Дополнительная общеразвивающая программа Ступени (Скаутинг)

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................................. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................ 4
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю) ....... 12
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1-й год обучения ............................................................................... 12
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю) ....... 15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2-й год обучения ............................................................................... 15
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю) ....... 17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3-й год обучения ............................................................................... 18
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ........................................................................... 20
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ........................................................................................... 21
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ............................................................................................................. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ: ........................................................................................................... 25

2

ВВЕДЕНИЕ
После распада пионерской организации в детском общественном движении образовался
вакуум. Мы стали свидетелями появления многочисленных неформальных группировок, зачастую
носящих антисоциальный характер. Стало ясно, что детские общественные организации с
достаточно четко заявленными педагогическими установками необходимы, и нуждаются в них в
первую очередь сами дети – не все, но та часть, которая стремится к активной самореализации в
жизни общества. Скаутская организация позволила решать одну из проблем, стоящих перед
обществом: дать детям возможность для проявления их активности в полезной для общества и
саморазвития личности деятельности. На данный момент быстрыми темпами развивается РДММ,
поэтому мной, как руководителем скаутского общественного объединения, на ближайший год
поставлена цель найти точки соприкосновения скаутинга и РДММ и суметь сосуществовать,
сохранив свою самобытность.
Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик. Ска́утское движе́ние
(англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и
умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в
обществе. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима.
Основная цель скаутского движения – духовное, социальное, интеллектуальное и
физическое развитие молодых людей как личностей, ответственных граждан своей страны.
Зародившись

в

начале

века,

скаутинг

избрал

для

себя

главным

ориентиром

общечеловеческие ценности, такие как: сознательное служение людям, этическое и духовное
совершенствование, забота об окружающей среде, уважение каждого человека в отдельности и
самоуважение. Эти ценности продолжают оставаться путеводной звездой и для сегодняшних
скаутов.
Скаутское движение имеет богатую историю, бережно хранит свои атрибуты и символы,
соблюдает свои особые скаутские церемонии, что делает скаутинг привлекательным для
миллионов людей и позволяет им ощутить себя участниками мирового скаутского движения.
Сегодня скаутинг действует в 262 государствах и насчитывает более 24 миллионов членов. Оно
развивается и действует повсюду с учётом национальных, местных условий и потребностей.
В условиях российского общества, развитие детских общественных организаций является
большим ресурсом воспитания и образования. Опираясь на поддержку общественности,
организация скаутов выполняет социальный заказ в условиях современного общества.
Система зародилась в начале века и базировалась на философии и достижениях педагогики
тех лет. С течением времени она развивалась, и в настоящее время национальная скаутская
методика основана на всемирном историческом опыте, достижениях советской и российской
педагогики. Основополагающие принципы остались неизменными, меняется их понимание.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Ступени» является модифицированной общеразвивающей
программой туристско-краеведческой направленности.
Программа полностью созвучна важнейшей цели государственной политики: содействие
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей,
воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в
интересах

общества,

поэтому

является

общеразвивающей.

Неслучайно

в

последних

государственных документах: Федеральном Законе «Об образовании в Российской федерации» и
других обозначены мероприятия, направленные на «развитие разнообразных форм туризма и
краеведения», «обеспечение доступности занятий туризмом и спортом для всех категорий детей в
соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей
здорового образа жизни».
Программа «Ступени» - единственная скаутская программа в городе:
программа содержит концептуальную, методическую, содержательную и диагностическую части,
что соответствует современным требованиям к образовательным программам дополнительного
образования детей;
содержание программы учитывает все технико-экономические и социально-политические
изменения, произошедшие в России за последнее десятилетие;
в-четвертых, программа основана на современных образовательных технологиях, системнодеятельностном подходе, применении преимущественно продуктивных методов (эвристические,
проектные, исследовательские, проблемные, игровые) и методических приемов;
кроме того, к программе сформирован полный пакет диагностических материалов, а также
программа в полной мере обеспечена дидактическими, методическими, информационными
материалами, необходимым оборудование и инвентарем. Программа имеет уникальную базу,
наработанную за годы существования в г. Березники девичьих и смешанных скаутских отрядов.
в-шестых, в программе устранено дублирование тем и перегрузка ее материалом второстепенного
значения;
в-седьмых, данная программа является практикоориентированной: на долю теории приходится
менее 20% от общего количества часов;
также в программу включен региональный компонент.
Актуальность программы состоит в том, что она, являясь комплексной, создает условия
для достижения обучающимися воспитательных результатов всех трех уровней образовательных
результатов.

А

также

средствами

туристско-досуговой

деятельности

обучающихся

устанавливается гармоничная связь между обучением и здоровьем.
4

Обучаясь

по

программе

«Ступени»,

обучающиеся

получают,

прежде

всего,

дополнительные знания и навыки коммуникации и творческого мышления. Наряду с этим они
приобретают практические навыки по оказанию первой помощи, умению ориентироваться на
местности, другим жизненно важным навыкам - в этом педагогическая целесообразность
программы, её практическая значимость.
Во-вторых, в период обучения по данной программе в коллективе формируется особая
дружеская атмосфера. Этому способствуют совместно организованные мероприятия, походы,
собственные ритуалы и традиции скаутского отряда.
Существуют

различные

программы скаутской

направленности.

В

основном они

варьируются в рамках «Руководства по скаутизму «Юный разведчик», написанного основателем
скаутинга Р. Баден-Пауэллом ещё в 1908 г.
Программа «Ступени» построена на основе образовательной программы «Скаутинг»,
реализуемой педагогами МОУ ДОД ДЮЦ г. Петрозаводска (2009г.) и программы «Девичьи
университеты» для девочек-скаутов г. Березники (авторы: Нешатаева С.Г., Король Е.А.).
Программа переработана с учетом регионального компонента и личного опыта работы педагога в
данной области: руководитель программы «Ступени» является лидером скаутского отряда.
Цель и задачи программы.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ данной программы – это развитие духовного, интеллектуального,
физического и общественного потенциала обучающихся как личностей и ответственных граждан
своей страны.
Задачи:
 способствовать приобретению обучающимися социального опыта, на основе которого они
смогут в будущем выстраивать собственное социальное поведение;
 развивать лидерские качества, навыки самостоятельной работы;
 формировать позитивное отношение к ЗОЖ, направленное на сохранение и укрепление
здоровья;
 способствовать воспитанию у обучающихся самодисциплины, требовательности к себе;
 развивать физический, творческий, духовный потенциал обучающихся.
Мировая статистика показывает, что через скаутскую организацию проходит до 5% молодежи
страны, но гораздо более значительный процент бывших участников скаутской организации среди
руководителей крупных фирм, политических партий, то есть людей, принимающих решения.
Закономерность этих показателей вполне объяснима, скаутинг настраивает участников на
активную жизненную позицию, стремление достичь успеха в избранном виде деятельности,
воспитывает самодисциплину, требовательность к себе, учит лидерству. В этом заключается идея,
на которой базируется данная программа.
Обучение выстраивается на педагогических принципах:
5

 Принцип природосообразности: образовательный процесс строится следуя логике развития
личности ребёнка.
 Принцип доступности, постепенности: всестороннее развитие детей, содержание
программы раскрывается от простого к сложному.
 Принцип комплексного подхода: процесс развития, образования, воспитания детей
осуществляется комплексно.
 Принцип патриотической направленности: обеспечение значимости для подростков
идентификации себя с Россией, народами и культурой России.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на 3 года обучения, по 216 часов на каждый год обучения с учетом
учебно-тренировочных походов, экскурсий, лагерей и участия в массовых тематических
мероприятиях.
Базовая нагрузка на учебные группы составляет 6 учебных часов в неделю, что
обосновывается необходимостью ведения интенсивной деятельности на природе: походы,
выездные сборы, лагеря и пр. Программа является практикоориентированной, так как
значительная часть учебного времени (до 80 %) отводится практикумам, включающих
однодневные и многодневные походы, экскурсии, общественно значимые мероприятия, скаутские
слеты и лагеря в каникулярное время.
Теоретические занятия проводятся в учебных классах школ, на базе которых реализуется
программа.
Данная программа рассчитана на детей и подростков, проявляющих интерес к
разнообразной активной деятельности, без предварительного отбора. Набор в группы свободный.
Обязательное условие для участия в объединении – допуск врача. Количественный состав групп,
возраст воспитанников, количество часов, отведенных на проведение занятий, составлены с
учетом требований СанПиН. Возраст обучающихся: 11-15 лет. Наполняемость групп: 1 год - 15
человек, 2 год - 15 человек, 3 год -15 человек. Режим занятий в шкле: 2 раза в неделю по 2 часа.
Накопительное время (2 часа в неделю) используется для проведения одно-двухдневных учебнотренировочных походов или экскурсий (не менее 1 раз в месяц).
Содержание программы предусматривает приобретение учащимися знаний о скаутском
движении, о родном крае, о методах организации коллективных дел и умений ориентирования на
местности, оказания первой помощи, других практических действий, ведущих к получению
«Ступеней роста скаута». Решение воспитательных и оздоровительных задач является
обязательным компонентом каждой темы.
Первый год обучения является годом знакомства с основами скаутского движением и
основами туризма. Вследствие этого, программа обучения включает в себя широкий спектр
разнообразных тем, позволяющих ребенку увидеть панораму видов деятельности скаутинга.
6

Обучающиеся знакомятся с основными понятиями (скаутинг, скаутское движение, его история и
традиции).
Сейчас приходится жить и работать в условиях нарастания межнациональных,
межконфессиональных и иного рода межгрупповых напряжений. Поэтому, в связи с
необходимостью формирования свободной и ответственной личности гражданина-патриота своей
страны,

воспитания

толерантности

значительное

место

в

программе

занимают

темы

«Родиноведение» и «Религиоведение».
Нововведением с 2022-2023 учебного года стал блок получения обучающимися
медиакомпетенций, так необходимых в современной жизни.
Во второй год обучения большее внимание уделяется развитию лидерских качеств и
социально-гражданской активности участников программы. Поэтому появляются такие разделы
программы как «Социально-значимая деятельность», «Лидерский тренинг», «Коллективная
творческая деятельность (КТД)». Также вводится раздел, посвященный изучению Скаутских
специальностей. Происходит углубление тем, пройденных на 1-ом году обучения.
Третий год – совершенствование мастерства организаторов КТД, отработка публичного
выступления,

аниматорского

искусства.

Введен

раздел

«Инструкторская

деятельность»,

направленный на обучение скаутов основам деятельности инструктора по туризму и досуговой
деятельности.
Каждый год обучения завершает раздел “Практикумы”, который включает занятия,
экскурсии, учебно-тренировочные походы, мероприятия для отработки умений и навыков,
приобретенных при прохождении основного курса обучения.
Все

разделы-направления

взаимосвязаны

друг

с

другом

и

составляют

единую

сбалансированную программу. Программа является дифференцированной, так как учитывает
возрастные особенности обучающихся, а также является интегрированной, потому что по многим
вопросам обучения тесно связана со школьными образовательными предметами, такими как
история, география, краеведение, ОБЖ, музыка, МХК.
Усвоение воспитанниками учебного материала и закрепление приобретенных навыков в
большой степени зависит от выбора форм проведения занятий, методов обучения, постепенного
возрастания объема и сложности материала для поддержания повышенного интереса к изучаемым
разделам.
Предполагаемые результаты и способы их проверки.
Результатом
воспитанниками

в

освоения
период

тем

программы

обучения.

Участие

станут
в

не

только

скаутских

и

ЗУН,

приобретенные

туристско-краеведческих

мероприятиях, учебно-тренировочных походах, соревнованиях различного уровня; защита
скаутской специальности будут основными показателями реализации образовательной программы

7

«Ступени». Опыт публичного выступления, мастерство организатора КТД – подтверждают
сформированные лидерские качества.
Система диагностики по данной программе отражается в:
 Карте соответствия Ступени роста скаута (приложение № 1);
 Мониторинга

прохождения

формы

промежуточной

аттестации

«Скаутский

бег»,

позволяющей повысить Ступень (приложение № 2);
 Мониторинга получении скаутских специальностей (приложение № 3);
 Мониторинга

метапредметных,

личностных

и

предметных

результатов

обучения

(приложение № 4, 5, 6);
 Мониторинга участия в обучающихся в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях разного
уровня (приложение № 7).
В скаутинге существует единое понятие - "Скаутская специальность" - что скаут должен
знать, что уметь и что иметь из снаряжения для получения соответствующей квалификации и
нашивки.
Дети и подростки, являющиеся членами организации занимаются по мини-программам
различных направлений и получают «Скаутскую специальность»: Знаток края, Затейник,
Летописец, Мастер узла, Костровой, Медик, и др.
Скаут сам решает, что он будет изучать и делает это по-своему, удобными для него
темпами. Скорость продвижения зависит от интересов, усилий и способностей скаута. В
скаутинге скаут соревнуется сам с собой. Его успехи зависят от того, насколько велико его
стремление достичь успеха. Программа достижения успехов предусматривает систему
последовательных испытаний. Она включает требования для их выполнения и награды за их
выполнение в виде особых знаков - нашивок. Активное участие в отряде помогает скауту
приобретать необходимые скаутские умения, делает его сильнее и развивает способность
руководить. Положение скаута в отряде зависит не только от его умений и знаков на форме, но
в большей степени от его духа и стремления выполнять Обещание скаута и Закон. В этом
скаута оценивают окружающие. Это проявляется в том, как скаут помогает окружающим.
Прохождение скаутов по ступеням роста является результатом обучения. Система
ступеней: скаут-новичок, скаут, скаут 3 разряда. Для каждой ступени разработана своя «Карта
соответствия Ступени».
Для повышения своей «Ступени» скауту необходимо сдать все зачеты по разделам
программы, пройти соответствующие уровню подготовки испытания в полевых условиях, а также
принять участие в организации и проведении скаутских мероприятий. Скауты приобретают опыт
гражданских отношений и поведения в дружественной среде (самоуправление в учебной группе),
а также в открытой общественной среде (акции, проекты), что способствует росту по ступеням
программы, в том числе росту их гражданской компетентности, социокультурной идентичности.
Ступень присваивается по итогам каждого года обучения.
8

Участие в туристско-досуговых и тематических мероприятиях, скаутских слетах, учебнотренировочных походах, соревнованиях ДДЮТЭ, городского, краевого уровня – будет основным
показателем реализации данной образовательной программы Получение «Ступени», призовые
места, получение спортивных разрядов, прохождение туристских маршрутов, опыт организации и
проведения мероприятий – подтвердят уровень полученных компетенций.
Основным результатом станет активная жизненная позиция, социализация личности детей.
Способы отслеживания и оценивания результатов обучения:


Программа достижения успехов – прохождение «Ступеней» личного роста.



Зачеты по разделам программы и отдельным темам в игровой форме.



Зачёты по скаутским мини-программам с присвоением специальностей.



Тесты по темам.



Участие в соревнованиях, тематических мероприятиях, слетах уровня учреждения,

городского уровня и выше.


Практическая деятельность (участие в акциях, проектах).



Тренинги.

Механизм оценки результативности:


анкетирование, тестирование;



активность на занятиях;



наблюдение за поведением учащихся во время практических занятий, мероприятий;



участие в соревнованиях, массовых мероприятиях.

Результаты деятельности в рамках программы распределяются по трём уровням:
1. Предметные результаты первого уровня (приобретение обучающимися социальных
знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение знаний:
- о правилах ведения ЗОЖ, об основных нормах гигиены,
- о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах ориентирования на местности и
элементарных правилах выживания в природе;
- о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- об основах разработки и организации коллективной творческой деятельности;
- о способах организации досуга других людей;
- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений детей к:
9

- своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и активному туризму, к
природе;
- к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного

социального действия):
приобретение обучающимися:
- опыта актуализации туристско-краеведческой и оздоровительной деятельности в социальном
пространстве;
- опыта заботы о младших и организации их досуга;
- опыта волонтерской деятельности;
- опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
ровесниками;
- опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трех

уровней результатов внеурочной деятельности возрастает

вероятность появления эффектов воспитания и социализации подростков.
Первая группа эффектов – социокультурная идентичность – осознание подростком себя в
контексте

собственного существования, принятия

себя

как субъекта

социокультурного

взаимодействия, личности и индивидуальности.
Вторая группа эффектов – социально-коммуникативные компетенции – предполагает
высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (при
соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование
себя

как

субъекта

межличностного

взаимодействия,

владение

управленческими

(организаторскими, маркетинговыми др.) компетенциями (изучение потребностей аудитории,
поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей, привлечение инвесторов и
т.д.)
Третья группа – компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья,
спортивной деятельности.
Личностные результаты обучения:
Обучающиеся должны:
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- приобрести уверенность через накопленные знания и опыт;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
смогут:
10

- учиться на практических делах;
- развить навыки коммуникации и творческого мышления.
А также должны знать:
 -иметь представление об истории возникновения скаутского движения в мире;
 тексты обещания и законов скаутов;
 символику скаутов;
 столицу, герб, флаг, гимн России;
 крупные города Пермского края и их особенности;
 игры на развитие реакции, логики, внимания, памяти, со спичками и веревками.
 основные виды туризма ДДЮТЭ;
 правила организации бивака;
 особенности походной одежды и ее предназначение;  5 узлов: прямой, контрольный, проводник, восьмерка, стремя;
 способы изготовления простейших лагерных построек;
 правила организации походной кухни и системы дежурства в походе.
 принцип составления меню и раскладка для походов различной сложности и
продолжительности;
 содержимое походного ремнабора.
 не менее 5 самодеятельных песен.
Уметь:
 рассказать, чем занимаются скауты, что такое патруль, отряд и что надо сделать, чтобы стать
скаутом;
 рассказать, чем занимаются волонтеры.
 организовывать и проводить игры в детском коллективе.
 комплектовать аптечку первой медицинской помощи;
 оказывать первую медицинскую помощь при порезах, ушибах и укусах; травмах
 заниматься физической подготовкой соответственно возрасту.
 находить Пермский край на карте мира и карте России;
 правильно укладывать вещи в рюкзак;
 устанавливать палатки разного типа и оборудовать их внутри;
 ориентироваться на местности по природным признакам;
 организовывать дежурство по кухне;
 разводить костер в летних и зимних условиях.
 методику проведения коллективного творческого дела.
11

 подготавливать и проводить коллективное творческое дело: традиционный праздник и
массовое мероприятие.
Программы по скаутингу начали существовать в Березниках, в том числе в СЮТур (ныне
ДДЮТЭ) ещё в 90-х годах прошлого столетия. Данная программа переработана в 2023 году.
Программа «Ступени» может быть востребована педагогами дополнительного образования,
инструкторами туризма. При реализации данной программы другими педагогами, возможны
изменения.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (учебная нагрузка – 4 часов в неделю)
п/п

Разделы

Кол-во

Теория

Практика

и 12

6

6

часов
1.

Введение.

Скаутская

организация.

История

традиции
2.

Туристская подготовка

12

2

10

3.

Первая помощь

8

2

6

4.

Ориентирование

8

2

6

5.

Родиноведение

6

6

0

6.

Религиоведение

2

2

0

7.

Основы здорового образа жизни

6

3

3

8.

Журналистика

6

2

4

9.

Практикум

82

0

82

10.

Итоговое занятие

2

0

2

ИТОГО

144

25

119

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 1-й год обучения
Раздел 1. Введение. Скаутская организация. История и традиции.
Знакомство с группой. Введение в программу. Правила поведения при проведении
практических занятий.
Скаутинг – как воспитательная система и общественное движение. История развития
скаутского движения в мире. Основоположники скаутского движения: Р. Баден-Пауэлл, Э. СетонТомпсон. История российского скаутинга: О.И. Пантюхов, И. Жуков. Возрождение скаутского
движения в России. Скаутинг сегодня. Фундаментальные принципы скаутского движения, его
цели. Базовые элементы скаутинга: обещание и законы. Символика: эмблема, девиз, салют, форма,
12

флаг, галстук. Скаутские традиции и ритуалы. Лестница роста скаутов и основные направления их
деятельности.
Практическая работа:
Создание отряда: название, деление на патрули. Придумывание лесных имен. Разработка
эмблемы отряда, галстука отряда. Знакомство, отработка и закрепление навыков скаутского
рукопожатия и салюта. Работа в малых группах, патрулях. Организация Дня первого костра.
Помощь в проведении скаутского слета в своей школе.
Раздел 2. Туристская подготовка.
Что такое туризм, его виды. ДДЮТЭ и специфика его работы. Личное и групповое
снаряжение в походе и лагере. Правила техники безопасности в одно- и двухдневных походах.
Распределение обязанностей в туристской группе. Укладка рюкзака. Бивак – туристская стоянка,
правила ее оборудования. Требования к экологической безопасности. Палатка – твой походный
дом: установка палаток разного вида, их устройство, правила укладки и хранения. Пионеринг –
простейшие постройки на стоянке. Заготовка дров. Техника безопасности при заготовке дров.
Костры.

Разведение

костров.

Меры

противопожарной

безопасности.

Походная

кухня:

необходимый инвентарь, правила оборудования, система дежурств в походе. Питание в походе и
лагере: составление меню, раскладка продуктов. Туристские узлы: назначение и область
применения. Техника завязывания узлов: прямой, контрольный, проводник, встречный, булинь и
др. Самодеятельная песня, авторы-исполнители: Ю.Визбор, О.Митяев, Н. Путина и др.
Практическая работа:
Сборы в поход: укладка рюкзака. Организация бивака. Установка палаток. Разведение
костра в разных погодных условиях. Приготовление пищи на костре. Практическое применение
узлов.

Изготовление сидушки туристской. Ремонт группового туристского снаряжения.

Разучивание и исполнение туристских песен.
Раздел 3. Первая помощь.
Правила оказания первой помощи. Вызов служб экстренной помощи. Простудные и
инфекционные заболевания. Лекарства и народные средства при лечении и профилактике.
Кровотечения. Остановка кровотечений. Раны. Обработка ран. Переломы, вывихи. Правила
наложения шин. Ожоги и обморожения. Тепловой удар. Обморок. Укусы змей и насекомых.
Домашняя и походная аптечки первой помощи.
Практическая работа:
Составление походной аптечки отряда. Изучение и отработка техники простых перевязок с
помощью бинтов и подручных средств. Сюжетная игра по оказанию первой помощи.
Раздел 4. Ориентирование.
Знакомство

с

видом

«Ориентирование».

План,

карта.

Понятие

о

масштабе.

Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт. Определение расстояний по карте и
на местности. Компас. Понятие об азимуте.
13

Ориентирование на местности с компасом и картой. Ориентирование по вспомогательным
признакам.
Практическая работа:
Работа с компасом и картой на местности. Участие в соревнованиях по ориентированию.
Раздел 5. Родиноведение.
Наша Родина - Россия. Россия на карте мира, столица, крупные города. Государственные
символы России (флаг, герб, гимн). Этническое разнообразие России. Пермский край на карте,
особенности населенных пунктов, природные богатства края. Родной город – Березники.
Практическая работа:
Знакомство с городами Пермского края: выездные и виртуальные экскурсии. Эссе на тему
«За что я люблю Березники». Создание фотопрезентаций по итогам проведенных экскурсий.
Раздел 6. Религиоведение
Понятие веры и духовности. Место религии в общечеловеческой культуре. Основные
религиозные конфессии в России. Библия - источник культуры. Православие в истории России.
Устройство православного храма. Традиции православной церкви.
Практическая работа:
Экскурсии в храмы г. Соликамск, г. Усолье.
Раздел 7. Основы здорового образа жизни.
Что подразумевается под здоровым образом жизни? Понятие о гигиене. Правила гигиены.
Основные приемы оздоровления и закаливания.
Практическая работа:
Составление режима дня, разработка комплекса утренней зарядки, разминки перед
тренировкой.
Раздел 8. Журналистика.
Что такое медиа-сфера. Какие профессии включает в себя медиа-сфера. Как написать пост.
Подбор фото для поста. Ведение группы «Скауты города Березники» в социальной сети
ВКонтакте.
Практическая работа:
Составление постов для группы «Скауты города Березники» в социальной сети ВКонтакте.
Раздел 9. Практикумы.
Практическая работа:
Отработка туристских навыков, необходимых для проживания в походных условиях.
Учебно-тренировочные походы на 1-2 дня. Участие в скаутских слетах, лагерях. Участие в
соревнованиях и конкурсах разной направленности по направлениям программы, по направлениям
деятельности учреждения (МАУ ДО ДДЮТЭ).
Раздел 10. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Торжественное присвоение «Ступеней».
14

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю)
п/п

Разделы

Кол-во

Теория

Практика

часов
1.

Планирование деятельности скаутского объединения

9

3

6

2.

Туристская подготовка

12

5

7

3.

Первая помощь

22

10

12

4.

Ориентирование

12

4

8

5.

Социально-значимая деятельность

8

2

6

6.

Журналистика

18

6

12

7.

Игровая деятельность

18

3

15

8.

Лидерский тренинг

15

-

15

9.

Коллективная творческая деятельность

18

6

12

10.

Скаутские специальности

24

8

16

11.

Практикум

58

-

58

12

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

216

47

169

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2-й год обучения
Раздел 1. Планирование деятельности скаутского объединения.
Основы управления и самоуправления. Планирование долгосрочное и краткосрочное.
Практическая работа:
Создание плана отряда на год: мероприятия, сроки, ответственные.
Раздел 2. Туристская подготовка.
Правила техники безопасности в одно- и двухдневных походах. Распределение
обязанностей, составление меню, подготовка снаряжения. Туристские узлы: повторение.
Краеведение: поиск и подготовка краеведческого материала по маршруту. Пермская область на
карте России и мира, города, особенности населенных пунктов, природные богатства. Урал - как
каменный пояс (значение, деление, наиболее посещаемые места). Экологическое состояние
родного края. Бивак: моделирование, строительство, утилизация отходов.
Практические занятия:

15

Работа

с

литературными

источниками

по

истории

и

культуре

родного

края.

Самостоятельная закупка продуктов согласно составленному меню. Самостоятельная организация
бивака.
Раздел 3. Первая помощь.
Первая помощь при утоплении. Непрямой массаж сердца. Искусственное дыхание.
Поражения электрическим током. Отравления. Транспортировка пострадавших, правила и
способы.
Практическая работа:
Сюжетная игра по оказанию первой помощи. Изготовление шин из подручных материалов.
Изготовление носилок из подручных материалов.
Раздел 4. Ориентирование.
Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт. Ориентирование на местности
с компасом и картой.
Практическая работа:
Работа с компасом и картой на местности. Участие в соревнованиях по ориентированию.
Раздел 5. Социально-значимая деятельность.
Гражданская активность, в чем она выражается, в чем ее плюсы. Социальные инициативы.
Детские и молодежные организации социальной направленности. Оказание социальной помощи.
Практическая работа:
Сбор игрушек и вещей для нуждающихся (ЦСИ «Старт»). Проведение игровой программы
для детей уязвимых категорий (ЦСИ «Старт»). Помощь в проведении мероприятий ДДЮТЭ.
Раздел 6. Журналистика.
Журналистские жанры: репортаж, фоторепортаж, заметка и т.д. Ведение группы «Скауты
города Березники» в социальной сети ВКонтакте.
Практическая работа:
Публикация репортажей о деятельности скаутского объединения в группе «Скауты города
Березники» в социальной сети ВКонтакте.
Раздел 7. Игровая деятельность.
Игры: виды, назначение. Скаутские игры: игры на развитие внимания, памяти, мышления.
Логические игры, шифры. Подвижные игры.
Практическая работа:
Отработка проведения игр в малых группах.
Раздел 8. Лидерский тренинг.
Что такое тренинг, виды тренинга, назначение тренинга.
Практическая работа:
Лидерский тренинг: веревочные курсы, тренинг развития лидерских качеств, тренинг
командного сплочения.
16

Раздел 9. Коллективная творческая деятельность.
КТД: алгоритм организации. Виды КТД.
Практическая работа:
Организация и проведение КТД: День скаутской мамы, Скаутский слет в своей школе,
акции в защиту ЗОЖ и др.
Раздел 10. Скаутские специальности.
Знакомство со «Скаутскими специальностями». Изучение «Скаутских специальностей»:
Ориентирование, Кашевар, Медик, Мастер бивака, Затейник и др.
Практическая работа:
Изучение и выбор «Скаутских специальностей». Отработка практических навыков по
специальностям. Зачеты по «Скаутским специальностям».
Раздел 11. Практикумы.
Практическая работа:
Учебно-тренировочные походы (Каменный город, Усьвинские Столбы и др.): отработка
туристских навыков, необходимых для проживания в походных условиях. Участие в скаутских
слетах, лагерях. Обсуждение итогов похода, слета, лагеря в группе. Обработка собранных
материалов. Составление отчета о походе, подготовка фотографий, видеофильма. Участие в
соревнованиях и конкурсах разной направленности по направлениям программы, по направлениям
деятельности учреждения (МАУ ДО ДДЮТЭ).
Раздел 12. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Торжественное присвоение «Ступеней».

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю)
п/п

Разделы

Кол-во

Теория

Практика

часов
1.

Планирование деятельности скаутского объединения

9

3

6

2.

Инструкторская деятельность

15

5

10

3.

Социально-значимая деятельность

18

2

16

4.

Журналистика

18

6

12

5.

Игровая деятельность

12

4

8

6.

Лидерский тренинг

15

3

12

7.

Коллективная творческая деятельность

30

6

24

8.

Скаутские специальности

15

5

10

9.

Практикум

88

-

88
17

10

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО

216

32

182

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3-й год обучения
Раздел 1. Планирование деятельности скаутского объединения.
Самоуправление в скаутском отряде. Планирование жизни отряда.
Практическая работа:
Создание плана отряда на год: мероприятия, сроки, ответственные.
Раздел 2. Инструкторская деятельность
Инструкторские курсы: Организация однодневного туристского похода и скаутского
лагеря. Скаутский лидер и его роль в скаутском отряде.
Практическая работа:
Организация скаутской программы для младших школьников.
Раздел 3. Социально-значимая деятельность.
Молодежные социальные инициативы в Березниках. Социальные проекты: направления, их
значимость для общества. Волонтерство.
Практическая работа:
Сбор игрушек и вещей для нуждающихся (ЦСИ «Старт»). Проведение игровой программы
для детей уязвимых категорий (ЦСИ «Старт»). Выход с концертной программой в Дом
престарелых. Помощь в проведении мероприятий ДДЮТЭ. Волонтерская работа.
Раздел 4. Игровая деятельность.
Игры: виды, назначение. Скаутские игры: игры в скаутском лагере. Сюжетные игры.
Квесты.
Практическая работа:
Отработка проведения игр в малых группах.
Раздел 6. Журналистика.
Журналистские жанры: интервью, видеорепортаж, обзор и т.д. Создание инфографики в
графическом редакторе Pixart. Монтаж видео в мобильном видеоредакторе CapCut. Ведение
группы «Скауты города Березники» в социальной сети ВКонтакте.
Практическая работа:
Публикация постов в разных жанрах о деятельности скаутского объединения в группе
«Скауты города Березники» в социальной сети ВКонтакте.
Раздел 5. Лидерский тренинг.
Практическая работа:

18

Лидерский тренинг: тренинг публичного выступления, тренинг формирования активности,
тренинг развития гражданской ответственности.
Раздел 6. Коллективная творческая деятельность.
Теория КТД. КТД в скаутском лагере: подготовка и проведение.
Практическая работа:
Организация и проведение КТД: День скаутской мамы, Скаутский слет в своей школе и
ДДЮТЭ.
Раздел 7. Скаутские специальности.
Скаутские специальности.
Практическая работа:
Выбор специальностей. Работа с литературой. Отработка навыков по специальностям.
Зачеты по скаутским специальностям.
Раздел 8. Практикумы
Практическая работа:
Отработка туристских навыков, необходимых для проживания в походных условиях: однодвухдневные учебно-тренировочные походы (Камень Ветлан, Камень Помяненный и др.). Участие
в скаутских слетах, лагерях. Участие в соревнованиях и конкурсах разной направленности по
направлениям программы, по направлениям деятельности учреждения (МАУ ДО ДДЮТЭ).
РАздел 9 .Итоговое занятие.
Подведение итогов. Торжественное присвоение «Ступеней».

19

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы и методы организации работы.
На занятиях, в основном, используются традиционные методы. Большая часть программы
отведена практическим занятиям в форме игр, конкурсов, тренингов, КТД, квестов, походов,
творческих мастерских, мастер-классов, презентаций и др. Их можно проводить как на местности,
так и в помещении, в зависимости от темы и времени года.
Формы работы на занятиях: массовая, групповая, работа в малых группах, индивидуальная.
При необходимости допускаются дистанционные формы работы на занятиях.
Методы организации работы
Объяснительно-иллюстративные (лекция, беседа, работа с литературой)
Наглядные (показ, демонстрация, учебные пособия, туристское и специальное снаряжение и
оборудование, карты, схемы, слайд- и видеофильмы)
Репродуктивный
Упражнения (устные, письменные и практические)
Игровые
Рефлексия (анализ, совместное обсуждение)
проблемные, частично-поисковые
проектные и исследовательские
В основе деятельности организации и воспитания детей по данной программе лежит
Скаутский Метод. Под термином «Скаутский Метод» подразумевается педагогическая
технология, то есть отработанная система приемов, позволяющих достичь цели.
Основа скаутского метода заключается в следующем:


Закон и Обещание. Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет

на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А
именно — осознание своего гражданского долга и долга перед самим собой.


Командная система. Патрульная система или система микрогрупп.



Обучение делом. «Обучение через дело» — метод, привнесенный в начале прошлого века из

педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в
практику.


Символьная структура.



Прогресс личности. Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы)

— специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие,
выполнение гражданского и духовного долга через участие в местных, региональных,
международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как Специальности,
разрядная система, проектная деятельности, цикловые игры и пр.
20



Природа. Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с

помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм,
традиционных, пионеринга. Жизнь в гармонии с природой.


Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично

развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы
различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступени роста,
звания, должности.
Каждый из его элементов несет свою воспитательную функцию, дополняя влияние других. В
Скаутинге эти различные элементы являются частью целого и используются как система, что и
делает Скаутинг уникальным педагогическим феноменом. Если какой-то из элементов отсутствует
или не используется по назначению, то система в целом не может с возможной эффективностью
служить изначальной цели — прогрессивному целостному развитию молодой личности.
Игровая деятельность и технология коллективного способа обучения с элементами
самоуправления и сотрудничества также существенно дополняют Скаутский метод.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическое и материально-техническое обеспечение способствуют
успешной реализации программы.
Организационно-методическое обеспечение:
специальная литература
повышения уровня профессионального мастерства
учебные материалы;
УМК и др.
Материально-техническое обеспечение:
помещение, оборудованное для теоретических и практических занятий;
спортзал для проведения тренировок;
полигон для практических занятий на местности;
групповое туристское снаряжение (палатки, пенки, спальники, веревки, костровое оборудование)
и др.;
медиа-, фото-, видеотехника и др.
Для реализации данной программы в МАУ ДО ДДЮТЭ (далее ДДЮТЭ) создана
методическая

и

учебно-материальная

база

на

основе

партнёрства

со

структурами

образовательного пространства.
Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий, снаряжение для
реализации скаутских программ (туристское снаряжение). Имеется возможность доступа к

21

компьютерной технике. Для организации лагерей, курсов используется краеведческий центр
ДДЮТЭ.
Методическое обеспечение основано на использовании опыта работы скаутских лидеров г.
Березники, Пермского края и России и своего собственного опыта.
Важным ресурсом реализации программы являются международные связи скаутов,
позволяющие получать новые идеи, формы работы, создавать партнёрские проекты.
Для организации образовательного процесса используется богатый методический материал
международного скаутского движения, Пермского скаутского центра, а также наработанная
собственная методическая база, включая:


Руководство по скаутизму «Юный разведчик».



Подборка скаутских периодических изданий «Скаутинг. День за днем», «Ля-па»,

«Информационный сборник РАДС», «Лесные леди» и др.


Методический сборник «В помощь организаторам работы с детьми и подростками» по

материалам Организации Российских юных разведчиков (скаутов).


Книга для родителей «Введение в скаутинг»



Методический сборник «Скаутинг для начинающих». Сборники «Методические

рекомендации по скаутингу», «Скаутские игры», «Специальности для скаутов», «Скаутский метод
в развитии международного молодёжного сотрудничества»


Материалы веб-сайтов



Программы и методические разработки курсов подготовки скаут-лидеров.

Программа реализуется под руководством педагога дополнительного образования - лидера
скаутского движения, имеющего опыт организации и проведения скаутских лагерей и программ,
туристских походов.
Для реализации скаутских программ и проектов привлекается финансирование местного и
регионального бюджета, а также средства молодёжных проектов разного уровня.
В деятельности скаутского отряда с удовольствием участвуют неравнодушные родители
(приобретение скаутской формы, помощь в оформлении места для занятий и т.д.)
Таким образом, в МБОУ ДОД ДДЮТЭ имеются необходимые ресурсы для реализации
данной образовательной программы «Ступени» на высоком уровне методического и материальнотехнического обеспечения.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Для

полноценной

реализации

программы

«Ступени» необходима

воспитательная

составляющая.
Скаутинг – это воспитательное движение, направленное на разностороннее развитие и воспитание
личности; «воспитание» здесь подразумевает развитие способности – «учиться познавать» и
развитие позиции «учиться быть».
22

Программа соответствует типу воспитательной системы: социальной ориентации. В
основе системы следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество,
коллектив, демократия, семья, совместный труд и т.д. В данной воспитательной системе
воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающего
поколения.
Вид воспитательной системы (по классификации Е.Н. Барышникова): воспитательная
система «Созидание». В основе системы – осуществление созидательной деятельности различной
направленности. При этом в деятельности системы присутствуют также элементы иных видов
воспитательных систем, представленных в следующей таблице:
Основные компоненты Вид воспитательной
Основные характеристики данного вида
ценностно-смыслового
системы
воспитательной системы
ядра
Созидательный труд
Воспитательная
система Осуществление созидательной деятельности
«Созидание»
различной направленности.
Забота
Воспитательная
система Организация КТД для решения реальных
«Заботы»
проблем обучающихся как способ
осуществления заботы.
Личность
Воспитательная система Наличие идеала человека, самостоятельно
развития личности
принимающего решения,
самоопределяющегося.
Коллектив
Воспитательная
система Создание коллектива.
«Коллектив»
Опыт социализации
Воспитательная система Определение и решение конкретных проблем,
социального творчества
способствующих социализации
воспитанников.
Цель воспитания
Программа «Ступени» ставит своей целью воспитание человека:
 осознающего

и

принимающего

ценности

человеческого

общества,

социального

взаимодействия, свободы и демократии;
 справедливого по отношению к людям;
 соблюдающего принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;
 социально-активного, законопослушного;
 гражданина и патриота своей страны;
 успешно выполняющего весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, жителя своего
города, члена детского сообщества, гражданина своей страны, человека мира;
 способного участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.
Компоненты воспитательной системы:
 социально-полезная деятельность;

23

 индивидуально–развивающие тренинги: саморазвитие, мотивации достижений, гуманных
взаимоотношений и т.д.;
 система индивидуального роста;
 система членства в малых группах;
 символьная структура;
 система развития творческих способностей (уроки творчества, творческие дела, занятия «квесты»);
 система развития коммуникативных навыков и навыков работы в коллективе;
 система дел, направленных на формирование мотиваций успеха (турниры, конкурсы,
испытания, беседы, тренинги, личные карточки, система нашивок-наград и званий);
 самостоятельная деятельность учащихся, направленная на самореализацию (проведение
учащимися мероприятий, индивидуальных проектов).
К реализации программы активно привлекаются семьи обучающихся.
Работа с родителями включает в себя:
 информирование об особенностях деятельности объединения;
 индивидуальное консультирование родителей (по вопросам безопасности в походах и на
соревнованиях, возможностях участия в скаутских программах и слетах и т.д.);
 совместные мероприятия с родителями (День скаутской мамы, семейные походы,
соревнования и др.).
 фоторепортажи и освещение жизни скаутского отряда на сайте Вконтакте, в группе «Скауты г.
Березники» (http://vk.com/id9652351#/scouts.berezniki).

Основными результатами воспитательной деятельности являются:


Наличие коллектива (сплоченный скаутский отряд, состоящий из дружных патрулей)



Участие в различных социальных акциях и проектах



Личностный рост воспитанников



Интеграция обучающихся в информационное поле городского сообщества через
общественную

деятельность, развитие

медиакомпетенций, получение

навыков

самопрезентации и опыт публичных выступлений. (Показатели: количество постов в
группе ВК, процент обучающихся, готовивших эти посты, процент обучающихся,
подготовивших ежегодный "скаутский репортаж" (Фотоотчет патрулей), процент
обучающихся,

получивших

скаутской

специальность

"журналист",

процент

обучающихся, участвующих в проведении мероприятий на уровне учреждения и
города)

24



Воспитание сопричастности к судьбе Отечества через изучение краеведения,
путешествия по родному краю, развитие экологичного отношения к природе и людям.
(Показатели: количество походов, % сходивших в походы за год, общий километраж
отряда за год -это ещё и командная работа, участие в конкурсах по краеведению,
экологии, военно-патриотической направленности, фото/видео и литературных
конкурсах, затрагивающих малую родину, % получивших специальность "краевед", "
путешественник")



Духовно-нравственное воспитание через систему "добрых дел" отряда. (Показатели:
количество дел, % участников)



Воспитание семейных ценностей через вовлечение семей обучающихся в деятельность
отряда: походы, мероприятия, конкурсы (Показатели: % родителей и членов семей,
участвующих в конкурсах, мероприятиях, походах)



Эстетическое

воспитание

через

творческие

занятия

(декоративно-прикладное,

литературное, художественное, фото- и видеотворчество и др.) (Показатели: %
получивших специальность "ремесленник", %участников творческих конкурсов)


Воспитание привычки соблюдения правил безопасного поведения в природной среде,
безопасной жизнедеятельности и привычки к здоровому образу жизни через

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
1.

Роберт Баден-Пауэлл. Юный разведчик. Руководство по скаутизму. Изд. 4-е переработанное

И.Н. Жуковым (изд-во т-ва Березовского.) Пермь. 1992.
2.

В помощь организаторам работы с детьми и подростками по материалам Организации

Российских юных разведчиков (скаутов). Документы. Методические материалы. Песни. Издание
дружины «Шуя». 1995.
3.

Л. Бондарь. Введение в скаутинг. Книга для родителей и других взрослых. Женева,

Швейцария. 1996.
4.

Подборка

скаутских

периодических изданий

«Скаутинг. День

за

днем»,

«Ля-па»,

«Информационный сборник РАДС», «Лесные леди» и др.
5.

Методический сборник «Скаутинг для начинающих»

6.

Сборник «Методические рекомендации по скаутингу»

7.

Сборник «Скаутские игры»

8.

Сборник «Специальности для скаутов»

9.

Сборник «Скаутский метод в развитии международного молодёжного сотрудничества»

10. Материалы веб-сайтов: http://permscout.ru, http://russianscout.org и др.
11. Программы и методические разработки курсов подготовки скаут-лидеров.
25

Список литературы для обучающихся и их родителей:

1.

Л. Бондарь. Введение в скаутинг. Книга для родителей и других взрослых. Женева,

Швейцария. 1996.
2.

Подборка

скаутских

периодических изданий

«Скаутинг. День

за

днем»,

«Ля-па»,

«Информационный сборник РАДС», «Лесные леди» и др.
3.

Методический сборник «Скаутинг для начинающих»

4.

Сборник «Специальности для скаутов»

5.

Материалы веб-сайтов: http://permscout.ru, http://russianscout.org и др.

26

Карта соответствия Ступени роста скаута (приложение № 1)

Карта соответствия ступеням
Требования к кандидату
Регулярное посещение занятий скаутского
отряда
Успешная промежуточная аттестация
«Скаутский бег»
Участие в туристских походах

Скаут-новичок
+

+

Скаут 3 разряда
+

+

+

+

Не < 2 дней в
учебном году

Не < 4 дней в
учебном году

Участие в скаутских слетах разного
уровня
Помощь в проведении скаутских слетов
разного уровня
Участие в скаутских лагерях разного
уровня
Участие в соревнованиях разного уровня
Получение скаутских специальностей

Не < 1

Не < 2

Не < 1
многодневного
похода в
учебном году
Не < 3

Не < 1

Не < 2

Не < 1

Не < 1

Не < 3
Не < 4

Не < 3
Не < 6, из них
обязательные
«краевед»,
«медик»

Не < 2
Не < 2

Скаут

Ступени не всегда соответствуют годам обучения, кто-то опережает свой поток, кто-то отстает,
кто-то не способен продвинуться дальше первой или второй ступени в силу разных причин
(состояние здоровья, способности и пр.).

27

Мониторинг прохождения формы
промежуточной аттестации «Скаутский бег»,
(приложение № 2)

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

ФИО обучающегося

Этапы «Скаутского бега»
История скаутинга
Скаутский салют
Скаутское рукопожатие
Девиз и отзыв
Скаутский галстук
Скаутская лилия
Костры
Ориентирование
ОФП приседания
ОФП отжимания
ОФП пресс
Скаутские законы
Герб Березников
Карта Березников
Флаг Березников
Доброе дело
Соедини картинки
Гимн скаутов России
Гимн скаутов Березников
Герб Пермского края
Гимн Пермского края
Флаг Пермскогокрая
Флаг, герб, гимн России

ФИО обучающегося

Результаты промежуточной аттестации в форме «Скаутский бег» в объединении «Ступени» (скаутинг), скаутский
патруль _____________ (основная)
Максимально возможная сумма баллов – 142, минимально набранная сумма баллов - 99

Ориентирование по местным признакам
Узлы
Ким
Устройство организации
Первая помощь
ИТОГО баллов
Заключение:
Руководитель объединения

Ю.И. Шейкина

28

Этапы скаутского бега
Скаутские законы: 1балл за 1 закон + 1балл за объяснение закона
Напишите скаутское обещание и законы. Объясните один закон.
1. Скаут верен
Это закон верности. Скаут знает, что верность - основа всякого дела. И самый
лучший начальник никогда не сможет ничего сделать, если его обманут и покинут
его помощники и подчиненные. Скаут никогда никому не изменит, никогда не
променяет свою Родину на другую, никогда не покинет родителей и начальников.
2. Скаут честен и правдив
Это закон истины. Скаут не боится говорить правду всегда и везде. Он презирает
трусливую ложь, он ни за что не запятнает своей чести обманом, жульничеством,
присвоением чужого имущества или произведения. Он держит данное слово. На
него можно положиться в малом и большом.
3. Скаут помогает ближним
Это закон помощи. Скаут не живет только для себя, не думает лишь о своих
удовольствиях. Он видит горе и трудности других людей и старается им помочь.
Он помогает маме дома, друзьям в школе, незнакомым на улице. Тот день, когда
он не помог никому, не сделал ни одного доброго дела, - пропал, прошел даром
для разведчика.
4. Скаут – друг всем и брат каждому скауту
Это закон дружбы. Разведчик одинаково дружелюбен ко всем и не судит о
людях по их одежде, языку, цвету кожи или количеству денег, главными для него
являются их душевные качества, дела и поступки. Он всегда показывает пример
братства, принимая все и делясь всем, как с братом, с каждым другим скаутом.
5. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям и скаутам-начальникам
Это закон послушания. Когда разведчику приказывают, он не кривится, не ворчит,
не ноет, а говорит "есть" и немедленно исполняет приказ. Он любит трудные
задания, ведь трудное поручение - это знак доверия.
6. Скаут вежлив
Это закон рыцарства. Скаут помнит, что он не дикарь и ведет себя по-рыцарски.
Он внимателен к старшим, не ленится извиниться, спросить разрешения или сказать
"спасибо". Он защищает слабых, ухаживает за больными, всегда любезен, ласков и
радушен.
7. Скаут – друг животных и всей природы
Это закон милосердия. Скаут любит природу и старается ее узнать и понять. Он
никогда не уничтожает без нужды ни растений, ни живых существ. Он защищает
слабых и бессловесных животных, которых так часто мучают злые люди.
8. Скаут бережлив и уважает чужую собственность
Это закон бережливости. Скаут умеет беречь свои силы и свое имущество. Он
никогда не пропадет, потому что, благодаря полученным специальностям, знаниям
и умениям, всегда сумеет заработать и для себя, и для того, чтобы помочь своим
родным и друзьям. Разведчик не нуждается в чужом, уважает то, что ему не
принадлежит, бережет взятые на время чужие книги и другие вещи лучше, чем свои,
возвращает их в порядке, в точно обещанное время.
29

9. Скаут чист в мыслях, словах и делах, телом и душой
Это закон чистоты. Разведчик не выносит грязи ни телесной, ни моральной, и
ведет себя всегда одинаково достойно в любом месте. Он борется со злом, которое
несут неприличные рассказы, непристойные картинки, грязные ругательства.
10. Скаут трудолюбив и настойчив
Это закон труда. Разведчик должен трудиться. В интересной, любимой работе
проходят его лучшие минуты. В любом деле он добивается успеха и настойчиво
доводит до конца начатое. Он не может уважать людей, которые стремятся к
безделью и живут за счет других.
11. Скаут весел и никогда не падает духом
Это закон радости. Скаут всегда бодр, весел, жизнерадостен и не унывает, как бы
ему ни было трудно. Когда скауту тяжело и больно, он смотрит вперед и верит, что с
Божьей помощью сумеет преодолеть все несчастья и трудности.
12. Скаут скромен
Это закон скромности. Скаут трудится, дружит, помогает ближним, оберегает
природу, живет веселой лагерной жизнью. Самая большая радость для него - успех
звена, дружины, всех разведчиков. Ему и в голову не приходит ожидать за эту
радость похвал и наград. Сделанное для того, чтобы получить награду, не так ценно,
как то, что сделано от души.
История скаутинга
1б.Год возникновения всемирного скаутского движения (1907)
1б.Год появления скаутинга в России (1909)
2б.Полное имя основоположника скаутского движения (Роберт Смит Стефенсон
Баден-Пауэлл) (1 балл за Роберт Баден-Пауэлл)
2б.Кто организовал скаутское движение в России (Олег Иванович Пантюхов)
2б.Где и в каком году прошел первый скаутский лагерь (1907, остров Браунси)
Форма скаута
1б. Рассказать, что входит в состав формы – 1б
1б. Знать правильное расположение нашивок – 1б
1б. за каждый правильный ответ – из представленных галстуков назвать знакомые и
сказать, что они обозначают
Скаутский салют
2б.Покажите скаутский салют. Что означает скаутский салют?
(Разведчики отдают салют правой рукой, выпрямив три пальца и покрыв
большим пальцем мизинец. Три пальца напоминают три части
Торжественного Обещания (три принципа скаутского движения).
Большой палец на мизинце означает, что сильный должен защищать
слабого, а младший слушаться старшего. Открытая ладонь – идем с
миром.
Скаутское рукопожатие
30

1б.Какой рукой осуществляется скаутское рукопожатие и почему (Разведчики
подают друг другу левую руку, салютуя правой. Баден-Пауэлл перенял традицию
рукопожатия левой рукой от одного из африканских племен. Обыкновенно
африканские воины держали щит в левой руке, а оружие в правой. При встрече с
незнакомым, в знак доверия и желания поздороваться по-дружески, воин брал щит в
правую руку, как бы лишая себя защиты, а здоровался левой. К тому же левая рука
«тянется» от сердца, что говорит об искренности, добрых намерениях, готовности
прийти на помощь.)
Скаутский девиз и отзыв
1б.Скажите скаутский девиз и отзыв (Когда руководитель приветствует
разведчиков: «Будьте Готовы!», они громко отвечают: «Всегда Готовы!».)
Скаутский галстук
2б.Каково символическое значение скаутского галстука
(3 уголка – три принципа скаутского движения, узелки на кончиках галстука – ни
дня без доброго дела)
1б.Завязать галстук узлом дружбы на себе
1б.Завязать галстук узлом дружбы на себе с закрытыми глазами
1б.Завязать галстук узлом дружбы на другом человеке
1б.сложить руками узел дружбы.
Скаутская лилия
1б.Сложите паззл
3б.Объясните символическое значение скаутской лилии (Лилия - символ чистоты,
благородства и рыцарства. Три лепестка напоминают нам, что наше торжественное
обещание состоит из трех частей. Они связаны вместе веревкой с узлом, так как все
части торжественного обещания одинаково важны)
Скаутский гимн
2б.Спеть 1 куплет из скаутского гимна «Будь готов!»
2б.Спеть 1 куплет из гимна скаутов города Березники
Герб города Березники
4б. за герб, 4 б. за объяснение. Нарисуй по памяти герб
г. Березники и объясни его геральдическое значение
(Красный герб Перми – Березники находятся в Пермском крае.
Голубая лента на щите – Кама.
Три кубика соли – в Березниках добывают три вида калийных солей.
Голубая лента вокруг щита – Березники награждены орденом трудового красного
знамени)
31

Флаг города Березники
2б.Назови по порядку и объясни значение цветов флага Березников
Флаг города имеет вид полотнища, разделенного на 3
горизонтальные полосы: ярко — голубую (центральную) и две
белых. Голубая полоса - это река Кама. На фоне центральной
полосы располагаются три кубика соли.
Герб Пермского края
4б. за герб, 4 б. за объяснение. Нарисуй по памяти герб
Пермского края и объясни его геральдическое значение
(Герб Пермского края представляет собой изображение
серебряного медведя, идущего влево, помещенного на красном
геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением
восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на
концах крестом. Щит увенчан княжеской короной.
медведь выступает символом природных богатств региона, неиссякаемых запасов
добываемых ресурсов и животного мира;
Евангелие на спине медведя символизирует просвещение, принятие православной
веры и развитие христианской культуры;
крест над Евангелием указывает на избранность, покровительство и защиту
всемогущих высших сил;
корона над щитом олицетворяет принадлежность к государству, но и независимость
и суверенное положение края, его весомость и значимость.)
Гимн Пермского края
1б.Спеть 1 куплет гимна Пермского края

32

Флаг Пермского края
2б. Нарисуй и объясни значение цветов флага Пермского края
Флаг Пермского края представляет собой прямоугольное
полотнище, разделенное белым крестом на четыре
прямоугольника: в верхней части красного, лазоревого (синего) цвета, в нижней —
лазоревого (синего) и красного цвета. Белый крест разделяет флаг на четыре равных
части. В центре белого креста - изображение Герба Пермского края.
Присутствие на флаге прямоугольников синего цвета олицетворяет великую
сибирскую реку — Каму. Белый цвет флага совпадает с окраской главного символа
края — серебряного медведя, говорит о мирных намерениях жителей, красный
предупреждает о силе, мужестве и смелости.
Флаг России, герб России
1б.Назвать цвета флага России по порядку
1б.Описать, как выглядит герб России
1б.Спеть один куплет и припев из гимна России
1б.Показать на карте России Москву, Санкт-Петербург и родной город -1б
Карта города Березники
1б. Сложить пазл карты, показать главные культурные объекты на карте
Ориентирование по местным признакам
1б. за 1 признак
Напиши до 10 природных признаков для ориентирования без компаса.
Ориентирование
1б. Рассказать, что такое азимут
2б. Опрелелить азимут по компасу на какой-либо ориентир
1б. за каждый правильный ответ. Топознаки.
1б. за каждый правильный ответ. Масштаб карты
1б. за каждый правильный ответ. Карта и местность
ОФП
3б.Приседания 25/20 за 30 секунд
3б.Отжимания 10/8
3б.Пресс 25/20 за 30 секунд
Костры
1б. за 1 вид. Соедини макет костра и его название.
1б. за 1 вид. Опиши назначение каждого вида костра (колодец, нодья, сигнальный)
33

2б. ТБ при разведении костра
Узлы
Завязать прямой узел с открытыми глазами – 1б, с закрытыми глазами или за спиной
– 2б
1б. за узел. Завязать другие узлы (кроме прямого и узла дружбы)
Ким
Лежат 16 предметов, испытуемый смотрит на них минуту, затем отворачивается.
Инструктор убирает 5 предметов, новичок должен их назвать / один предмет – 1б
Устройство организации
1б. Объяснить устройство организации (скаут-патруль-отряд-организация)
1б. Назвать патруль, отряд и руководителя (свой патруль, отряд «Сталкер»,
Шейкина Юлия Ивановна, Незабудка)
2б. Назвать региональную организацию и председателя (Пермский скаутский центр,
Светлана Александровна Соломинина, Ворона)
Первая помощь
2б. Знать номер вызова скорой помощи и порядок вызова
1б. Рассказать, как оказывать первую помощь при порезе
1б. Рассказать, как оказывать первую помощь при мозоли
1б. Рассказать, как оказывать первую помощь при укусе
1б. Рассказать, как оказывать первую помощь при ожогах 1,2 степени
Соедини картинки (скаутинг)
2б. за все
Доброе дело
2б. за качественное выполнение

34

Маршрутный лист скаутского бега
Скаутский бег
дата
Фамилия, имя:______________________________
Отряд «Сталкер», патруль ____________________

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Этап
Баллы
История скаутинга
Скаутский салют
Скаутское рукопожатие
Девиз и отзыв
Скаутский галстук
Скаутская лилия
Костры
Ориентирование
ОФП приседания
ОФП отжимания
ОФП пресс
Скаутские законы
Герб Березников
Карта Березников
Флаг Березников
Доброе дело
Соедини картинки
Гимн скаутов России
Гимн скаутов
Березников
Герб Пермского края
Гимн Пермского края
Флаг Пермскогокрая
Флаг, герб, гимн России
Ориентирование по
местным признакам
Узлы
Ким
Устройство организации
Первая помощь
Итог:

35

Мониторинг получении скаутских специальностей (приложение № 3)

Строевая
подготовка

Ремесленник

Журналист

Аниматор

Путешественник

Повар

Скалолаз

Ориентировщик

Краевед

Костровой

Медик

Узловяз

Скаутские
специальности

Мониторинг получения скаутских специальностей
обучающихся объединения _________________________
в ________________ учебных годах

1 год об.
2 год об.
3 год об.
Итого
за
три
года
обучения

36

Мониторинг метапредметных, личностных и предметных результатов обучения (приложение №
4, 5, 6)

37

38

39

№
п/п

Учреждения образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения; общественные
организации (указать количество, шт.)

Количество участников из объединения (чел.)

Направления воспитания,
реализуемые в рамках
мероприятия/образовательного
события
(соответствующие одно или
несколько направлениий
обозначаются цифрой 1)

Родители (указать количество, чел.)

Воспитание семейных ценностей

Художественно-эстетическое

Экологическое

Трудовое

Физкультурно-оздоровительное

Научное

Духовно-нравственное

Уровень
мероприятия/образовательного
события
(соответствующий уровень
обозначается цифрой 1)

Гражданско-патриотическое

международный

всероссийский

межрегиональный/ окружной

региональный

муниципальный

институциональный

уровень объединения

Дата (формат записи хх.хх.хххх или хх.хх.хххх-хх.хх.хххх)
Наименование мероприятия/образовательного события (в соответствии с ДО программой, календарным планом воспитательной
работы)

Информация
о
привлечении
соц.партнеров
к участию в
мероприятии/
образовательн
ом событии
(количество
соотв.
соц.партнеров
указывается
числом)

Результаты
мероприятия/образовательного
события. Ссылка на инф. интернетресурс о
мероприятии/образовательном
событии

Мониторинг участия в обучающихся в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях разного уровня

(приложение № 7)

Сводная таблица "Сведения о воспитательной работе в объединениях "Ступени" (скаутинг) в
__________________ уч. году

1

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».