Дополнительная общеразвивающая программа ГЛИНОДЕЛ

ПАСПОРТ
дополнительной общеразвивающей программы
Название программы

«Глинодел»

Вид программы

Модифицированная

Уровень Программы
Направленность программы

Вводный (стартовый)
Художественная

Продолжительность
образовательного процесса
Возраст обучающихся

1 год

Название объединения
Год основания творческого
объединения
Цель программы

Аннотация программы

7-12 лет
«Глинодел»
2025 год
Развитие
творческих
способностей
обучающихся через работу с природным
материалом
глиной,
воспитание
патриотических чувств и любви к родине.
Программа направлена на реализацию
творческого потенциала ребёнка через работу с
природным материалом, формирование
устойчивого интереса к художественному
творчеству и становление активной
гражданской позиции.

Введение
Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Глинодел»

художественной направленности предназначена для обучающихся 7–12 лет,
проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству и желающих
освоить основы работы с глиной. Программа предусматривает

базовый

уровень сложности и не требует специальных знаний или навыков для
зачисления, что делает её доступной для всех желающих.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 4 академических
часа, что позволяет сочетать теоретическое изучение материала с глубокой
практической

отработкой

навыков.

Особенностью

программы

является

ориентация на практическую деятельность: более 70% учебного времени
отводится

на

создание

собственных

работ,

освоение

техник

лепки,

декорирования и росписи.
Ключевым преимуществом реализации программы является наличие в
учреждении современного оборудования – муфельной печи большого объёма,
что позволяет обжигать изделия профессионального уровня и знакомить
обучающихся с полным циклом керамического производства: от подготовки
материала до финального обжига.
В процессе обучения дети не только развивают мелкую моторику,
художественный вкус и пространственное мышление, но и погружаются в
культурно-исторический контекст Прикамья. Изучение традиций гончарного
дела региона, особенностей местных промыслов и их роли в истории края
способствует воспитанию патриотизма, уважения к наследию предков и
осознанию ценности народных ремёсел.
Программа направлена на реализацию творческого потенциала каждого
ребёнка через работу с природным материалом, формирование устойчивого
интереса к художественному творчеству и становление активной гражданской
позиции.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная
«Глинодел»

общеобразовательная

разработана

в

соответствии

общеразвивающая
основными

программа

нормативными

и

программными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от
29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (Методические
рекомендации по формированию механизмов обновления содержания, методов
и технологий обучения в системе дополнительного образования детей,
направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в
том

числе

включение

компонентов,

обеспечивающих

формирование

функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным,
физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений
научно-технологического и культурного развития»);
- письмом Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О

направлении

информации»

(«Методические

рекомендации

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
-

Постановлением

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи»;
- Уставом муниципального автономного учреждения дополнительного
образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Программа может быть использована педагогами дополнительного
образования. Элементы программы, отдельные разделы можно использовать на
уроках изобразительного искусства, окружающего мира, природоведения; в
учреждениях дополнительного образования – на занятиях по изобразительному
искусству.
1.1.1. Направленность программы
Программа

«Глинодел» относится к программам художественной

направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической
культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит
ярко

выраженный

креативный

характер,

предусматривая

возможность

творческого самовыражения, творческой импровизации с использованием
краеведческого, природного материала. Она имеет общекультурный уровень
освоения. Общеобразовательная программа разработана в соответствии с
современными нормативными документами в сфере образования.
Актуальность

программы.

Дополнительная

общеразвивающая

программа «Глинодел» обладает значительной социально-педагогической и
культурной актуальностью, что обусловлено следующими факторами:
- Развитие практических навыков и творческого потенциала. В эпоху
цифровизации и сокращения часов на уроки труда в общеобразовательных
школах

программа

восполняет

дефицит

практико-ориентированной

деятельности. Работа с глиной способствует развитию мелкой моторики,
образного мышления, креативности и усидчивости, что особенно важно для
детей 7–12 лет в контексте формирования универсальных учебных действий;
- Сохранение культурного наследия Прикамья. Программа интегрирует
краеведческий компонент, знакомя обучающихся с историей гончарного
промысла

региона.

Это

отвечает

задачам

национального

проекта

«Образование» в части воспитания гражданской идентичности и уважения к

традициям

малой

родины.

Изучение

местных

ремёсел

способствует

формированию патриотизма через осознание преемственности поколений.
- Психоэмоциональное развитие и арт-терапевтический эффект. Работа с
природным материалом обладает релаксационным воздействием, снижает
уровень тревожности и развивает эмоциональный интеллект. Тактильный
контакт с глиной позволяет детям выражать чувства в творческой форме, что
актуально в условиях возрастающих учебных нагрузок и стрессовых факторов.
- Условия для профессионального самоопределения. Использование
профессионального оборудования (муфельная печь) обеспечивает погружение в
реальный технологический процесс.

Это

создаёт

основы

для ранней

профориентации в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна и
сохранения традиционных ремёсел.
- Доступность и инклюзивность. Отсутствие входных требований
позволяет привлечь разнообразные категории обучающихся, включая детей с
ОВЗ (при адаптации заданий). Программа способствует социализации и
построению коммуникации в процессе коллективной работы.
Таким образом, программа не только отвечает запросам современных
детей на творческую самореализацию, но и соответствует государственным
приоритетам в области образования, культуры и сохранения национального
наследия.
Отличительные особенности программы состоят в том, что в процессе
обучения учащиеся получают знания не только об основных приемах и
техниках работы с глиной, но и познакомятся с творчеством наиболее
выдающихся
Тематическое

мастеров

декоративно

планирование

прикладного

выстроено

с

искусства

учетом

Прикамья.

региональных

и

муниципальных особенностей и традиций. Программа интегрирует историкокультурный компонент Прикамья: дети изучают традиционные техники
местных гончарных промыслов, орнаменты и смысловые элементы, что
способствует формированию региональной идентичности. Через связь с
традиционными промыслами программа воспитывает уважение к культурному

наследию и способствует осознанию преемственности поколений, что редко
выделяется в аналогичных курсах как отдельная цель.
Эти особенности делают программу уникальной в части сочетания
технологических возможностей, глубины содержания и доступности для
целевой аудитории.
Практическая значимость программы заключается в:
- Формирование прикладных навыков работы с керамикой. Обучающиеся
осваивают полный цикл создания изделий: от лепки и декорирования до обжига
в муфельной печи. Эти умения могут стать основой для будущего
профессионального

выбора

в

сфере

дизайна,

декоративно-прикладного

искусства или реставрации.
- Развитие мелкой моторики и координации.
- Психоэмоциональная разгрузка и арт-терапия. Тактильный контакт с
природным материалом снижает стресс, развивает концентрацию внимания и
обеспечивает эмоциональную стабильность, что особенно важно в условиях
учебной нагрузки.
- Социализация и работа в коллективе. Совместные проекты (например,
создание коллективной композиции или серии изделий по мотивам промыслов
Прикамья)

учат

распределять

задачи,

договариваться

и

презентовать

результаты.
- Связь с региональными традициями. Умение воссоздавать элементы
традиционной

керамики

Прикамья

(орнаменты,

формы)

способствует

сохранению культурного наследия и может быть использовано в школьных
проектах, выставках или краеведческих мероприятиях.
- Профориентационная направленность. Знакомство с технологическими
процессами (подготовка глины, обжиг, работа с глазурями) даёт представление
о профессиях гончара, керамиста, дизайнера и открывает возможности для
дальнейшего обучения в художественных колледжах или мастерских.
Программа обеспечивает следующие условия:

- психолого-педагогические условия: ориентированность педагогической
оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение
нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки;
- социально-педагогические: формирование гражданского мировоззрения,
воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и
ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к
историческому наследию);
- обучающие: обеспечить усвоение знаний по истории города, исторических
личностей,

связанных

с

историей

края,

изучение

основ

поисковой,

исследовательской работы;
- познавательные: формировать навыки работы с историческими источниками,
научно-популярной литературой и периодической печатью;
- развивающие: развитие потребности к самостоятельному изучению истории
родного края; интеллектуальное, творческое развитие учащихся;
-

мотивационные:

сотрудничества,

создание

формирование

комфортной
желания

обстановки

продолжить

и

атмосферы

образование

по

выбранной дисциплине.
Принципы реализации программы
личностно-ориентированный подход (признание личности развивающегося
человека высшей социальной ценностью);
добровольность включения детей в деятельность (свобода проявления
своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере);
духовность
ориентаций,

(формирование

формирование

у

детей

потребностей

гуманистических
к

освоению

и

духовных

производству

ценностей культуры, соблюдение нравственных норм морали);
толерантность (терпимость к мнению других людей, к инакомыслию и
другим культурам, другому образу жизни);
гуманизация межличностных отношений (уважительные демократические
отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению

детей, создание ситуации успеха, защита каждого члена коллектива от
негативного проявления вредных привычек).
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Глинодел»
варьируется от 7 до 12 лет. Состав группы формируется на добровольной
основе. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными
особенностями обучающихся.
Учет возрастных особенностей обучающихся.
Младшая группа (7-10 лет). Дети в этом возрасте активно развивают
мелкую моторику и координацию движений. У них формируется интерес к
творчеству и художественным занятиям. Важно использовать яркие и простые
материалы для занятий. В этом возрасте оправдано использование игровых
форм обучения, простые и понятные задания с минимальным количеством
шагов. Поощрение и поддержка каждого шага в процессе выполнения задания.
Средняя группа (11-12 лет). Дети в этом возрасте уже имеют базовые
навыки и могут выполнять более сложные задания. У них развивается
критическое мышление и способность к самооценке. Важно стимулировать их к
самостоятельной работе и творческому поиску. Целесообразно использование
разнообразных материалов и техник, введение элементов самостоятельной
работы и проектной деятельности. Обсуждение и анализ выполненных работ.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие, проявляющие
интерес к занятиям в области художественного творчества, краеведения.
Количественный состав группы: 15 – 20 человек. Программа может
реализовываться как на базе одного класса, так и в сборной разновозрастной
группе.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написание
заявления родителями (законными представителями учащихся), подписанием
договора и согласия на обработку персональных данных.
Допуск к занятиям производится после обязательного инструктажа по
охране труда и технике безопасности по соответствующим инструкциям.

Срок реализации программы составляет 1 учебный год. Программа
может быть реализована с общим объемом 72 часа в год.
Режим занятий.
При объеме 72 учебных часов в год, занятия проводятся 2 часа в неделю:
1 раз в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Форма обучения: очная. Формой организации деятельности обучающихся
на

занятии,

является

индивидуально-групповая.

Занятия

состоят

из

теоретической и практической частей.
Возможна очно-заочная форма с применением дистанционных технологий
в отдельных случаях, например карантине по инфекционным заболеваниям. В
этом случае для взаимодействия педагога с обучающимися и передачи
материалов

на

расстоянии

используются

информационно-

телекоммуникационных сеть (интернет) и информационно-коммуникационная
образовательная платформа «Сферум». С помощью «Сферума» проводятся
видеоуроки, отправляются материалы к урокам и собираются задания.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через работу с
природным материалом - глиной, воспитание патриотических чувств и любви к
родине.
Задачи:
Личностные:
- Формировать гуманистические ценности, патриотизм, потребность в активной
жизненной позиции;
- Воспитывать уважение к культурному наследию Прикамья через изучение и
воспроизведение элементов традиционной керамики;
- Формировать патриотические чувства и осознанную связь с малой родиной
путем

создания

работ,

отражающих

особенности;
- Развивать коммуникативные навыки;

местные

историко-культурные

- Развивать трудолюбие, аккуратность и ответственность за результат при
работе с материалом и оборудованием.
Метапредметные:
- Создать условия для развития художественно-творческого потенциала
обучающихся, способности и потребности к самовыражению при работе с
глиной;
- Содействовать развитию пространственного мышления, художественного
вкуса и творческого воображение через создание собственных эскизов и
изделий;
- Способствовать развитию способности к художественно-эстетическому
познанию и преобразованию знаний в продукт художественного творчества;
- Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений в процессе
ручной лепки и декорирования керамики.
Предметные:
- Обучить основам работы с глиной: техникам лепки (пластилин, жгут, пласт),
декорирования (роспись, тиснение, налеп) и правилам обжига в муфельной
печи.
-

Освоить

теоретические

знания

об

изобразительном

искусстве,

о

традиционных промыслах Прикамья, особенностях местной керамики и
символике орнаментов.
- Познакомить с основными керамическими промыслами и ремеслами
Пермского края;
-

Сформировать

изобразительного

умения
искусства,

использовать
законы

выразительные

композиции,

грамотно

средства
применять

художественные материалы и техники исполнения.
- Изучить свойства материалов (глина, глазурь, ангобы), правила работы с
инструментами и оборудованием.

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план ДООП «Глинодел»
1 год обучения, 72 часа
Всего Теория
п/п Наименование раздела, темы
1 Вводный раздел. Знакомство с материалами
и техникой.
1.1 Инструктаж по технике безопасности. Свойства

Прак
тика

12

2

10

2

1

1

4

0

4

1.3 Лепка методом жгутов (создание кружки, вазы)

4

0

4

1.4 Сушка и подготовка к обжигу. Знакомство с
муфельной печью

2

1

1

2 Декорирование и роспись. Основы работы с
глазурями
2.1 Тиснение, налеп, прорезной орнамент

16

2

14

4

0

4

2.2 Роспись ангобами (цветными глинами)

4

0

4

2.3 Глазурование: техники и правила нанесения

4

0

4

2.4 Обжиг готовых работ. Анализ результатов

4

2

2

3 Традиционные промыслы Прикамья.
Краеведческий блок
3.1 История гончарного дела в регионе. Символика
орнаментов
3.2 Лепка по мотивам пермской звериного стиля
(амулеты, фигурки)
3.3 «Суксунская свистулька». Изучение приемов
художественной обработки глины кунгурскими
и суксунскими мастерами.
3.4 Художественный образ растительного мира
Прикамья. Изучение техники Обвинской
росписи. Роспись изделий с использованием
исторических орнаментов
3.5 Обжиг и презентация работ

20

4

16

2

1

1

6

1

5

6

0

6

4

1

5

2

1

1

4 Создание авторских проектов
4.1 Разработка эскиза: от идеи к проекту

22
2

0
0

22
2

4.2 Лепка авторского изделия

6

0

6

4.3 Декорирование и роспись

6

0

6

4.4 Обжиг и подготовка к выставке

4

0

4

4

1

3

глины, инструменты, основы работы
1.2 Простые формы: лепка изделий методом пласта
(тарелка, плитка)

5 Итоговые занятия. Выставка-презентация

Формы
аттестации/
контроля

Выставка
работ

Выставка
работ

Выставка
работ

Итого:

72

9

63

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводный раздел. Знакомство с материалами и техникой.
1.1 Инструктаж по технике безопасности. Свойства глины,
инструменты, основы работы
Теория: Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности
(вводный инструктаж). Знакомство с коллективом. Правила поведения в
творческом объединении. Необходимые материалы для работы по программе.
Глина – природный материал. Глина, керамика - древнейший материал для
изготовления предметов домашнего обихода. Виды и свойства глины,
инструменты, основы работы.
Практика: Проверка готовности глины к работе. Освоение базовых
приёмов лепки.
1.2 Простые формы: лепка изделий методом пласта
Теория: Пластичность глины, способы подготовки к лепке. Особенности
создания изделий из пласта глины.
Практика: Изготовление декоративной тарелки, плитки с рельефным
рисунком.
Тема 1.3. Лепка методом жгутов.
Теория: Техника создания сосудов из жгутов. Правила соединения деталей.
Практика: Лепка кружки или вазочки.
Тема 1.4. Сушка и подготовка к обжигу. Знакомство с муфельной
печью.
Теория: Этапы сушки изделий. Правила загрузки и работы с муфельной
печью.
Практика: Подготовка изделий к первому обжигу. Выставка работ.
Раздел 2. Декорирование и роспись. Основы работы с глазурями
Тема 2.1. Тиснение, налеп, прорезной орнамент.
Теория: Виды декора в керамике.
Практика: Создание орнамента на изделиях с помощью тиснения, налепа

и прорезей.
Тема 2.2. Роспись ангобами.
Теория: Приготовление и применение ангобов. Цветовая палитра.
Практика: Роспись изделий цветными глинами.
Тема 2.3. Глазурование: техники и правила нанесения.
Теория: Виды глазурей. Способы нанесения (окунание, кисть).
Практика: Покрытие изделий глазурью.
Тема 2.4. Обжиг готовых работ. Анализ результатов.
Теория: Температурные режимы обжига. Оценка качества изделий.
Практика: Проведение обжига. Анализ дефектов и успехов. Выставка
работ.
Раздел 3. Традиционные промыслы Прикамья. Краеведческий блок
Тема 3.1. История гончарного дела в регионе. Символика орнаментов.
Теория:

Понятие

о

народном

художественном

промысле.

Обзор

художественных промыслов России. Роль природы в становлении и развитии
промыслов. Значение изделий народных мастеров в крестьянском быту и роль в
современном

интерьере.

Демонстрация

изделий

народных

мастеров.

Знакомство с традиционными промыслами Прикамья. Символика орнаментов.
Практика: Зарисовка традиционных орнаментов.
Тема 3.2. Лепка по мотивам пермского звериного стиля.
Теория:

Особенности

пермского

звериного

стиля.

Декоративная

переработка образов животных и птиц мастерами. Образы природы (следы
птиц, растений) в орнаменте.
Практика: Лепка амулетов, фигурок животных.
Тема 3.3. Изучение приемов художественной обработки глины
кунгурскими и суксунскими мастерами.
Теория:

Знакомство

с

игрушечным

промыслом

деревни

Суксун.

Суксунская свистулька. Особенные свойства кунгурской и суксунской глины.
Приемы художественной обработки глины кунгурскими и суксунскими
мастерами. Пропорции. Архитектурная керамика. Изразец. Производство

художественной керамики в г. Усолье: гончарных, майоликовых и шамотных
изделий с ручной росписью, лепниной и декорировкой. История усольского
изразечного ремесла. Анализ работ, выполненных обучающимися.
Практика: Лепка суксунской свистульки (закрепление приемов и
навыков лепки). Изготовление изразца из глины.
Тема

3.4.

Роспись

изделий

с

использованием

исторических

орнаментов. Художественный образ растительного мира Прикамья.
Теория: Роль композиционного построения и цветового решения в
художественном

освещении

образов

природы.

Цветочные

мотивы.

Возникновение обвинской росписи, её истоки. Обвинская звезда - главный
элемент росписи. Роль цветового фона. Обрамление живописного фона.
Приемы обвинской росписи.
Анализ работ обучающихся. Их художественные достоинства в трактовке
образов растительных мотивов.
Практика: Освоение типовых композиций – копирование простых
композиций плоскостных изделий. Отработка приемов обвинской росписи:
выполнение

«ягодки»,

элементов «приписок»,

«звезды»,

«листика»,

выполнение

графических

«стеблей». Роспись изделий с использованием

исторических орнаментов.
Тема 3.5. Обжиг и презентация работ.
Теория: Особенности обжига декорированных изделий.
Практика: Проведение обжига. Подготовка выставки.
Раздел 4. Создание авторских проектов
Тема 4.1. Разработка эскиза: от идеи к проекту.
Теория: Основы проектирования изделий.
Практика: Создание эскиза авторского изделия.
Тема 4.2. Лепка авторского изделия.
Теория: Технология создания сложных форм.
Практика: Лепка интерьерного объекта или сувенира.
Тема 4.3. Декорирование и роспись.

Теория: Приёмы декорирования авторских работ.
Практика: Роспись и декорирование изделия.
Тема 4.4. Обжиг и подготовка к выставке.
Теория: Правила обжига сложных изделий. Принципы оформления
экспозиции.
Практика: Проведение обжига. Подготовка этикеток, размещение работ.
Раздел 5. Итоговые занятия. Выставка-презентация
Тема 5.1. Организация выставки работ для родителей и сверстников.
Подведение итогов. Рефлексия.
Теория: Правила презентации работ. Анализ достижений за год.
Практика: Обсуждение успехов и трудностей. Итоговая аттестация
форме выставки детского творчества.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
- Основные свойства глины, правила работы с инструментами и муфельной
печью.
- Техники лепки (пласт, жгуты, лепка из целого куска) и декорирования
(тиснение, роспись ангобами, глазурование).
- Основные термины и понятия декоративно-прикладного искусства.
- Особенности традиционной керамики Прикамья, символику орнаментов и
историю местных промыслов.
Обучающиеся будут уметь:
- Создавать изделия из глины, используя изученные техники.
- Проводить полный цикл работы: от эскиза до обжига и декорирования.
- Анализировать качество готовых работ, устранять дефекты.
Метапредметные результаты
- Развитие пространственного мышления и художественного вкуса через
создание эскизов и изделий.

- Формирование навыков проектной деятельности: планирование, исполнение,
презентация результата.
- Совершенствование мелкой моторики и координации при работе с глиной и
инструментами.
- Развитие коммуникативных навыков в ходе коллективных обсуждений и
выставок.
Личностные результаты
- Проявление трудолюбия, аккуратности и ответственности за результат.
- Формирование уважения к культурному наследию Прикамья через изучение
традиций гончарного дела.
- Воспитание патриотических чувств и осознанной связи с малой родиной.
- Развитие эстетического восприятия и интереса к декоративно-прикладному
творчеству.
Практико-ориентированные результаты
- Создание 5–7 готовых работ (утилитарные изделия, сувениры, декоративные
объекты).
- Умение применять полученные навыки в быту (изготовление посуды,
предметов интерьера).
- Участие в выставках, мастер-классах и конкурсах по направленности
программы.
- Готовность к дальнейшему обучению в художественных или ремесленных
направлениях.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2

2 2

2

52

2

51

2

50

2

49

2

48

2

Всего
учебн.
нед. /час

август

47

35

2

46

34

2

45

33

2

44

32

2

июль

43

31

2

42

30

2

41

29

2

40

28

2

39

27

2

июнь

37
38

26

2

36

25

2

24

2

май

23

2

апрель

22

2

март

21

2

февраль

20

2

19

2

18

2

17

2

16

2

15

2

январь

13

2

декабрь

14

8

2

12

7

2 2

11

6

2

9

5

2

ноябрь

10

3
4

октябрь

2

сентябрь

1

часы номер недели

2.1.1. Календарный учебный график
дополнительной общеразвивающей программы «Глинодел»
Продолжительность учебного года 72 учебных недель.
В каникулярное время занятия проводятся в соответствии с планом работы педагога и планом мероприятий Учреждения.

36/72

- Каникулярный период, праздничные дни

- Ведение занятий по расписанию

2.2. Условия реализации программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение программы
Программой предполагается проведение учебных занятий в кабинетах
образовательных организаций. Учебный кабинет должен соответствовать
санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 (к отделочным
материалам; составу, размерам и размещению мебели; воздушно-тепловому
режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям
пожарной безопасности ППБ 01-03.
2.2.2 Перечень оборудования учебного кабинета
Учебный кабинет должен быть оснащен следующим оборудованием:
Оборудование

Количество
шт.
10
20
1
1
1
15
1
1
4-6
1
20
1

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Стол-парта детская
Стул детский
Стол письменный
Стул взрослый
Стеллажи для книг и оборудования
Потолочные светильники для общего освещения
Настольная лампа
Магнитно-маркерная доска
Устройство для затемнения окон (на каждое окно)
Корзина для бумаги
Корзина для хранения
Муфельная электропечь 80л/1150°С/6,5кВт/220В

1.
2.
3.
4.
5.

2.2.3 Перечень оборудования необходимого для проведения занятий:
Оборудование
Количество
шт.
Мольберт
20
Гуашь 12 цветов
20
Гуашь белая
10
Набор фломастеров 12 цветов
20
Набор красок акварельных 12 цветов
20

6. Графитные карандаши (2М-3М)

20

7. Набор ручек шариковых 6 цветов
8. Палитра

20
20

9. Губки для смывания краски с палитры
10. Наборы бумаги одинакового цвета, но разной
формы (10-12 цветов, размером 10 на 12 см или 6
на 7 см.)
11. Набор цветной бумаги
12. Набор цветного картона
13. Набор белого картона
14. Круглые кисти № 5
15. Подставка для кистей
16. Салфетки из ткани для вытирания рук после лепки
(30*30)
17. Набор бумаги белой А4
18. Набор бумаги белой А3
19. Альбомы для рисования
20. Готовые формы для выкладывания и наклеивания
21. Щетинные кисти для клея
22. Ножницы с тупыми концами
23. Набор пластилина 12 цветов
24. Доски для лепки 20*20
25. Подносы для форм и обрезков бумаги
26. Набор цветных карандашей 24 цвета
27. Глина подготовленная для лепки (о,5 кг)
28. Восковые мелки 12 цветов
29. Набор стеков для работы с глиной, 12 шт.
30. Опрыскиватель, пульверизатор, распылитель, 550 мл
31. Миска пластик, 1,5 л
32. Турнетка настольная, диаметр 300 мм
33. Штамп клевер, пластик
34. Набор штампов, 11 шт
35. Гипсовая форма под отминку «Тарелка внутри 190х190»
36. Скалка деревянная, 30 см
37. Ангоб белый, 210 мл.
38. Ангоб черный, 210 мл
39. Ангоб красный, 210 мл.
40. Ангоб зеленый, 210 мл.
41. Ангоб синий, 210 мл.
42. Ангоб желтый, 210 мл.
43. Ангоб коричневый, 210 мл.
44. Глазурь прозрачная, 5 л
45. Лопатка деревянная
46. Набор кистей для росписи синтетика (6 шт)

20
20

20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
1
1
1
1
1
1
1
1
20
20

47. Фартук и нарукавники для детей
2.2.4 Перечень технических средств обучения:
Оборудование
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Интерактивная доска
Компьютер (ноутбук)
Колонки для воспроизведения аудиоматериалов
Мультимедиа проектор
Экран для проектора на штативе или навесной
Принтер
Сканер
Ксерокс

20

Количество
шт.
1
1
1
1
1
1
1
1

Электронные образовательные ресурсы
Интернет-источники
Описание
https://mosmetod.ru/metodichesko Материалы для организации дистанционного
e-prostranstvo/nachalnayaобучения по изобразительной деятельности
shkola/metodicheskierekomendatsii/dist-ob-izo-1-4.html
https://resh.edu.ru/subject/7/
интерактивные уроки по изобразительному
искусству
на
портале
«Российской
электронной школы»
http://stranamasterov.ru/
Страна мастеров: прикладное творчество,
мастерство во всех его проявлениях и
окружающая среда
http://school-collection.edu.ru/
Единая
Коллекция
цифровых
образовательных ресурсов для учреждений
общего и начального профессионального
образования.
Методические
материалы,
тематические
коллекции,
программные
средства
для
поддержки
учебной
деятельности и организации
учебного
процесса.
https://russianarts.online/
Сайт «Русские художественные промыслы»
(путеводитель по русским ремёслам основан
энтузиастами народных художественных
промыслов (НХП) с целью содействия в
возрождении народного искусства России).
https://mbi74.ru/metodinfo/%D0% Виртуальный музей народных промыслов
B8%D1%81%D1%81%D0%BB%
D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0
%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B

8%D1%8F%D0%B3%D0%BA%D1%83%D
0%BA%D1%87%D0%BE%D0%B1%D
0%BC/2-uncategorised/5580-virtmuzeum-narodpromysel
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
1. Древние образы в народном искусстве
825/start/312989/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
2. Роль декоративного искусства в жизни
839/start/313480/
человека и общества
2.2.6. Кадровые ресурсы
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог
дополнительного образования с уровнем образования и квалификации,
соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального
стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный
стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Реализация программы предусматривает привлечение педагога, уровень
квалификации которого соответствует задачам достижения планируемых
результатов,

организации

образовательной

деятельности

обучающихся,

компетентный в области художественных наук, декоративно-прикладного
искусства.
2.2.7. Организационно-педагогические условия предполагают, что
занятия проводятся при соблюдении расписания, режима проведения занятий,
правил техники безопасности и в соответствии с возрастом обучающихся.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации для выявления предметных и метапредметных
результатов.
Выставки творческих работ учащихся. Выставки творческих работ
используются для демонстрации достижений учащихся, оценки их творческих
способностей и развития навыков самовыражения. Выставки могут быть
организованы в учреждении, на уровне детского объединения или в рамках
более широких мероприятий.
Тесты, викторины, кроссворды используются для быстрой и
объективной оценки знаний учащихся, а также для диагностики их уровня

подготовки.
Проекты (комплексные задания), выдаются обучающимся по итогу
освоения той или иной темы программы. Данные задания требуют от
обучающихся самостоятельного исследования, анализа и представления
результатов. Проекты могут включать в себя различные этапы, такие как сбор
информации, анализ данных, подготовка какого-то творческого изделия, его
презентация и т.д.
Формы аттестации для выявления личностных качеств.
Портфолио или сборник работ обучающегося по программе, который
включает в себя лучшие достижения, проекты и другие материалы,
отражающие его успехи и прогресс. Применение портфолио целесообразно
для наглядной

демонстрации успехов обучающегося перед самим собой,

перед его родителями, педагогами.
Наблюдение

и

оценка

в

процессе

обучения

используется

непосредственно в процессе выполнения заданий, коллективной деятельности,
выполнения практических заданий и т.д.
Опросы используем для сбора информации о знаниях, мнениях и
установках

обучающихся.

Применение

опроса

оправдано

выявления

проблемных областей в воспитании.
Для определения результативности освоения программы разработана
система диагностики по данной программе, включающая в себя следующие
этапы: предварительный контроль (сентябрь-октябрь), промежуточный и
итоговый контроль (май).
Предварительный контроль – проводится в начале учебного года в виде
собеседования. В ходе собеседования выявляется уровень и объем знаний
обучающихся по основным темам программы.
Промежуточная аттестация проводится после прохождения одного или
нескольких тематических блоков и проходит только в игровой форме (игры,
кроссворды).
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Форма
аттестации – отчетная выставка-презентация.

Занятие проходит в форме очной презентации своего творческого
проекта.

Участники

конференции

готовят

индивидуальный

отчет

об

указанном периоде в творческой форме. Форму отчета выбирает сам
обучающейся, это может быть презентация любой своей творческой работы
из глины: расписанное блюдо, глазурированная ваза, изразец, амулет в
пермском зверином стиле, игрушка, свистулька, плитка с обвинской росписью
и др.
Во время выступления все участники конференции составляют вопросы
для спикера. Каждый в течение конференции должен задать не менее трех
вопросов. На выступление отводится - 7 минут, на вопросы – 5 минут.
После завершения возможно общее обсуждения самого процесса с
целью выявления интересного опыта, сложностей, с которыми столкнулись
ребята при подготовке и непосредственно при выступлении.
В ходе отчетной выставки-презентации оценивается:
- Уровень креативности мышления (показывает выбор формы);
- Навыки работы с глиной;
- Уровень критичности, способности к самоанализу (обучающийся
говорит только о хорошем, говорит о том, что не получилось);
- Степень развития речи, навык публичных выступлений;
- Умение формулировать и задавать вопросы.
Оценивание: 0 – низкий уровень (не проявляется), 1 – проявляется слабо, 2 –
проявляется достаточно, 3 – проявляется отлично.
ФИО
обучающе
гося

Качество выполнения
творческой работы
Владение
техникой

Аккуратн
ость

Завершенно
сть работы

Публично
е
выступле
ние

Вопросы
умение
задавать

Способность к
самоанализу

умение
отвечать

2.4. Оценочные материалы
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны
тесты, кроссворды, диагностические вопросы по темам программы (см.
Приложение 1). Для отслеживания уровня усвоения программы проводится
анализ участия в конкурсных мероприятиях разных типов и уровней.
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к
каждой теме и поурочно разработаны тесты, викторины, кроссворды,

карточки-задания,

тесты-задания.

Текущий

контроль

осуществляется

педагогом на каждом занятии. Педагог оценивает внимательность, активность,
заинтересованность обучающихся. Данный вид контроля осуществляется с
целью коррекции.
Механизм оценки результативности
 активность на занятиях;
 активность участия в тематических мероприятиях;
 результативность участия в конкурсных мероприятиях.
В течение учебного года и в конце года педагог сравнивает полученные
после проведения диагностики результаты с предполагаемыми, корректирует
программу при необходимости.
2.5. Методические материалы
Формы организации обучения:
- Комплексное групповое занятие;
- Работа в микрогруппах;
- Практическое занятие;
- Творческая мастерская;
- Круглый стол;
- Участие в фестивалях, конкурсах, выставках;
Педагогические технологии, используемые в учебном процессе:
- Технология «Погружение»;
- Технология коллективной творческой деятельности;
- Проектная технология.
На учебных занятиях используются следующие методы и формы
обучения:
- Словесные методы: беседа, обсуждение, объяснение, рассказ и т.д.;
- Наглядно-иллюстративные: показ (приема работы, лучшие творческие
работы);
- Демонстрация (технологических карт, изделий мастеров), слайдовая
презентация т.д.;

- Практические методы: упражнения (налеп, тиснение, орнамент),
практическое занятие, проектная работа и т.д.;
- Проблемные методы: «мозговой штурм», выполнение творческих
заданий и т.д.
Виды деятельности, которые используются в образовательном процессе
- Практическое занятие
- Мастер-класс
- Выставка.
Например, форма «Круглого стола» помогает ребятам объединиться и
обсудить сделанные работы, самим себе поставить оценку или баллы,
поучаствовать в дискуссии. Каждое занятие в кружке состоит из двух частей –
теоретической и практической.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы весь
процесс

был

оснащен

современными

техническими

средствами,

наглядностью, образцами.
На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее
рамках:
- проведение занятий (с использованием классических и интерактивных
приемов);
- проведение мастер-классов;
- организация выставок;
- участие в детских творческих конкурсах и проектах, организация
различных конкурсов;
- выход на родительские собрания;
- связь с представителями музеев, культурных центров.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по
группам;

индивидуально-коллективный

метод

работы,

когда

каждый

выполняет свою часть для общего панно или поделки. Совместная творческая
деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относится к работе товарища,
а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа – это поведение итога

какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного её
раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину. Необходимо постоянно уделять внимание и выделять
время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания,
выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание
детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные
работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей,
могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным её украшением.
2.6. Воспитательная деятельность
Воспитательная
дополнительной

работа

является

общеразвивающей программы

важной

составляющей

«Глинодел».

Принципы

воспитательной работы:
Гуманизм. Гуманизм предполагает уважение к личности ребенка, его
правам и достоинству. Педагог должен относиться к ребенку как к
равноправному человеку, учитывая его индивидуальные особенности и
потребности. Педагог должен создавать атмосферу доверия и уважения,
поддерживать ребенка в его стремлениях и интересах.
Индивидуальный

подход.

Индивидуальный

подход

учитывает

уникальные особенности каждого ребенка, его темперамент, способности и
интересы. Педагог должен адаптировать методы и формы воспитания в
зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, чтобы максимально
раскрыть его потенциал.
Системность

и

целостность.

Системность

и

целостность

предполагают комплексный подход к воспитанию, который включает в себя
все аспекты жизни ребенка — физическое, эмоциональное, интеллектуальное
и социальное развитие. Педагог должен учитывать взаимосвязь всех аспектов
развития ребенка и стремиться к их гармоничному сочетанию.
Демократичность. Демократичность предполагает участие ребенка в
принятии решений, касающихся его жизни и развития. Педагог должен

создавать условия для самостоятельного выбора ребенка, учитывая его
мнение и желания.
Социальная

значимость.

Социальная

значимость

предполагает

воспитание ребенка в духе уважения к общественным нормам и ценностям,
формирование у него чувства ответственности за свои поступки и их
последствия.

Педагог

должен

способствовать

социализации

ребенка,

развитию его коммуникативных навыков и умения строить отношения с
окружающими.
Профессионализм. Профессионализм предполагает высокий уровень
компетентности педагога, его знание психолого-педагогических основ
воспитания и умение применять их на практике. Педагог должен постоянно
повышать свою квалификацию, участвовать в профессиональных тренингах и
семинарах, использовать современные методы и технологии воспитания.
Партнерство с семьей. Партнерство с семьей предполагает тесное
взаимодействие педагога с родителями ребенка, их совместную работу по
созданию благоприятных условий для развития ребенка. Педагог должен
регулярно общаться с родителями, информировать их о достижениях и
проблемах ребенка, совместно разрабатывать планы его развития.
Цель воспитательной работы: формирование и развитие личности
учащихся, их социальных, моральных и культурных качеств, а также
подготовка их к самостоятельной и ответственной жизни в обществе,
формирования гражданской ответственности.
Задачи воспитательной работы:
- Формирование моральных и этических норм. Воспитание учащихся в
духе уважения к моральным и этическим нормам, формирование у них
чувства ответственности за свои поступки и их последствия.
- Развитие социальных навыков. Формирование у учащихся навыков
общения, сотрудничества, лидерства и ответственности в социальных
взаимодействиях.
- Формирование гражданской ответственности. Воспитание у учащихся
чувства патриотизма, уважения к законам и традициям своей страны, а также
ответственности за судьбу своего народа и государства.

- Развитие творческих способностей. Создание условий для развития
творческих способностей учащихся, их самовыражения и самореализации.
- Развитие критического мышления и самоанализа. Формирование у
учащихся навыков критического мышления, самоанализа и умения принимать
обоснованные решения.
Методы достижения целей воспитательной работы:
- Индивидуальный подход: учет индивидуальных особенностей
каждого учащегося, его интересов, способностей и потребностей.
- Групповые методы: организация групповых занятий и мероприятий,
направленных

на

развитие

социальных

навыков

и

коллективного

взаимодействия.
- Интерактивные методы. Использование интерактивных методов
обучения, которые способствуют активному участию учащихся в учебном
процессе.
- Психолого-педагогическая поддержка. Обеспечение психологической
поддержки учащихся, их родителей.
Формы воспитательной работы: беседа, дискуссия, экскурсия,
викторина, акция, праздник, участие в выставках, организация проектных
групп.
Методы воспитательной работы: рассказ, беседа, дискуссия, пример,
упражнение,

поручение,

создание

воспитывающих

ситуаций,

игра,

поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, опросы.
Планируемые результаты воспитательной работы
- сформирован коллектив обучающихся;
- освоение различных социальных норм, правил поведения в социуме;
- осознанное, уважительное, заботливое отношение к членам своей
семьи;
- сформированы навыки самоорганизации и адекватной самооценки.
Основным

критерием

результативности

является

уровень

воспитанности как одна из основных характеристик отдельной личности,
проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно

значимом поведении и деятельности для этого используется Методика оценки
воспитанности учащихся (Приложение 2).
Календарный план воспитательной работы
№ Название мероприятия,
п/п События
1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.

Тематические мероприятия,
посвященные Дню
солидарности в борьбе с
терроризмом
Беседа о государственной
символике России (герб, гимн,
флаг)
Семейный праздник,
посвященный «Дню отца»
Семейный праздник,
посвященный «Дню матери»

Направления воспитательной
работы

Форма занятия Сроки
проведения

Нравственное воспитание

Оформление
плакатов

Гражданско-патриотическое
В рамках
воспитание, социокультурное и
занятий
медиа-культурное воспитание
Духовное воспитание, воспитание Плакат
семейных ценностей

Сентябрь

Сентябрь
Октябрь

Духовное воспитание, воспитание Открытки
Ноябрь
семейных ценностей
поздравительн
ые
Новогодний семейный праздник Духовное воспитание, воспитание Украшение
Декабрь
семейных ценностей
окон «Новый
год стучит в
окно»
Семейное праздничное
Гражданско-патриотическое и
Рисунки
Март
мероприятие «23+8»
духовное воспитание, воспитание портретов и
посвященное Дню защитника
семейных ценностей
поздравительн
отечества и Международному
ые открытки
женскому дню
Тематические мероприятия,
Формирует уважение к истории, Открытки для Май
посвященные Дню Победы
памяти и подвигу народа, а также ветеранов
развивать чувство патриотизма и
гражданской ответственности.
Открытое занятие для родителей Нравственное воспитание,
В рамках
Декабрь,
формирование коммуникативной занятий
май
культуры

2.7. Список литературы
Литература для педагога
1. Глаголев О. Б. Лепим из глины / Олег Глаголев. — Москва: Профиздат,
2009 (печ. 2008). - 68с.
2. Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далеких и близких времен/Н.П.
Горбацевич, Н.В. Шатрова. – Пермь: Книжный мир, 2003.
3. Лельчук А. М. Глина с характером как научить детей лепить из глины и
понять язык детского творчества / А. М. Лельчук. — Санкт-Петербург,
Москва: Речь, Творческий центр Сфера, 2011. -152 с.
4. Лыкова И.А. Игрушки и подарки из природного материала. Творческое
конструирование в детском саду, начальной школе и семье. Москва:
Издательский дом «Цветной мир», 2021. - с. 80-103.
5. Князева Н.А. Маленький пермяк (азбука краеведа) /Н.А. Князева. –Пермь:
Книжный мир, 2007.- 77 c.
6. Коваленко М. В. Керамика. Как лепить из глины [для детей младшего и
среднего школьного возраста] / Марина Коваленко; Гос. музей изобраз.
искусства им. А.С. Пушкина, Центр эстет. воспитания детей и юношества
«Мусейон». — Москва: ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2011. - 47 с.
7. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова, А.И.
Савенкова. – М.: Просвещение, 2000.
8. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах: кн. для учителя / Н.М.
Конышева. – М.: Просвещение, 1985. – 80 с.
9. Лепка из глины для детей [Текст]: развиваем пальцы и голову / [сост.] С.
Ю. Ращупкина. — Москва: РИПОЛ классик, 2010. - 254 с.
10. Оборин В. Древнее искусство народов Прикамья. Пермский звериный
стиль. Пермское книжное издательство, 1976г.- 192с.
11. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в
жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н. А. Горяева; под ред.
Б. М. Неменского: Просвещение, 2017. - 163 с.
12. Федотов Г. А. Основы художественного ремесла. Послушная глина.
Москва: «АСТ Пресс», 2020. – 123с.

Литература для обучающихся и родителей
1. Медведева, О. Ремесло для радости./ О. Медведева. Березники - в.Салда:
2019. - 159 с.
2. Зеленин, А. С. - Пермь и Пермский край: занимательное краеведение Пермь: Перм. край, 2009. - 157 с.
3. Алексахин, Н.Н. Волшебная глина / Н.Н. Алексахин. – М.: АГАР, 1998.
– 48 с.
4. Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / В.С.
Горичева, М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия Развития, 1998. – 189
с.
5. Глаголев, О. Лепим из глины / О. Глаголев. – М.: Профиздат, 2009. –
(Серия: Ремесло и рукоделие) 105 с.
6. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – М.:
Просвещение, 1995. – 78 с.
7. Лобанова, В. Волшебная глина / В. Лобанова. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2012. – 137 с.
8. Лыкова, И. Лепилка / И. Лыкова. – М.: Карапуз, 2000. – 45 с.
9. Лыкова, И. Лепим сказку / И. Лыкова. – М.: Карапуз, 2006. – 36 с.
10. Мэри-Энн Кол. 110 творческих заданий для детей по лепке и
моделированию / Мэри-Энн Кол. – М.: Попурри, 2009. – 65 с.
11. Ращупкина, С.Ю. Лепка из глины для детей / С.Ю. Ращупкина. – М.:
РИПОЛ классик, 2010. – 239 с.
12. Уварова, И.П. Глина, вода и огонь / И.П. Уварова. – М.: Детская
литература, 1973. – 176 с.
13. Федотов, Г.Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. – М.: АСТ-ПРЕСС,
1997. – 144 с.
14. Хохлова, Е.Н. Современная керамика и народное гончарство / Е.Н.
Хохлова. – М.: Лёгкая индустрия, 1969. – 152 с.
15. Гончарова, Е.В. Пластилиновые игрушки / Е.В. Гончарова, Л.Н. Гукало.
– Харьков: Аргумент Принт, 2013. – 112 с.

Раздел № 3 Приложение
Приложение 1
Тест № 1.
Инструкция: Прочитайте внимательно каждый вопрос и выберите один из
предложенных вариантов ответа.
Вопросы:
Блок 1. Общие знания о глине и керамике
Что такое глина?
А) Природный материал, который можно лепить
Б) Осадочная горная порода
В) Смесь песка и воды
Какие виды глины вы знаете? Подчеркните все правильные варианты:
А) Белая
Б) Красная
В) Голубая
Г) Чёрная
Д) Полимерная
Для чего используется глина? Напишите 3-4 примера применения глины в
быту и искусстве.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Блок 2. Техника лепки
Какие способы лепки из глины вы знаете?
А) Конструктивный
Б) Пластический
В) Комбинированный
Г) Спиральный
Какие инструменты используются при работе с глиной? Перечислите

известные вам инструменты и их назначение
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Какие приёмы работы с глиной вы знаете? Подчеркните правильные
варианты:
А) Раскатывание
Б) Скатывание
В) Сплющивание
Г) Прищипывание
Д) Оттягивание
Блок 3. Гончарное дело
Кто такой гончар?
А) Мастер, работающий с глиной
Б) Специалист по росписи керамики
В) Работник гончарного круга
Что такое гончарный круг? Опишите назначение и принцип работы
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Какие изделия можно создать на гончарном круге? Перечислите 3-4 примера
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Блок 4. Декорирование и роспись
Что такое ангобы?
А) Специальные краски для керамики
Б) Инструменты для лепки
В) Виды глазури
Какие способы декорирования керамических изделий вы знаете?
А) Роспись

Б) Тиснение
В) Налепной декор
Г) Мозаика
Что такое глазурь?
А) Специальное покрытие для керамики
Б) Краска для росписи
В) Вид глины
Блок 5. Практические знания
Какие этапы проходит керамическое изделие от создания до готового
продукта? Расставьте в правильном порядке:
Лепка
Сушка
Обжиг
Роспись
Глазурование
Система оценивания
За каждый правильный ответ в блоках 1-4 – 1 балл
За развёрнутые ответы в блоках 3, 4, 5 – до 2 баллов (в зависимости от
полноты ответа)
Максимальное количество баллов: 25
Уровни освоения материала:
20-25 баллов – высокий уровень
15-19 баллов – средний уровень
10-14 баллов – низкий уровень


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».