Введение
Современное дополнительное образование детей направлено на их
профилизацию, и это обусловлено рядом причин, одной из которых является
необходимость формирования у школьников готовности к осознанному
выбору будущей профессиональной деятельности.
Профессия ветеринара всегда была в почёте. Ветеринария как область
научного знания и практического применения зародилась в далёкие времена,
когда люди впервые занялись приручением и «одомашниванием» диких
животных, т.е. около 6-10 тыс. лет назад.
Рынок ветеринарных услуг в России демонстрирует постоянную
положительную динамику. 76 % жителей Российской Федерации имели
мелких домашних и экзотических животных (данные 2014 года).
Исследование, проводившееся в ноябре 2019 года «Развитие культуры
ответственного отношения к домашним животным в России» определило
наличие домашних животных у 59 % жителей крупных городов. В нашем
городе многие семьи имеют домашних питомцев и пользуются услугами
специалистов ветеринарного дела.
Конечно, профессия - ветеринар будет востребована и в будущем.
Будут совершенствоваться методы лечения и диагностики, появляться новые
технологии, но человека они не заменят.
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Мир профессий. Ветеринария» (далее – программа) разработана в
соответствии основными нормативными и программными документами в
области образования Российской Федерации, Пермского края, г.Березники и
МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».
1.1.1. Направленность программы
Программа предназначена для знакомства школьников с профессиями
в области ветеринарного дела.
Ветерина́рия (от лат. veterinarius, ветеринарная медицина) — это
отрасль науки, которая занимается профилактикой, диагностикой и
лечением болезней.
Такие профессии подразумевают гуманное обращение с животными и
социальную позицию по отношению к ним. Соответственно, данная
программа
относится
к
программам
социально-гуманитарной
направленности.
При разработке данной программы были изучены программы по
профориентации: «Путь к выбору профессии» (автор Опарина А.Н.), «Выбор
профессии – дело серьёзное» (автор Шарипова А.А.), модуль «Кинолог»
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В
мире животных» (автор Воробьева С.Д., Лумпова Н.А.).
1.1.2. Актуальность и новизна программы заключается в том, что:
- программа выполняет профориентационную функцию, поэтому важна для
общества и образования, о значении профориентации говориться в
Концепции развития дополнительного образования детей (Утверждено
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р).
- способствует воспитанию гуманного отношения к животным;
- программа актуальна и для нашего многопрофильного учреждения – Дома
детского туризма: экологическое просвещение детей является одним из
ведущих образовательных направлений деятельности;
- школьники города имеют возможность познакомиться с новыми
профессиями в рамках предлагаемого краткосрочного курса.
Новизна программы: в сочетании естественнонаучных знаний в области
биологии с практическими знаниями в области ветеринарной медицины.
1.1.3. Отличительные особенности программы от уже существующих в
этой области заключаются в том, что:
- программа разработана с учетом изменений в законодательстве РФ
относительно правил содержания и ухода за животными;
- программа разработана как краткосрочный курс;
- имеет профориентационное направление;
- содержит оптимальный объём знаний и навыков, необходимых для
знакомства учащихся с отдельными профессиями в области ветеринарии;
- в программу внесены изменения с учетом особенностей образовательной
организации (школы) в части: возраста и уровня подготовки детей, цели и
задач,
режима занятий,
количества часов,
форм
организации
образовательного процесса, планируемых результатов.
1.1.4. Адресат программы
Программа рассчитана на учащихся, подростков в возрасте 12-13 лет,
не имеющих специальной подготовки.
Этот возраст характеризуется переходом от детства к взрослости.
Именно в подростковом возрасте происходят интенсивные и кардинальные
изменения в организации ребенка на пути к биологической и социальной
зрелости. Появляется чувство взрослости – центральное новообразование
младшего подросткового периода, проявляющееся в становлении нового
социального самосознания подростка «я-взрослый», которое выступает в
аффективной форме переживания своих социальных качеств. Так же
характерными новообразованиями подросткового возраста является
стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность
склонностей и профессиональных интересов. При этом параллельно
подросткам нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности:
культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие,
проявляющие интерес к естественнонаучным дисциплинам. Количественный
состав группы:15 человек.
1.1.5. Объём и срок освоения программы
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы – 72 часа.
1.1.6. Формы обучения
Основная форма обучения – очная; возможна очно-заочная форма с
применением дистанционных технологий в отдельных случаях.
1.1.7. Особенности организации образовательного процесса
Учебные группы формируются учащимися одного возраста. Состав
группы – постоянный.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
коллективная, групповая (микро-группы).
Микрогрупповые формы (группы по 3-4 человека) используются, в
основном, для решения командных заданий в рамках практического занятия.
Такая деятельность направлена на воспитание у обучающихся социально
значимых качеств как: ответственность, способность к сотрудничеству,
взаимопомощи и самореализации.
Возможные
формы
проведения
занятий:
занятие-экскурсия
(практическая работа в уголке живой природы, экскурсия в ветлечебницу),
занятие-практикум (практическая, лабораторная работа), занятие-проект
(работа над самостоятельными и творческими проектами), игры.
Режим занятий: учебные занятия проводятся в соответствии с
расписанием занятий и соблюдением требований СанПиН.
Периодичность и продолжительность занятий: общее количество
часов в год: 72 часа. Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю,
продолжительность учебного занятия - 2 академических часа.
Цель программы: формирование теоретических знаний и практических
навыков в области ветеринарии.
Задачи:
личностные:
1. Формирование положительного отношение к труду;
2. Воспитывать гуманное отношение к животным;
3. Воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах
выбора профессии;
4. Развивать навыки совместной работы в коллективе, умения работать
индивидуально.
метапредметные:
1. Формировать навыки решения практических задач.
2. Обеспечить пробный опыт реализации «себя в профессии».
3. Формировать навыки диалога, дискуссии, умения отстаивать свою
точку зрения.
предметные (образовательные):
1. Познакомить обучающихся с многообразием видов ветеринарных
профессий, их содержанием, характером и условиями труда по
конкретным профессиям.
2. Познакомить обучающихся с местом данной профессии в современной
экономике.
3. Познакомить обучающихся с наукой ветеринарией и ее значением, дать
представление о некоторых разделах ветеринарии.
1.3. Учебный план и содержание программы
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мир профессий» (Ветеринария)
№
Наименование тем
Количество часов
Всего
часов
2
Теория
Практика
Форма
аттестации/
контроля
1
1
Тестирование
1.
Вводное занятие. История
ветеринарии
2.
Профессия: ветеринарный врач,
фельдшер.
2
1
1
Тестирование
3.
Самые популярные домашние
животные коши и собаки. Содержание
и уход. Профессии кинолог, грумер,
зоопсихолог.
8
4
4
Тестирование
4.
Экскурсия в ветеринарную клинику.
2
5.
Экологическое краеведение.
Природоохранная акция «Синица».
Зимующие птицы Пермского края.
Изготовление кормушек. Подкормка
птиц.
4
2
2
Тестирование
6.
Сельские профессии: животноводство.
Зоотехник, зооинженер, кроликовод,
птицевод, пчеловод.
12
6
6
Тестирование
2
Экологическое краеведение.
Природоохранная акция "Защитим
ель". Хвойные растения Пермского
края.
Экологическое краеведение.
Природные памятники Пермского
края. Заповедники. ООПТ.
Грызуны. Содержание и уход.
Профессия ротолог.
2
1
1
Тестирование
2
1
1
Тестирование
4
2
2
Тестирование
Животные-экзоты.(насекомые,
пресмыкающиеся, моллюски,
земноводные. Содержание и уход.
Ветеринарные профессии связанные с
ними.
Декоративные птицы. Особенности
содержания и ухода.
16
8
8
Деловая игра
«Ветеринарная
клиника»
4
2
2
Тестирование
12.
Экологическое краеведение.
Природоохранная акция "Встречаем
перелетных птиц". Перелетные птицы
Пермского края. Профессия орнитолог
4
2
2
Защита
докладов
13.
Аквариумные рыбы. Содержание и
уход. Аквариумист.
Экскурсия в живой уголок
Животные на войне
2
1
1
Тестирование
2
2
1
2
1
Квест-игра
Экологическое краеведение.
Природоохранная акция
"Подснежник". Раннецветущие
растения Пермского края. Охрана
первоцветов.
Итоговое занятие. Профпроба или
(доклады) "Мы в ответе за тех, кого
приручили
2
1
1
Тестирование
2
Выполнение
комплексного
задания
7.
8.
9.
10.
11.
14.
15.
16.
17.
Всего
2
72
33
39
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мир профессий» (Ветеринария)
Тема 1. Вводное занятие
Введение в программу. Основные этапы становления ветеринарии как
науки. Виды ветеринарной деятельности. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: тестирование по ТБ и профориентации.
Тема 2. Профессия ветеринарный врач, фельдшер.
Знакомство с особенностями профессий, связанных с ветеринарным
делом. Краткий обзор роли их в современной экономике.
Практика: групповое обсуждение. Разделить обучающихся на группы и
предложить каждой группе исследовать конкретную профессию в области
ветеринарии (например, ветеринар, зоотехник, ветеринарный фармацевт и
т.д.). Пусть они подготовят короткие презентации о роли этих профессий в
экономике и общественной жизни.
Тема 3. Самые популярные домашние животные: кошки и собаки.
Содержание и уход. Профессии: кинолог, грумер, зоопсихолог.
Знакомство с историей развития профессии и местом в современной
экономике. Особенности профессии. Требования к профессиям: зоопсихолог,
грумер, зоопсихолог.
Практика: экскурсия в мастерскую грумера.
Тема 4. Экскурсия в ветеринарную клинику.
Работа ветеринарной клиники. Работа с современным медицинским
оборудованием и технологиями, используемыми в ветеринарии (ультразвук,
рентген и лабораторные анализы). Специфика работы, необходимые навыки.
Роль ветеринарии в здоровье животных, общественном здоровье и
экономическом благополучии, а также понимание потребностей владельцев
животных.
Тема 5. Экологическое краеведение. Природоохранная акция «Синица».
Зимующие птицы Пермского края.
Экологическое краеведение – междисциплинарная область, изучающая
взаимодействие человека с природной средой в рамках конкретного региона
или местности. Оно сочетает в себе элементы экологии, географии, биологии
и местной истории. Основные цели экологического краеведения.
Цели и задачи природоохранной акции «Синица». Поведение птиц
осенью. Знакомство с зимующими птицами. Как можно помочь зимующим
птицам. Рацион зимующих птиц.
Практика: изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
Тема 6. Сельские профессии – животноводство: зоотехник, зооинженер,
кроликовод, птицевод, пчеловод.
История профессий в России. Общая характеристика профессий.
Компетенции. Важные качества. Обучение специалистов. Противопоказания.
Разнообразие сельских профессий в области животноводства. Широкий
спектр обязанностей. Зоотехник, его обязанности. Зооинженер, его
обязанности. Профессионал, работающий в области биологии, технологий и
инженерии. Кроликовод, его обязанности. Птицевод, его обязанности.
Организация процесса кормления животных, мониторинг здоровья и
управление условиями содержания. Пчеловод: Специалист, занимающийся
разведением пчел и производством меда.
Практика:
Практическое
кролиководство:
обучение
правильному
обустройству клеток, выбору подстилки, обеспечению вентиляции и
температурного режима. Составлению рационов и кормления животных в
зависимости от их возраста и породы. Обучение основам ухода за кроликами:
уход за шерстью, ногтями и зубами. Ознакомление с основными
заболеваниями кроликов и методами их профилактики и лечения. Измерение
температуры, веса животных, их осмотр. Практикум: «Как вести учет на
кроликоферме» (заполнение карточек учета).
Тема 7. Экологическое краеведение. Природоохранная акция «Защитим
ель». Хвойные растения Пермского края.
Хвойные растения Пермского края. Ценные породы деревьев.
Биологические особенности ели и других хвойных деревьев. Охрана хвойных
растений. Цели и задачи природоохранной акции.
Практика: Изготовление новогодних украшений. Составление новогодних
композиций. Изготовление новогодних масок и поздравительных открыток.
Тема 8. Экологическое краеведение. Природные памятники Пермского
края. Заповедники. ООПТ
Определение понятий: природный памятник, заповедник, особо
охраняемая природная территория (ООПТ). Значение охраны природы для
экосистемы и человека. Наиболее известные природные памятники
Пермского края. Заповедники Пермского края. Типы ООПТ на территории
Пермского края. 11 января – день заповедников и национальных парков в
России.
Практика: составление презентаций, путевых очерков о природных
памятниках, заповедниках или ООПТ.
Тема 9. Грызуны. Содержание и уход. Профессия – ротолог.
Общая характеристика грызунов: разнообразие видов, биологические
особенности. Значение грызунов в природе и экосистеме. Обзор популярных
видов: морские свинки, хомяки, крысы, мыши, джунгарские хомячки.
Краткое описание каждого вида: характер, особенности ухода и содержания.
Условия содержания грызунов. Уход за грызунами. Кормление. Профессия
ротолог. Задачи ротолога. Образование и квалификация, необходимые для
этой профессии. Роль ротолога в уходе за грызунами в зоомагазинах или
питомниках.
Практика: обустройство клетки и кормление, уход за шерстью, ногтями и
зубами. Ознакомление с основными заболеваниями грызунов и методами их
профилактики и лечения. Измерение температуры, веса животных, их
осмотр.
Тема 10. Животные – экзоты. Насекомые, пресмыкающиеся, моллюски,
земноводные. Содержание и уход.
В чём состоит уход за домашними животными. Десятка самых
распространенных домашних животных России, особенности их содержания
с точки зрения ветеринара. Экзотические животные, особенности ухода.
Новое в законодательстве о содержании животных (Постановление
Правительства РФ от 30 декабря 2019 № 1937 «Об утверждении требований к
использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержании»).
Каких диких животных в соответствии с законодательством РФ можно
содержать в квартире и каких нельзя: https://journal.tinkoff.ru/short/mimiminonono/ .
Практика: Деловая игра «Ветеринарная клиника».
Тема 11. Декоративные птицы. Особенности содержания и ухода.
Понятие «декоративные птицы». Причины популярности их
содержания в домашних условиях. Основные виды декоративных птиц
попугаи (волнистые, кореллы), канарейки, амадины, певчие птицы. Условия
содержания (выбор клетки: размеры, материалы, обустройство; место для
клетки: освещение, температура и др.). Уход за птицами (питание: основные
виды кормов, свежие фрукты и овощи, витамины и минералы). Уборка
клетки: как часто нужно чистить, чем и как это делать. Процедуры гигиены:
купания, выщипывание перьев, зубные циклы. Заболевания и их
профилактика. Социальное поведение и активные игры. Ответственность
владельца.
Практика: обустройство клетки и кормление, уход за ногтями и клювом.
Составление ветеринарной карточки декоративной птицы (документ,
помогающий отслеживать здоровье и историю лечения птицы).
Тема 12. Экологическое краеведение. Природоохранная акция
«Встречаем перелетных птиц». Перелетные птицы Пермского края.
Профессия орнитолог.
Основные виды перелетных птиц Прикамья. Причины перелетов.
Редкие и исчезающие виды птиц Прикамья. Орнитологические охраняемые
территории Прикамья. Традиции и современные формы охраны птиц,
природоохранная акция «Встречаем перелетных птиц» как способ охраны и
привлечения перелетных птиц. Наука – орнитология. Профессия – орнитолог.
Обязанности орнитолога. Возможные места работы орнитолога.
Практика: Орнитологическая экскурсия-практикум. Обучающиеся учатся
пользоваться биноклем, заполнять полевой дневник, собирать и хранить
птичьи перья, фотографировать птиц и записывать их голоса.
Тема 13. Аквариумные рыбки. Содержание и уход. Профессии
связанные с аквариумистикой.
Виды аквариумных рыб. Совместимость. Групповое содержание.
Выбор аквариума, оборудование (фильтрация, обогрев, освещение). Качество
воды, чистка, кормление. Поддержание экосистемы аквариума. Заболевания
аквариумных рыб, профилактика, лечение. Декорации и растения. Что
изучает аквариумистика. Профессии, связанные с аквариумистикой: ученыйаквариумист, специалист по обслуживанию декоративных аквариумов,
аквариумист-дизайнер, старший аквариумист. Требования к профессии.
Основные места работы.
Практика: составление технологической карты «Уборка в аквариуме».
Тема 14. Экскурсия в живой уголок.
Знакомство с обитателями живого уголка. История появления
животных в жимом уголке. Красота животных. Интерес к животным.
Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить
здоровье. Животные помогут стать добрыми и отзывчивыми людьми.
Животные во многом похожи на нас. Особенности поведения и правила
безопасного обращения с животными.
Практика: Наблюдение за поведением животных и птиц, за их кормлением.
Фотографирование. Сбор корма для подкормки животных уголка. Тренинг
«Экологические письма».
Тема 15. Животные на войне.
Вклад животных в победу в Великой отечественной войне 1941-1945гг.
Профессии собак на войне: санитары, саперы, диверсанты, связисты. Коты –
герои. Лошади, Верблюды, голуби и другие животные. Профессия
дрессировщик. Особенности работы, требования. Нужны ли дрессировщику
ветеринарные знания?
Практика: участие во Всероссийской акции «Письмо солдату».
Тема 16. Экологическое краеведение. Природоохранная акция
«Подснежник». Раннецветущие растения Пермского края. Охрана
первоцветов.
Цели и задачи природоохранной акции «Подснежник». Первоцветы
Прикамья. Охраняемые первоцветы Прикамья.
Практика: Познавательная игра «Школа первоцветов».
Тема 17. Итоговое занятие. Профпроба
Выполнение комплексного задания, состоящего из теоретической части
(тест) и практической части. Профпроба: практическое занятие по анализу
состояния зоогигиенических условий содержания животных, по
профилактике болезней, возникающих при нарушении условий содержания,
по правилам оказания первой доврачебной помощи животным.
Практика: Экскурсия в живой уголок Дома детского и юношеского туризма
и экскурсий.
1.4. Планируемые результаты
1.4.1. Личностные результаты освоения программы:
В рамках когнитивного компонента будет сформировано:
- осознанное отношение обучающихся к целостности окружающего мира;
- целостное представление не только о правилах и способах содержания
животных в неволе, но и о значении правильно созданных условий
содержания для сохранения здоровья, как животных, так и человека;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
познавательной деятельности;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки в области
ветеринарной деятельности.
В рамках ценностно-эмоционального компонента будет сформировано:
- уважительное отношение к объектам живой природы;
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей, животных;
- основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- эстетическое отношение к животному миру и природе.
В рамках деятельностного компонента будут сформированы:
- умение проведения первичного осмотра животного;
- умение заполнения индивидуальной карточки животного;
- представление о целостности окружающего мира;
- основа экологической грамотности, элементарных правил нравственного
поведения в мире природы;
- нормы здоровьесберегающего поведения.
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы
В результате освоения программы обучающиеся научатся регулятивным
универсальным учебным действиям:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
самостоятельно
преобразовывать
практическую
задачу
в
познавательную;
решению проблем поискового/творческого характера;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основании оценки и учёта характеристики ошибок;
использовать полученные навыки самостоятельной работы для
разработки/написания
сообщений,
рефератов,
проектов,
исследовательских работ;
основам познавательной и личностной рефлексии.
В результате освоения программы обучающиеся научатся коммуникативным
универсальным учебным действиям:
сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
владеть монологической и диалогической формами речи; выражать и
отстаивать свою точку зрения, принимать другую;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
распределять функции и роли в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
В результате освоения программы обучающиеся научатся познавательным
универсальным учебным действиям:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием литературы;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
осуществлять распознавание объектов, выделение существенных
признаков и их синтеза.
1.4.3. Предметные результаты освоения программы
Обучающиеся после окончания курса
будут знать:
- основные этапы истории развития ветеринарии;
- основные методы обследования животных применяемые в ветеринарной
медицине;
- признаки основных болезней животных;
- правила содержания и нормы кормления животных живого уголка;
- основы оказания первой помощи животным;
- классификацию кормов для разных групп животных;
- правила личной гигиены при общении с животными;
- отличительные особенности разных профессий в области ветеринарии;
- основные термины, применяемые в данных профессиях;
- особенности некоторых ветеринарных профессий;
- содержание, характер и условия труда ветеринарных профессий;
- требования к личностным и профессиональным качествам специалистов;
- теоретические сведения, связанные с той или иной профессией;
- правила обеспечения безопасности труда;
- инструменты, оборудование, правила их использования;
будут уметь:
- оценивать условия жизни животных и выявлять первые признаки
заболевания для эффективного лечения;
- выбирать и применять на практике соответствующие случаю методы
обследования;
- распознавать признаки наиболее распространенных заболеваний животных;
- оказывать первую доврачебную ветеринарную помощь;
- соблюдать личную гигиену при общении с животными;
- вести записи наблюдений в лабораторном журнале, заполнять карточки
первичного зоотехнического учета;
- пользоваться необходимыми инструментами, оборудованием;
- выполнять простейшие измерения, проводить расчеты;
- выполнять правила техники безопасности, требования гигиены и
санитарии;
- оценивать результаты выполнения профессиональных заданий;
- соотносить индивидуальные особенности с требованиями профессии.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель: 36;
количество учебных дней: 72;
продолжительность учебной недели – 6 дней.
Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 01.09 – 30.05.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы
педагога и планом мероприятий Учреждения.
Календарный график на учебный год
2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Учебные занятия проводятся в учебных кабинетах образовательных
организаций (школ), соответствующих требованиям Роспотребнадзора к
учебным аудиториям.
Оборудование
Количество
Учебные столы
8 шт.
Стулья
15 шт.
Магнитно-маркерная доска
1
(при возможности – интерактивная доска)
Компьютер (ноутбук)
1
Мультимедиапроектор
1
Принтер
1
Сканер
1
Ксерокс
1
DVD-проигрыватель
1
Канцелярские товары
По необходимости
2.2.2. Информационное обеспечение
Интернет-источники
http://www.veterinar.ru/
Описание
Ветеринарный портал
https://www.petshealth.ru/ Ресурс, посвященный домашним животным и
ветеринарии
https://vetandlife.ru/
Ветеринария и Жизнь. Информационный портал и
газета.
https://fsvps.gov.ru/ru
Россельхознадзор.
Официальный
сайт
Федеральной службы по ветеринарному и
фитосанитарному надзору.
http://animal.geoman.ru
Мир животных
www.apus.ru
Зооинформ. Свежие новости, статьи от врачейветеринаров, увлекательные блоги, журнал
"Современная ветеринарная медицина"
Интересная и разнообразная информация о самых
различных животных
2.2.3. Кадровые ресурсы
Реализация данной программы предусматривает привлечение педагога,
уровень квалификации которого соответствует задачам достижения
планируемых результатов, организации образовательной деятельности
обучающихся, компетентный в области естественных наук.
Целесообразно взаимодействие образовательных учреждений (школы и
УДО) с целью более качественного обучения и воспитания детей.
2.2.4. Организационный ресурс
Предполагает, что занятия проводятся при соблюдении расписания,
режима проведения занятий, правил техники безопасности.
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности освоения программы разработана
система диагностики по данной программе, включающая в себя 2 этапа:
предварительный контроль и итоговый контроль.
Уровень сформированности ЗУН оценивается по каждой теме на
основе выполнения практических заданий. Результаты отслеживаются на
основе карты «Педагогический мониторинг реализации образовательной
программы».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости, дневники наблюдений, материалы анкетирования и
тестирования, аналитические справки и аналитический материал, отзывы
детей и родителей, и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитические материалы по итогам проведения диагностики и
аналитические справки, отчет итоговый.
2.4. Оценочные материалы
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны:
- зачётные вопросы по темам программы;
- тесты-задания для отслеживания уровня полученных умений и навыков.
Для отслеживания уровня усвоения программы проводится анализ
активности обучающихся на занятии.
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к
каждой теме разработаны тесты, викторины, кроссворды, карточки - задания,
тесты-задания.
Механизм оценки результативности - активность на занятиях.
В течение курса педагог сравнивает полученные после проведения
диагностики результаты с предполагаемыми, корректирует программу при
необходимости.
2.5. Методические материалы
Данная программа, в целом, направлена на раннюю профориентацию,
формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и
самосовершенствование.
2.5.1. Формы и методы.
Учитывая специфичность учебных тем, программой предусмотрено
использование и чередование различных форм и методов для освоения
детьми учебного материала.
Используемые
методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой,
дискуссионный, исследовательский и др.; методы воспитания: убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.
Теоретические занятия проводятся в учебных классах школы на
договорной основе. Практические – в соответствии с тематикой и
содержанием занятий: тематическая экскурсия, деловая игра, профпроба…
Практическая деятельность поможет формировать у детей потребность в
познавательной деятельности, развивать их разносторонние способности
(проектные, исследовательские, творческие, коммуникативные).
Для активизации познавательной деятельности разработаны,
сформированы и систематизированы дидактические материалы инструкционные, технологические карты, задания с проблемными
ситуациями, задания с разным уровнем сложности вопросов, справочный
материал, тесты с возможностью самоконтроля, кроссворд.
В учебной работе используется примерный алгоритм учебного
занятия:
1. Организационный этап - проверка посещения, организация начала
занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность
и активизация внимания.
2. Подготовительный этап - совместная с обучающимися формулировка
цели и задач занятий, мотивация учебной деятельности.
3. Основной этап - усвоение новых знаний и способов действий.
4. Повторение - выявление качества и уровня овладения знаниями, их
коррекция.
5. Рефлексия
самооценка,
оцениваться
работоспособность,
психологическое состояние, результативность работы, содержание и
полезность учебной работы.
2.5.2. Методические рекомендации педагога
Особенность программы в том, что она предназначена для знакомства
учащихся с основами ветеринарного дела, а также воспитания культуры
труда. Практическая часть имеет элементы профессиональных проб.
Профессиональная проба – это профессиональные испытание, которое
моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности. В
процессе реализации программы создаётся база для прохождения
профессиональной пробы по данной компетенции продвинутого уровня.
Программа направлена на развитие у обучающихся универсальных
учебных действий, формирование исследовательского типа мышления и
профессионально ориентирована на отрасль медицины, которая занимается
профилактикой, ведением, диагностикой и лечением болезней, расстройств и
травм у животных.
Реализация программы предусматривает:
Интеллектуальное развитие подростков, их вовлечение в практическую
деятельность;
Формирование инновационного, изобретательского стиля мышления,
т.е. научить мыслить нестандартно и видеть мир с точки зрения
создателя и преобразователя;
Помочь определиться с выбором перспективной востребованной
специальности.
Данная программа разработана в 2021 году. Внесены уточнения,
изменения в 2023 году.
2.6. Воспитательная деятельность
Программа
«Ветеринария»
направлена
на
развитие
личности
обучающихся, их социализации, на воспитание обучающихся в духе
традиционных Российских духовных ценностей, включая ценности своей
малой родины.
Цель: создание условий для формирования высоконравственной,
образованной, творческой личности, умеющей и желающей проявлять заботу
о животных.
Формы воспитательной работы: рассказ, беседа, дискуссия, пример,
упражнение,
поручение,
создание
воспитывающих
ситуаций,
игра,
поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование,
Планируемые результаты воспитательной работы:
- освоение различных социальных норм, правил поведения в социуме;
- участие в общественной жизни;
- здоровый и безопасный образ жизни, соблюдение правил безопасного
поведения в различных ситуациях и различных местах;
- осознанное, уважительное отношение к институту семьи, заботливое
отношение к членам своей семьи;
-
понимание
и
проявление
экологической
культуры,
природосообразного поведения;
- сформированы навыки самоорганизации и адекватной самооценки.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Название мероприятия, события
Формы проведения
Сроки проведения
День знаний.
День солидарности в борьбе с
терроризмом
День леса
День туризма
Международный день пожилых
людей
День отца
День народного единства
День матери
День Государственного герба
Российской Федерации
День добровольца (волонтёра)
Творческий конкурс
Диспут
сентябрь
сентябрь
Акция
Турслёт
Праздник
сентябрь
сентябрь
октябрь
Выставка
Устный журнал
Выставка
Творческий конкурс
октябрь
4 ноября
ноябрь
30 ноября
Беседа
5 декабря
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
России
День Конституции Российской
Федерации
День защитника Отечества
Международный женский день
День воды
Всемирный день здоровья
Всемирный день Земли
Праздник Весны и Труда
День Победы
Международный день семьи
Познавательное
мероприятие
Соревнование
Праздник
Акция
День здоровья
Акция
Праздник
Устный журнал
Фотовыставка
12 декабря
февраль
март
22 марта
7 апреля
22 апреля
май
май
15 мая
2.7. Список литературы
2.7.1. Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2019 № 1937 «Об
утверждении требований к использованию животных в культурнозрелищных целях и их содержании»;
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р;
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года;
- Паспорт национального проекта "Образование" (протокол от 24 декабря
2018 г. № 16);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Приказ Минпросвещения России № 467 от 03.09.2019 г. "Об утверждении
целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей";
- Типовая модель реализации разноуровневых программ дополнительного
образования детей, внедряемая в рамках федерального проекта «Успех
каждого ребенка» национального проекта «Образование» от 07 декабря
2018г.;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
- Закон Пермского края от 12 марта 2014 г. № 308-ПК "Об образовании в
Пермском крае" (в ред.06.10.2020);
- Концепция развития дополнительного образования в Пермском крае до
2030 года;
- Устав МАУ ДО ДДЮТЭ г. Березники;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении
дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ
МАУ ДО ДДЮТЭ г. Березники.
2.7.2. Литература для педагога
Баринов Н. Д., Сивохина Л. А., Трушина В. А.. Универсальный
справочник ветеринарного врача. – М.: Научная книга / T8RUGRAM,
2017. – 608 с.
2.
Богдан С.Д. Что надо знать кролиководу. Пермь, Кн. изд-во, 1979 г.
3.
Брюс Ф. 101 вопрос, который задала бы ваша собака своему ветеринару
(если бы умела говорить). – М.: Издательство: АСТ, 2005г., 236 стр.
4.
Козлов М.С., Куприянова Е.П. Парикмахерская для собак и кошек. –
М.: Издательство: Аквариум-Принт, 2019 г.
5.
Помытко В.Н, Александров В.Н. Учебная книга кроликовода. Издание
2-е, стереотипное. – М.: Агропромиздат 1998г.
6.
Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. Учебник. 2-е изд.. — 1993 г.
7.
Янг П. Профессиональный уход за собакой в домашних условиях.
[пер.с англ. Ю. Н. Михайловой]. — М. : Эксмо, 2013. — 168 с. : ил.
8.
О профессии зоопсихолога - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https:// postupi.online/professiya/zoopsiholog/.
9.
Профессия ветеринар – описание, обязанности, зарплата [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://postupi.online/professiya/veterinar.
1.
Приложения
Приложение 1
Анкета (начальная диагностика)
1. Любишь ли ты животных?
2. Есть ли у тебя домашние животные? Если да, то какие?
3. Хотел бы ты завести других питомцев? Если да, то каких?
4. Если у тебя есть домашние питомцы, то ты сам ухаживаешь за ними?
5. Как ты думаешь, нужны специальные знания и умения, чтобы следить за
питомцем?
6. Пользуетесь ли вы услугами ветеринара?
7. Как часто вы пользуетесь услугами ветеринара?
8. Считаешь ли ты профессию ветеринар нужной? Почему?
9. Хотел бы ты учиться на ветеринара?