Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
«МР 2.4.0330-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические
рекомендации
по
обеспечению
санитарно-эпидемиологических
требований при реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Методические рекомендации», утвержденные главным государственным
санитарным врачом РФ 29.08.2023 (далее – МР 2.4.0330-23);
письмо Министерства просвещения РФ от 31.07.2023 № 04-423 «Об
исполнении протокола» (вместе с «Методическими рекомендациями для
педагогических работников образовательных организаций общего
образования,
образовательных
организаций
среднего
профессионального
образования,
образовательных
организаций
дополнительного образования по использованию российского
программного обеспечения при взаимодействии с обучающимися и их
родителями (законными представителями)»);
письмо Министерства просвещения РФ от 22.02.2022 № 04-127 «О
направлении методических рекомендаций»;
письмо Министерства просвещения РФ от 26.08.2022 № 04-643 «О
направлении информации»;
Пользовательское соглашение ИКОП «Сферум». URL: https://sferum.ru
(дата обращения: 18.03.2024).
1.3. Положение принимается педагогическим советом, имеющим право
вносить в него изменения и дополнения, вводится в действие приказом
директора.
2. Организация работы участников образовательных
отношений в ИКОП «Сферум»
2.1. МАУ ДО ДДЮТЭ при осуществлении образовательной длительности
использует возможности образовательной платформы, интегрированной с
автоматизированной информационной системой «Электронная Пермская
Образовательная Система» (далее – АИС «ЭПОС»). О принятом решении
образовательная
организация
доводит
до
сведения
участников
2
образовательных отношений не позднее 01 мая текущего учебного года путем
ее размещения в открытом доступе на официальном сайте образовательной
организации в сети «Интернет», а также размещает приказ директора о
назначении ответственных лиц за поддержку применяемых технологий.
2.2. Специалисты образовательной организации создают условия для
обеспечения возможности использования участниками образовательного
процесса программного обеспечения ИКОП «Сферум». Распределение
обязанностей среди работников учреждения в части переноса ранее созданных
чатов с педагогами, учащимися и родителями из иностранных мессенджеров в
ВК Мессенджер, организации подключений пользователей к новым чатам,
информирования
о
возможностях
образовательной
платформы
осуществляется администрацией учреждения в ходе разработки локальных
актов организации и документации, регулирующей трудовую функцию
специалиста.
2.3. Административно-управленческий персонал образовательной
организации координирует образовательные процессы:
издает локальные акты и организационно-распорядительные документы,
регулирующие вопросы использования коммуникационной платформы;
назначает администратора платформы из числа педагогических
работников образовательной организации;
присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской роли
«учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной организации
посредствам связывания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и аккаунта в
АИС «ЭПОС»;
формирует тексты сообщений, приложения и иной информационный
материал для размещения администратором образовательной платформы
публикаций в каналах и чатах образовательной организации («Общешкольный
канал», канал «Администрация» и др.) для эффективной организации
управленческих процессов;
обеспечивает коммуникационное взаимодействие (в чатах, проведение
рабочих встреч и совещаний в онлайн или гибридном формате посредством
создания видео-конференц-связи) с участниками образовательных отношений
для решения управленческих задач в чатах, созданных в учебном профиле в
VK-мессенджера;
осуществляет контроль по использованию учебного профиля в VKмессенджере участниками образовательных отношений, в том числе, для
проведения дистанционных мероприятий и учебных занятий;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших
обучающихся
в
период
3
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные сведения
администрации образовательной организации;
обеспечивает сотрудников образовательной организации техническими
средствами обучения, развитие материально-технической базы, необходимой
для использования возможностей ИКОП «Сферум» (доступ к информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», средствам вычислительной техники,
программному обеспечению и презентационному оборудованию и др.);
организует методическое сопровождение педагогов при организации
дистанционного обучения.
2.4. Администратор ИКОП «Сферум» подготавливает площадку для
регистрации участников образовательного процесса, осуществляет поддержку
применяемых технологий посредством выполнения следующего комплекса
задач:
организует
регистрацию
образовательной
организации
на
образовательной платформе посредством подачи заявки на адрес
info@sferum.ru с приложением приказа о назначении администратора с
указанием своих контактных данных;
назначает дополнительных администраторов ИКОП «Сферум» из числа
присоединившихся на платформу педагогических работников после
регистрации личного кабинета образовательной организации;
вносит, редактирует и удаляет информацию об образовательной
организации в личном кабинете учреждения ИКОП «Сферум»;
осуществляет взаимодействие с муниципальным куратором ИКОП
«Сферум», со службой технической поддержи по вопросам использования
функционала образовательной платформы;
связывает свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем
ИКОП «Сферум»;
осуществляет проверку наличия автоматически созданных классных и
родительских чатов, учительской;
при необходимости создает структуру образовательной организации,
компонентом которой является класс (группа), в соответствии с утвержденной
номенклатурой;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
при необходимости создает и направляет педагогическим работникам,
родителям и обучающимся ссылки-приглашения для присоединения в
соответствующий чат в соответствующей пользовательской роли на
платформу;
4
при необходимости прикрепляет педагогических работников, по
учебным группам;
редактирует информацию, связанную с движением обучающихся и
педагогических работников образовательной организации;
аннулирует невостребованные ссылки-приглашения на присоединение к
образовательной организации с целью обеспечения информационной
безопасности участников образовательных отношений;
публикует новости, объявления и иную информацию о деятельности
учреждения в общем канале образовательной организации по запросу
администрации образовательной организации и педагогических работников;
планирует, организовывает и сопровождает трансляции, проводимые
образовательной организацией;
оказывает помощь и поддержку участникам образовательных
отношений по эффективному использованию функционала учебного профиля
VK-мессенджер;
доводит до сведения администрации образовательной организации
статистические данные по использованию платформы в образовательной
организации.
2.5. Классный руководитель обеспечивает взаимодействие между
образовательной организацией, обучающимся и их родителями (законными
представителями) по вопросам использования функциональных возможностей
учебного профиля в VK-мессенджере для решения учебных и вне учебных
задач в классе/группе:
присоединяется к образовательной организации по ссылкеприглашению в созданный класс «Учительская» в пользовательской роли
«учитель» либо обеспечивает присоединение к образовательной организации
посредствам связывания учебного профиля в ИКОП «Сферум» и аккаунта в
АИС «ЭПОС»;
осуществляет информирование об использовании в деятельности
образовательной организации ресурсов ИКОП «Сферум», а также о
необходимых действиях со стороны родителей и обучающихся для
использования образовательной платформы на родительских собраниях и
классных часах;
обговаривает правила поведения пользователей в сообществах и мерах
ответственности за нарушение действующего законодательства на уроках
посвященных теме информационной безопасности, классных часах;
принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
5
организует присоединение обучающихся и родителей (законных
представителей) к автоматически созданным классных и родительским чатам;
при необходимости создает дополнительные чаты с участниками
образовательных отношений для коммуникационного взаимодействия с целью
решения определенных образовательных задач;
поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала учебного
профиля в VK-мессенджере, включая возможности организации и проведения
мероприятий в дистанционном формате;
проводит родительские собрания посредством видеоконференцсвязи в
случае если провести встречу с личным присутствием невозможно;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата, принимает меры
по удалению соответствующих материалов со страницы в случае появления
контента, который противоречит действующему законодательству Российской
Федерации и/или нарушает права и законные интересы третьих лиц.
2.6.
Педагог дополнительного образования, ведущий учебные
дисциплины, координирует процессы по использованию функциональных
возможностей учебного профиля в VK-мессенджере для решения
образовательных задач:
создает учебный профиль на образовательной платформе, связывает
свою учетную запись в АИС «ЭПОС» с учебным профилем ИКОП «Сферум»;
создает учебные чаты по предмету на стороне АИС «ЭПОС» с
обучающимися, организует присоединение учащихся к чатам;
принимает участие в обучающих мероприятиях по использованию
возможностей ИКОП «Сферум» в образовательном процессе;
планирует онлайн-звонки для проведения дистанционного занятия с
обучающимися, публикует запланированный звонок в расписании
электронного журнала и дневника АИС «ЭПОС»;
проводит онлайн-занятия с обучающимися посредством использования
VK-мессенджера в соответствие с санитарно-эпидемиологическими
требованиями и рекомендациями по реализации образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
осуществляет общение в групповых/индивидуальных чатах между
педагогами, учащимися и родителями;
6
осуществляет отправку и хранение учебных материалов;
организовывает
ежедневный
мониторинг
фактически
присутствующих/отсутствующих/заболевших
обучающихся
в
период
проведения дистанционных занятий с обучающимися, подаёт данные сведения
администрации образовательной организации;
при необходимости создает произвольные чаты с участниками
образовательных отношений для организация внеучебной деятельности
обучающихся (проектная деятельность, проведение классных часов,
экскурсий, олимпиад, онлайн-марафонов и др.);
осуществляет онлайн-звонки обучающимся в созданных чатах по
предмету согласно утвержденному расписанию занятий в период проведения
дистанционных занятий;
поддерживает и развивает коммуникацию в чатах с участниками
образовательных отношений с использованием функционала цифрового
сервиса, включая возможности организации и проведения уроков, занятий с
применением дистанционных образовательных технологий;
несёт ответственность за модерацию и блокировку контента,
размещённого на странице подконтрольного ему канала/чата, принимает меры
по удалению соответствующих материалов со страницы в случае появления
контента, который противоречит действующему законодательству Российской
Федерации и/или нарушает права и законные интересы третьих лиц.
3. Организация уроков с применением дистанционных образовательных
технологий
3.1. Для реализации непрерывности образовательного процесса
образовательная организация в соответствие с приказом директора может
организовать дистанционное обучение по образовательным программам в
следующих случаях:
неблагоприятные погодные условия;
неблагоприятные эпидемиологические условия (карантин);
решение органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере
образования.
3.2. Для проведения дистанционных занятий с начала учебного года
проводится организационная работа с участниками образовательного процесса
по использованию и изучению возможностей ИКОП «Сферум». МАУ ДО
ДДЮТЭ осуществляет информирование о возможности реализации
образовательной программы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, а также об организационных и
7
технических требованиях для проведения дистанционных занятий на
родительских собраниях, классных часах, в ходе личных встреч и звонков с
родителями и обучающимися, а также посредством размещения сведений на
официальном сайте образовательной организации, в чатах ВК Мессенджера с
родителями (законными представителями) и обучающимися, в общешкольном
канале образовательной платформы.
3.3. Дистанционное обучение может быть организовано в случае
соблюдения организационных и технических требований для проведения
дистанционного урока:
созданы учебные чаты на образовательной платформе;
присоединены к созданным учебным чатам педагоги, родители и
обучающиеся (привязка аккаунтов АИС «ЭПОС» и учебного профиля ИКОП
«Сферум» либо присоединение к учебным чатам по ссылке), в каждом
учебном чате назначен администратор из числа педагогов-предметников;
наличие у обучающихся и педагогов электронных средств обучения
(компьютер, ноутбук, планшет, смарт-ТВ, наушники/колонки, микрофон,
камера, Интернет-соединение);
успешно проведены тестовые подключения обучающихся и педагогов к
видеозвонку в созданных чатах по предмету образовательной платформы,
проведена проверка работоспособности планируемого к использованию
оборудования.
3.4. Для проведения дистанционных занятий с использованием ИКОП
«Сферум» образовательная организация корректирует расписание занятий и
продолжительность уроков в соответствие с нормативами, утвержденными
СанПиН 1.2.3685-21, график проведения текущего контроля и итогового
контроля по учебным дисциплинам, а также информирует о данных
изменениях родителей (законных представителей) и обучающихся.
3.5. С целью сохранения здоровья обучающихся и педагогических
работников в ходе дистанционных учебных занятий проводится гимнастика
для глаз, упражнения для снятия напряжения с мышц тела и повышения
активности центральной нервной системы в соответствие с методическими
рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований
МР 2.4.0330-23, а также может увеличиваться продолжительность времени
отдыха обучающегося между занятиями.
3.6. При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
образовательная организация вносит соответствующие корректировки в
рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (онлайнлекция, онлайн-консультация и др.), технических средств обучения.
8
3.7. В случае письменного отказа родителей (законных представителей) и
обучающихся старше 18 лет от проведения дистанционных занятий
посредством использования ресурсов ИКОП «Сферум», а также отсутствия
возможности обеспечить обучающегося техническими средствами обучения
для проведения дистанционного урока с использованием образовательной
платформы администрацией образовательной организации может быть
предложено:
просмотр записей уроков для самостоятельного изучения тем занятий, в
случае если педагогами производилась запись, сдача выполненных заданий по
итогам изучения темы посредством прикрепления файла в АИС «ЭПОС» не
позднее 2ух дней со дня проведения занятия;
самостоятельное изучение обучающимся тем урока с использованием
иных государственных информационных систем (ФГИС «Моя школа», АИС
«ЭПОС») и электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию согласно Приказу Минпросвещения России № 738;
самостоятельное обучение обучающегося без применения электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием
традиционных форм обучения.
4. Права и обязанности участников образовательных отношений
4.1.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в VK-мессенджере вправе:
получить доступ к образовательной платформе и на безвозмездной
основе пользоваться её возможностями;
удалить свой аккаунт в личном кабинете или через службу технической
поддержки info@sferum.ru;
обращаться к администратору учреждения ИКОП «Сферум», а также в
службу технической поддержки по адресу электронной почты info@sferum.ru
при возникновении проблем с регистрацией и использованием возможностей
образовательной платформы;
знакомиться с локальными актами учреждения, регламентирующим
вопросы использования образовательной платформы, а также с
информационными ресурсам и инструкциям, размещенным на сайте profsferum.ru, info@sferum.ru;
посещать семинары и вебинары, в рамках которых освещаются
методические вопросы по применению функционала цифрового сервиса;
пользоваться иными правами, предусмотренными пользовательским
соглашением ИКОП «Сферум».
4.2.
Участники
образовательных
отношений,
использующие
функциональные возможности учебного профиля в VK-мессенджере обязаны:
9
исключить предоставление ложных данных о себе при регистрации
учебного профиля в ИКОП «Сферум»;
информировать администратора образовательной организации, а также
оператора ИКОП «Сферум» о несанкционированном доступе к аккаунту
образовательной платформы;
не предоставлять третьим лицам доступ к своему аккаунту;
выражать свои мысли в вежливой форме, исключить использование
ненормированной
лексики
и
оскорблений
других
участников
образовательного процесса;
не размещать в чатах информацию и объекты, которые могут нарушить
права и интересы других лиц, соблюдать действующее российское и
международное законодательство;
осуществлять незаконный сбор и обработку персональных данных
других лиц;
соблюдать иные обязанности и запреты, предусмотренные
пользовательским соглашением ИКОП «Сферум».
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее положение вводится в действие с момента его подписания
и утверждения.
5.2. Настоящее положение действительно до принятия нового
Положения.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ,
Уставом МАУ ДО ДДЮТЭ и иными локальными нормативными актами.