Дополнительная общеразвивающая программа Народное искусство Прикамья

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Народное искусство Прикамья»

Уровень Программы
Направленность программы

Вводный (стартовый)
Художественная

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

1 год

Название объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

7-15 лет
«Народное искусство Прикамья»
2024 год
Ознакомить
учащихся
с
народным
искусством Прикамья, его особенностями и
традициями, развить навыки художественного
творчества, воспитать интерес к культурному
наследию региона.
Программа предусматривает формирование у
обучающихся целостного представления о
природе как о живом организме, средствами
приобщения к миру искусства,
общечеловеческим и национальным ценностям
через художественное творчество, с опорой на
природное наследие Пермского края.

Содержание программы
№
раздела

Наименование раздела

Стр.

Введение

4

Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

10

1.3
1.4
2

Содержание программы
Планируемые результаты
Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

12
19
22

2.1

Календарный учебный график

22

2.2

Условия реализации программы

23

2.3

Формы аттестации

27

2.4

Оценочные материалы

30

2.5
2.6

Методические материалы
Воспитательный компонент

30
32

2.7

Список литературы для педагога

37

Раздел №3 Приложение

39

1

3

3

Введение
Предлагаемая программа предусматривает формирование у обучающихся
целостного представления о народном искусстве Прикамья, средствами
приобщения к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям
через художественное творчество, с опорой на культурное и природное
наследие Пермского края. Программа «Народное искусство Прикамья»
предназначена для обучающихся в возрасте 7-15 лет. Программа интегрирует
предметные знания разной направленности: художественной творческой
подготовки, народные художественные промыслы и естествознания, экологии.
Комплексность программы достигается через исследовательскую деятельность
детей при ознакомлении с искусством, народным творчеством, ремеслами.
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Народное искусство Прикамья» разработана в соответствии основными
нормативными и программными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (Методические
рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов
и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том

числе

включение

компонентов,

обеспечивающих

формирование

функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,

физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития»);
- письмом Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О

направлении

информации»

(«Методические

рекомендации

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
Постановлением

-

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Программа может быть использована педагогами дополнительного
образования, учителями начального и среднего звена. Элементы программы,
отдельные разделы можно использовать на уроках изобразительного искусства,
окружающего

мира,

природоведения;

в

учреждениях

дополнительного

образования - на занятиях по изобразительному искусству.
1.1.1. Направленность программы
Программа «Народное искусство Прикамья» относится к программам
художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры

обучающихся,

художественных способностей

и

склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая
возможность

творческого

использованием
общекультурный

самовыражения,

краеведческого,
уровень

творческой

природного

освоения.

импровизации

материала.

Общеобразовательная

Она

с

имеет

программа

разработана в соответствии с современными нормативными документами в
сфере образования.
5

Актуальность данной программы обусловлена тем, что происходит
сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время
возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и
развития

личности

в

целом.

В

системе

подрастающего поколения особая роль

эстетического

принадлежит

воспитания

изобразительному

искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, природы
родного

края,

способствует

воспитанию

культуры

чувств,

развитию

художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным
искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению
народных традиций родного края. Знания, умения, навыки воспитанники
демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Отличительные особенности программы состоит в том, что в процессе
обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения
формы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах
лепки, рисования, также о наиболее выдающихся мастерах декоративно
прикладного искусства Прикамья, о красоте родной природы и человеческих
чувств.

Программой

предусмотрено

посещение

выставок

известных

художников и творцов искусства декоративно – прикладного искусства и
проведение мастер-классов. Тематическое планирование выстроено с учетом
региональных и муниципальных особенностей и традиций.
Программа

дополнительного

образования

«Народное

искусство

Прикамья» предполагает другой стиль общения учителя и учеников. Такая
форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ
краеведения,

а

познавательной

развивает

интерес

деятельности

на

к

истории
основе

родного края,
организованной

научноработы

изобразительной деятельности, по наблюдению за окружающей средой, а также
экскурсионной деятельности. Всё это ведет к эстетическим переживаниям,

практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с
вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены
материалы, взятые из природы.
Практическая значимость программы.
Связана с оформлением рисунков, плакатов, схем, практических работ.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и
психологические особенности детей, специфику курса «Народное искусство
Прикамья» необходимо использовать такие формы проведения занятий как
пленэры, экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы.
Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к
культурному наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса является динамичность ее
форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том,
что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая
изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом,
учреждения, предприятия и т.д.). Наряду с традиционными, в программе
используются современные технологии и методики: технология развивающего
воспитания

и

обучения,

здоровье

сберегающие

технологии,

игровые

технологии, компьютерные технологии, исследовательская деятельность,
проектные технологии.
Программа обеспечивает следующие условия:
- психолого-педагогические условия: ориентированность педагогической
оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение
нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки;
- социально-педагогические: формирование гражданского мировоззрения,
воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и
ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к
историческому наследию);

7

- обучающие: обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города,
исторических личностей, связанных с историей края, изучение основ
поисковой, исследовательской работы;
- познавательные: формировать навыки работы с историческими источниками,
мемуарной, научно-популярной литературой и периодической печатью;
- развивающие: развитие потребности к самостоятельному изучению истории
родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся через
самостоятельную исследовательскую деятельность;
-

мотивационные:

сотрудничества,

создание

формирование

комфортной
желания

обстановки

продолжить

и

атмосферы

образование

по

выбранной дисциплине.
Принципы реализации программы
личностно-ориентированный подход (признание личности развивающегося
человека высшей социальной ценностью);
добровольность включения детей в деятельность (свобода проявления
своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере);
духовность
ориентаций,

(формирование

формирование

у

детей

потребностей

гуманистических
к

освоению

и

духовных

производству

ценностей культуры, соблюдение нравственных норм морали);
толерантность (терпимость к мнению других людей, к инакомыслию и
другим культурам, другому образу жизни);
гуманизация межличностных отношений (уважительные демократические
отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению
детей, создание ситуации успеха, защита каждого члена коллектива от
негативного проявления вредных привычек).
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Народное
искусство Прикамья» варьируется от 7 до 15 лет. Состав группы формируется
на добровольной основе. Образовательный процесс строится в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся.

Учет возрастных особенностей обучающихся.
Младшая группа (7-10 лет). Дети в этом возрасте активно развивают
мелкую моторику и координацию движений. У них формируется интерес к
творчеству и художественным занятиям. Важно использовать яркие и простые
материалы для занятий. В этом возрасте оправдано использование игровых
форм обучения, простые и понятные задания с минимальным количеством
шагов. Поощрение и поддержка каждого шага в процессе выполнения задания.
Средняя группа (11-13 лет). Дети в этом возрасте уже имеют базовые
навыки и могут выполнять более сложные задания. У них развивается
критическое мышление и способность к самооценке. Важно стимулировать их к
самостоятельной работе и творческому поиску. Целесообразно использование
разнообразных материалов и техник, введение элементов самостоятельной
работы и проектной деятельности. Обсуждение и анализ выполненных работ.
Старшая группа (14-15 лет). Подростки в этом возрасте обладают
развитыми навыками и могут выполнять сложные творческие задания. У них
формируется интерес к истории и культуре, что можно использовать для
углубленного изучения народного искусства. Важно развивать их критическое
мышление и способность к самовыражению.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие, проявляющие
интерес к занятиям в области художественного творчества, краеведения.
Количественный состав группы: 15 – 20 человек. Программа может
реализовываться как на базе одного класса, так и в сборной разновозрастной
группе.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями учащихся), подписанием
договора и согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа по
охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.
Срок реализации программы составляет 1учебный год. Программа
может быть реализована с общим объемом 36 /72/144 часа в год. Планируется
9

разработка второго года обучения.
Режим занятий.
При объеме 36 учебных часов в год, занятия проводятся 1 час в неделю (1
раз в неделю) по 1 академическому часу.
При объеме 72 учебных часов в год, занятия проводятся 2 часа в неделю:
1 раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом.
При 144 объеме учебных часов в год, занятия проводятся 4 часа в неделю,
обычно это 2 занятия в неделю по 2 часа (2 раза в неделю по 2 академических
часа с 10 минутным перерывом).
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Форма обучения: очная. Формой организации деятельности обучающихся
на

занятии,

является

индивидуально-групповая.

Занятия

состоят

из

теоретической и практической частей.
Возможна очно-заочная форма с применением дистанционных технологий
в отдельных случаях, например карантине по инфекционным заболеваниям. В
этом случае для взаимодействия педагога с обучающимися и передачи
материалов

на

расстоянии

используются

информационно-

телекоммуникационных сеть (интернет) и информационно-коммуникационная
образовательная платформа «Сферум». С помощью «Сферума» проводятся
видеоуроки, отправляются материалы к урокам и собираются задания.
Пользоваться платформой можно через мобильное приложение «Сферум» для
iOS, приложение VK Мессенджер для Android, а также в веб-версии.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: познакомить учащихся с народным искусством Прикамья, его
особенностями и традициями, развить навыки художественного творчества,
воспитать интерес к культурному наследию региона.
Задачи:
Личностные:
- Формировать гуманистические ценности, патриотизм, потребность в активной
жизненной позиции и экологической культуре;

- Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
родному краю;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Воспитывать любознательность и заинтересованность в познании мира;
- Воспитывать доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Метапредметные:
- Создать условия для развития художественно-творческого потенциала
обучающихся,

способности

и

потребности

к

самовыражению

в

изобразительном искусстве;
- Содействовать развитию памяти, внимания, образной речи, ассоциативнообразного мышления, пространственного воображения, художественного
вкуса;
- Способствовать развитию способности к художественно-эстетическому
познанию и преобразованию знаний в продукт художественного творчества.
Предметные:
- Освоить теоретические знания об изобразительном искусстве, народных
промыслов;
- Познакомить с основными промыслами и ремеслами Пермского края;
- Познакомить с произведениями художественного и литературного наследия и
культурой России и Пермского края;
-

Сформировать

изобразительного

умения
искусства,

использовать
законы

композиции,

художественные материалы и техники исполнения.

11

выразительные
грамотно

средства
применять

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план
ДООП «Народное искусство Прикамья»
1 год обучения, 144 часа
п/
п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 Вводное занятие
2 Красота природы как объективное
свойство материального мира
3 Народное прикладное творчество России
4 Изучение техники обвинской росписи.
Художественный образ растительного
мира Прикамья
5 Художественная обработка природного
материала. Традиции празднования
Рождества и Святок у народов Пермского
края
6 Изучение приемов художественной
обработки глины кунгурскими и
суксунскими мастерами. Практическая
часть: овладение приемами лепки из глины
7 Анималистический жанр в народной
глиняной пластике
8 Художественная обработка бересты
народными мастерами. Овладение
приемами и навыками работы с берестой
9 Образ природы в произведениях
прикамских писателей
10 Экологическое краеведение
11 Экскурсии в природу, на творческие
выставки
12 Итоговое занятие
Итого:

Формы
аттестации
/ контроля

Всего

Теория

Практика

Экскур
сии

2
6

2
2

4

-

16
26

6
9

6
17

-

14

2

12

-

12

3

9

-

Участие в
конкурсе,
оформлени
е выставки
Викторина

14

4

10

-

Кроссворд

14

4

10

-

Выставка

8

2

6

-

Выставка

18
10

9
-

9
-

-

Кроссворд

4

-

4

-

144

43

87

Выставка
работ
4 Викторина
Выставка,
викторина

10
Выставка
работ
14

Учебно-тематический план
ДООП «Народное искусство Прикамья»
1 год обучения, 72 часа
п/п Наименование раздела, темы

1 Вводное занятие.

Количество часов

Всего Теория Прак Экску
тика рсии
2
2

Формы
аттестации/
контроля

2 Красота природы как объективное свойство
материального мира.

4

2

2

3 Народное прикладное творчество России

10

4

6

Викторина

4 Изучение техники Обвинской росписи.
Художественный образ растительного мира
Прикамья.
5 Художественная обработка природного
материала. Традиции празднования Рождества
и Святок у разных народов Пермского края

12

4

8

Опрос

12

4

8

Участие в
конкурсе

6 Изучение приемов художественной обработки
глины кунгурскими и суксунскими мастерами.
Практическая часть: овладение приемами
лепки из глины. Лепка зверей и птиц по
мотивам пермского звериного стиля.
9 Образ природы в произведениях прикамских
писателей.
10 Экологическое краеведение.
11 Экскурсии в природу и на выставки.

8

2

6

Викторина

8

2

6

Выставка

8
6

2

6

Кроссворд

12 Итоговое занятие.

2

Итого:

6
Выставка
работ

2

72

22

44

6

Учебно-тематический план
ДООП «Народное искусство Прикамья»
1 год обучения, 36 часа
п/п Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/
контроля

Всего Теория Практика Экскурсии
1 Вводное занятие.
2 Красота природы как объективное
свойство материального мира.

1
4

1
1

3

Выставка
творческих
работ.

3 Народное прикладное творчество
России.

5

2

3

Викторина

4 Изучение техники Обвинской
росписи. Художественный образ
растительного мира Прикамья.
Практическая часть: овладении
искусством Обвинской росписи.
5 Художественная обработка
природного материала.
Традиции празднования Рождества
и Святок у разных народов
Пермского края.

5

1

4

Опрос

4

1

3

Участие в
конкурсе

13

6 Изучение приемов художественной
обработки глины кунгурскими и
суксунскими мастерами.
Практическая часть: овладение
приемами лепки из глины. Лепка
зверей и птиц по мотивам
пермского звериного стиля.
9 Иллюстрации к произведениям
прикамских писателей.

4

1

3

Викторина.
Выставка
творческих
работ.

4

1

3

10 Экологическое краеведение.
11 Экскурсии в природу и на выставки.

4
4

1

3

Выставка
творческих
работ
Кроссворд

12 Итоговое занятие.

1

Итого:

36

4
Выставка
творческих
работ

1

9

23

4

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности
(вводный инструктаж). Знакомство с коллективом. Необходимые материалы
для работы по программе. Технология засушивания растений для плоскостных
работ. Правила поведения в творческом объединении.
2. Красота природы как объективное свойство материального мира.
Теория: Красота объективного мира. Эстетическое познание животного и
растительного мира. Многообразие образных форм художественного освоения
мира. Роль красоты природы в формировании таланта. Народное творчество
как мир целостности.
Практика: Цветовой круг рисуем гуашью. Получаем фиолетовый,
оранжевый, зеленый цвет. Учимся работать с волшебной белой гуашью.
Учимся работать с волшебной черной гуашью. Смешение цветов: превращаем
цвета в легкие и нежные; превращаем цвета в тяжелые, таинственные,
загадочные. Пленэр. Выход в парк. Выставка творческих работ.
3. Народное прикладное творчество России.
Теория: Понятие

о

народном

художественном

промысле.

Обзор

художественных промыслов России. Роль природы в становлении и развитии
промыслов. Значение изделий народных мастеров в крестьянском быту и роль в

современном интерьере. Демонстрация изделий народных мастеров. Карта
основных промыслов России.
Практика: Составление карты основных промыслов России. Работа над
эскизами изображения птиц среднерусского пейзажа на лаковой миниатюре;
образов животного мира каслинскими мастерами. «Домик» в технике обрывной
аппликации переработка образов деревянной Руси, выполнение набросков –
впечатлений о русском кружеве.
Экскурсия: Экскурсия в Березниковский историко-художественный музей
имени И.Ф. Коновалова. Посещение краеведческой экспозиции в МАУ ДО
ДДЮТЭ.
4. Изучение техники обвинской росписи. Художественный образ
растительного мира Прикамья.
Теория:

Возникновение

обвинской

росписи,

её

истоки.

Роль

композиционного построения и цветового решения в художественном
освещении образов природы. Цветочные мотивы. Обвинская звезда - главный
элемент росписи. Роль цветового фона. Обрамление живописного фона.
Приемы обвинской росписи.
Анализ работ обучающихся. Их художественные достоинства в трактовке
образов растительных мотивов.
Практика: Освоение типовых композиций – копирование простых
композиций плоскостных изделий. Отработка приемов обвинской росписи:
выполнение

«ягодки»,

«звезды»,

«листика»,

выполнение

графических

элементов «приписок», «стеблей».
Выполнение творческой работы: роспись доски по мотивам обвинской
росписи. Покрытие работы лаком (с соблюдением техники безопасности).
5. Художественная обработка природного материала. Традиции
празднования Рождества и Святок у разных народов Пермского края.
Теория: Понятие «флористика». Знакомство с творчеством пермских
флористов.

Палитра

флористов.

Способы

засушивания

растительного

материала. Демонстрация образов. Инструменты и подсобные материалы.
15

Технология изготовления поделок (малой скульптуры) из
материала.

Инструменты.

Правила

техники

природного

безопасности.

Традиции

празднования Рождества и Святок у народов Пермского края.
Практика: Оформление открытки засушенными листьями. Создание
объемной сюжетной композиции из природного материала, закрепление
приемов и навыков работы с природным материалом. Оформление выставки.
6. Изучение приемов художественной обработки глины кунгурскими
и суксунскими мастерами.
Теория: Глина – природный материал. Свойства глины. Глина, керамика древнейший материал для изготовления предметов домашнего обихода.
Знакомство с игрушечным промыслом деревни Суксун. Суксунская свистулька.
Особенные

свойства

кунгурской

и

суксунской

глины.

Пропорции.

Архитектурная керамика. Изразец. Производство художественной керамики в г.
Усолье: гончарных, майоликовых и шамотных изделий с ручной росписью,
лепниной и декорировкой. История усольского изразечного ремесла. Анализ
работ, выполненных обучающимися.
Практика: Лепка суксунской свистульки (закрепление приемов и
навыков лепки). Изготовление изразца из глины.
Экскурсия: Экскурсия в Березниковский историко-художественный музей
имени И.Ф. Коновалова в "Палаты Строгоновых" г. Усолье.
7. Анималистический жанр в народной глиняной пластике.
Теория: Глиняная игрушка – как один из видов народного творчества, её
история. Роль природы в становлении и развитии игрушечных промыслов.
Особенности игрушек из различных ремесленно-художественных центров.
Демонстрация иллюстраций и образцов игрушек. Выразительность пластики,
излюбленные

сюжеты

каргопольских,

дымковских,

Филимоновских,

Абашевских мастеров. Образ и цвет. Декоративная переработка образов
животных и птиц мастерами. Образы природы (следы птиц, растений) в
орнаменте

Филимоновской

росписи.

Сюжеты

дымковских

игрушек.

Декоративные и технологические особенности кировского игрушечного

промысла. Обобщение и условность трактовки индюков, баранов, оленей,
коней и др. животных дымковскими игрушечницами.
Анализ работ обучающихся с позиции правильного пластического
решения, росписи игрушки соответствующей форме, интересного замысла,
гармоничного сочетания цветов.
Практика: зарисовка элементов росписи каргопольских, дымковских,
филимоновских, абашевских игрушек. Лепка зверей и птиц по их мотивам.
Украшение игрушек росписью – упражнение в технике свободной кистевой
росписи, использование выразительных средств народного орнамента.
8.

Художественная

обработка бересты

народными мастерами.

Овладение приемами и навыками работы с берестой.
Теория: Свойства бересты, ее художественная ценность. Применение
бересты в крестьянском быту. Знакомство с творчеством народного умельца
Мартына Фатьянова. Декорирование берестяных изделий: тиснение, резьба,
роспись.

Изображение

фантастических

птиц,

львов,

единорогов

на

пермогорских туесках. Цветовое и композиционное решение росписи туесков
уфтюжскими

мастерами.

Приемы

«разделкой».

Изображение

«прокладки»

«птицы-кутушки»

цвета
на

с

последующей

уфтижских

туесках.

Особенности художественных средств тагильских мастеров в изображении
растительных

мотивов

(ветки,

букеты).

Анализ

работ

выполненных

обучающимися.
Практика: Формирование приемов и навыков работы с берестой –
изготовление туеска. Роспись туеска – выполнение мотивов природы с
реализацией полученных знаний по выбору учащихся. Закрепление приемов
кистевой росписи пермогорских, уфтюжских и тагильских мастеров.
9. Образ природы в произведениях прикамских писателей.
Теория: Художник говорит цветом, линиями, мазками. Музыкант –
звуками. Поэт – словами. Поэзия – это особый вид искусства, в котором
соединяются возможности и живописи, и музыки, потому что слово может
обладать музыкальным эффектом, может раскрасить изображаемую картину в
17

самые разнообразные тона. Родное Прикамье глазами пермских писателей:
Павла Бажова, Евгения Пермяка, Дмитрия Мамина-Сибиряка. Образ природы в
произведениях этих писателей.
Практика:

Выполнение

иллюстрации

выбранного

произведения.

Выставка работ.
10. Экологическое краеведение.
Теория: Проблема взаимоотношения человека и природы. Беседы по
экологическому

воспитанию.

Памятники

природы

Пермского

края.

Заповедники. Особо охраняемые природные территории края и Березников.
Хвойные деревья Пермского края. Проблема несанкционированных рубок
хвойников в предновогодние дни. Зимующие птицы Пермского края. Проблема
зимующих птиц в городе. Перелетные птицы Пермского края, их охрана.
Раннецветущие

растения

Пермского

края,

первоцветы,

занесенные

в

региональную красную книгу. Охрана подснежников.
Практика: участие в природоохранных акциях: «Покормите птиц зимой»,
«Защитим ель, от предновогодних вырубок», «Встречаем пернатых друзей»,
«Подснежник».
11. Экскурсии в природу и на выставки.
Осенняя, зимняя и весенняя экскурсии в городские парки. Пленер.
Экскурсии на выставки детского творчества. Экскурсии на выставки местных и
иногородних художников. Посещение экспозиций березниковских музеев.
12. Итоговое занятие.
Обобщение знаний по теории и практики народных промыслов Прикамья,
России, в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Народное искусство Прикамья». Итоговая аттестация форме
выставки детского творчества.

1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы, обучающиеся 1 года обучения:
Будут знать:
- Основные термины и понятия декоративно-прикладного искусства;
- Основные выразительные и изобразительные средства живописи, законы
композиции;
- Особенности материалов, которые можно использовать в художественной
деятельности (краски, кисти, мелки, пастель и т.д.);
- Основные промыслы и ремесла России и Пермского края;
- Некоторые традиции народов Прикамья;
- Известных пермских писателей;
- Памятники природы Пермского края, заповедники.
- Охраняемые растения и животные Пермского края.
Будут уметь:
- Организовывать своё рабочее место;
- Пользоваться простейшими ручными инструментами;
- Соблюдать правила по технике безопасности;
- Соблюдать правила культуры поведения на занятии;
- Смешивать цвета, получать фиолетовый, оранжевый, зеленый цвет;
- Выстраивать композицию в рисунке;
- Грамотно применять художественные материалы;
- Засушивать растения для плоскостных работ;
- Создавать объемную сюжетную композицию из природного материала;
- Выполнять простейшие объёмные фигуры из глины;
- Передавать форму предметов в объёмном изображении;
- Работать с берестой;
- Изготавливать кормушки для птиц.
Будут владеть:
- Приёмами обвинской росписи;
- Приёмами декорирования изделий;
19

- Навыками и приёмами работы с природным материалом, глиной, берестой;
- Приёмами свободной кистевой росписи;
- Техникой выполнения наброска;
- Техникой обрывной аппликации;
- Технологией изготовления поделок (малой скульптуры) из природного
материала.
Личностные результаты
В результате освоения программы будут сформированы:
- Навыки организации собственной деятельности;
- Навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы под руководством педагога;
- Навыки уважительного отношения к иному мнению;
- Потребность в активной жизненной позиции и экологической культуре;
- Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, родному краю.
Также личностными результатами следует считать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, своей малой родине. Осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края;
-

развитие

любознательности

разнообразных

заданий

и

сообразительности

проблемного

и

при

эвристического

выполнении
характера;

внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности.
Метапредметные результаты
- Умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
творческих результатов;

- Развитая инициатива в области охраны окружающей среды;
- Сформировано умение работать с источниками информации;
- Сформировано умение творческого видения с позиций художника: умение
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Сформировано умение использования средств информационных технологий
для решения учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнения творческих проектов;
- Осознанное стремление к развитию художественного вкуса;
- Сформированы навыки преобразования знаний в продукт художественного
творчества, умение принимать участие в выставках, конкурсах, фестивалях
художественной и краеведческой направленности.

21

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Народное искусство Прикамья»
Продолжительность учебного года 36/72/144 учебных недель.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

31

32

33

34

35

37
38

39

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 1

1

2

2

2 2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2 2

2

4

4

4 4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4 4

4

- Ведение занятий по расписанию

52

30

1

51

29

1

50

28

1

49

27

1

48

26

1

Всего
учебн.
нед. /час

август

47

25

1

46

24

1

45

23

1

44

22

1

июль

43

21

1

42

20

1 1

41

17

1

40

16

1

- Каникулярный период, праздничные дни

36

15

19

14

18

13

июнь

12

май

11

апрель

10

март

9

февраль

8

январь

7

декабрь

6

ноябрь

5

октябрь

обучениобучени
я
Группа №1

1 год обучения

Год
Обучения/№
недели
1
№
2
группы
3
4

сентябрь

36
/36/72/
144

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Программой предполагается проведение учебных занятий в кабинетах
образовательных организаций. Учебный кабинет должен соответствовать
санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 (к отделочным
материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому
режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям
пожарной безопасности ППБ 01-03.
2.2.2 Перечень оборудования учебного кабинета
Учебный кабинет должен быть оснащен следующим оборудованием:
Оборудование

Количество
шт.
10
20
1
1
1
15
1
1
4-6
1
20

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Стол-парта детская
Стул детский
Стол письменный
Стул взрослый
Стеллажи для книг и оборудования
Потолочные светильники для общего освещения
Настольная лампа
Магнитно-маркерная доска
Устройство для затемнения окон (на каждое окно)
Корзина для бумаги
Корзина для хранения

1.
2.
3.
4.
5.
6.

2.2.3 Перечень оборудования необходимого для проведения занятий:
Оборудование
Количество
шт.
Мольберт
20
Стулья брезентовые складные для рисования на пленэре
21
Гуашь 12 цветов
20
Гуашь белая
10
Набор фломастеров 12 цветов
20
Набор красок акварельных 12 цветов
20

7. Графитные карандаши (2М-3М)

20

8. Набор ручек шариковых 6 цветов
9. Палитра

20
20
23

10. Губки для смывания краски с палитры
11. Наборы бумаги одинакового цвета, но разной
формы (10-12 цветов, размером 10 на 12 см или 6
на 7 см.)
12. Набор цветной бумаги
13. Набор цветного картона
14. Набор белого картона
15. Круглые кисти № 5
16. Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10- № 14)
17. Подставка для кистей
18. Салфетки из ткани для вытирания рук после лепки
(30*30)
19. Набор бумаги белой А4
20. Набор бумаги белой А3
21. Альбомы для рисования
22. Готовые формы для выкладывания и наклеивания
23. Щетинные кисти для клея
24. Ножницы с тупыми концами
25. Набор пластилина 12 цветов
26. Доски для лепки 20*20
27. Набор стек разной формы
28. Подносы для форм и обрезков бумаги
29. Набор цветных карандашей 24 цвета
30. Глина подготовленная для лепки (о,5 кг)
31. Восковые мелки 12 цветов
32. Демонстрационный материал (наборы городецкой,
дымковской, обвинской росписи и др.; таблицы по
народным промыслам; репродукции, иллюстрации, макеты,
муляжи)
33. Стаканы для воды
34. Розетки для клея
35. Шило
36. Набор игл для работ с берестой
37. Коточик (кочедыг)
38. Линейки металлические разной длины
39. Транспортир
40. Циркуль
41. Упаковка наждачной бумаги
42. Пинцет
43. Упаковка «Зажим канцелярский»
44. Ленторез

20
20

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
1

20
20
1
1
1
20
20
10
1
20
20
1

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

Клей типа БФ-6 (медицинский)
ПВА
Клей типа «Момент»
Клеевой пистолет
Упаковка стержней для клеевого пистолета
Набор инструментов для выполнения орнаментов (резцы,
пробойники, чеканы)
Доска для росписи
Лак мебельный для покрытия работ
Гербарии наборы
Карточки - коллекции шишек
Карточки - коллекции листьев
2.2.4 Перечень технических средств обучения:
Оборудование

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Интерактивная доска
Компьютер (ноутбук)
Колонки для воспроизведения аудиоматериалов
Мультимедиа проектор
Экран для проектора на штативе или навесной
Принтер
Сканер
Ксерокс

1
20
1
1
5
1
20
1
10 шт.
15 шт.
15 шт.

Количество
шт.
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные образовательные ресурсы
Интернет-источники
Описание
https://mosmetod.ru/metodichesko Материалы для организации дистанционного
e-prostranstvo/nachalnayaобучения по изобразительной деятельности
shkola/metodicheskierekomendatsii/dist-ob-izo-1-4.html
https://resh.edu.ru/subject/7/
интерактивные уроки по изобразительному
искусству
на
портале
«Российской
электронной школы»
http://stranamasterov.ru/
Страна мастеров: прикладное творчество,
мастерство во всех его проявлениях и
окружающая среда
http://school-collection.edu.ru/
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных ресурсов для учреждений
общего и начального профессионального
образования.
Методические
материалы,
25

тематические
коллекции,
программные
средства
для
поддержки
учебной
деятельности и организации
учебного
процесса.
https://russianarts.online/
Сайт «Русские художественные промыслы»
(путеводитель по русским ремёслам основан
энтузиастами народных художественных
промыслов (НХП) с целью содействия в
возрождении народного искусства России).
https://mbi74.ru/metodinfo/%D0% Виртуальный музей народных промыслов
B8%D1%81%D1%81%D0%BB%
D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0
%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B
8%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D1%83%D
0%BA%D1%87%D0%BE%D0%B1%D
0%BC/2-uncategorised/5580-virtmuzeum-narodpromysel
http://www.nature.ok.ru
Редкие и исчезающие животные России
http://www.ecosystema.ru
Экологическое образование детей и изучение
природы России
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
1. Древние образы в народном искусстве
825/start/312989/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
2. Роль декоративного искусства в жизни
839/start/313480/
человека и общества
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
3. Народные праздничные обряды
828/start/277014/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
4. Убранство русской избы. Внутренний мир
826/start/313020/
русской избы Конструкция, декор предметов
народного быта
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
5. Древние образы в современных народных
829/start/313051/
игрушках
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
6. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись
831/start/313112/
по лубу и дереву. Тиснение и резьба по
бересте
Видео:
1. Интерактивная игра по краеведению Пермский край
2. Видеоурок «Перелётные птицы».
3. Видеоурок «Как правильно подкармливать птиц».
4. Краеведение Пермский край.
5. Природа Урала.
6. Урал, природа и просторы Пермского края.

7. Шишкина школа. Детям о перелётных птицах.
8. Ядовитые растения.
Аудио: подборка голосов птиц леса, болот; голосов животных леса.
2.2.6. Кадровые ресурсы
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Реализация программы предусматривает привлечение педагога, уровень
квалификации которого соответствует задачам достижения планируемых
результатов,

организации

образовательной

деятельности

обучающихся,

компетентный в области художественных наук, декоративно-прикладного
искусства.
2.2.7. Организационно-педагогические условия предполагают, что
занятия проводятся при соблюдении расписания, режима проведения занятий,
правил техники безопасности и в соответствии с возрастом обучающихся.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации для выявления предметных и метапредметных
результатов.
Выставки творческих работ учащихся. Выставки могут включать в
себя рисунки, поделки, проекты и другие творческие работы. Выставки
творческих работ используются для демонстрации достижений учащихся,
оценки их творческих способностей и развития навыков самовыражения.
Выставки могут быть организованы в учреждении, на уровне детского
объединения или в рамках более широких мероприятий.
Тесты, викторины, кроссворды используются для быстрой и
объективной оценки знаний учащихся, а также для диагностики их уровня
подготовки.
Проекты (комплексные задания), выдаются обучающимся по итогу
27

освоения той или иной темы программы. Данные задания требуют от
обучающихся самостоятельного исследования, анализа и представления
результатов. Проекты могут включать в себя различные этапы, такие как сбор
информации, анализ данных, подготовка какого-то творческого изделия, его
презентация и т.д.
Формы аттестации для выявления личностных качеств.
Портфолио или сборник работ обучающегося по программе, который
включает в себя лучшие достижения, проекты, рисунки и другие материалы,
отражающие его успехи и прогресс. Применение портфолио целесообразно
для наглядной

демонстрации успехов обучающегося перед самим собой,

перед его родителями, педагогами.
Наблюдение

и

оценка

в

процессе

обучения

используется

непосредственно в процессе выполнения заданий, коллективной деятельности,
участия в дискуссиях, выполнения практических заданий и т.д.
Опросы используем для сбора информации о знаниях, мнениях и
установках

обучающихся.

Применение

опроса

оправдано

выявления

проблемных областей в воспитании.
Для определения результативности освоения программы разработана
система диагностики по данной программе, включающая в себя следующие
этапы: предварительный контроль (сентябрь-октябрь), промежуточный и
итоговый контроль (май).
Предварительный контроль – проводится в начале учебного года в виде
собеседования и демонстрации рисунков обучающихся. В ходе собеседования
выявляется уровень и объем знаний обучающихся по основным темам
программы, просмотр рисунков дает возможность оценить уровень умений и
навыков ребенка, его творческое развитие, способности.
Промежуточная аттестация проводится после прохождения одного или
нескольких тематических блоков и проходит только в игровой форме (игры,
кроссворды).
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма
аттестации – отчетная выставка-презентация.

Занятие проходит в форме очной презентации своего творческого
проекта «Мой год в объединении «…» или «Мои достижения за учебный год».
Участники конференции готовят индивидуальный отчет об указанном периоде
в творческой форме. Форму отчета выбирает сам обучающейся, это может
быть презентация любой своей творческой работы: эскиза, аппликации,
расписанной разделочной доски по мотивам какой-либо росписи, объёмная
сюжетная композиция из природного материала, изразец, дымковсккая
игрушка, берестяной туесок и др.
«Вот и прошел год, как ты занимаешься в объединении «……», пришло
время оценить себя и свою работу. Придумай творческую презентацию, в
которой раскрывались бы твои достижения за указанный период, личностный
рост, чему научился, какие навыки получил, что получилось сделать, что еще
предстоит и многое другое, чем захочется поделиться с друзьями по
объединению».
Во время выступления все участники конференции составляют вопросы
для спикера. Каждый в течение конференции должен задать не менее трех
вопросов. На выступление отводится - 7 минут, на вопросы – 5 минут.
После завершения возможно общее обсуждения самого процесса с
целью выявления интересного опыта, сложностей, с которыми столкнулись
ребята при подготовке и непосредственно при выступлении.
В ходе отчетной выставки-презентации оценивается:
- Уровень креативности мышления (показывает выбор формы);
- Навыки работы с материалом: анализ, синтез, логика (показывает текст
выступления);
- Уровень критичности, способности к самоанализу (обучающийся
говорит только о хорошем, говорит о том, что не получилось);
- Степень развития речи, навык публичных выступлений;
- Умение формулировать и задавать вопросы.
Оценивание: 0 – низкий уровень (не проявляется), 1 – проявляется слабо, 2 –
проявляется достаточно, 3 – проявляется отлично.
29

ФИО
обучающе
гося

Качество выполнения
творческой работы
Владение
техникой

Аккуратн
ость

Завершенно
сть работы

Публично
е
выступле
ние

Вопросы
умение
задавать

Способность к
самоанализу

умение
отвечать

2.4. Оценочные материалы
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны
тесты, кроссворды, диагностические вопросы по темам программы (см.
Приложение 1). Для отслеживания уровня усвоения программы проводится
анализ участия в конкурсных мероприятиях разных типов и уровней.
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к
каждой теме и поурочно разработаны тесты, викторины, кроссворды,
карточки-задания,

тесты-задания.

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом на каждом занятии. Педагог оценивает внимательность, активность,
заинтересованность обучающихся. Данный вид контроля осуществляется с
целью коррекции.
Механизм оценки результативности
 активность на занятиях;
 активность участия в тематических мероприятиях;
 результативность участия в конкурсных мероприятиях.
В течение учебного года и в конце года педагог сравнивает полученные
после проведения диагностики результаты с предполагаемыми, корректирует
программу при необходимости.
2.5. Методические материалы
Формы организации обучения:
- Комплексное групповое занятие;
- Работа в микрогруппах;
- Практическое занятие;
- Творческая мастерская;
- Круглый стол;
- Участие в фестивалях, конкурсах, выставках;
- Экскурсия.
Педагогические технологии, используемые в учебном процессе:

- Технология «Погружение»;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Проектная технология.
На учебных занятиях используются следующие методы и формы
обучения:
- Словесные методы: беседа, обсуждение, объяснение, рассказ и т.д.;
- Наглядно-иллюстративные: показ (приема работы, лучшие творческие
работы);
- Демонстрация (технологических карт, картин художников), слайдовая
презентация т.д.;
-

Практические

методы:

упражнения

(зарисовки,

наброски),

практическое занятие, проектная работа и т.д.;
- Проблемные методы: «мозговой штурм», выполнение творческих
заданий и т.д.
Виды деятельности, которые используются в образовательном процессе
- Практическое занятие
- Мастер-класс
- Экскурсия
- Выставка.
Например, форма «Круглого стола» помогает ребятам объединиться и
обсудить сделанные работы, самим себе поставить оценку или баллы,
поучаствовать в дискуссии. Каждое занятие в кружке состоит из двух частей –
теоретической и практической.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы весь
процесс

был

оснащен

современными

техническими

средствами,

наглядностью, муляжами и реквизитами.
На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее
рамках:
- проведение занятий (с использованием классических и интерактивных
приемов);
- проведение мастер-классов;
31

- организация выставок, оформление праздников;
- участие в детских творческих конкурсах и проектах, организация
различных конкурсов;
- выход на родительские собрания;
- связь с представителями культурных центров.
Программа

предусматривает

чередование

уроков

индивидуального

практического творчества и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по
группам;

индивидуально-коллективный

метод

работы,

когда

каждый

выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная
творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие
задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе
товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего
творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это
поведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и
многогранного её раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают
яркую и целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и
выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание
детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей,
могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным её украшением.
2.6. Воспитательная деятельность
Воспитательная
дополнительной

работа

общеразвивающей

является
программы

важной

составляющей

«Народное

искусство

Прикамья». Принципы воспитательной работы:
Гуманизм. Гуманизм предполагает уважение к личности ребенка, его
правам и достоинству. Педагог должен относиться к ребенку как к
равноправному человеку, учитывая его индивидуальные особенности и
потребности. Педагог должен создавать атмосферу доверия и уважения,

поддерживать ребенка в его стремлениях и интересах.
Индивидуальный

подход.

Индивидуальный

подход

учитывает

уникальные особенности каждого ребенка, его темперамент, способности и
интересы. Педагог должен адаптировать методы и формы воспитания в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, чтобы максимально
раскрыть его потенциал.
Системность

и

целостность.

Системность

и

целостность

предполагают комплексный подход к воспитанию, который включает в себя
все аспекты жизни ребенка — физическое, эмоциональное, интеллектуальное
и социальное развитие. Педагог должен учитывать взаимосвязь всех аспектов
развития ребенка и стремиться к их гармоничному сочетанию.
Демократичность. Демократичность предполагает участие ребенка в
принятии решений, касающихся его жизни и развития. Педагог должен
создавать условия для самостоятельного выбора ребенка, учитывая его
мнение и желания.
Социальная

значимость.

Социальная

значимость

предполагает

воспитание ребенка в духе уважения к общественным нормам и ценностям,
формирование у него чувства ответственности за свои поступки и их
последствия.

Педагог

должен

способствовать

социализации

ребенка,

развитию его коммуникативных навыков и умения строить отношения с
окружающими.
Профессионализм. Профессионализм предполагает высокий уровень
компетентности педагога, его знание психолого-педагогических основ
воспитания и умение применять их на практике. Педагог должен постоянно
повышать свою квалификацию, участвовать в профессиональных тренингах и
семинарах, использовать современные методы и технологии воспитания.
Партнерство с семьей. Партнерство с семьей предполагает тесное
взаимодействие педагога с родителями ребенка, их совместную работу по
созданию благоприятных условий для развития ребенка. Педагог должен
регулярно общаться с родителями, информировать их о достижениях и
проблемах ребенка, совместно разрабатывать планы его развития.
33

Цель воспитательной работы: формирование и развитие личности
учащихся, их социальных, моральных и культурных качеств, а также
подготовка их к самостоятельной и ответственной жизни в обществе,
формирования гражданской ответственности.
Задачи воспитательной работы:
- Формирование моральных и этических норм. Воспитание учащихся в
духе уважения к моральным и этическим нормам, формирование у них
чувства ответственности за свои поступки и их последствия.
- Развитие социальных навыков. Формирование у учащихся навыков
общения, сотрудничества, лидерства и ответственности в социальных
взаимодействиях.
- Формирование гражданской ответственности. Воспитание у учащихся
чувства патриотизма, уважения к законам и традициям своей страны, а также
ответственности за судьбу своего народа и государства.
- Развитие творческих способностей. Создание условий для развития
творческих способностей учащихся, их самовыражения и самореализации.
- Формирование здорового образа жизни. Воспитание у учащихся
навыков ведения здорового образа жизни, уважения к своему здоровью и
здоровью окружающих.
- Развитие критического мышления и самоанализа. Формирование у
учащихся навыков критического мышления, самоанализа и умения принимать
обоснованные решения.
Методы достижения целей воспитательной работы:
- Индивидуальный подход: учет индивидуальных особенностей
каждого учащегося, его интересов, способностей и потребностей.
- Групповые методы: организация групповых занятий и мероприятий,
направленных

на

развитие

социальных

навыков

и

коллективного

взаимодействия.
- Интерактивные методы. Использование интерактивных методов
обучения, которые способствуют активному участию учащихся в учебном
процессе.
- Проектные методы. Организация проектов, которые требуют от

учащихся

самостоятельного

исследования,

анализа

и

представления

результатов.
- Психолого-педагогическая поддержка. Обеспечение психологической
поддержки учащихся, их родителей.
Формы воспитательной работы: беседа, дискуссия, экскурсия,
викторина, акция, праздник, участие в выставках, организация проектных
групп.
Методы воспитательной работы: рассказ, беседа, дискуссия, пример,
упражнение,

поручение,

создание

воспитывающих

ситуаций,

игра,

поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы.
Планируемые результаты воспитательной работы
- сформирован коллектив обучающихся;
- освоение различных социальных норм, правил поведения в социуме;
- осознанное, уважительное, заботливое отношение к членам своей
семьи;
- сформированы навыки самоорганизации и адекватной самооценки.
Основным

критерием

результативности

является

уровень

воспитанности как одна из основных характеристик отдельной личности,
проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно
значимом поведении и деятельности для этого используется Методика оценки
воспитанности учащихся (Приложение 2).
Календарный план воспитательной работы
№ Название мероприятия,
п/п События
1.

2.

3.

Тематические мероприятия,
посвященные Дню
солидарности в борьбе с
терроризмом
Беседа о государственной
символике России (герб, гимн,
флаг)
Семейный праздник,
посвященный «Дню отца»

Направления воспитательной
работы

Форма занятия Сроки
проведения

Нравственное воспитание

Оформление
плакатов

Гражданско-патриотическое
В рамках
воспитание, социокультурное и
занятий
медиа-культурное воспитание
Духовное воспитание, воспитание Плакат
семейных ценностей
35

Сентябрь

Сентябрь
Октябрь

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Семейный праздник,
посвященный «Дню матери»

Духовное воспитание, воспитание Открытки
Ноябрь
семейных ценностей
поздравительн
ые
Новогодний семейный праздник Духовное воспитание, воспитание Украшение
Декабрь
семейных ценностей
окон «Новый
год стучит в
окно»
Семейное праздничное
Гражданско-патриотическое и
Рисунки
Март
мероприятие «23+8»
духовное воспитание, воспитание портретов и
посвященное Дню защитника
семейных ценностей
поздравительн
отечества и Международному
ые открытки
женскому дню
Тематические мероприятия,
Формирует уважение к истории, Открытки для Май
посвященные Дню Победы
памяти и подвигу народа, а также ветеранов
развивать чувство патриотизма и
гражданской ответственности.
Открытое занятие для родителей Нравственное воспитание,
В рамках
Декабрь,
формирование коммуникативной занятий
май
культуры
Познавательные экскурсии,
направленные на изучение
культурных памятников
Пермского края

Интеллектуальное воспитание,
Гражданско-патриотическое
воспитание

Экскурсия

Каникуляр
ный период

2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н. А. Горяева; под ред.
Б. М. Неменского: Просвещение, 2017. - 163 с.
2. Барков С. Туризм в Пермской области. ООО «Раритет-Пермь» 2002г.
3. Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный
стиль. Пермское книжное издательство, 1976г.- 192с.
4. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь
«Пушка», 2002г.- 204 с.
5. Ширякина Г. Далёкое близкое. Пермь, 2001г.
6. Наш Пермский край: учебное пособие для начальной школы. Сборник
интегрированных заданий / Л.А. Боровская (отв. ред.), Ю.Л. Балашова,
Е.В. Иванова и др.;- Пермь: Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет, 2011. -130 c.
7. Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далеких и близких времен/Н.П.
Горбацевич, Н.В. Шатрова. – Пермь: Книжный мир, 2003.
8. Князева Н.А. Маленький пермяк (азбука краеведа) /Н.А. Князева. –Пермь:
Книжный мир, 2007.- 77 c.
9. Родное Прикамье. Хрестоматия по литературному краеведению. 5-6
классы. Автор-составитель Д.А. Красноперов. Пермь: «Книжный мир»,
2003 г.- 256 с.
10. Творчество писателей Пермского края. https://permyachok.ru/permskiepisateli/ https://infourok.ru/permskie-pisateli-i-poeti-veka-765778.html
11. Березники:
«Маматов»

путеводитель:
URL:

[Электронный

ресурс]

//

Издательство

https://mamatov.ru/archive/doc/Berezniki.pdf

обращения 24.10.2024).

37

(дата

Литература для обучающихся и родителей
1. Изобразительное искусство: 5 й класс: учебник, 5 класс/ Горяева Н. А.,
Островская О. В.; под ред. Неменского Б. М., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение», 2017. - 163 с.
2. «Ремесло для радости» Ольга Медведева. Березники- в.Салда. 2019. -159
с.
3. Животные города Перми. Позвоночные: монография / Перм. гос. ун-т;
Упр. по экологии и природопользованию адм. Г. Перми. - Пермь: [Б. и.],
2010. - 294 с.
4. Зеленин, А. С. - Пермь и Пермский край: занимательное краеведение Пермь: Перм. край, 2009. - 157 с.
5. Березники:
«Маматов»

путеводитель:
URL:

[Электронный

ресурс]

//

Издательство

https://mamatov.ru/archive/doc/Berezniki.pdf

обращения 24.10.2024).

(дата

Раздел № 3 Приложение
Приложение 1
Тест № 1.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из
предложенных вариантов ответа.
Вопросы:
Какие основные элементы композиции используются в изобразительном
искусстве?
А) Цвет, линия, форма
Б) Цвет, линия, текстура
В) Линия, форма, пространство
Г) Цвет, форма, пространство
Какие основные принципы композиции используются в изобразительном
искусстве?
А) Баланс, контраст, единство
Б) Баланс, контраст, ритм
В) Баланс, контраст, пропорция
Г) Баланс, контраст, гармония
Какие основные техники рисования используются в изобразительном
искусстве?
А) Акварель, масло, пастель
Б) Карандаш, уголь, пастель
В) Карандаш, уголь, акварель
Г) Карандаш, уголь, масло
Какие основные элементы перспективы используются в изобразительном
искусстве?
А) Линейная перспектива, воздушная перспектива
Б) Линейная перспектива, тональная перспектива
В) Линейная перспектива, цветовая перспектива
Г) Линейная перспектива, пространственная перспектива
39

Какие основные принципы цветоведения используются в изобразительном
искусстве?
А) Цветовой круг, цветовая гармония, цветовая контрастность
Б) Цветовой круг, цветовая гармония, цветовая насыщенность
В) Цветовой круг, цветовая гармония, цветовая яркость
Г) Цветовой круг, цветовая гармония, цветовая температура
Какие основные техники живописи используются в изобразительном
искусстве?
А) Масло, акварель, гуашь
Б) Масло, акварель, пастель
В) Масло, акварель, темпера
Г) Масло, акварель, графика
Какие основные принципы света и тени используются в изобразительном
искусстве?
А) Свет, тень, полутень
Б) Свет, тень, рефлекс
В) Свет, тень, отражение
Г) Свет, тень, прозрачность
Какие основные элементы формы используются в изобразительном
искусстве?
А) Линия, объем, пространство
Б) Линия, объем, текстура
В) Линия, объем, цвет
Г) Линия, объем, форма
Какие основные принципы композиции используются в изобразительном
искусстве?
А) Баланс, контраст, единство
Б) Баланс, контраст, ритм
В) Баланс, контраст, пропорция
Г) Баланс, контраст, гармония
Какие основные техники графики используются в изобразительном
искусстве?

А) Карандаш, уголь, пастель
Б) Карандаш, уголь, акварель
В) Карандаш, уголь, масло
Г) Карандаш, уголь, графика
Тест № 2
1. Прием в изобразительном искусстве, который заключается в создании
живописных или графических произведений путём наклеивания на какуюлибо основу предметов и материалов.
А. Аппликация
Б. Мозаика
В. Коллаж
2. Узор, основанный на повторе и чередовании геометрических или
изобразительных элементов, использующих растительные и животные
мотивы.
А. Аппликация
Б. Орнамент
В. Композиция
3. Орнамент, построенный на повторении изображений животных (реальных
и фантастических), чаще всего стилизованных.
А. Геометрический
Б. Растительный
В. Зооморфный
4. Геометрический орнамент составляется из:
А. Стилизованных листьев, цветов, плодов, веток
Б. Геометрических фигур, линий и их комбинаций
В. Изображения реальных или фантастических животных
5. Растительный орнамент составляется из:
А. Стилизованных листьев, цветов, плодов, веток
Б. Геометрических фигур, линий и их комбинаций
В. Изображения реальных или фантастических животных
Изображения реальных или фантастических животных
41

6. Зооморфный орнамент составляется из:
А. Стилизованных листьев, цветов, плодов, веток
Б. Геометрических фигур, линий и их комбинаций
В. Изображения реальных или фантастических животных
7. Художественная роспись — это
А. Изображение конкретных исторических событий общественной жизни
прошлого и современности
Б. Искусство декорирования красками какой-либо поверхности
В. Художественное изображение мира (реального и воображаемого) на
плоскости посредством цветных материалов
8. Какой жанр знакомит детей с персонажами старинных сказок и былин?
А. Исторический жанр
Б. Сказочно-былинный жанр
В. Бытовой жанр
9. Художник, работавший в сказочном жанре:
А. В.М. Васнецов
Б. И.К. Айвазовский
В. В.А. Серов
10. Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид.
А. Анималистика
Б. Марина
В. Сельский


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».