Дополнительная общеразвивающая программа Моё Верхнекамье

Дополнительная общеразвивающая программа
«Моё Верхнекамье»
Введение
В последнее десятилетие в нашей стране возникла потребность в духовном и
нравственном возрождении. У нынешнего поколения усиливается интерес к истории
Родины и родного края. Активно разрабатываются и реализуются региональные
краеведческие программы для школьников «Маленький пермяк», «Мой Пермский край.
Традиции народов Прикамья». Березниковским школьникам также необходимы знания о
своей малой родине, её традициях, достопримечательностях и земляках.
Приобщение школьников к краеведческой деятельности позволяет воспитывать
гражданина, патриота, любящего, уважающего и ценящего свою Родину.
«Березники – город краевого значения в Пермском крае России, административный
центр Березниковского городского округа», так обозначают наш город в справочниках и
интернет-источниках. Березники относятся к Верхнекамью, В настоящее время ведутся
споры на тему «Прикамье – что за регион», «Верхнекамье – что это»…
За короткий период обучения невозможно глубоко «погрузиться» в темы наследия
Пермского края. С точки зрения исследователей и краеведов Верхнекамье – это север
Пермского края. Чердынь и Соликамск, Пыскор и Орёл, Усолье и Березники, а также
окружающие их посёлки и сёла – сегодня это важнейшие поселения со своей историей и
выразительными крепостными и производственными сооружениями, культовыми и
гражданскими зданиями, археолого-этнографическими находками, мемориальными
знаками. Они доносят до нашего времени богатейшую информацию, выразительные
образы духовной культуры и социальной истории.
Верхнекамье – это место, где мы живем. Это место – наша малая Родина. Это место,
о котором хочется еще больше узнать. И эти знания передать юному поколению…
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы. Программа «Моё Верхнекамье» является
дополнительной
общеразвивающей
программой
туристско-краеведческой
направленности. Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер,
реализуется по направлениям краеведения, способствующие изучению малой Родины, её
исторического, культурного и природного наследия.
Актуальность программы.Концептуальную основу программы «Моё Верхнекамье»
составляют
задачи, изложенные в государственных программах «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2020-2025 годы», «Концепция духовнонравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации», в новых
образовательных стандартах.
Программа соответствует целям и задачам туристско-краеведческого движения
обучающихся Российской Федерации «Отечество», раскрывает особенности работы с
обучающимися
по
изучению историко-культурного и природного
наследия
Верхнекамья.
Формирование и воспитание юного, активного, деятельного гражданина средствами
краеведения – актуальные педагогические задачи, соответствующие потребностям
времени.

Программа разработана в соответствии с основными нормативными и
программными документами в области образования Российской Федерации, Пермского
края, г.Березники и МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий». При
разработке данной программы были изучены дополнительные общеразвивающие
программы: авторская программа «Моя малая Родина» (Аханова Л.Г., Пьянкова В.В.,
Чердынь, 2000), программа «Моё Верхнекамье» (Петухов О.А., Березники,2010) и
программа внеурочной деятельности «Маленький Пермяк» (авт.-сост. Князева Н.А.,
Правильская М.В., М., Пермь, 2018).
Идея программы «Моё Верхнекамье»: значительно расширить и углубить
исторические знания и представления школьников о родном крае посредством экскурсий,
встреч с участниками событий, участия в массовых краеведческих мероприятиях.
Новизна и отличие программы от уже существующих заключаются в следующем:
- программа рассчитана на 4 года обучения;
- большое количество часов отводится обществоведческим, природоведческим
экскурсиям, заочному путешествию по родному краю;
- для получения опыта работы в коллективе и социализации в обществе, в программе
запланированы подготовка и участие детей в конкурсных мероприятиях;
- занятия краеведением предполагают туристско-познавательную деятельность в условиях
природной среды. Для формирования знаний, умений и навыков, связанных с безопасным
пребыванием вне города, на 3-4 годах обучения в содержание программы включен раздел
«Азбука туриста».
Уровень программы – стартовый, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы; развитие мотивации к
познавательному виду деятельности.
Программа педагогически целесообразна, т.к. параллельно с образовательными
задачами происходит формирование просвещенной личности, воспитывается
патриотическое, ответственное отношение к малой родине – частичке великого
государства России.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, программа ориентирована на
становление патриотических и нравственных характеристик обучающегося: любовь к
своей родине, уважение и принятие ценностей семьи и общества, народа; активное
познание мира; умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, слышать и уважать
мнение другого собеседника.
Все разделы программы тесно взаимосвязаны и подчинены единой цели. Освоение
образовательного материала обеспечивается принципами повторения, усложнения и
углубления содержательной части программы на каждом году обучения. Осуществляется
переход от одного уровня знаний к другому.
Краеведение всесторонне изучает малые территории. Программа полностью
базируется на местном краеведческом материале и разработана с учетом особенностей
истории и культуры Верхнекамья. Изучая историю малой родины, юные краеведы
овладевают «тайнами» далёкого прошлого родного края. Темы знакомства с
Верхнекамьем
разнообразные.
Расширению
школьных
знаний
способствует
межпредметная интеграция, т.к. в своих познаниях, наблюдениях, обучающиеся
используют данные разных учебных дисциплин: литературное чтение и литература,
окружающий мир и география, история и математика.
Адресат программы. Программа адресована детям в возрасте 8-12 лет,
проявляющим интерес к истории и культуре родного края. Количество обучающихся в

одной группе: 15-20 человек. Программа учитываетвозрастные и индивидуальные
особенности детей. К освоению образовательного содержания допускаются любые лица
без предъявления требований к уровню образования. На стартовом уровне дети этого
возраста способны выполнять задания, предлагаемые в программе.
Через период реализации программы проходит два возраста:
- с 8 до 10-11 лет. Физиологически это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх.
Наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребёнка,
что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость,
беспокойство, повышенная потребность в движениях. Младшие школьники отличаются особой остротой и
свежестью восприятия окружающего мира, им свойственна созерцательная любознательность. Ведущей
деятельностью становится учение, которое существенно изменяет мотивы поведения. Младшие школьники
с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Память у учащихся
младших классов более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая.
В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм
и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характерная
особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия, они импульсивны.
- 11-12 лет – это пограничный возраст между детьми и подростками, называется младшим подростковым
возрастом. На этом этапе происходит начало полового созревания. Из-за начинающихся физических
изменений, у детей могут происходить изменения в познавательной сфере: снижаться скорость выполнения
каких-либо заданий, ребенок замедляется, чаще отвлекается, неадекватно реагирует на простые замечания.
Иногда дети ведут себя вызывающе.
Дети в этом возрасте активны, им все интересно, им интересно даже то, что было никогда не
интересно. Они уже достаточно зрелы интеллектуально. Этот возраст еще называют «возрастом расцвета
любознательности, ее зенита». Но любознательность изменчива, поверхностна, сегодня одно интересно,
завтра другое и редко связана с образовательной деятельностью.
Дети этого возраста гибки в своем поведении, восприимчивы и открыты для сотрудничества,
несмотря на некоторую внешнюю неуправляемость.

Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года
обучения.Общее количество учебных часов, запланированных на годовой период
обучения и необходимых для освоения программы, определяется содержанием и
условиями реализации программы и может составлять 36, 72 или 144 часа.
Учебные занятия проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность учебного
занятия 1-2 академических часа. Продолжительность одного академического часа – 45
минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Продолжительность
занятий/час
1 час
1 час
2 часа
2 часа

Периодичность
в неделю/раз
1 раз
2 раза
1 раз
2 раза

Кол-во
в неделю/час
1 час
2 часа
2 часа
4 часа

Кол-во часов
в год
36 часов
72 часа
72 часа
144 часа

Формы обучения. Обучение осуществляется в очной форме. Дистанционное
обучение допустимо в карантинныепериоды учебного года (по особому распоряжению).
Программой предусматриваются как аудиторные (занятия в пределах учебного
помещения, задания выполняются под непосредственным руководством педагога), так и
внеаудиторные занятия (экскурсии, туристские прогулки, конкурсные мероприятия).
Внеаудиторные занятия могут быть за рамками часов учебного плана.
Для реализации программы используется традиционная форма – линейная
последовательность освоения содержания в течение от 1 года до 4-х лет обучения.
Основной формой организации образовательной деятельности является учебное
занятие. Оно может быть построено как в традиционной форме, так могут применяться и

другие формы: акции, встречи, выставки, игры, концерты, конкурсы, олимпиады, походы,
праздники, презентации, репетиции, творческие отчеты, фестивали, экскурсии, и др.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Объединения
сформированы обучающимися одного возраста. Состав группы постоянный. Занятия в
объединениях проводятся всем составом объединения. При подготовке к конкурсным
мероприятиям могут проводиться по группам илииндивидуально.
Режим занятий. Учебные занятия проводятся по расписанию, утвержденному
администрацией образовательных учреждений, на базе которых организован
образовательный процесс (МАУ ДО ДДЮТЭ и МАОУ СОШ). Расписание занятий
составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся
с учетом требований СанПиН и Устава учреждения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование гражданско-патриотических ценностей,
бережного отношения обучающихся к историческому, культурному и природному
наследию своей малой родины – Верхнекамья.
Содержание программы предполагает решение следующих общих задач:
личностные:
- воспитывать бережное отношение обучающихся к историческим, культурным и
природным ценностям малой родины;
- формировать и поддерживать умение строить позитивные межличностные
отношения с окружающим социумом;
- содействовать формированию активной, нравственной личности;
- формировать навыки здорового и безопасного образа жизни средствами туризма;
метапредметные:
- развивать потребности в саморазвитии, ответственности, активности;
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать
в группах;
- способствовать развитию памяти, речи, мышления, воображения;
предметные:
- развивать познавательный интерес обучающихсяк занятиям краеведением;
- повысить уровень знаний обучающихся об истории, культуре и природе
Верхнекамья, прошлом и настоящем родного города;
- расширять исторический и экологический кругозор обучающихся;
- прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить
наблюдать, описывать факты и презентовать материал;
- развивать разносторонний потенциал личности ребенка через участие в туристскокраеведческих мероприятиях.
В целом, содержание программы «Моё Верхнекамье» ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся, нравственное и
интеллектуальное развитие;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания
обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития
обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление

здоровья детей;
- формирование общей культуры обучающихся.

Первый год обучения. Невозможно быть образованным человеком, не зная истории родного
города, истории своей семьи. Для обучающихся запланировано знакомство с географией города
Березники, памятниками истории и архитектуры, его талантливыми и замечательными людьми.
Дети знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, школой, микрорайоном, природными
объектами.
На втором году обучающиеся знакомятся с Верхнекамьем, его историей, населенными
пунктами и народами, проживающими на территории Прикамья. Вникая в содержание программы,
происходит «погружение» детей в особую атмосферу прошлого. Большой блок тем посвящен
прославленным землякам. Продолжается изучение истории родного города и литературного
Прикамья.
На третьем-четвертом годах обучения продолжается расширение зоны познания
окружающего мира, знакомство учащихся с родным городом и Верхнекамьем. Юный краевед
должен совершать туристские и экскурсионные прогулки, знакомиться с культурными и
природными объектами окрестностей. С этой целью он должен знать «Азбуку туризма». На
занятиях обучающиеся учат правила безопасности в природной и городской среде, обустройства
биваков, ориентирования на местности, овладевают знаниями по оказанию первой помощи
пострадавшему.
Завершается обучение итоговой аттестацией, праздничной программой и выдачей
сертификата о прохождении курса.



1.3.

Содержание программы
Учебный план 1 г.о. (72 часа)

№

1

Наименование раздела, темы
Введение

Всего
часов

В т.ч.
Теория Практика

2

1

1

6

2

4

6

1

5

Моя улица
Моя школа
Моя малая родина - Березники

5
2

1
1

4
1

9

2

7

Наш город богат талантами
Наш город во время Великой
Отечественной войны
Природа Верхнекамья

7

1

6

6

2

4

7

2

5

7

3

4

7

2

5

Я и моя семья
2

3
4
5
6
7
8
9

Мой дом

10 Литература Урала
Праздники, обряды земли
11
родной

Форма
аттестации/
контроля
Вводное
тестирование
Мини-сочинение
«Любимый
праздник моей
семьи»
Тематические
задания
Конкурс знатоков
Викторина
Квиз – игра «Мой
город
Сообщения
Интеллектуальные
игры
Кроссворд
Творческая работа

Участие в туристскокраеведческих мероприятиях
Итоговое занятие «Березники,
13
мои Березники»
ИТОГО
12

6

-

6

2

-

2

72

17

55

Участие и
результат участия
Итоговая
аттестация

Примечание: Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного
года.

Содержание программы 1 г.о.
1. Введение
Знакомство с объединением, режимом занятий. Введение в программу «Моё
Верхнекамье». Актуальность и современность изучения истории родного края (беседа в
форме диалога).
Практическая работа. Начальная диагностика. Показ видеоролика о Березниках.
Интерактивная игра «Знатоки ПДД».
2. Я и моя семья
Моя семья – часть малой родины. Понятия «семья», «члены семьи», семейные
традиции. Происхождение имени и фамилии. Фамилия – наследственное имя семьи.
Семейные альбомы. Моя родословная. История моей семьи. Понятие «родословная».
Генеалогия – наука о родословной человека. Генеалогическое древо. Семейные
праздники, семейные увлечения и отдых. Песни, стихи, пословицы, притчи и сказки о
семье.
Практическая работа. Игра «Семейное древо». Познавательное задание «История
моей семьи». Конкурс рисунков. Составление мини-сочинения, рассказа «Любимый
праздник моей семьи». Конкурсно-игровая программа для обучающихся и родителей
«Наша дружная семья», презентация «Моя семья».
3. Мой дом
Дом – важнейшая часть жизни человека.Дом, в котором я живу. Виды жилья
человека. Отношение человека к своему дому. Дом современного человека. «В тереме
расписном я живу, к себе в избу всех гостей я приглашу». Русская изба. Культура быта
русского народа. Поверья и обряды, связанные с домом. Интересные факты и события в
необычных домах.
Практическая работа. Тематическая экскурсия в краеведческий центр МАУ ДО
ДДЮТЭ «Культура и быт русских крестьян». Творческая работа «Волшебные домики из
сказок». Выставка творческих работ «Дом моей мечты».
4. Моя улица
Улица, на которой я живу (улицы микрорайона). История в названии улиц родного
города. Достопримечательности моей улицы. Первые улицы города, самая длинная улица
в городе, самая широкая улица, главная улица нашего города. Единственное шоссе.
Практическая работа. Составление схемы маршрута от своего дома до школы.
Решение кроссворда «Улицы города». Конкурс знатоков «Улицы города Березники».
Презентация детских работ «Моя улица». Творческая работа: конкурс рисунков «Портрет
моей улицы».

5. Моя школа
История возникновения школы. Заслуги родной школы. Выпускники, которыми
гордится школа. Презентация о школе «Школьные годы чудесные».
Практическая работа. Викторина «Моя школа». Песни и стихи о школе. Конкурс
поделок «Мой подарок школе».
6. Моя малая Родина
Путешествие по родному городу. История возникновения города Березники.
Первое поселение в черте города.
Объединение рабочих поселков в один город.
Березники – один из центров химической промышленности России. Промышленность
города, его предприятия, их история. Самый старый содовый завод. Первый и
крупнейший в стране химический комбинат. Первые в мире по производству титана.
Культурные объекты города (Дворцы культуры, театры, кинотеатры, спортивные
объекты, библиотеки и музеи).
Герои – первостроители города. Скульптурная группа «Рабочий и космонавт».
Мемориальные доски. Памятники истории.
Книга рекордов города Березники. Викторина «Самое, Единственное, Первое».
Практическая работа. Просмотр фильма «Город белых берез». Игра-путешествие
«Промышленные гиганты Березников». Квиз-игра «Мой город». Тематические экскурсии
в музеи города: БИХМ им. И.Ф. Коновалова, музейно-выставочный комплекс ПАО
«Уралкалий».
7. Наш город богат талантами
Почетные жители нашего города: Гилев И.Д., Паниных Л.В., Цыганова Г.И.
Интересные люди и народные умельцы. Художники нашего города (Плесовских Л.,
Заграбов Н., Шварев Л.). Березниковский театр «Бенефис». Артисты театра, режиссер
Зебзеева Е.
Практическая работа. Просмотр презентации «Выдающиеся люди города
Березников». Работа в микро-группах: подготовка сообщения по данным материалам.
Просмотр детского спектакля, обсуждение спектакля. Тематические экскурсии на
авторские выставки декоративно-прикладного творчества. Выставка творческих работ
«Наше творчество».
8. Наш город во время Великой Отечественной войны
Подвиги земляков. Березники фронтовые. Герои Советского Союза – Братчиков
Г.И., Виноградов Г.П., Вавилин А.С. Как березниковцы трудились и помогали фронту.
Встречи с тружениками тыла. Поэтическая страница.
Практическая работа. Экскурсия к Мемориалу Победы, на «Аллею Памяти
Героев». Заучивание стихотворений и песен о ВОв. Конкурс чтецов «Победа». Выставка
творческих работ «Победа!».
9. Природа Верхнекамья
«Река Кама велика, широка и глубока». Географическое положение. Откуда берет
начало Кама?. Значение реки. Легенда. Реки города (Зырянка, Толыч, Быгель).
«Пермский край – лесной край». Виды лесов в крае. Жители леса. Охранять
природу – значит охранять родину. Правила поведения на природе.
«Птицы нашего двора». Виды зимующих птиц.

«Красная книга Пермского края». Что значит Красная книга, для чего она нужна.
Виды животных и растений, занесенных в Красную книгу Пермского края.
Практическая работа. Игра-викторина «Кто в реках живет?». Интеллектуальная
игра «Знатоки леса». Игра-путешествие «Будь природе другом!». Экскурсия в природу.
Изготовление кормушек для птиц. Акция «Покормите птиц зимой». Путешествиеэкскурсия в район р.Быгель на «Тропу здоровья». Наблюдения в природе. Изготовление
мини-книжки «Моя Красная книжка». Конкурс рисунков и поделок «Кто в лесу живет?».
10. Литература Урала
Мудрый сказочник Бажов П.П.. Биография и творчество писателя. («Серебряное
копытце», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка – Поскакушка»). Пермский писатель и
поэт Кузьмин Л.И. Жизнь и творчество детского писателя («Шагал один чудак», «Дом с
колокольчиком», «В одном прекрасном царстве»). Березниковский поэт Решетов А.Л.
Биография и творчество поэта.
Практическая работа. Чтение и обсуждение сказок и стихотворений. Сочинение
сказок, стихов, их представление.
Разгадывание кроссвордов по произведениям
писателей. Просмотр презентаций о писателях. Тематические экскурсии в городскую
детскую библиотеку им. А.П. Гайдара, к памятнику А.Л. Решетова.
11. Праздники, обряды земли родной
«Месяцеслов» – сокровищница народной культуры. Приметы времен года:
пословицы, поговорки, присказки, притчи. Годовой цикл христианских праздников:
«Рождество», «Масленица», «Пасха». История каждого праздника, традиции.
Современные праздники «День защитника Отечества», «Международный женский день»,
их значение.
Практическая работа. Подготовка к праздникам. Разучивание текстов по
сценарию, стихов и песен. Оформление кабинета. Тематические игровые программы.
Творческие работы: изготовление поделок, поздравительных открыток, сувениров.
12. Участие в тематических мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор
материала, работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы,
защита, представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: игра-путешествие «По
памятным местам города», «Березники-CHELLENG», фестиваль «Наш Пермский край»; в
соревнованиях по спортивному ориентированию, скалолазанию, по туризму «Мой первый
старт», «Школа безопасности»;
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в патриотических конкурсах ПАО «Уралкалий», встречи с ветеранами ВОВ,
ветеранами труда, интересными людьми города;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», в региональном
краеведческом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» и др.
13. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения за год в форме праздничной программы
«Березники, мои Березники!»

Учебный план 2 г.о. (72 часа)
№

Наименование раздела, темы

Всего
часов

В т.ч.
Теория Практика

1

Введение

1

0,5

0,5

2

Удивительная природа Прикамья

14

4

10

3
4

Население Прикамья
Музееведение
По родному Прикамью.
Путешествие по карте
Город белых берез – Березники

7
4

2
1

5
3

8

2

6

23

5

18

3

2

1

4

1

3

6

-

6

2

-

2

72

17,5

54,5

5
6
7
8

Литературное Прикамье
Праздники, обряды и ритуалы
земли родной

Участие в тематических
мероприятиях
Итоговое занятие. Праздничная
10 программа «Люби и знай свой
край!»
ИТОГО
9

Форма
аттестации/
контроля
Кроссворды,
викторины,
конкурсы
Квест-игра
Мини-сочинение
Игра «Что? Где?
Когда?»
Конкурс чтецов
Участие в
праздничных
программах
Участие и
результат участия
Итоговая
аттестация

Примечание:
- Экскурсии по Верхнекамью (Александровский район, «Голубые озёра», Горнозаводской р-н,
«Каменный город», г.Соликамск и др. (по выбору) проводятся вне сетки часов.
- Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного года.

Содержание программы 2 г.о. (72 часа)
1. Введение
Введение в программу 2-го года обучения. Как вы отдохнули летом?
(интервьюирование детей). ПДД, ПБ.
Практическая работа. Просмотр презентаций, фотоальбомов «Моё лето».
Просмотр видеороликов по ППД, ПБ. Игра «ПДД».
2. Удивительная природа Прикамья
Наш край. Название края, территория края. Основы природы. Уральские горы.
Полезные ископаемые.
Заповедные места. Легенды нашего края. Заповедники «Вишерский», «Басеги».
Заказники. Легенды о Помяненном камне, Ветлане, Полюде. Чудеса Кунгурской ледяной
пещеры.
Голубые дороги края. В нашем крае более 30 тыс. рек. Родники моей родины. Реки:
Чусовая, Яйва, Сылва, Вишера.
Прикамье – лесной край, источник вдохновения и здоровья. Слово о лесе. Зелёные
символы Пермского края. Лиственные деревья и кустарники: широколиственные и
мелколиственные. Хвойные деревья. Пермский край – зона тайги. В царстве
лекарственных растений.

Удивительный мир животных Прикамья. Пернатые друзья. Птицы хвойного леса.
Птицы лиственного леса.
Практическая работа. Зеленые экскурсии: экскурсия в Рябиновый сквер,
Городской парк культуры и отдыха, на «Экологическую тропу» в районе р.Быгель (по
выбору). Наблюдения в природе.
Решение кроссвордов. Викторина, загадки, стихи «Чем питались на Руси». Играпрезентация «Животные Пермского края». Составление мини-сочинения, рассказа «На
реках Пермского края я бывал(а)». Дидактическая игра «Узнай дерево». Конкурс «Знаток
птиц».
Творческая работа (аппликация) «Наши пернатые друзья». Конкурсы рисунков
«Заповедные места», «Растения – лекари».
3. Население Прикамья
Народы Прикамья – одна семья. Народы, населявшие Прикамье в древности и
живущие в настоящее время. У каждого народа своя история, культура, свои умельцы,
герои, легенды и народное творчество.
Национальность – русские. Появление русских на территории Пермского края.
Освоение земель. Русское жилище в Пермском крае. Строительство изб, убранство дома,
утварь, одежда и обувь. Предметы крестьянского быта. Русский фольклор (сказки и
легенды Прикамья). Календарь русских крестьян. Обряды, народные игры, сказки и
легенды.
Татары и башкиры. Происхождение национальностей. Легенды, связанные с
происхождением этих народов. Самобытность нации. Быт, устройство на земле пермской.
Язык, культура и традиции. Национальные костюмы. Фольклор татар и башкир.
Строители города – МирсаидАрдуанов, Мифтах Султанов и др.
Коми-пермяки – коренное население Прикамья. Происхождение народа. Эпос и
культура коми-пермяков. Язык, обычаи. Кудымкар – столица Коми-пермяцкого округа.
Сказание о богатыре Кудым-Оше. Фольклор (сказки и легенды коми-пермяцкого народа).
Детские считалки, потешки, игры и т.д. Сказки и легенды. Национальный костюм.
Древний календарь народа.
Практическая работа. Чтение и обсуждение легенд и сказаний. Квест-игра в
этнографической экспозиции краеведческого центра МАУ ДО ДДЮТЭ. Творческая
работа: оформление коми-пермяцкого костюма, пояса (используя национальные
элементы, орнамент). Конкурс рисунков «Костюмы с национальным орнаментом».
4. Музееведение
Что такое музей? Музей – «машина времени». Какие бывают музеи. Музейные
профессии. Что такое вещь? Как вещи попадают в музей? Копия, подлинник, экскурсия,
экспозиция,фонды.Что такое время? Понятия «время», «дата», «год», «век».
Практическая работа. Игра «В музее». Мини-сочинение «Какой музей
понравился?», «Экспонат». Игра «Составь портрет вещи». Тематическая экскурсия в
БИХМ им. И.Ф.Коновалова «Музей забытых вещей».
5. По родному Прикамью. Путешествие по карте
На запад. Город Очёр. 52 памятника истории, «Парк Пермского Периода». Город
Нытва – памятник природы и истории (18 век). Медеплавильный завод. Жемчужина
города – самый большой рукотворный пруд в Европе. Нытвенский историкокраеведческий музей («Музей ложки»). Верхнекамье. История основания, архитектура
городов. Чердынь – древнейший город Прикамья. Соликамск – центр солеварения,

легенды и предания земли Соликамской. Поселок Ныроб: музей «Центр памяти
М.Романова». История Усолья. Географическое положение Усолья. Герб баронов и
графов Строгановых. Солеварение. Создание архитектурного комплекса, автор
А.Н.Воронихин. Стольный город Кунгур. Основание города, культура и искусство. На юг.
Поселок Суксун. История о медеплавильном заводеАкинфия Демидова (изготовление
самоваров, колокола). Кружевной промысел. По Горнозаводской дороге. История
основания города Лысьвы. Чугунолитейный завод. Музей каски. Чусовой – город
металлургов.
Практическая работа. Чтение и обсуждение «Сказа о том, как на земле соленые
ручьи появились», викторина. Эксперимент с солью. Чтение и обсуждение рассказов:
«Зверь мамонт», «Как появилась ледяная пещера». Мини-сочинение «Мой экскурсионный
маршрут по Пермскому краю». Творческая работа: поделки из пластилина (звероящер,
динозавры). Зарисовка и оформление макета ложки. Изготовление «колокольчика» мозаика из цветной бумаги. Конкурс рисунков «Строгановская регата».
6. Город белых берез – Березники
География города. Предприятия города Березники. Профессии, связанные с
промышленностью предприятий. ПАО «Березниковский содовый завод». Страницы
истории завода. 1883г. Известные люди завода. Иван Любимов. Роль предприятия в
истории города. ПАО «Уралкалий». Страницы истории предприятия с 1941-2024 годы.
ПАО «ВСМПО-АВИСМА». Страницы истории предприятия с 1943-2024 годы.
Экология города. Полезные ископаемые в городе и в Пермском крае.
Памятники г.Березники. Памятники истории. Архитектурные памятники.
Улицы, названные в честь Героев Великой Отечественной войны (В.Черепанова,
В.Бирюковой). История и факты.
Практическая работа. Познавательная игра «Что? Где? Когда?». Викторина от
«Титанчика». Игра-экскурсия «По памятным местам города». Экскурсия в музейновыставочный комплекс ПАО «Уралкалий». Участие в акции «Чтобы город стал чище».
Тематические экскурсии в школьные (образовательные) музеи:
- музей 10-го Гвардейского Уральского добровольческого (30) танковой дивизии
МАУДОДЮЦ «Каскад»: «Дети и война», «Все для фронта, все для Победы»;
- музей МАУ ДО ДДЮТЭ: этнографическая экспозиция «Предметы крестьянского быта»,
геологическая экспозиция.
Тематические экскурсии в библиотеки города:
- МБУК «ЦБС» им. А.П. Гайдара (детская, юношеская);
- МБУК «ЦБС» № 6 (краеведческая).
Экскурсии по улицам В.Черепанова, В.Бирюковой. Викторина «Березники
фронтовые».
7. Литературное Прикамье
Пермский сказочник Спешилов А.Н. Биография и творчество Спешилова А.Н.
(1899-1985г.г.). «Сказки Прикамья». Литературная страница. Стихи о Березниках.
Практическая работа: Инсценирование сказки «Сила Великая». Сочинение сказок
и стихов. Конкурс чтецов стихов о городе.
8. Праздники, обряды и ритуалы земли родной
Святочные народные праздники. История, традиции народных праздников в
Прикамье. Обычаи празднования Рождественских святок. Путешествие по январским
праздникам на Руси.

Практическая работа: Игры для обучающихся «Святки-колядки». Подготовка к
праздникам. Разучивание текстов по сценарию, стихов и песен. Оформление кабинета.
Тематические игровые программы. Творческие работы: изготовление поделок,
поздравительных открыток, сувениров.
9. Участие в тематических мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор
материала, работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы,
защита, представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: игра-путешествие «По
памятным местам города», «Березники-CHELLENG», фестиваль «Наш Пермский край»; в
соревнованиях по спортивному ориентированию, скалолазанию, по туризму «Мой первый
старт», «Школа безопасности»;
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в патриотических конкурсах ПАО «Уралкалий», встречи с ветеранами ВОВ,
ветеранами труда, интересными людьми города;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», в региональном
краеведческом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» и др.
10. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения за год в форме праздничной программы
«Люби и знай свой край!».

Учебный план 3 г.о. (72 часа)
№

Наименование раздела, темы

Всего
часов

В т.ч.
Теория Практика

1

Введение

1

1

-

2

Азбука туриста

10

2

8

7

2

5

3

2

1

7

3

4

4
6
12

2
2
4

2
4
8

3

1

2

8

1

7

2

-

2

3
4
5

Прикамье: странички далеких и
близких событий времен
Геральдика и символика
Пермского края
Природа Прикамья

Население Прикамья
Народное искусство Прикамья
Мой город - Березники
Творчество писателей Прикамья
9
и Урала
Праздники, обряды и ритуалы
10
земли родной
11 Мой Пермский край
6
7
8

Форма
аттестации/
контроля

Практикумы,
ситуационные
задачи.
Сообщениепрезентация
Кроссворд
Интеллектуальная
игра
Творческая работа
Творческая работа
Игра-путешествие
Конкурс чтецов
Участие в игровой
программе
Конкурс «Юный

Участие в туристско12
краеведческих мероприятиях
Итоговое занятие
13

ИТОГО

8

-

8

1

-

1

72

20

52

краевед»
Участие и
результат
Итоговая
аттестация

Примечание:
- Выездные экскурсии, туристские прогулки могут проводиться вне сетки часов.
- Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного года.

Содержание программы 3 г.о.
1. Введение
Презентация программы 3-го года обучения. Интервью – опрос «Мои летние
каникулы».
Практическая работа. Просмотр видео-роликов о Березниках и Прикамье. Играсоревнование «Внимание всем!». Дидактическая игра «Поле безопасных чудес».
2. Азбука туриста
Оздоровительная роль туризма. Туризм – средство познания своего края.
Презентация МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».
Правила поведения на экскурсиях и туристских прогулках. Подготовка к
туристским прогулкам. Основы безопасности в природной среде. Телефоны экстренных
служб. Правила поведения во время неблагоприятных природных явлений (гроза, ураган и
др.), при пожаре в лесу. Взаимопомощь в туристской группе.
Личное снаряжение для туристской прогулки, экскурсии (рюкзак, обувь, одежда,
личная посуда) и уход за ним. Требование к упаковке продуктов для перекуса.
Организация биваков и охрана природы. Устройство и оборудование бивака (места для
установки палаток, приготовления и приема пищи, отдыха и т.д.).
Практические занятия. Туристская прогулка в природу (городской парк, р-н
р.Быгель), оформление впечатления о прогулке в декоративно-прикладной форме.
Игры на темы «Собери рюкзачок к туристской прогулке»; «Что делать в случае …
(задымления, обнаружение очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и
пр.)?».
Топографические условные знаки (план местности, мой дом, школа). Способы
изображения на рисунках, схемах и пр. Простейшие условные знаки. Стороны горизонта.
Ориентирование по сторонам горизонта, на местности. Определение сторон горизонта по
объектам и местным признакам.
Практическая работа. Рисунок и простейший план местности (своего класса,
школьного двора, двора своего дома или своей улицы). Измерение расстояний (шагами и
парами шагов) на школьном дворе, в парке.
Личная гигиена юного туриста. Походная аптечка. Оказание первой помощи.
Профилактика заболеваний и травматизма. Порезы, ссадины, ушибы, мозоли, ожоги.
Правила и способы обработки ран и ссадин. Правила наложения повязок, материалы для
обработки ран и наложение повязок.
Практическая работа. Игры «Мы на привале», «Что находится в аптечке?».
Ситуационные задачи.

Туристские игры в МАУ ДО ДДЮТЭ спортивный зал (скалодром), МАОУ СОШ
№12 спортивный зал (скалодром), спортивный комплекс «Снежинка» д. Новожилова.
3. Прикамье: странички далеких и близких времен
Древнее Прикамье. История возникновения Прикамья. Науки «антропология»,
«археология». Первые люди на Урале, их быт жизни. Каменный век. Виды деятельности
людей (изготовление каменного орудия для охоты, рыбалки). Первая живопись на стенах
пещер, камней. «Тайна Писаного камня».
«Древности камской чуди», легенды о чуди. Легенды и предания народа.
Кто живет, тот и названия дает. Наука «топонимика». Название рек с окончанием
«ва». Легенда о реке Каме. Перемещение с запада на восток русичей на Урал, заселение
Прикамья. Названия городов и деревень Прикамья.
Имена в истории Прикамья: Строгановы, Ермак, Татищев В.Н. Род Строгановых, их
вклад в развитие Прикамья. Казачий атаман Ермак – защитник земли Пермской. Роль
Татищева В.Н. в освоении и развитии нашего края.
Губернский город Пермь. Столица края.
Старинные города и поселки Прикамья: города Оса, Оханск, Чердынь; поселок
Ильинский, поселение Чермоз, село Кын – завод.
Практическая работа. Чтение и обсуждение из книги И.С. Капцуговича (Рассказы
для чтения по истории Прикамья). Чтение и обсуждение стихотворения (К. Рылеева
«Смерть Ермака). Чтение летописи «Камень с неба». Сообщение - презентация
«Замечательные люди Прикамья».
Творческие работы: изготовление из пластилина чаши, горшочков; аппликации из
священных фигурок; рисование древних животных по выбору.
4. Геральдика и символика Пермского края
Наука «геральдика».Символика Пермского края (герб, флаг, гимн). Символика г.
Пермь. Гербы старинных городов Пермского края. Герб и символика г.г.Березники,
Усолья. Фамильный герб семьи.
Практическая работа.
Дидактическая игра «Определи герб города».
Моделирование герба из цветной бумаги. Составление герба семьи, презентация.
Семейные мини-газеты, коллажи, слайд-презентации.
5. Природа Прикамья
Практическая работа. Лото-игра «Ягодное и грибное лукошко». Квест-игра «Эти
удивительные растения». Экологическая игра «Растения вокруг нас». Интеллектуальная
игра «Животные края». Познавательная игра «Мой Пермский край».
Экскурсия в МАУ ДО ДДЮТЭ, музей геологии, «Полезные ископаемые Пермского
края».
6. Население Прикамья
Народы Прикамья – одна семья. Марийцы, чуваши, удмурты. Самобытность
народов. Обряды, народные игры, сказки и легенды.
Практическая работа. Творческие работы по выбору обучающихся.
7. Народное искусство Прикамья
Художественные ценности края. Самые яркие образцы художественной культуры
Прикамья – пермская деревянная скульптура. Архитектурно-этнографический музей
«Хохловка» под открытым небом, включающий уникальные памятники деревянного
зодчества Урала.

Практическая работа. Творческие работы по выбору обучающихся. Экскурсия в
музей БИХМ им. И.Ф. Коновалова «Клады земли Прикамской».
8. Мой город Березники
Практическая работа. Игра-путешествие «История и настоящее города
Березники» (мемориальные и памятные доски, Доска почета).
Тематические экскурсии в МАОУ СОШ №2 (музей госпиталя во время ВОВ),
музей книжной культуры и литературной жизни Верхнекамья «Алконост», в библиотеки
города им. Н. Островского, № 6 (краеведческая). Участие в интеллектуальной игре
«Музейное ориентирование».
Экскурсия-беседа «Вечен ваш подвиг в сердцах поколений» к мемориальному
комплексу (Вечный огонь, Стена Славы, Стелла Победы, Стена Памяти, Стена Трудовой
Славы).
9. Творчество писателей Прикамья и Урала
Сказы Бажова П. П. «Хозяйка Медной горы». Михайлюк В.М. «Не один пуд соли».
Христолюбова И.П. Рассказы для детей «Где ты, Кошкин ?», повесть - сказка «Топало».
Практическая работа. Литературная страница: чтение, обсуждение произведений.
Конкурс рассказа, мини-сочинения. Конкурс чтецов.
10. Праздники, обряды и ритуалы земли родной
Православные народные праздники. Календарные праздники. Коляда, Рождество,
Новогодние забавы, Масленица. Игры народов Прикамья. Современные праздники (Не
все праздники пришли к нам из глубины веков). Песни о Родине, дружбе, природе.
Практическая работа. Игровая программа. Творческая мастерская: моделирование
поздравительных открыток, сувениров.
11. Мой Пермский край
Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный краевед».
12. Участие в туристско-краеведческих мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор
материала, работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы,
защита, представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: игра-путешествие «По
памятным местам города», «Березники-CHELLENG», фестиваль «Наш Пермский край», в
соревнованиях по спортивному ориентированию, скалолазанию, по туризму «Мой первый
старт», «Школа безопасности»;
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в патриотических конкурсах ПАО «Уралкалий», встречи с ветеранами ВОВ,
ветеранами труда, интересными людьми города;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», в региональном
краеведческом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» и другие.
13. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения. Презентация творческих проектов
обучающихся.

Учебный план 4 г.о. (144 часа)
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование раздела, темы
Введение
Азбука туриста

2

В т.ч.
Теория Практи
ка
1
1

18

6

12

Прикамье: странички далеких и
близких времен
Прикамье в военные годы

30

10

20

10

2

8

Природа Прикамья
Население Прикамья
Народное искусство Прикамья
Мой город Березники

8
4
10

1
2
2

7
2
8

20

6

14

Праздники, обряды и ритуалы
земли родной

16

2

14

8

2

6

10 Мой Пермский край
Участие в туристскокраеведческих мероприятиях
12 Итоговое занятие
ИТОГО
11

Всего
часов

16
2
144

43

16
2
101

Форма
аттестации/
контроля
Ситуационные
задачи
Сообщения. Тесты.
Творческие работы
Интеллектуальная
игра
Акция
Творческая работа
Квест-игра.
Презентация на тему
Презентация
Участие в конкурсе
исследовательских
работ
Участие и результат
Итоговая аттестация

Примечание:
- Выездные экскурсии могут проводиться вне сетки часов.
- Инструктажи по технике безопасности, диагностика проводятся в течение учебного года.

Содержание программы 4 г. о.
1. Введение
Презентация программы 4-го года обучения. Интервью - опрос «Мои летние
открытия».
Практическая работа. Просмотр видео-роликов о Березниках, Пермском крае.
Игра- соревнование по ПДД «Определи дорожные знаки».
2. Азбука туриста
Виды туризма. Спортивный туризм.
Собираемся в поход. Организация туристского похода. Личное снаряжение.
Групповое снаряжение. Виды костров. Правила обращения с колюще-режущими
предметами. Устройство палаток и правила ухода за ними. Требования к упаковке
продуктов для приготовления походной пищи.
Топографические условные знаки (план местности, мой дом, школа). Способы
изображения на рисунках, схемах и пр. Условные знаки. Работа с картой. Ориентирование
по сторонам горизонта, на местности. Туристское ориентирование, основные правила,
технические приемы и условия соревнований по ориентированию на обозначенном
маршруте.
Первая помощь. Походная аптечка. Косыночные повязки. Правила наложения

повязок, средства для обработки ран и наложение повязок. Простейшие травмы: ушиб,
растяжение, вывих. Перенос пострадавшего безносилочным способом.
Практические занятия. Практикумы «Костры», «Установи палатку», «Вкусная
походная каша». Работа с картой, определение топознаков. Ориентирование в
микрорайоне, у школы, в Комсомольском парке. Игра - практикум «Окажи помощь
пострадавшему». Ситуационные задачи.
Полоса препятствий: параллельные перила, маятник. Экскурсии на спортивные
обьекты: МАУ ДО ДДЮТЭ спортивный зал (скалодром), МАОУ «Школа № 22»
(микрорайон Усольский), спортивный зал (скалодром); спортивный комплекс
«Снежинка»,д.Новожилова.
3. Прикамье: странички далеких и близких времен
История возникновения древнего Прикамья. Науки «антропология», «археология».
Первые люди на Урале, их быт жизни.
Века металлов. Появление железных орудий в жизнь людей. Вид деятельности для
человека – земледелие. Стоянки эпохи бронзы и раннего железа. Археологические
памятники в Прикамье.
Таинственное ремесло. Пермский звериный стиль. Бронзовые и медные виды
фигурок.
Кто живет, тот и названия дает. Наука «топонимика». «Дальняя земля», «Пермь
Великая». Названия городов и деревень разных народов Прикамья.
Имена в истории Прикамья: Демидовы; Любимовы; Воронихин А.Н.; Дягилев
П.Д., их вклад в развитие Прикамья. Пермь и её замечательные жители: Попов А. И.,
Мешков Н.В., Славянов Н.Г., Воронцов Н.В.
Старинные города и посёлки Прикамья: Орда, Всеволодо-Вильва, Пыскор.
Практическая работа. Сбор информации «Археологические находки в Пермском
крае». Подготовка сообщений. Презентация детских работ. Рисунки «Легенды и предания
народа». Игра интеллектуальная «А почему?». Сообщение-презентация «Замечательные
люди Прикамья». Экскурсии по родному краю (по выбору).
4. Прикамье в военные годы
Пермский край в годы Великой Отечественной войны. Предприятия и продукция.
Герои войны.
Практическая работа. Интеллектуальная игра «Наше наследие». Патриотическая
игра «Орленок».Викторина «Великая Победа».
5. Природа Прикамья
Жизнь водно-болотных угодий. Образ птиц в народной культуре Прикамья.
Практическая работа. Игра – викторина «Знай наш водный край». Экологические
игры, акции.
6. Население Прикамья
Путешествие в историческое прошлое народов Прикамья. Вогулы, манси.
Практическая работа. Подготовка сообщений, презентаций.
7. Народное творчество Прикамья
Народные умельцы, легенды и песни, мудрые загадки и пословицы. Эпос

Прикамья. Пермский звериный стиль. Декоративно-прикладное творчество народов
Прикамья. Декоративная роспись по дереву. Обвинская роспись. Узоры и орнаменты.
Практическая работа. Инсценирование легенд, преданий. Творческая мастерская:
поделки, рисование по выбору обучающихся.
8. «Мой город Березники»
Муниципальный округ «Город Березники» Пермского края. История образования.
«Два берега у одной реки».
Практическая работа. Краеведческая квест-игра «Перекрёстки памяти». Игравикторина «Космическое путешествие», «Космос и АВИСМА». Фото-кросс «По
памятным местам города».
Сбор информации о героях войны города Березники, сообщения.
Тематические экскурсии в музейно-выставочный комплекс ПАО «Уралкалий», на
художественные выставки ветеранов ПАО «Уралкалий»; встречи с ветеранами –
калийщиками. Экскурсии в музей ПАО «ВСМПО-АВИСМА», ПАО «АЗОТ», БИХМ
им.Ф.Коновалова.
9. Праздники, обряды и ритуалы земли родной
Народные игры Прикамья. История игр. Правила игр.
Практическая работа. Игрофест. Подготовка презентаций по народным играм.
10. Мой Пермский край
Исследовательская и проектная работа (темы по выбору обучающихся).
Практическая работа. Селфи – экскурсии и презентации «Я и мой город», «Я и
мой Пермский край». Подготовка и презентация детских творческих работ.
11. Участие в тематических мероприятиях
Подготовка и участие в тематических мероприятиях: выбор темы, подбор
материала, работа с литературой, интернет-источниками, оформление конкурсной работы,
защита, представление и т.д.
Практическая работа (по отдельному плану):
- участие в тематических мероприятиях МАУ ДО ДДЮТЭ: игра-путешествие «По
памятным местам города», «Березники-CHELLENG», соревнованиях по спортивному
ориентированию, скалолазанию, по туризму «Мой первый старт», «Школа безопасности»;
- участие в городских творческих конкурсах, городской олимпиаде по геологии;
экологических мероприятиях, волонтерских акциях, в мероприятиях и акциях по ЗОЖ;
- участие в патриотических конкурсах ПАО «Уралкалий», встречи с ветеранами ВОВ,
ветеранами труда, интересными людьми города;
- участие в региональной краеведческой олимпиаде «Рысёнок», в региональном
краеведческом конкурсе «Жемчужное ожерелье Прикамья» и другие.
12. Итоговое занятие
Подведение итогов работы объединения. Праздник «Мы любим свой Пермский
край!». Вручение сертификатов об окончании курса.
****************
1.4.
Планируемые результаты программы

Программа
обеспечивает
достижение
метапредметных и предметных результатов.

обучающимися

личностных,

Личностные результаты:
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края и города;
- формирование чувства гордости за свою малую родину, историю своего края;
уважительного отношения к истории и культуре других народов;
- соблюдение общепринятых правил поведения в обществе, правил безопасного
поведения в различных условиях.
Метапредметные результаты:
- использование различных способов поиска, сбора, анализа и передачи
информации в соответствии с поставленными задачами;
- умение и готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою
точку зрения;
- применение навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в различных
ситуациях.
Предметные результаты:
- положительное отношение детей к краеведческим знаниям;
- владение базовым понятийным аппаратом в области краеведения и туризма;
- проведение наблюдения под руководством педагога;
- осуществление поиска информации с использованием различных ресурсов;
- способность самостоятельно получать краеведческие знания из различных
источников;
- приобретение опыта выступления с тематическими сообщениями;
- проявление интереса к исследовательской и проектной работе, участие
самостоятельно или с помощью взрослых.
Одним из показателей результатов освоения программы считается краеведческая
информированность – уровень знаний о природе, населении, хозяйстве, истории и
культуре какой-либо части страны, административного или природного района,
населённых пунктов с их ближайшим окружением.
Обучающиеся будут иметь представление и научатся:
- объяснять, что такое «краеведение», что оно изучает;
- называть государственные символы Пермского края, г.Перми и г.Березники;
- ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, 2-3
национальности, населяющих наш край;
- ориентироваться на карте г.Березники, определять улицы города;
- называть 2-3 достопримечательности края, города, микрорайона, фамилии и
произведения 3-5 пермских детских писателей;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних питомцах;
- принимать участие в народных праздниках и играть в народные игры;
- охранять природу родного микрорайона;
- понимать значение Красной книги Пермского края.
К показателю результатов освоения программы также можно отнести отношение к
краеведческой работе, проявление активности в краеведческой деятельности: желание
детей выполнять задания краеведческого характера, готовить и выступать с сообщениями,
участвовать в тематических конкурсах; создавать творческие работы, поделки, рисунки,
доклады, презентации с помощью взрослых или самостоятельно. и др.

Обучающиеся изучат основы туризма и освоят навыки соблюдения правил
поведения в природе, обустройства бивака и разведения костра, ориентирования на
местности и оказания первой помощи пострадавшему.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
количество учебных недель: 36;
количество учебных дней: 36 (для 1,2,3 г.о.), 72 (для 4 г.о.);
продолжительность каникул: 24 дня;
даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09 – 31.05; осенние каникулы:…;
зимние каникулы: …; весенние каникулы: …
Год
обучения
(уровень)

Дата
начала
занятий

Дата
окончания
занятий

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год
обучения

02
сентября
2024 г.
02
сентября
2024 г.
02
сентября
2024 г.
02
сентября
2024 г.

31 мая
2025 г.

36

32

72

31 мая
2025 г.

36

32

72

31 мая
2025 г.

36

36

72

31 мая
2025 г.

36

72

144

1 раз в
неделю по
2 часа
1 раз в
неделю по
2 часа
1 раз в
неделю по
2 часа
2 раза в
неделю по
2 часа

2 год
обучения
3 год
обучения
4 год
обучения

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в учебных кабинетах и помещениях с мебелью,
соответствующих требованиям СанПиН к учебным аудиториям. Имеются необходимые
технические средства обучения (компьютер, мультимедиа-проектор, магнитно-маркерная
доска, музыкальный центр); для копирования раздаточных материалов применяется
ксерокс. На занятиях широко используются экспонаты и коллекции музея МАУ ДО
ДДЮТЭ, реквизиты для проведения народных праздников.
Информационно-методическое обеспечение
Для реализации программы имеются необходимые учебные и дидактические
средства обучения, картографический материал, иллюстрации, тематические электронные
презентации, методическая литература, пособия, материалы для педагога.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся используются
дидактические материалы – пособия для учебных занятий, раздаточные материалы,
инструкционные, технологические карты, занимательные задания и задания с разным
уровнем сложности вопросов, справочный материал, тесты с возможностью
самоконтроля, упражнения, и т.п.
Кадровые ресурсы
Реализация данной программы предусматривает привлечение педагога, уровень
квалификации которого соответствует задачам достижения планируемых результатов,

организации образовательной деятельности обучающихся, компетентный в области
краеведения и туризма.
Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений (школы и УДО) с
целью более качественного обучения и воспитания детей.
2.3 Формы аттестации
Для выявления уровня подготовки обучающихся, определения степени реализации
программы используется система диагностикипо данной программе. Отслеживание
динамики развития проводится путем проведения начальной, промежуточной и итоговой
диагностики обучающихся.
Начальная (входная)
диагностика проводится для выявления стартовых
возможностей и индивидуальных особенностейобучающихся в начале цикла обучения.
Промежуточное диагностирование проводится после изучения каждого раздела
программы для возможности отслеживания динамики развития каждого ребёнка,
коррекция образовательного процесса. Итоговая диагностика проводится в конце
изучения настоящей программы для подведения итогов освоения программы.
Уровень сформированности ЗУН оценивается по каждому содержательному
разделу. В течение года и в конце года педагог сравнивает полученные после проведения
диагностики результаты с предполагаемыми и определяет уровень корректировки
программы.
К формам отслеживания и фиксации образовательных результатов относятся:
журнал посещаемости, дневники наблюдений, материалы анкетирования и тестирования,
аналитические справки и аналитический материал, грамоты/дипломы, сертификаты,
готовые интеллектуальные и творческие работы, фото, отзывы детей и родителей, и др.
Предполагаемые формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: диагностические карты, комплексные тесты,аналитические материалы по
итогам проведения диагностики и аналитические справки, итоговыйотчет, выставки
творческих работ, сообщения, защита проектных работ, конкурсы, тематические
олимпиады, открытые занятия, и др.
Участие и результат детей в туристско-краеведческих мероприятиях, фестивалях,
конкурсах (уровня учреждения, города и края) являются формами подведения итогов
реализации программы.
2.5. Методические материалы
Учитывая специфичность учебных тем, их «книжность», программой предусмотрено
использование и чередование различных форм и методов для освоения детьми учебного
материала.
Методы обучения, применяемые в процессе реализации программы:
- по источнику передачи и восприятия информации: словесный (рассказ, беседа);
наглядный(иллюстрация, дидактический, наглядный материал, образцы и т.п.);
практический (показ);
- по характеру деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, показ,
фильм, карточки и т.п.); репродуктивный (воспроизведение, действие по алгоритму);
частично-поисковый; проектный (разработка проектов, создание творческих работ); метод
игры (игры дидактические, развивающие, подвижные).
Учебный материал должен быть интересен и доступен детям, динамичен и
конкретен. Процесс обучения, развития и воспитания обучающихся идет параллельно на
каждом занятии.

Используемые методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация и др.
Основные педагогические технологии, используемые в работе:технология
группового обучения, технология исследовательской деятельности (частично), технология
проектной
деятельности
(частично),
технология
игровой
деятельности,
здоровьесберегающие технологии, и др.
К
дидактическим
материалам
относятся:раздаточные
материалы,
инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, музейные коллекции и др.
Программа «Моё Верхнекамье» может корректироваться педагогом в процессе
обучения по данному курсу. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и
личных творческих наклонностей, исходя из погодно-климатических условий,
финансовых
возможностей
обучающихся,
самостоятельно
распределять
последовательность изучения тем, устанавливать продолжительность занятий с учетом
требований СанПиН.
Программа может быть использована педагогами дополнительного образования,
учителями начального и среднего звена. Элементы программы, отдельные разделы можно
использовать на краеведческих занятиях в рамках обучения по дополнительным
общеразвивающим программам других направленностей, а также для организации и
проведениятематических внешкольных мероприятий.
Программа реализуется с 2015 года. Уточнения, изменения вносятся каждые год –
два. Полностью программа переработана в 2024 году.
2.6. Список литературы
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ (с изменениями на 17 февраля 2023 года);
- Концепция развития дополнительного образования детей. (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпрос России) от
27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Порядок);
- Приказ Министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
(Целевая модель);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СанПиН);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Паспорт национального проекта "Образование" (протокол от 24 декабря 2018 г. №
16);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 г. "Об утверждении целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей";

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых" (Профстандарт);
- План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на
период до 2027 года;
- Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК "Об образовании в Пермском
крае" (в ред.06.10.2020);
- Концепция развития дополнительного образования в Пермском крае до 2030 года;
- Устав МАУ ДО ДДЮТЭ г.Березники;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении дополнительных
общеобразовательных, общеразвивающих программ МАУ ДО ДДЮТЭ г.Березники, 2023.
Литература для педагога
1.
Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской.
– П.: «Книжный мир», 2003
2.
Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
3.
Боровская Л.А., Жесткова Н.С., Быховская М.А. Наш Пермский край: учебное
пособие для начальной школы. Пермь, ПГПУ, 2010
4.
Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002
5.
Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен.
Пермь: Книжный мир, 2003
6.
Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь:
Пермский край, 2009
7.
Князева Н.А. Маленький пермяк (азбука краеведа) Пермь: Книжный мир, 2007
8.
Маматов И.Ю., Чагин Г. Верхнекамье. Путеводитель,
9.
Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома.Улицы.Люди.1723 – 1917. Пермь: Курсив,
2003
10.
Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
11.
Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
12.
Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный
мир», 2001
11.
Черных Е.А., Похожаева Т.В. Твое Прикамье. Береги свой дом. – Пермь: Пушка,
2001
12.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. – М.:
Просвещение, 2011
Интернет-источники
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

http://www.geografia.ru/permskay.html
http://perm-kray.ru/
http://www.dikarem.net/
http://ru.wikipedia.org/
http://www.mojgorod.ru/
http://visitperm.ru/
http://priroda.permkrai.ru/
https://ozlib.com/969432/sotsium/prikame_region

Приложения
Приложение 1
Занимательные задания по краеведению для занятий и
проверки знаний у обучающихся
1.

Задание «Узнай по описанию».
Примерные темы: Кто в лесу живет? Травянистые растения. Деревья. И др.

2.

Игры-обгонялки

Если по сказанному определению узнаете, о каком предмете (дереве, растении…)
идет речь, подними руку и ответь. Чем раньше догадаетесь, тем больше очков можете
заработать:1 – 10 баллов, 2 – 8 баллов, 3 – 7 баллов, 4 – 6 баллов, 5 – 5 баллов, 6 – 4 балла,
7 – 3 балла.
Пример: Кустарники наших лесов
Волчье лыко
1. Этот кустарник цветет ранней весной, вскоре после схода снега. На тонких голых
прутиках появляются розовые цветки, похожие на цветки сирени.
2. Цветки сидят скученно, по 2–3 цветка вместе. Цветение продолжается недолго.
После того, как цветы опадают, появляются небольшие, сильно вытянутые листья.
3. На месте цветков появляются красные ягодки размером с косточку вишни, они
тоже приклеены к веточкам.
4. Эти ягодки ядовиты. Ядовито и все растение – его листья, ветви, корни.
5. Ядовитые для человека плоды этого растения служат пищей некоторым птицам.
Название этого кустарника связано с названием лесного зверя.
3.

Найди «лишнее», объясни почему
Деревья и кустарники
1. Береза, осина, тополь, дуб, ива.
2. Клен, орешник, рябина, дуб, платан.
3. Кедр, сосна, черемуха, ель, пихта.
4. Ель, лиственница, сосна, пихта.
5. Липа, береза, осина, тополь, ель.
6. Бузина красная, жимолость, калина, береза.
7. Малина, смородина, можжевельник, шиповник, черемуха.
8. Боярышник, ива, рябина, липа, кедровая сосна.
9. Полынь, крапива, подорожник, астра.
10. Ромашка, настурция, тысячелистник, мать-и-мачеха.

4.
Дидактические игры: Крестики-нолики, Географическое лото, «Меткий стрелок»
(Красная книга, Лекарственные растения) и др.

Раздел «Мой город»

1.

Викторина «Мои Березники»
«Наш город родился у Камы – реки
В красивом березовом крае,
И названный ласково – Березники,

Он гордостью стал на Урале».
В каком году был образован город?
А) 1928
2.

Б) 1932

В) 1945

«Стройные кварталы далеко шагнули,
Скверы разместились, будто лепестки.
И стоят заводы, словно в карауле,
Охраняя город мой – Березники».

Город Березники был образован постановлением ВЦИК РСФСР 20 марта 1932 года. Какие
рабочие поселки и селения объединили в один город?
А) Веретье, Дедюхино, Лёнва, Усть – Зырянка, Чуртан.
Б) Басево, Еремино, Дурино, Пыскор.
3. Назовите самый старейший завод, который ведет свою историю с 19 века
(21.07.1883г)
А) Азотно-туковый завод
Б) Завод силикатного кирпича В) Содовый завод
4.

Кто является основателями Березниковского содового завода?

А) Промышленники Строгановы
Б) Пермский купец И.И. Любимов и бельгийский инженер Э. Сольвэ.
5.
Кто является первым красным директором Березниковского содового завода после
революции? В городе в честь него названа улица.
А) М. Ардуанов

Б) В. И. Ленин

В) А. И. Потёмин

6.
В 1929 году на этом предприятии начали воздвигать корпуса химического
комбината, в 1932 году построен аммиачный завод.
А) Березниковский магниевый завод
Б) Азотно – туковый завод
В) Березниковский ремонтно – механический завод
7.
В суровые военные годы был построен ……….комбинат, в 1943 году начал
выпускать продукцию, очень нужную фронту.
А) «Уралкалий»
8.

Б) Титано-магниевый

В) Химический

Самый масштабный промышленный проект в калийной отрасли (2015 год).

А) Усть – Яйвинский

Б) 4-й рудник

«Леса уральские, боры сосновые
Стояли там, где мы живем.
И нашу улицу, начало города,
Мы ………… зовем».
Назовите эту улицу.
А) Парковая
Б) Пятилетки
9.

10.
А) 246

В) Труда

Сколько улиц примерно в нашем городе?
Б) 298

В) 430

11.
Памятником архитектуры является здание кинотеатра ……….., возведенное в 1932
году.
А) Мелодия

Б) Икар

В) Авангард

«Ни триумфальных арок, ни соборов,
ни шпилей, уходящих в облака,
но я люблю всем сердцем этот город,
я счастлив, что живу в Березниках».
Назовите поэта, писателя, кому принадлежат эти строки.
А) А. С. Пушкин
Б) А. Л. Решетов
В) В. М. Михайлюк
12.

13.
Назовите в городе Березники школу, которая во время ВОВ работала в три смены
для учащихся.
А) школа № 2 им. М. Горького
Б) школа №1 им. А. С. Пушкина
В) школа №24 им. Ю. А. Гагарина
14.
Прослушайте стихотворение березниковского поэта А.Л. Решетова. Назовите
дерево – символ города в честь его имени?
«Как стойко держались ……
В суровые дни в январе,
А ныне весенние слезы
Бегут и бегут по коре.
Так женщины наши в груди
Тревоги и горести прячут,
А если и плачут, то плачут,
Когда уже все позади…/поэт А. Л. Решетов/
Раздел «Азбука туриста»
Туристические загадки
Не живая, а идет,
Не подвижна, а ведет.

Дорога

И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?

Палатка

Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведет нас за собой.

Компас

На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь.

Костер

Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен.
Можно в нем уху варить,
Чай душистый кипятить.

Котелок

Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
А в поход пойдешь со мной –
Я повисну за спиной.

Рюкзак

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.

Термос

По лесам и по полям,
Тащит больше, чем весит сам.

Турист

Все меня топчут,
А я всем в пути - помощник.

Тропинка

Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это?

Карта

Из сучьев и веток
Своими руками
Зелёненький домик
Построим мы сами.

Шалаш

За тобою он плетется,
Хоть на месте остается.

След
Туристические задания

Раздел «Мой край»

КРОССВОРД «Символика Пермского края»
7

8

6

9
10

1
4

2
5
3
(по горизонтали)
1. Наука, изучающая старинные и современные гербы (геральдика)
2. Что венчает герб Пермского края (корона)
3. Какую форму имеет основание герба (щит)
4. Священная книга, изображенная в гербе Пермского края (Евангелие)
5. Живой символ Пермского края (медведь)
(по вертикали)
6. Что обозначает красный цвет на гербах и флагах (храбрость)
7. Что обозначает белый цвет на гербах и флагах (мудрость)
8. Что обозначает синий цвет на гербах и флагах (слава)
9. Церковный символ на гербе Пермского края (крест)
10. Середина, центр флага (сердце)
Раздел «Мой край»
Заморочки «Реки Прикамья»
Перед вами зашифрованные реки Пермского края.
Ваша задача: разгадать реки, напротив каждой заморочки написать отгадку.
Увясоча –

Калмяну –

Рёняча –

Клуора –

Мичак –

Селнаяв –

Бова –
Авысль –
Сколау –
Шривеа –

Раздел «Мой дом»
Экскурсия по этнографической экспозиции
Тема: крестьянская изба, предметы быта
Задание: Кто больше и быстрее отгадает загадки
Русские народные загадки
1.Стоит бычище - проклеваны бочища (изба).
2.Два братца видятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок)
3.Много соседей рядом век живут, а никогда не видятся (окна)
4.Зимой нет теплей, летом нет холодней (печь и погреб)
5.Летом спит, зимой ест тепло, а крови нет (печь)
6.Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит (труба на крыше)
7.Что без рук, без ног на печь лезет и выше дерева растет (огонь)
8.Зарой в землю – не гниет, а кинь в воду – поплывет (уголь)
9. Что в руку не схватить? (дым)
10.Четыре черницы под одной крышей стоят (стол)
11.Черненький зверек весь дом стережет (замок)
12.Хвост во дворе, нос в конуре, нос повернется – дом отомкнется (ключ)
13.И языка нет, а правду скажет (зеркало)
14.Новая посудина, а вся в дырах (решето)
15.Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо (самовар)
16.Что в избе за коровьи рога (ухват)
17.Сколько лет терпел, сколько душ кормил, где упал - там пропал (горшок)
18.Сидит курочка на золотых яичках, а хвостик деревянный (сковорода)
19.Без рук, без ног, а ходят (часы)
20.По избе пляшет, а в угол спать ходит (веник)
Раздел «Моя семья»
Театрализация по рассказу В.А. Сухомлинского «Седьмая дочь»
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась
домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить,
как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как бабочка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - молвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая. А седьмая
дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть
ноги.
*Обсуждение с обучающимися, вопросы:
- Кто из детей испытывает искреннюю любовь к маме?
- Остальные тоже любят маму, но как они выражают свою любовь? (ответ: только словами).
- Как лучше выражать свою любовь: словами или делом?
- А как вы выражаете свою любовь в семье – к сестре, брату, маме, папе, бабушке? (ответы
детей).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».