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», городских конкурсах для
детей с ОВЗ, и др.
13. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения за год в форме праздничной программы
«Березники, мои Березники!»

Учебный план 2 г.о. (36 часов)
№
1
2

Наименование раздела, темы
Введение

Всего
часов
1
3

В т.ч.
Теория Практика
0,5
1

0,5
2

Форма
аттестации/
контроля
Кроссворды,

12

Удивительная природа Прикамья
3
4
5
6
7
8
9
10

Население Прикамья
Музееведение
По родному Прикамью. Путешествие
по карте
Город белых берез – Березники

4
2

2
1

2
1

6

2

4

5

2

3

Литературное Прикамье
Праздники, обряды и ритуалы земли
родной

3

2

1

4

-

4

6

-

6

2

-

2

36

10,5

25,5

Участие в тематических
мероприятиях
Итоговое занятие. Праздничная
программа «Люби и знай свой край!»
ИТОГО

викторины,
конкурсы
Квест-игра
Мини-сочинение
Игра «Что? Где?
Когда?»
Конкурс чтецов
Участие в
праздничных
программах
Участие и результат
участия
Итоговая аттестация

Примечание:
- Тематические экскурсии могут проводиться вне сетки часов.
- Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного года.

Содержание программы 2 г.о. (36 часов)
1. Введение
Введение в программу 2-го
(интервьюирование детей). ПДД, ПБ.

года

обучения.

Как

вы

отдохнули

летом?

Практическая работа. Просмотр презентаций, фотоальбомов «Моё лето». Просмотр
видеороликов по ППД, ПБ. Игра «ПДД».
2. Удивительная природа Прикамья
Наш край. Название края, территория края. Основы природы. Уральские горы.
Полезные ископаемые.
Заповедные места. Легенды нашего края. Заповедники «Вишерский», «Басеги».
Заказники. Легенды о Помяненном камне, Ветлане, Полюде. Чудеса Кунгурской ледяной
пещеры.
Голубые дороги края. В нашем крае более 30 тыс. рек. Родники моей родины. Реки:
Чусовая, Яйва, Сылва, Вишера.
Прикамье – лесной край, источник вдохновения и здоровья. Слово о лесе. Зелёные
символы Пермского края. Лиственные деревья и кустарники: широколиственные и
мелколиственные. Хвойные деревья. Пермский край – зона тайги. В царстве лекарственных
растений.
Удивительный мир животных Прикамья. Пернатые друзья. Птицы хвойного леса.
Птицы лиственного леса.
Практическая работа. Зеленые экскурсии: экскурсия в Рябиновый сквер, Городской
парк культуры и отдыха, на «Экологическую тропу» в районе р.Быгель (по выбору).
Наблюдения в природе.
Решение кроссвордов. Викторина, загадки, стихи «Чем питались на Руси». Играпрезентация «Животные Пермского края». Дидактическая игра «Узнай дерево». Конкурс
13

«Знаток птиц».
Творческая работа (аппликация) «Наши пернатые друзья». Конкурсы рисунков
«Заповедные места», «Растения – лекари».
3. Население Прикамья
Народы Прикамья – одна семья. Народы, населявшие Прикамье в древности и живущие
в настоящее время. У каждого народа своя история, культура, свои умельцы, герои, легенды и
народное творчество.
Национальность – русские. Появление русских на территории Пермского края.
Освоение земель. Русское жилище в Пермском крае. Строительство изб, убранство дома,
утварь, одежда и обувь. Предметы крестьянского быта. Русский фольклор (сказки и легенды
Прикамья). Календарь русских крестьян. Обряды, народные игры, сказки и легенды.
Татары и башкиры. Происхождение национальностей. Легенды, связанные с
происхождением этих народов. Самобытность нации. Быт, устройство на земле пермской.
Язык, культура и традиции. Национальные костюмы. Фольклор татар и башкир. Строители
города – Мирсаид Ардуанов, Мифтах Султанов и др.
Коми-пермяки – коренное население Прикамья. Происхождение народа. Эпос и
культура коми-пермяков. Язык, обычаи. Кудымкар – столица Коми-пермяцкого округа.
Сказание о богатыре Кудым-Оше. Фольклор (сказки и легенды коми-пермяцкого народа).
Детские считалки, потешки, игры и т.д. Сказки и легенды. Национальный костюм. Древний
календарь народа.
Практическая работа. Чтение и обсуждение легенд и сказаний. Квест-игра в
этнографической экспозиции краеведческого центра МАУ ДО ДДЮТЭ. Творческая работа:
оформление коми-пермяцкого костюма, пояса (используя национальные элементы, орнамент).
Конкурс рисунков «Костюмы с национальным орнаментом».
4. Музееведение
Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные
профессии. Что такое вещь? Как вещи попадают в музей? Копия, подлинник, экскурсия,
экспозиция,фонды.Что такое время? Понятия «время», «дата», «год», «век».
Практическая работа. Игра «В музее». Тематическая экскурсия в БИХМ им.
И.Ф.Коновалова «Музей забытых вещей».
5. По родному Прикамью. Путешествие по карте
На запад. Город Очёр. 52 памятника истории, «Парк Пермского Периода». Город Нытва
– памятник природы и истории (18 век). Медеплавильный завод. Жемчужина города – самый
большой рукотворный пруд в Европе. Нытвенский историко-краеведческий музей («Музей
ложки»). Верхнекамье. История основания, архитектура городов. Чердынь – древнейший
город Прикамья. Соликамск – центр солеварения, легенды и предания земли Соликамской.
Поселок Ныроб: музей «Центр памяти М. Романова». История Усолья. Географическое
положение Усолья. Герб баронов и графов Строгановых. Солеварение. Создание
архитектурного комплекса, автор А.Н.Воронихин. Стольный город Кунгур. Основание города,
культура и искусство. На юг. Поселок Суксун. История о медеплавильном заводе Акинфия
Демидова (изготовление самоваров, колокола). Кружевной промысел. По Горнозаводской
14

дороге. История основания города Лысьвы. Чугунолитейный завод. Музей каски. Чусовой –
город металлургов.
Примечание: темы по выбору педагога.
Практическая работа. Чтение и обсуждение «Сказа о том, как на земле соленые ручьи
появились», «Зверь мамонт», «Как появилась ледяная пещера». Викторина. Зарисовка и
оформление макета ложки. Изготовление «колокольчика» - мозаика из цветной бумаги.
Конкурс рисунков «Строгановская регата».
6. Город белых берез – Березники
География города. Предприятия города Березники. Профессии, связанные с
промышленностью предприятий. ПАО «Березниковский содовый завод». Страницы истории
завода. 1883г. Известные люди завода. Иван Любимов. Роль предприятия в истории города.
ПАО «Уралкалий». Страницы истории предприятия с 1941-2024 годы. ПАО «ВСМПОАВИСМА». Страницы истории предприятия с 1943-2024 годы.
Экология города. Полезные ископаемые в городе и в Пермском крае.
Памятники г.Березники. Памятники истории. Архитектурные памятники.
Улицы, названные в честь Героев Великой Отечественной войны (В.Черепанова,
В.Бирюковой). История и факты.
Практическая работа. Познавательная игра «Что? Где? Когда?». Викторина от
«Титанчика». Экскурсия в музейно-выставочный комплекс ПАО «Уралкалий». Участие в
акции «Чтобы город стал чище».
Тематические экскурсии в школьные (образовательные) музеи:
- музей 10-го Гвардейского Уральского добровольческого (30) танковой дивизии
МАУДОДЮЦ «Каскад»: «Дети и война», «Все для фронта, все для Победы»;
- музей МАУ ДО ДДЮТЭ: этнографическая экспозиция «Предметы крестьянского быта»,
геологическая экспозиция.
Тематические экскурсии в библиотеки города:
- МБУК «ЦБС» им. А.П. Гайдара (детская, юношеская);
- МБУК «ЦБС» № 6 (краеведческая).
Экскурсии по улицам В.Черепанова, В.Бирюковой.
7. Литературное Прикамье
Пермский сказочник Спешилов А.Н. Биография и творчество Спешилова А.Н. (18991985г.г.). «Сказки Прикамья». Литературная страница. Стихи о Березниках.
Практическая работа: Инсценирование сказки «Сила Великая». Сочинение сказок и
стихов. Конкурс чтецов стихов о городе.
8. Праздники, обряды и ритуалы земли родной
Святочные народные праздники. История, традиции народных праздников в Прикамье.
Обычаи празднования Рождественских святок. Путешествие по январским праздникам на
Руси.
Практическая работа: Игры для обучающихся «Святки-колядки». Подготовка к
15

праздникам. Разучивание текстов по сценарию, стихов и песен. Оформление кабинета.
Тематические игровые программы. Творческие работы: изготовление поделок,
поздравительных открыток, сувениров.
9. Участие в тематических мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор материала,
работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы, защита,
представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: игра-путешествие «По памятным
местам города», «Березники-CHELLENG», фестиваль «Наш Пермский край»; в соревнованиях
по спортивному ориентированию, скалолазанию, по туризму «Мой первый старт», «Школа
безопасности»;
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в патриотических конкурсах ПАО «Уралкалий», встречи с ветеранами ВОВ,
ветеранами труда, интересными людьми города;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», в региональном
краеведческом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» и др.
10. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения за год в форме праздничной программы
«Люби и знай свой край!».

Учебный план 3 г.о. (72 часа)
№

Наименование раздела, темы

Всего
часов

В т.ч.
Теория Практика

1

Введение

1

1

-

2

Азбука туриста

10

2

8

7

2

5

3

2

1

7

3

4

4
6
12

2
2
4

2
4
8

3

1

2

8

1

7

2

-

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Прикамье: странички далеких и
близких событий времен
Геральдика и символика Пермского
края
Природа Прикамья
Население Прикамья
Народное искусство Прикамья
Мой город - Березники
Творчество писателей Прикамья и
Урала
Праздники, обряды и ритуалы земли
родной
Мой Пермский край

Форма
аттестации/
контроля
Практикумы,
ситуационные
задачи
Сообщениепрезентация
Кроссворд
Интеллектуальная
игра
Творческая работа
Творческая работа
Игра-путешествие
Конкурс чтецов
Участие в игровой
программе
Конкурс «Юный
краевед»

16

12
13

Участие в туристско-краеведческих
мероприятиях
Итоговое занятие
ИТОГО

8

-

8

1
72

20

1
52

Участие и результат
Итоговая аттестация

Примечание:
- Выездные экскурсии, туристские прогулки могут проводиться вне сетки часов.
- Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного года.

Содержание программы 3 г.о.
1. Введение
Презентация программы 3-го года обучения. Интервью – опрос «Мои летние каникулы».
Практическая работа. Просмотр видео-роликов о Березниках и Прикамье. Играсоревнование «Внимание всем!». Дидактическая игра «Поле безопасных чудес».
2. Азбука туриста
Оздоровительная роль туризма. Туризм – средство познания своего края. Презентация
МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».
Правила поведения на экскурсиях и туристских прогулках. Подготовка к туристским
прогулкам. Основы безопасности в природной среде. Телефоны экстренных служб. Правила
поведения во время неблагоприятных природных явлений (гроза, ураган и др.), при пожаре в
лесу. Взаимопомощь в туристской группе.
Личное снаряжение для туристской прогулки, экскурсии (рюкзак, обувь, одежда,
личная посуда) и уход за ним. Требование к упаковке продуктов для перекуса.
Практические занятия. Туристская прогулка в природу (городской парк, р-н р.Быгель),
оформление впечатления о прогулке в декоративно-прикладной форме.
Игры на темы «Собери рюкзачок к туристской прогулке»; «Что делать в случае …
(задымления, обнаружение очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?».
Топографические условные знаки (план местности, мой дом, школа). Способы
изображения на рисунках, схемах и пр. Простейшие условные знаки. Стороны горизонта.
Ориентирование по сторонам горизонта, на местности. Определение сторон горизонта по
объектам и местным признакам.
Практическая работа. Рисунок и простейший план местности (своего класса,
школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Измерение расстояний (шагами и
парами шагов) на школьном дворе, в парке.
Личная гигиена юного туриста. Походная аптечка. Оказание первой помощи.
Профилактика заболеваний и травматизма. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли, ожоги. Правила
и способы обработки ран и ссадин. Правила наложения повязок, материалы для обработки ран
и наложение повязок.
Практическая работа. Игры «Мы на привале»,
Ситуационные задачи.

«Что находится в аптечке?».

17

Туристские игры в МАУ ДО ДДЮТЭ (спортивный зал, скалодром).
3. Прикамье: странички далеких и близких времен
Древнее Прикамье. История возникновения Прикамья. Науки «антропология»,
«археология». Первые люди на Урале, их быт жизни. Каменный век. Виды деятельности
людей (изготовление каменного орудия для охоты, рыбалки). Первая живопись на стенах
пещер, камней. «Тайна Писаного камня».
«Древности камской чуди», легенды о чуди. Легенды и предания народа.
Кто живет, тот и названия дает. Наука «топонимика». Название рек с окончанием «ва».
Легенда о реке Каме. Перемещение с запада на восток русичей на Урал, заселение Прикамья.
Названия городов и деревень Прикамья.
Имена в истории Прикамья: Строгановы, Ермак, Татищев В.Н. Род Строгановых, их
вклад в развитие Прикамья. Казачий атаман Ермак – защитник земли Пермской. Роль
Татищева В.Н. в освоении и развитии нашего края.
Губернский город Пермь. Столица края.
Старинные города и поселки Прикамья: города Оса, Оханск, Чердынь; поселок
Ильинский, поселение Чермоз, село Кын – завод.
Практическая работа. Чтение и обсуждение из книги И.С. Капцуговича (Рассказы для
чтения по истории Прикамья). Чтение и обсуждение стихотворения (К. Рылеева «Смерть
Ермака). Чтение летописи «Камень с неба». Сообщение - презентация «Замечательные люди
Прикамья».
Творческие работы: изготовление из пластилина чаши, горшочков; аппликации,
рисование древних животных по выбору.
4. Геральдика и символика Пермского края
Наука «геральдика». Символика Пермского края (герб, флаг, гимн). Символика г. Пермь.
Гербы старинных городов Пермского края. Герб и символика г.г.Березники, Усолья.
Фамильный герб семьи.
Практическая работа. Дидактическая игра «Определи герб города». Моделирование
герба из цветной бумаги. Составление герба семьи, презентация. Семейные мини-газеты,
коллажи, слайд-презентации.
5. Природа Прикамья
Практическая работа. Лото-игра «Ягодное и грибное лукошко». Квест-игра «Эти
удивительные растения». Экологическая игра «Растения вокруг нас». Интеллектуальная игра
«Животные края». Познавательная игра «Мой Пермский край».
Экскурсия в МАУ ДО ДДЮТЭ, музей геологии, экспозиция «Полезные ископаемые
Пермского края».
6. Население Прикамья
Народы Прикамья – одна семья. Марийцы, чуваши, удмурты. Самобытность народов.
Обряды, народные игры, сказки и легенды.
Практическая работа. Творческие работы по выбору обучающихся.
18

7. Народное искусство Прикамья
Художественные ценности края. Самые яркие образцы художественной культуры
Прикамья – пермская деревянная скульптура.
Архитектурно-этнографический музей
«Хохловка» под открытым небом, включающий уникальные памятники деревянного
зодчества Урала.
Практическая работа. Творческие работы по выбору обучающихся. Экскурсия в музей
БИХМ им. И.Ф. Коновалова «Клады земли Прикамской».
8. Мой город Березники
Практическая работа. Игра-путешествие «История и настоящее города Березники»
(мемориальные и памятные доски, Доска почета).
Тематические экскурсии в МАОУ СОШ №2 (музей госпиталя во время ВОВ), музей
книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья «Алконост», в библиотеки города им.
Н. Островского, № 6 (краеведческая).
Экскурсия-беседа «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений» к мемориальному
комплексу (Вечный огонь, Стена Славы, Стелла Победы, Стена Памяти, Стена Трудовой
Славы).
9. Творчество писателей Прикамья и Урала
Сказы Бажова П. П. «Хозяйка Медной горы». Михайлюк В.М. «Не один пуд соли».
Христолюбова И.П. Рассказы для детей «Где ты, Кошкин?», повесть - сказка «Топало».
Практическая работа. Литературная страница: чтение, обсуждение произведений.
Конкурс рассказов. Конкурс чтецов.
10. Праздники, обряды и ритуалы земли родной
Православные народные праздники. Календарные праздники. Коляда, Рождество,
Новогодние забавы, Масленица. Игры народов Прикамья. Современные праздники (Не все
праздники пришли к нам из глубины веков). Песни о Родине, дружбе, природе.
Практическая работа. Игровая программа. Творческая мастерская: моделирование
поздравительных открыток, сувениров.
11. Мой Пермский край
Конкурс – викторина «Юный краевед».
12. Участие в туристско-краеведческих мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор материала,
работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы, защита,
представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: игра-путешествие «По памятным
местам города», «Березники-CHELLENG», фестиваль «Наш Пермский край», в соревнованиях
19

по спортивному ориентированию, скалолазанию, по туризму «Мой первый старт», «Школа
безопасности»;
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», в региональном
краеведческом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» и другие.
13. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения.
1.4. Планируемые результаты программы
Приоритетным является не овладение знаний, а приобретение умений применять
знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий. Программа
обеспечивает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность
ребёнком
своей
деятельностью
в
объединении
дополнительного образования;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и
любознательности;
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края и города;
- проявление чувства гордости за свою малую родину, уважительного отношения к
истории и культуре других народов;
- соблюдение общепринятых правил поведения в обществе, правил безопасного
поведения в различных условиях;
- участие в мероприятиях.
Метапредметные:
- умение и готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку
зрения;
- применение навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в различных
ситуациях.
Предметные:
- изменение уровня знаний, умений и навыков;
- проявление интереса к краеведческим темам.
По окончании первого года обучающиеся:
- будут иметь представление о краеведении с целью знакомства с малой родиной;
- познакомятся с историей рождения своего дома, улицы, школы;
- узнают о подвигах земляков;
- познакомятся с литературным творчеством уральских писателей;
- расширят представления о природе Прикамья.
По окончании второго года обучающиеся:
- будут иметь представление об этнографии, топонимике и геральдике как исторических
дисциплинах;
20

- продолжат знакомство с музейными экспозициями и местным литературным
творчеством;
- расширят знания об исторических городах Пермского края;
- будут иметь представление об этническом составе Верхнекамья.
По окончании третьего года обучающиеся:
- расширят знания в области геральдики;
- будут иметь представление о географической карте;
- должны знать основные правила ориентирования на местности;
- уметь оказывать элементарную первую помощь при кровотечении и ранении.
Также предполагается вовлечение учащихся на каждом году обучения в конкурсную и
соревновательную деятельность в учётом их индивидуальных возможностей и желаний.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель: 36;
количество учебных дней: 36 (для 1,2 г.о.), 72 (для 3 г.о.);
продолжительность каникул: 24 дня;
даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09 – 31.05; осенние каникулы:…;
зимние каникулы: …; весенние каникулы: …
Год
обучения
(уровень)

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год
обучения

02
сентября
2024 г.
02
сентября
2024 г.
02
сентября
2024 г.

31 мая
2025 г.

36

36

36

31 мая
2025 г.

36

36

36

31 мая
2025 г.

36

36

72

1 раз в
неделю по
1 часу
1 раз в
неделю по
1 часу
1 раз в
неделю по
2 часа

2 год
обучения
3 год
обучения

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в учебных кабинетах и помещениях с мебелью, соответствующих
требованиям СанПиН к учебным аудиториям и условиям доступной среды. Имеются
необходимые технические средства обучения (компьютер, мультимедиа-проектор, магнитномаркерная доска, музыкальный центр); для копирования раздаточных материалов применяется
ксерокс. На занятиях широко используются экспонаты и коллекции музея МАУ ДО ДДЮТЭ,
реквизиты для проведения народных праздников.

21

2.2.2. Информационно-методическое обеспечение
Для реализации программы имеются необходимые учебные и дидактические средства
обучения, иллюстрации, тематические электронные презентации, методическая литература,
пособия, материалы для педагога.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся используются
дидактические материалы – пособия для учебных занятий, раздаточные материалы,
инструкционные, технологические карты, занимательные задания и задания с разным уровнем
сложности вопросов, викторины, тесты, упражнения, справочный материал, и т.п.
2.2.3. Кадровые ресурсы
Реализация данной программы предусматривает привлечение педагога,
уровень
квалификации которого соответствует задачам достижения планируемых результатов,
организации образовательной деятельности обучающихся, компетентный в области работы с
детьми с ОВЗ и инвалидами.
Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений (школы и УДО) с целью
более качественного обучения и воспитания детей. Образовательная деятельность может
осуществляться с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогических работников, прошедших соответствующее обучение.
2.3 Формы аттестации
Для выявления уровня подготовки обучающихся, определения степени реализации
программы используется система диагностикипо данной программе. Отслеживание динамики
развития проводится путем проведения начальной, промежуточной и итоговой диагностики
обучающихся.
Начальная (входная) диагностика проводится для выявления стартовых возможностей и
индивидуальных особенностейобучающихся в начале цикла обучения (сентябрь-октябрь).
Промежуточное диагностирование проводится после изучения каждого раздела программы
для возможности отслеживания динамики развития каждого ребёнка, коррекция
образовательного процесса. Итоговая диагностика проводится на каждом году обучения
(май) и в конце изучения настоящей программы для подведения итогов освоения программы.
Уровень сформированности ЗУН оценивается по каждому содержательному разделу. В
течение года и в конце года педагог сравнивает полученные после проведения диагностики
результаты с предполагаемыми и определяет уровень корректировки программы.
К формам отслеживания и фиксации образовательных результатов относятся: журнал
посещаемости, дневники наблюдений, материалы анкетирования и тестирования,
аналитические справки и аналитический материал, грамоты/дипломы, сертификаты, готовые
интеллектуальные и творческие работы, фото, отзывы детей и родителей, и др.
Предполагаемые формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
диагностические карты, комплексные тесты, аналитические материалы по итогам проведения
диагностики и аналитические справки, итоговые отчеты, выставки творческих работ,
сообщения, конкурсы, и др. Формы подведения итогов реализации программы: праздничное
мероприятие, выставка, презентация с использованием интернет-ресурсов.
В течение года и в конце года педагог сравнивает полученные после проведения
диагностики результаты с предполагаемыми, делает соответствующие выводы и определяет,
какая корректировка программы, форм, методов обучения необходима в дальнейшем.
22

2.4. Методические материалы
Учитывая специфичность учебных тем, их «книжность», программой предусмотрено
использование и чередование различных форм и методов для освоения детьми учебного
материала.
Методы обучения, применяемые в процессе реализации программы:
- по источнику передачи и восприятия информации: словесный (рассказ, беседа);
наглядный (иллюстрация, дидактический, наглядный материал, образцы и т.п.); практический
(показ);
- по характеру деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ, фильм,
карточки и т.п.); репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму); метод игры
(игры дидактические, развивающие, подвижные).
Учебный материал должен быть интересен и доступен детям, динамичен и конкретен.
Процесс обучения, развития и воспитания обучающихся идет параллельно на каждом занятии.
Используемые методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.
Основные педагогические технологии, используемые в работе: технология группового
обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии, и др.
К дидактическим материалам относятся: раздаточные материалы, технологические
карты, задания, упражнения, музейные коллекции и др.
АДОП «Моё Верхнекамье» может корректироваться педагогом в процессе обучения
детей по данному курсу. Педагог имеет возможность с учетом личных творческих
наклонностей, исходя из погодно-климатических условий, школьных возможностей
самостоятельно
распределять
последовательность
изучения
тем,
устанавливать
продолжительность занятий с учетом требований СанПиН.
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования,
учителями начального и среднего звена с инклюзивным обучением.
Программа реализуется с 2021 года. Полностью программа переработана в 2024 году.
2.6. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.:
«Книжный мир», 2003
2. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
3. Боровская Л.А., Жесткова Н.С., Быховская М.А. Наш Пермский край: учебное пособие для
начальной школы. Пермь, ПГПУ, 2010
4. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002
5. Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. Пермь:
Книжный мир, 2003
6. Животный мир Прикамья / Сост. А. И. Шураков, Г, А. Воронов, Ю. Н. Каменский. –
Пермь: Кн. Изд – во, 1989.
7. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Книга 2. – Пермь: «Книжный мир», 2001.
8. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь: Пермский край,
2009
23

9. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе Изд. 2 – е, дополн./ Т. Г. Зорина. - М.: Лесная
промышленность, 1971.
10. Князева Н.А. Маленький пермяк (Азбука краеведа) Пермь: Книжный мир, 2007
11. Колбовский Е. Ю. Изучаем природу в городе: экскурсии в природу: Пособие для учителя и
учащихся. Ярославль: Академия развития, 2006.
12. Маматов И.Ю., Чагин Г. Верхнекамье. Путеводитель
13. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723 – 1917. Пермь: Курсив, 2003
14. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» – Пермь, 2001
15. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир», 1999
16. Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» – Пермь: «Книжный мир»,
2001
17. Черных Е.А., Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. – Пермь: Пушка, 2001
18. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
(Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011
Список литературы для детей и родителей
1. Бианки В. Наши птицы. – М.: Малыш, 1983 г.
2. Бобров Р.В. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1979 г.
3. Здравствуй, лес!/ Н. М. Доманова, В. К. Теплякова, А. Ю. Ярошенко – М.: Издательство
Гринпис: Издательство Представительства Всемирного Союза охраны Природы для России и
стран СНГ, 2000 г.
4. Животный мир Прикамья / Сост. А. И. Шураков, Г, А. Воронов, Ю. Н. Каменский. –
Пермь: Кн. Изд – во, 1989.
5. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Книга 2. – Пермь: «Книжный мир», 2001.
6. Морозов В. Рассказы о русском лесе. – М.: Малыш, 1991 г.
7. Растительный мир Прикамья/ коллектив авторов – Пермь: Кн.изд-во, 1988 г.
Интернет-источники
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

http://www.geografia.ru/permskay.html
http://perm-kray.ru/
http://www.dikarem.net/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.mojgorod.ru/
http://visitperm.ru/
http://priroda.permkrai.ru/
https://ozlib.com/969432/sotsium/prikame_region

24

Приложения
Приложение 1
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ:
- отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об
окружающем мире; темп выполнения заданий очень низкий;
нуждается в постоянной помощи взрослого; низкий уровень свойств внимания (устойчивость,
концентрация, переключение); низкий уровень развития речи, мышления; трудности в
понимании инструкций; инфантилизм; нарушение координации движений; низкая
самооценка; повышенная тревожность (многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной
впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается
малейшее изменение в настроении); высокий уровень психомышечного напряжения; низкий
уровень развития мелкой и крупной моторики;
- для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся
вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При
неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых
детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. У других детей
отмечается
повышеннаявозбудимость,
беспокойство,
склонность
к
вспышкам
раздражительности, упрямству.
Приложение 2
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР включают общие,
свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом" предъявлении материала, дозированной помощи
взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС): быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.;
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в специальном обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые
ситуации взаимодействия с действительностью;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми).

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».