Дополнительная общеразвивающая программа Акивный гражданин

1

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

Активный гражданин

Уровень Программы
Направленность
программы

Стартовый
Социально-педагогическая

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

1 год

Название творческого
объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

14-17 лет
Активный гражданин
2024 год
Создание
условий
для
гражданского
и
патриотического
воспитания
учащихся
и
формирования традиционных в РФ духовных
ценностей, включая культурные ценности своей
малой родины посредством углубления знаний о
взаимосвязи государства, малой родины, семьи,
гражданина
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Активный
гражданин» (далее «Программа») социально педагогической направленности ориентирована на
формирование социокультурной идентичности и
развитие личности, обладающей качествами
гражданина
России,
способной
успешно
выполнять
гражданские
обязанности.
Ее
реализация
предполагает
социализацию
и
адаптацию детей в современном социуме, создание
условий для их развития через освоение различных
видов социально активной деятельности. Такой
вид деятельности обогащает опыт коллективного
взаимодействия
учащихся,
что
в
своей
совокупности дает большой воспитательный
эффект.

Содержание программы
№
раздела

Наименование раздела

Стр.

Раздел №1
Комплекс основных характеристик программы

4

1.1

Пояснительная записка

4

1.2

Цели и задачи программы

9

1.3

Содержание программы

13

1.4

Планируемые результаты

16

Раздел №2
Комплекс организационно-педагогических условий

20

2.1

Календарный учебный график

20

2.2

Условия реализации программы.

22

2.3

Формы аттестации

22

2.4

Оценочные материалы

24

2.5

Методические материалы

24

2.6

Воспитательная деятельность

24

2.7

Список литературы для педагога

28

Раздел №3
Приложение

30

1

2

3

3

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Активный гражданин» (далее «Программа») социально - педагогической
направленности

ориентирована

на

формирование

социокультурной

идентичности и развитие личности, обладающей качествами гражданина
России,

способной

успешно

выполнять

гражданские

обязанности.

Ее

реализация предполагает социализацию и адаптацию детей в современном
социуме, создание условий для их развития через освоение различных видов
социально активной деятельности. Такой вид деятельности обогащает опыт
коллективного взаимодействия учащихся, что в своей совокупности дает
большой воспитательный эффект.
В основу данной программы положена Программа воспитательной работы
общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение первых».
Программа разработана на основе следующих нормативных документов и
методических рекомендаций:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании
проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018,
протокол № 3).
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года /

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года /
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№

629

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее - Порядок).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность

по

основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего

профессионального

профессионального

обучения,

образования,

основным

дополнительным

программам

общеобразовательным

программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
-

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648- 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
5

молодежи».
Постановление

-

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
- письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (Методические
рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов
и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том

числе

включение

компонентов,

обеспечивающих

формирование

функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития»);
- письмом Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О

направлении

информации»

(«Методические

рекомендации

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
-

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее –
Учреждение).

Актуальность данной программы
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального
возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий
Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое
человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение
и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе
самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и
педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не
стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны
видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это
самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга.
Актуальность проблемы воспитания гражданственности, необходимость
развития в каждом человеке таких качеств как «высокий уровень самосознания,
чувство собственного достоинства, самоуважения, независимость суждений,
способность к ориентировке в мире духовных ценностей и в ситуациях
окружающей жизни, готовность принимать решения и нести ответственность за
свои поступки» обусловлены потребностью общества в формировании нового
типа личности. Этими характеристиками определяется гражданственность
личности как важнейший приоритет ее воспитания.
Программа

включает

в

себя

реабилитационный

компонент,

что

способствует выполнению задач ресоциализации учащегося, состоящего на
профилактическом учёте в ПДН, КДН, школе – восстановлению утраченных
(несформированных) социальных навыков и норм поведения, коррекции
девиантного поведения.
Отличительные особенности
Новизна данной программы заключается в соединении краеведческого
компонента с компонентами развития личности и социализации обучающихся.
7

Программа включает в себя различные формы работы, что способствует
активному вовлечению обучающихся в учебно-воспитательный процесс и
более быстрому достижению педагогических целей за счет приобретения
участниками собственного опыта в практических формах работы: поход
выходного дня, экскурсии, ситуационные задачи.
Практическая значимость программы.
Данная Программа предусматривает приобщение детей к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
малой родины, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и Природы лежат в основе патриотического направления
воспитания.
Содержание программы позволяет содействовать интеллектуальному
развитию учащихся, способствует формированию социально-коммуникативных
навыков, умений.
В системе образования и воспитания МАУ ДО ДДЮТЭ программа с
реабилитационным компонентом «Активный гражданин» разработана, в том
числе, для повышения эффективности организации досуговой деятельности
учащихся

групп

социального

риска,

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних.
Адресат программы
Возраст обучающихся: 14-17 лет. Этот возраст называют подростковым.
Это

наиболее

сложный,

критический

период.

Главная

особенность

подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все
стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и
появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить
свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Несмотря на это,
этот возраст – самый благоприятный для творческого и профессионального
развития. Он является наиболее интересным в процессе становления и развития
личности. Именно в этот период молодой человек входит в противоречивую,

часто плохо понимаемую жизнь взрослых, он как бы стоит на ее пороге, и
именно от того, какие на данном этапе он приобретет навыки и умения, какими
будут его социальные знания, зависят его дальнейшие шаги.
Контингент обучающихся составляют учащиеся 7-9 классов МАОУ
«Вечерняя сменная общеобразовательная школа», которые не смогли освоить
программу общеобразовательных школ, имели прогулы, проблемы с законом и
пр. Поведение можно характеризовать как девиантное.
Объем программы 72 часа.
Формы организации образовательного процесса
Форма обучения: очная. В условиях официального карантина программа
реализуется в дистанционном формате с использованием платформы Сферум и
других одобренных в РФ дистанционных форм обучения.
Формы организации занятий: групповые.
Виды занятий: аудиторные (лекция с элементами беседы, практические
занятия,

презентация,

мастер-класс,

игра,

викторина),

внеаудиторные

соревнования, конкурсы, экскурсия, поход выходного дня).
Срок реализации программы составляет 1 учебный год.
Режим занятий.
Занятия продолжительностью 2 учебных часа проводятся один раз в
неделю. Содержание программы включает поход выходного дня (8 часов),
экскурсии (2 часа).
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: создание условий для гражданского и патриотического воспитания
учащихся и формирования традиционных в РФ духовных ценностей, включая

9

культурные ценности своей малой родины посредством углубления знаний о
взаимосвязи государства, малой родины, семьи, гражданина.
Задачи:
Личностные:
1.

Создать условия для гражданского становления и формирования
активной

жизненной

ценностями,

позиции

взглядами,

с

присущими

ориентирами,

гражданину

мотивами

России

деятельности

и

поведения;
2.

Прививать любовь и уважение к Отечеству и малой родине;

3.

Развивать стремление ориентироваться на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое п оведение
и

поступки,

поведение

и

поступки

других

людей

с

позиции

традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;
готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
4.

Способствовать

формированию

положительного

образа

семьи,

родительства и традиционных семейных ценностей России;
5.

Привить установку на здоровый образ жизни; формировать ответственное
отношение к своему здоровью;

6.

Воспитывать культуру безопасности.
Метапредметные:

1.

Создать условия для развития навыков выбора, анализа, систематизации
и интерпретации информации различных видов и форм представления;

2.

Поощрять к высказыванию суждений, умозаключений, различным формам
представления информации;

3.

Мотивировать к овладению самоконтролем и рефлексии;

4.

Развивать умение ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого;

5.

Привить

соответствующие

программным

требованиям

навыки

соблюдения правил безопасности.
6.

Развить навык воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции и свою точку зрения в соответствии с целями и условиями
общения;

7.

Развить навык распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других,
проявлять

уважительное отношение к собеседнику и в корректной

форме формулировать свои возражения;
8.

Воспитывать интерес к совместной деятельности, умению коллективно
строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;

9.

Воспитывать способность оценивать качество своего вклада в общий
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия.
Предметные:

1.

Сформировать базовый понятийный аппарат: правило, закон, хороший
поступок, плохой поступок, родословная, семья, ребенок, государство,
гражданство, право, обязанность, ответственность;

2.

Раскрыть значения ключевых слов, раскрывающих программу: человек,
общество, народ, гражданин России, права и обязанности; Родина,
столица, государство, государственная символика;

3.

Сформировать систему знаний о семье, как базовом социальном
институте; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном
обществе;

11

4.

Обобщить знания о государственных символах России, символике
Пермского края,

города

Березники;

неофициальных

символах

и

традициях России; природных достопримечательностях Пермского края,
народах Пермского края;
5.

Сформировать

понятие здорового образа жизни,

вреда курения,

токсикомании, наркомании и пр.;
6.

Научить оказывать первую помощь при простых травмах;

7.

Создать представление о службах спасения и их телефонах, повторить
правила действия при пожаре, сигнале «Внимание всем!», правила
дорожного движения;

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план 1 года обучения
№

Наименование

Количество часов

п\п

темы (раздела)

Всего Теория Прак
тика

1

Вводное
Мы 2

1

1

Формы

организации

аттестации

занятий

(контроля)

Групповое

занятие.

2

Формы

опрос,

комбинированное викторина

граждане России

занятие

Государственная

Групповое

символика.

комбинированное викторина,

Обычаи

и 6

традиции

4

2

опрос,

занятие

тестирование

Групповое

творческая

моей

страны
3

Дни

единых

действий

комбинированное работа,
16

10

6

занятие

выставка,
опрос,
викторина,
тестирование

4

Пермский край

Групповое

–

комбинированное викторина,

моя

малая

родина

14

4

10

опрос,

занятие,

тестирование

экскурсия, поход
выходного дня
5

Здоровый
гражданин
здоровая нация.

Групповое
-

16

6

10

опрос,

комбинированное викторина
занятие,

акция,

флешмоб
13

6

Семья - основа
государства

7

Групповое
4

3

опрос,

комбинированное викторина

1

занятие

Навыки

Групповое

поведения

в

социуме.
Действия

в

опрос,

комбинированное викторина,
12

6

занятие

6

ситуационная
задача

экстремальных
ситуациях
8

Итоговое

Групповое

занятие

2

1

опрос,

комбинированное викторина

1

занятие
ИТОГО

72

35

37

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие. Мы граждане России.
Теория: Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: опрос, викторина.
Форма аттестации: опрос, викторина.
2. Государственная символика. Обычаи и традиции моей страны
Теория:

Герб,

гимн,

флаг

России.

Неофициальные символы

России.

Традиционный костюм. Традиционные блюда. Традиционные праздники.
Традиционные ремесла.
Практика: игра, опрос, викторина.
Форма аттестации: опрос, викторина, тестирование.
3. Дни единых действий:

Теория: История возникновения и традиции дат из календаря единых действий.
Значимость дат для сохранения культурных традиций России.
Практика: игра, викторина, подготовка к участию в тематических конкурсах,
участие в акциях, соревнованиях, изготовление тематических поделок.
Форма аттестации: творческая работа, выставка, опрос, викторина,
тестирование.
4. Пермский край – моя малая родина
Теория: Герб, гимн, флаг Пермского края и Березников. Природные
достопримечательности Пермского края. Народы Пермского края.
Практика: игра, опрос, викторина, экскурсия, поход выходного дня.
Форма аттестации: опрос, викторина, тестирование.
5. Здоровый гражданин - здоровая нация.
Теория: Понятие ЗОЖ. Роль здорового образа жизни для каждого члена
общества.

Социально-опасные

заболевания:

курение,

токсикомания,

наркомания и пр.
Практика: опрос, викторина.
Форма аттестации: опрос, викторина.
6. Семья - основа государства
Теория: Система знаний о семье. Важность семьи как базового социального
института. Место и роль каждого члена семьи. Социальные и правовые нормы,
регулирующие семейные отношения.
Практика: опрос, викторина.
Форма аттестации: опрос, викторина.
7. Навыки поведения в социуме. Действия в экстремальных ситуациях
Теория: Культура речи. Умей говорить «НЕТ». Правила безопасного поведения
в интернете. Правила поведения в общественных местах. Круги общения.
15

Конфликт и способы выхода из него. Детский телефон доверия. Службы
спасения и их телефоны. ПДД. Пожары. Сигнал «Внимание всем!». Планы
эвакуации. Экскурсия в ЕДДС. Простые травмы: первая помощь.
Практика: опрос, викторина, экскурсия, практические занятия по первой
помощи.
Форма аттестации: опрос, викторина, ситуационная задача.
8. Итоговое занятие
Теория:
Практика: опрос, викторина.
Форма аттестации: опрос, викторина.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Реализация

программы

направлена

на

обеспечение

достижения

обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Личностные результаты:
– осознание

российской

идентичности

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России;
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека,
обретение

положительного

образа

семьи,

родительства

(отцовства

и

материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора, готовность оценивать свое п оведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовнонравственных ценностей, а также правовых норм; готовность выстраивать

бесконфликтные отношения в родительской семье, классе, школьном
коллективе;
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил

безопасности,

в

том

числе безопасного

поведения в интернет-среде.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
– делать выводы с использованием

дедуктивных и

индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
– самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации;
Регулятивные универсальные учебные действия:
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
– ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
– проявлять соответствующие программным требованиям навыки
соблюдения правил безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции и
свою точку зрения в соответствии с целями и условиями общения;
– знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры; понимать

намерения

других,

проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
17

– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Предметные результаты:
– владение базовым понятийным аппаратом: правило, закон, хороший
поступок, плохой поступок, родословная, семья, ребенок, государство,
гражданство, социальная помощь, здоровый образ жизни, право, обязанность,
ответственность;
– знание значения ключевых слов, раскрывающих программу: человек,
общество, народ, гражданин России, права и обязанности; Родина, столица,
государство, государственная символика;
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли
каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные
отношения, включая правовые нормы;
– знание столицы, герба, флага, гимна России, Пермского края, города
Березники;
– умение использовать полученные знания для устного описания
неофициальных символов России, традиционного костюма, традиционных
блюд, традиционных праздников, традиционных ремесел;
– умение рассказать о природных достопримечательностях Пермского
края, народах Пермского края;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни, рассказать о
вреде курения, токсикомании, наркомании и пр.;
– умение оказывать первую помощь при простых травмах;

– умение культурно общаться и вести себя на занятии, в общественных
местах; умение выходить из конфликтных ситуаций;
– Представление о службах спасения и их телефонах, правилах
действия при пожаре, сигнале «Внимание всем!», правилах дорожного
движения;
– умение осмысливать личный гражданский и социальный опыт;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм.

19

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы
Продолжительность учебного года 36 учебных недель.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.
ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

группы

№

октябрь

Вс

Все

его

го

уче

часо

бн.

в по

нед

прог

.

рам

/ча

ме

2

теория

2

практика

2

52

2

51

2

50

2

49

2

48

2

47

2

46

2

45

2

44

35

2

43

34

2

42

33

2

41

32

2

40

31

2

39

30

2

38

29

2

37

28

2

36

27

2

26

2

25

2

24

2

23

2

22

2

21

17

2

20

16

2

19

15

2

18

14

2

13

2

12

8

2

11

7

2

9

6

2

10

5

2

Группа №1

4

2

36

Каникулярный период, праздничные дни
Ведение занятий по расписанию

37

/72
35

ия

3

2

обучениобучен

2

с

1

1 год обучения Год обучения/ № недели

сентябрь

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
- Лицензированное учебное помещение в здании школы.
2. Перечень оборудования учебного кабинета:
- стол ученический двухместный -8 шт.;
- стул ученический -16 шт.;
- стул учительский полумягкий -1 шт.;
- стол однотумбовый (учительский) -1 шт.;
- доска классная -1 шт.;
3. Перечень оборудования, необходимого для проведения занятий:
- туристское оборудование для похода выходного дня (костровое оборудование,
котелок, кухонная утварь)
- оборудование для демонстрации способов оказания первой помощи (бинты,
косынки, имитация средств из аптечки первой помощи)
4. Перечень технических средств обучения:
- мультимедиа-проектор -1 шт.;
- компьютер в комплекте -1 шт.;
- проектор -1 шт.;
- колонки для ноутбука в комплекте -1 шт.;
- принтер -1 шт.;
- кулер для воды – 1шт.
5. информационное обеспечение
Видеозаписи и аудиозаписи по темам программы.
6.Кадровое обеспечение
- Педагог дополнительного образования, обладающий необходимыми и
достаточными компетенциями для реализации программы.
21

7. Организационно-педагогические условия.
- личностно-порождающее взаимодействие взрослого с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку обеспечивается опора на
его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
- актуализация демократических установок в жизнедеятельности детского
сообщества;
- побуждение учащихся к участию в социально значимых делах.
2.3. Формы аттестации
Для

отслеживания

результативности

образовательной

деятельности

по

Программе проводятся: текущий (после прохождения каждого раздела) и
итоговый контроль. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения темы
Программы. Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися
Программы по завершению освоения программы.
Формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, викторина,
практическое задание, ситуационная задача, создание выставки творческих работ
учащихся. Образец викторины, теста, контрольных карточек, игры-викторины
«Своя игра» представлен в Приложениях № 1-6.
Результаты фиксируются в оценочных материалах.
2.4. Оценочные материалы
Программа предусматривает пакет диагностических методик отслеживания
достижений учащимися планируемых предметных, метапредметных и
личностных результатов.
Метапредметные результаты

Результаты личностного развития обучающихся

Предметные результаты

23

2.5. Методические материалы
Программа реализуется с использованием современных интерактивных
педагогических технологий и традиционных методов.
Программа предполагает использование в работе нормативно-правовых
документов,

инструктивно-методических материалов,

медиапрезентаций

и

аудиозаписей по темам.
В реализации программы также используются:
- комплекты раздаточного материала;
- комплекты демонстрационного материала;
- бланки тестов;
- канцелярские товары для творческих занятий.
2.6. Воспитательная деятельность
Программа «Активный гражданин» ставит своей целью воспитание
обучающихся в духе традиционных в РФ духовных ценностей, включая
культурные ценности своей малой родины, посредством углубления знаний о
взаимосвязи государства, малой родины, семьи, гражданина.
Воспитательная деятельность по программе направлена на сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к
которым относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного

над

материальным,

гуманизм,

милосердие,

справедливость,

коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Цель

воспитательной

деятельности

–

содействие

воспитанию,

профессиональной ориентации, подготовке к полноценной жизни в обществе,
включая формирование мировоззрения, а также содействие подрастающему
поколению в реализации инициативы, самостоятельности и ответственности в
социально

значимой

общественной

деятельности,

самореализации

и

гражданскому становлению детей и молодежи на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.

Задачи:
- Развитие личности как субъекта активной социальной деятельности в
коллективе.
- Формирование гражданской идентичности, деятельностного патриотизма.
- Формирование внутренней ценностной позиции личности по отношению к
себе, собственному жизненному пути, окружающим людям, миру.
- Развитие навыков, направленных на оказание помощи другим людям, а также
навыков сотрудничества с ними и уважения к ним.
- Формирование стойкого неприятия идеологий экстремизма, терроризма,
неонацизма, а также содействие воспитанию в подрастающем поколении
межнационального, межэтнического (межконфессионального) согласия и его
дальнейшего укрепления, уважения к закону и правопорядку.
Воспитательная

деятельность

психолого-педагогических,

по

программе

реализуется

социально-педагогических

и

с

учетом

организационно-

педагогических условий.
Психолого-педагогические условия обеспечивают реализацию целевой
функции

программы,

направленной

на

удовлетворение

разнообразных

потребностей детей: их интеллектуального, духовного, физического развития и
самореализации.
особенностей

Эти

условия

личности;

они

применяются
представляют

с

учетом

собой

индивидуальных

устойчивую

систему

взаимосвязанных средств и форм, обеспечивающих успешность развития свойств
и качеств личности обучающегося.
Социально-педагогические условия направлены на развитие детского
коллектива, формирование устойчивых взаимосвязей обучающихся с социальной
средой. Это осуществляется через деятельность детско-взрослых сообществ,
наставничество,
деятельность,

воспитательные

события,

коллективную

социальные и профессиональные пробы,

творческую

коллективные и

групповые проекты, социальные игры, мастер-классы и др.
Организационно-педагогические
проектирования

и

развивающих

условия
технологий,

включают
разработку

применение
и

реализацию

воспитательных мероприятий.
Воспитательная деятельность по программе предусматривает вовлечение
25

родителей (законных представителей) обучающихся, т.к. именно семья и есть
приоритетный партнер в решении задач воспитания.
В воспитательной работе используются и сочетаются индивидуальные,
групповые, коллективные и массовые формы, включая ценностно-смысловые,
субъектно-ориентированные,

событийно-рефлексивные,

диалоговые,

коммуникативные, творческие.
Воспитательная

деятельность

по

программе

учитывает

календарь

государственных праздников, памятных и знаменательных дат Российской
Федерации, юбилейных дат выдающихся деятелей России, а также календарь
значимых дат РДДМ «Движение первых»:
1 января – Новый год;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – женский день;
1 мая – Праздник Весны и Труда;
9 мая – День Победы;
1 сентября – День знаний;
5 октября – День учителя;
4 ноября – День народного единства;
26 ноября – День матери;
3 декабря – День неизвестного солдата;
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
Дни единых действий РДДМ «Движения первых»
11 января – Международный день «Спасибо»;
17 января – День детских изобретений;
29 января – День первооткрывателя;
8 февраля – День памяти юного героя-антифашиста;
14 февраля – Международный день книгодарения;
15 февраля – День здорового образа жизни;
21 февраля – Международный день родного языка;
15 марта – День добрых дел;
7 апреля – Всемирный день здоровья;
10 апреля – День братьев и сестер;

15 апреля – День путешествий налегке;
19 мая – День детских общественных организаций;
3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом;
27 сентября – Всемирный день туризма;
1 октября – День пожилых людей в России;
15 октября – День отца;
26 ноября – День матери.
Результаты воспитания оцениваются с помощью наблюдения, беседы.
Оценка результатов воспитательной деятельности должна основываться на
личностной стратегии оценивания поведения и деятельности воспитанника
(сравнение ребенка с самим собой вчерашним, оценка продвижения ребенка
относительно самого себя). Не рекомендуется сравнивать личность ребенка с
каким-либо эталоном (идеалом), а также сравнивать одного ребенка с другим.
Данная программа разработана в 2024 году.

27

2.7. Список литературы
Литература для педагога

1.

Г.А. Коновалова. Патриотическое воспитание школьников в
современных условиях. Новокузнецк, 2003г.

2.

И. В. Карнаева. Формирование готовности учителя к
профессиональному самоопределению подростков группы риска.
Кемерово, 2009г.
Литература для обучающихся и родителей

1.

Березники: энциклопедический справочник. - Пермь: Книжный мир,
2007. - 279 с. : ил.

2.

Березники: путеводитель. СПб., 2012

3.

Михайлюк В.М. Город белых берез. Пермь, 1971
Информационное обеспечение программы
интернет-ресурсы:

1.

Березники:

путеводитель.

–

[Электронный

ресурс].

URL:

https://mamatov.ru/archive/doc/Berezniki.pdf (дата обращения 03.11.2024)
2.

Березниковцы – сила нашего города. – [Электронный ресурс]. URL:
https://adm-brz.ru/o-gorode/bereznikovtsy-sila-nashego-goroda/

(дата

обращения 03.11.2024)
3.

Универсальная

электронная

энциклопедия

«Пермский

край».

–

[Электронный ресурс]. URL: http://enc.permculture.ru/ (дата обращения
03.11.2024)
4.

Большая российская энциклопедия. – [Электронный ресурс]. URL:
https://bigenc.ru/ (дата обращения 03.11.2024)

5.

Так здорово. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.takzdorovo.ru/
(дата обращения 03.11.2024)

6.

Основы здорового образа жизни. – [Электронный ресурс]. URL:
https://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/press-center/press-reliz/1887902112023.html (дата обращения 03.11.2024)

29

Раздел № 3 Приложение
Приложение 1
Карточки «Природные ископаемы Пермского края»

31

Применение:
космическая индустрия;
медицина;
электротехника;
стекольная промышленность;
производство самолетов и кораблей;
химическая промышленность;
банковское дело;
при производстве азотной кислоты и других химических веществ.
Применение:
в электротехнической, радиоэлектронной и приборостроительной
промышленности.
в качестве детекторов ядерного излучения, в счетчиках быстрых частиц;
в медицинских счетчиках;
при космических исследованиях, при изучении глубинного строения Земли;
для резания стекла.
Применение:
Как строительный материал, необходимый компонент бетона;
как заполнитель для основания дорог;
как белый пигмент или наполнитель в таких продуктах, как зубная паста или
краски;
как химическое сырье для производства извести;
как кондиционер почвы и как популярное декоративное дополнение к
альпинариям.
Применение:
изготовление кирпичей;
изготовление плитки;
изготовление посуды;
изготовление предметов интерьера;
изготовление игрушек.
Применение:
в строительстве для заполнения нижних слоев различных оснований, к
примеру, асфальта или других дорожных покрытий, а также для производства
различных строительных растворов, например, бетона с добавлением воды.

Применение:
как бытовое энергетическое топливо;
сырье для металлургической и химической промышленности;
а также для извлечения из него редких и рассеянных элементов;
для получения искусственного графита.

Применение:
в качестве топлива для автомобилей, самолетов и судов;
в производстве электроэнергии;
является сырьем для производства широкого спектра продуктов: пластмассы,
косметика, лекарственные препараты, асфальт, синтетический каучук, резина,
синтетические ткани, полимерные пленки, моющие средства, краски и лаки,
красители, удобрения, ядохимикаты, воск и многое другое;
из отходов производят кокс, который используется в металлургии и в
производстве электродов.
Применение:
как топливо для автомобилей, тепловых электростанций;
как горючее для обогрева жилых и складских помещений;
для нагрева и приготовления пищи;
в химической и топливо-энергетической отраслях промышленности.
Применение:
богат азотом, а польза от него в том, что он улучшает механический состав
почвы — увеличивает поглощение влаги и удерживает ее, а также улучшает
вентиляцию почвы за счет придания рыхлости.

Применение:
в электрометаллургии;
медицине;
фотографии;
пиротехнике;
при производстве стекла;
мыла;
красок;
при выделке кожи;
в химической промышленности;
Является сырьём в химической промышленности для производства
калийных удобрений.
Применение:
в пищевой промышленности в качестве добавки-эмульгатора (E518);
в медицине при изготовлении успокоительных, спазмолитических и
слабительных препаратов;
в производстве бумаги и цемента, для изготовления моющих и
дезинфицирующих средств;
в дублении кожи, для утяжеления текстильных материалов и т.д.

33

Применение:
при сохранении и консервации всех видов продуктов животного
происхождения (мяса, рыбы и др.), фруктов и овощей, кормов для
животноводства и т.д.;
используется при получении более 1500 видов продуктов питания;
служит сырьём для производства хлора, соляной кислоты, едкого натра, соды,
получения металлического натрия, применяется в красильном деле,
мыловарении и во многих других производствах.

Приложение 2
Карточки «Чем славится Пермский край. Соедини название, описание и картинку»

Пермский
звериный
стиль

Пермский звериный стиль
(шаманские изображения,
чудские образки,
культовое литье) —
художественная бронзовая
металлопластика III–
XII в. н.э.
Металлопластика пермс
кого звериного стиля
выполнена в бронзе путем
литья в односторонних
и двусторонних формах,
резьбой на кости и дереве,
в рисунках-гравировках
на металлических
и костяных предметах.

Пермская
деревянна
я
скульптур
а

Храмовая скульптура,
получившая
распространение на
территории Пермского
края в XVII—XIX веках.
Пермская деревянная
скульптура уникальна
тем, что, являясь, по сути,
искусством восточнохристианским, сохранила
отчётливые черты
языческой культуры,
вдобавок испытав влияние
западноевропейского барокко.

35

Пермское
море

Это море не встретить на
современных
географических картах.
Оно существовало в
глубокой древности,
около 285 миллионов лет
назад, в эпоху Пермского
периода. Пермское море
простиралось на
просторах Русской
равнины от Уральских гор
вплоть до пределов
Кавказа.
Начался 298,9 ± 0,15 млн
лет назад и продолжался
около 47 млн лет.
Завершился величайшим в
истории
планеты массовым
пермским вымиранием.

Пермский
геологиче
ский
период

Термин «пермский
период» (англ. Permian)
введён в геологию в
1841 году Родериком
Мэрчисоном, который
выделил типичные пласты
по результатам обширных
геологических
исследований,
проведенных
французским
геологом Эдуардом де
Вернёй в Российской
Империи.

Пермский
балет

Производ
ство
титана

Славу Пермскому краю
приносит и балетная
школа, известная и
почитаемая во всем
мире. Театр оперы и
балета служит и
площадкой для
проведения известных
фестивалей, таких как
«Дягилевские сезоны» и
«Арабеск». Для участия в
них в Пермь съезжаются
артисты со всего света.
Его производит ПАО
«Корпорация ВСМПОАВИСМА» в городе
Березники.
Компания глубоко
интегрирована в
мировую авиакосмическу
ю индустрию. Основные
потребители
продукции — мировые
лидеры в области авиа и
двигателестроения, в том
числе Boeing, Airbus, Emb
raer, Collins
Aerospace, MessierBugatti-Dowty, RollsRoyce plc, Safran
SA, Pratt&Whitney.
А вы знаете, что в любом
самолёте мира есть
частичка России родом из
Березников?

37

Радио

Пермь – родина
изобретателя Александра
Попова.

Пермские
моторы

Одно из ведущих
российских предприятий
космической отрасли
находится в Перми. Здесь
изготавливают двигатели
для первой ступени ракетносителей «Протон-М»,
которые самые надежные
в своем классе.

Приложение 3
Карточки «Выбери города Пермского края»

Пермь
Березники
Соликамск
Чайковский
Кунгур
Лысьва
Краснокамск
39

Чусовой
Кудымкар
Добрянка
Оса
Верещагино
Чернушка
Нытва

Александров
ск
Горнозаводск
Гремячинск
Красновишерс
к

Губаха
41

Кизел
Чердынь
Ижевск
Москва
СанктПетербург

Екатеринбург

Петрозаводск
Воткинск
Казань
Челябинск
Нижний
Тагил
Хабаровск
43

Сарапул
Саратов
Самара
Волгоград
Набережные
Челны

Нижнекамск
Нефтекамск

Кемерово

Омск
Томск
Якутск

45

Приложение 4
Викторина знатоков Пермского края
Вопрос 1
Ответ на вопрос пишете на листочке.
В нашем крае есть много городов и в каждом городе живут жители. Внимание на экран
Пермь – Пермяки
Сива – Сивинцы
Нытва _Нытвенцы
Лысьва – Лысьвенцы
Кунгур – ?
Как называют жителей Кунгура?
Ответ: Кунгуряки.
Вопрос 2
Ответ на листочке
Находясь на каникулах в другой местности, как узнать машину, приехавшую из Пермского края?
А) по цвету В) по коду 59
Б) по марке г) по коду 26
Ответ: код 59
Вопрос 3
Ответ на листочке
Разгадать ребусы «Улицы старой Перми»
Ответ: Торговая, Пермская, Коммунистическая
Вопрос 4
На листочке
Древнее название нашей Пермской земли «пера ма» Как переводится это название?
А) Далекая земля В) Северная земля
Б)Ближняя земля Г) Наша земля
Ответ: А) Далекая земля
Вопрос 5
Ответ на листочке
Этот древний зверь самый знаменитый экспонат Пермского краеведческого музея?
Ответ: Мамонт

Вопрос 6
Раздать карточки

Каждый город Пермского края чем то знаменит определи в каком городе, какой музей. (задание на
карточках, соединить стрелочками)
Ответ:
ЛЫСЬВА - музей касок
НЫТВА –музей ложек
КУНГУР – ледяная пещера
СОЛИКАМСК – музей соли
СУКСУН – музей самоваров
Вопрос 7
Ответ на листочке
В 1982 году для охраны ненарушенных участков коренной горной тайги Предуралья и Урала был
основан природный заповедник на Среднем Урале, в самой высокой части его западного склона,
расположен живописный горный хребет. Само имя которого на уральском диалекте означает
«красивый, чудесный.»
Ответ: заповедник Басеги
Вопрос 8
Ответ на листочке
Как называется фестиваль воздухоплавания в Кунгуре?
Ответ: Небесная Ярмарка
Вопрос 9
Ответ на листочке
Слова из ….. деревьев
Ответ: Ель, Ива
Вопрос 10
Задание на листочке
Детки в клетке
Ответ: ЕЖОНОК

Вопрос 11
На листочке
Много рек Пермского края оканчиваются на слог «ва» как с коми –пермяцкого переводится этот
слог? (вода)
Ответ: Лысьва, Косьва ,Усьва, Сылва,Чусовая, Пожва.
Вопрос 12
Заполнить таблицу
В Прикамье есть «лесные» и «соленые» названия рек. Распределите их:
Усолка, Ольховка, Ореховка, Солоная, Еловка, Пихтовка, Солониха, Сосновая, Березовка,
Рассольная, Липовка, Лиственничная
47

Ответ:
«Лесные» названия

«Соленые» названия

Ольховка, ореховка, еловка, пихтовка,

Усолка, солоная, солониха, рассольная

сосновая, березовка, липовка, лиственничная
Вопрос 13
Ответ на листочке
Это насекомое очень распространено в нашем крае
Из-за тебя бью себя,
Из-за себя бью тебя.
А когда убью тебя
Прольется кровь моя
Кто это?
Ответ: комар
Вопрос 14
Ответ на листочке
Архитектурно- этнографический музей под открытым небом.
Ответ: Хохловка
Вопрос 15
На листочке
Разгадайте ребусы: Повторенье – мать ученья
Ответ: соль, руда, нефть, волконскоит
Вопрос 16
На листочке
Назовите три известных камня в Пермском крае.
Ответ: Помяненный, Писанный, Ветлан, Полюд, Ермак
Вопрос 17
На листочке
Вычеркните не русские буквы и вы узнаете название ещё одного заповедника Пермского края .
USZBNИШWQEPLDCGKWИFЙ
Ответ: Вишерский
Вопрос 18
На листочке
Какого животного в Пермском крае почитают больше всего? Ему даже установлен памятник в
Перми.
Ответ: медведь
Вопрос 19

Варианты ответов, выбираете букву.
Как раньше называли поваренную соль, добываемую в нашем крае?
А) пермянка Б) солонь
Ответ: А) пермянка
Вопрос 20
На листочке
Какой город Пермского края, называли «Уральской кочегаркой»?
Ответ: Кизел
Потому что в этом городе было много шахт, центр добычи угля.

49

Приложение 5

Тест «Сердечно-легочная реанимация/СЛР»
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Необходимое условие для проведения закрытого массажа сердца:
а) положение пострадавшего на жесткой поверхности
б) запрокинутое положение головы
в) наличие валика под плечами
2. Глубина продавливания грудной клетки при проведении закрытого массажа
сердца взрослому человеку составляет (см):
а) 2 см
б) 5 см
в) 9 см
г) 3 см
3. Правильное соотношение вдохов и компрессий на грудину при проведении
реанимации взрослому человеку одним лицом:
а) на 1 вдох – 2 компрессии
в) на 3 вдоха – 6 компрессий
б) на 2 вдоха – 30 компрессий
г) на 2 вдоха – 12-15 компрессий
4. При проведении наружного массажа сердца основание ладони следует
расположить:
а) на верхней половине грудины
в) в области мечевидного отростка
б) в центре грудной клетки
г) на нижней половине грудины
5. Критериями для начала реанимационных мероприятий являются:
а) отсутствие сознания
б) появление синюшности губ
в) отсутствие дыхания
г) отсутствие пульса на сонной артерии
6. Алгоритм действий при сердечно-легочной реанимации:
а) массаж сердца, искусственная вентиляция легких, обеспечение проходимости
дыхательных путей
б) прекардиальный удар
в) обеспечение проходимости дыхательных путей, массаж сердца,
искусственная вентиляция легких.
7. Осложнения при проведении СЛР:
а) перелом грудины
б) перелом ребер

в) повреждения лёгких

8. Сердечно-легочную реанимацию начинают
а) с обеспечения проходимости дыхательных путей
б) с массажа сердца
в) с искусственной вентиляции легких
г) с обеспечения собственной безопасности
9. Частота пульса в 1 минуту у взрослого в норме:
а) 100-120
б) 40-60

в) 60-90

10. Для обеспечения проходимости дыхательных путей необходимо:
а) повернуть голову набок
б) разогнуть голову в шейном отделе позвоночника
в) запрокинуть голову, выдвинуть вперед нижнюю челюсть
г) удалить инородное тело из ротовой полости

Приложение 5
Своя игра по ЗОЖ

51


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».