Самодуров СА, Путеш. по р.краю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Путешествия по родному краю»туристско-краеведческой направленности,
модифицированная.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение
краеведения в начальной школе является одним из основных источников
обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему,
формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом
воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и
воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в
него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку,
каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди
других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории,
без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек
связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому
необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру
родного края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом
или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Автор данной программы ведёт одноименный курс с учащимися
средних и старших классов.Появилась потребность в подобной программе
для детей младшего школьного возраста, в результате которой была
разработана настоящая программа. В её основе – авторская программа
«Азбука краеведения и туризма» (автор ДолгошеинаТ.В.,Кирово -Чепецк,
2006).
Предпосылкой для создания указанных программы стало:
- отсутствие министерских программ по краеведению для начальных
классов;
- попытка реализовать идею творческого взаимодействия всех
представителей образовательного процесса: педагогов дополнительного
образования, учителей, учащихся и родителей в обучении, воспитании и в
творческом развитии младших школьников.
Новизна программы «Путешествия по родному краю» заключается во
введении в неё нового раздела «Знакомство с геологией». Интерес к этой
науке возникает уже в раннем школьном возрасте и создаётся благоприятная
«почва» для расширения кругозора детей и дальнейшего выбора
познавательной деятельности.

Программа полностью базируется на местном краеведческом материале,
т.е. разработана с учетом регионального компонента и профильности
учреждения дополнительного образования, а также увеличено количество
часов на проведение экскурсий и походов – в этом отличительные
особенности программы.
Цель программы – создание условий для духовно–ценностной ориентации
ребёнка в окружающем мире,воспитывая его гражданское самосознание
через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих
основных задач:
образовательных:
 Формировать представления о краеведении, как о предмете
исторического и культурного развития общества;
 познакомить с природой родного края, культурой, обычаями и
традициями народов Прикамья;
 закреплять полученные знания на практических занятиях.
В ходе решения данных задач дети будут иметь представление:
- об истории возникновения своего края;
- о символике Пермского края;
- о природе родного края;
- о знаменитых людях города и края;
- о народных промыслах;
развивающих:
 формировать более глубокий интерес учащихся к историческому и
природному наследию Прикамья;
 расширять кругозор учащихся средствами туристско-краеведческой
деятельности;
 способствовать развитию психических процессов (воображение,
память, мышление, речь и т.д.);
воспитательных:
 формировать уважительное, бережное отношение к историческому
наследию родного края, его культуре, природе;
 воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу
знакомых и близких;
 формировать умение анализировать своё поведение и принимать
правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является
соблюдениеследующих принципов:

- системность и последовательность занятий:каждую неделю 1 – 2 занятия;
- научность:соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
- доступность:от легкого к трудному; от простого к сложному; от
неизвестного к известному; использование методов соответствующих
данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность:использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских
работ, дополнительной научной и справочной литературы;
- проблемность:использование проблемного материала, постановка
проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность:понимаются цели и задачи учеником,
ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует
самостоятельно, умение опираться не на авторитет педагога, а на
доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы
итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и
подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы,
применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления.
Основная идея программы - развитие личности учащихся средствами
туристско-краеведческой деятельности. Программа рассчитана на учащихся
общеобразовательных школ на первой ступени обучения и учреждений
дополнительного образования в возрасте 8-10 лет и направлена на изучение
родного края и приобретение начальных туристских навыков.
Программа может быть использована педагогами дополнительного
образования и учителями начальных классов во внеурочной деятельности.
Сроки реализации программы: 3 года.
Методы обучения
При изучении материала для достижения высоких результатов
используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный
(предъявление
информации
учителем, дети воспроизводят, осознают знания, запоминают произвольно);

репродуктивный (воспроизведение знаний и способов действий по
образцу, актуализация знаний, дети произвольно и непроизвольно
запоминают, учитель руководит и контролирует выполнение заданий);

исследовательский (самостоятельное рассмотрение задачи, осмысление
условий задачи, планирование исследования, самоконтроль и его
завершение,
непроизвольное
запоминание,
воспроизведение
и
мотивирование результата);

частично-поисковый
(восприятие,
осмысление,
актуализация,
самостоятельное решение части задачи, самоконтроль, проверка результатов,
непроизвольное запоминание, воспроизведение хода решения, учитель
ставит проблему и корректирует пути решения задачи);

конструктивный (применение знаний в знакомой ситуации);


метод творческих заданий (применение знаний в измененной и новой
ситуации).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в учебных классах образовательных учреждений
на договорной основе в режиме: 4 часа в неделю, в том числе 2 часа на
экскурсии и походы. На изучение каждого курса отводится 144 часа. Занятия
рассчитаны на 36 учебных недель.
Основной упор в данной программе делается на изучение краеведения,
изучение культуры, обычаев, традиций своего народа, города;
учителя начальной школы могут использовать программу в целом или
отдельные разделы как для занятий по краеведению и туризму, так и для
проведения классных часов, внеклассных мероприятий и интегрированных
уроков.
На первом году обучении язначительная часть времени отводится на
знакомство со своей семьёй, домом, улицей, своей школой, микрорайоном.
Дети учатся находить сходство и различие домашних и диких животных,
изучают грибы, лекарственные и ядовитые растения. Знакомятся с
топографическими знаками, изучают туристское снаряжение, знакомятся с
тренажёром «скалодром», практикуются в завязывании узлов. Основной
формой проведения занятий являются беседа, игра, рисунок, экскурсия,
простейшая
форма
тестирования,
викторины,
инсценировки.
На втором году обучения полученные знания, умения, навыки
совершенствуются с учетом роста уровня подготовленности учащихся. От
изучения своего микрорайона дети переходят к знакомству с городом, с его
достопримечательностями. Учащиеся знакомятся с предприятиями, с
известными людьми города, с картой Пермского края, учатся называть
соседей края и находить их местоположение. В области туризма идет
знакомство с новыми топографическими знаками, обучаются завязыванию
новому узлу. При работе используются такие методы как исследовательский,
частично-поисковый, метод сравнения. При работе педагог использует
дополнительно к основным формам работы заочные экскурсии, минисочинения, фотовыставки, конкурсы эрудитов, игры, тесты-самооценки.
При работе на третьем году обучения предполагается больше времени
уделить практической работе с картой края (работа со «слепой картой»,
знание городов-спутников краевого центра, реки Пермского края),
составляются кроссворды по различным темам. Учащиеся знакомятся с
основами составления родословного древа. Проводятся экскурсии по
достопримечательностям города и Прикамья, встречи с интересными
людьми.

Основные знания, умения и навыки учащихся 1-3 г.о.
Уметь называть

Различать (сопоставлять)

Решать задачи в бытовых
ситуациях

Первый год
1. Что такое
краеведение и для
чего его нужно
изучать
2. Что такое этика и
эстетика поведения
3. Речевые
формы
обращений
к
собеседнику
при
приветствии,
прощании, просьбе,
благодарности
4. своё полное имя
(ф.и.о)
5. полные имена членов
своей семьи
6. профессии
своих
родителей
7. семейные даты (дни
рождения,
праздники)
8. обязанности членов
семьи в доме
9. значение
слов
«забота», «внимание,
«обязанность»

10. обязанности взрослых и
детей в семье
11. плохое
и
хорошее
поведение с родными
людьми
12. различные профессии

13. помещения школы
14. правила поведения в
различных ситуациях
в школе
15. день рождения
школы

16. хорошее
и
плохое
поведение в различных
ситуациях в школе



правильно подбирать
речевые формы при
различных ситуациях



составлять
автопортрет
портрет семьи (мамы,
папы)
познакомиться
с
профессиями
родителей
выполнять
свои
обязанности в семье
проявлять
благородные качества
к членам своей семьи.
















знание
светофора
правила
улиц

сигналов
перехода




сигналы светофора
правильные и
неправильные действия
пешехода при переходе



ориентироваться
в
школе (находить все
основные
помещения)
бережное отношение
к классу, школьному
имуществу, школе
вести себя в школе
достойно в любых
ситуациях
правильно вести себя
при переходе улиц



понятия пешеходный
переход, перекрёсток

17. различные
виды
городского
транспорта
18. правила поведения в
городском
транспорте (посадка,
высадка, поведение в
салоне)

улицы

19. правильное и
неправильное поведение в
транспорте

правильно вести себя
в
городском
транспорте



правильно вести себя
в
общественных
местах



правильно
набрать
телефон
срочной
помощи в случае
необходимости



правила поведения в
общественных
местах (кино, театр,
музей)



телефоны
срочной
помощи (при пожаре,
скорая помощь, при
запахе газа)





что такое туризм
кто такой турист
виды
туризма
(пешеходный,
водный, лыжный)



виды
друга

от



рассказывать
о
традициях
путешествий в своей
семье



одежда туриста для
выхода на природу в
разных
природных
условиях
(тепло,
холодно, дождь)
вещи, которые нужно
взять
с
собой
(посуда,
запасная
одежда,
продукты,
средства гигиены и
др)
как
правильно
уложить
необходимые
предметы в свой
рюкзачок
правила поведения
туриста на природе



правильное
и
неправильное
одевание
при выходе на природу
нужные
и
ненужные
(лишние) вещи для выхода
на природу
правильно и неправильно
уложенный рюкзачок
правильные
и
неправильные действия на
природе



правильно одеться в
поход
правильно подобрать
и сложить вещи в
рюкзачок
правильно вести себя
на природе (забота и
охрана)









названия туристского
снаряжения (рюкзак,
туристский коврик,








плохое
и
хорошее
поведение в общественных
местах



туризма

друг







определять
назначение каждого
предмета изученного























спальный
мешок,
палатка)
для чего
используется данное
снаряжение

снаряжения

название
своего
города
сколько лет родному
городу
некоторые
достопримечательнос
ти города
(краеведческий
музей, Вечный огонь)




растения
родного
края (хвойные и
лиственные
растения)
ягоды, грибы родного
края
лекарственные
растения (ромашка,
шиповник,
подорожник,
крапива)
комнатные растения
(3-5 названий)
дикие и домашние
животные
родного
края
перелетные
и
зимующие
птицы
родного края



вятские
ремесла
(дымковская
игрушка,
вятская
матрешка, плетение
из лозы и др)



что такое
ориентирование
что такое план
местности
условные знаки
ориентирования
(старт, финиш, КП-









лиственные и хвойные
растения по внешнему
виду
различные ягоды и грибы
по внешнему виду
различные
комнатные
растения по внешнему
виду
домашних животных от
диких животных
перелетных от зимующих
птиц



различные ремесла друг от
друга









спортивные
знаки
внешнему виду

по





называть
название
своего города
называть некоторые
достопримечательнос
ти города, давать их
краткую
характеристику

значение растений в
природе и жизни
человека
уход за домашними
животными
уход за комнатными
растениями
забота о зимующих
птицах
(постройка
кормушек)

узнавать различные
ремесла при встрече с
ними
пытаться
самим
изготовить поделки
из
традиционных
материалов
умение работать с
простейшей схемой
местности
—
движение по схеме от
объекта к объекту
умение
нанесения
безопасного
маршрута на схеме

контрольный пункт)





«дом-школа»

что такое
скалолазание
правила поведения на
скалодроме



умение
проходить
«траверс»
на
скалодроме

прямой узел



умение
завязывать
прямой узел

что такое семейное
древо
что объединяет и
сплачивает
членов
семьи
как можно проводить
семейный досуг



составлять семейное
древо
активное участие в
семейных делах и
досуге

домашний адрес
название
своего
микрорайона
достопримечательнос
ти микрорайона
улицы,
расположенные
рядом со школой



Второй год



















название
своего
города и края
символика города
основные
этапы
развития
родного
города
достопримечательнос
ти города
(администрация,
спортивные и
культурные
учреждения,
монументы)
история своей школы
знаменитые
выпускники
своей
школы









герб Березников от гербов
других городов
учреждения культуры и
спорта, монументы города
по внешнему виду










находить на плане
свой дом, улицу
проводить экскурсии
в своём микрорайоне
указывать
безопасный путь от
дома до школы

узнавать свой герб
рассказывать краткую
историю
своего
города
находить
нужное
учреждение в городе
уважительное
отношение
к
памятникам культуры

участие в школьных
мероприятиях
изготовление
буклетов,
презентаций о школе,
учителях,
выпускниках.


























правила поведения на
природе
угрозы для природы
от
промышленных
предприятий города
какие
средства
защиты окружающей
среды должны быть
на
городских
предприятиях
что такое Красная и
Черная книга Земли



растения
родного
края
(кустарники,
луговые растения)
лекарственные
растения
(мать-имачеха, липа, малина,
мята)
дикие
животные
родного
края
(обитатели вятских
лесов)
животные,
занесенные
в
Красную
книгу
Кировской области
(русская
выхухоль,
северный
олень,
серая цапля, белый
аист)
народные приметы
на
предсказание
погоды



имена
русских
художников,
писавших природу и
название их картин



вятские
ремесла
(дымковская
игрушка,
вятская
матрешка, плетение
из лозы и др)
центры
народных
промыслов



что такое дружба









правильное
и
неправильное поведение
на природе
Красную и Черную книгу
Земли



растения родного края по
внешнему виду
лекарственные растения по
внешнему
виду
и
лечебным свойствам
диких животных родного
края по внешнему виду и
основным
характеристикам














картины
художников

русских





различные ремесла друг от
друга

дружественные

и

правильно вести себя
на природе
рассказывать, писать
рефераты,
делать
презентации о вреде
промышленных
предприятий
и
недобросовестного
поведения человека
для
здоровья
окружающей среды

значение растений в
природе и жизни
человека
сбор лекарственных
растений
применение
лекарственных
растений
по
назначению
бережное отношение
к
животному
и
растительному миру
родного края
определение погоды
по
народным
приметам
вести
дневник
наблюдений
и
отмечать изменения в
природе

бережное отношение
к
культурному
наследию
уметь
изобразить
красоту природы в
рисунке



узнавать различные
ремесла при встрече с
ними
пытаться
самим
изготовить поделки
из
традиционных
материалов



ценить



настоящую





какими
качествами
должен
обладать
человек, чтобы иметь
много друзей
правила поведения в
обществе

недружественные
поступки





достойное и недостойное
поведение в обществе




дружбу
уважать и
своих друзей

ценить

видеть
себя
со
стороны
достойно вести себя в
любых ситуациях



правила поведения
участников похода и
экскурсии



правильное
и
неправильное поведение
участников походов и
экскурсий



соблюдать правила
поведения во время
экскурсий и походов



правила поведения на
дорогах города
правила поведения в
опасных ситуациях
правила поведения с
незнакомыми
людьми



правильное
и
неправильное поведение
на дорогах, в опасных
ситуациях
и
с
незнакомцами



грамотно вести себя
на дорогах города
правильно вести себя
в опасных ситуациях
правильно вести себя
с
незнакомыми
людьми



виды туризма



виды
друга

от



рассказывать
о
традициях
путешествий в своей
семье



групповое и личное
снаряжение туриста
(название
и
назначение).
Групповое:
снаряжение
для
постановки
лагеря
(палатка,
тент,
спальник, коврик);
снаряжение
для
приготовления пищи
(таганок, костровой
тросик, топор, пила,
котёл)
правила
укладки
маленького рюкзачка
правила
личной
гигиены в походе
способы
оказания
первой помощи в
походе (при ушибах,
порезах).



групповое
и
личное
снаряжение друг от друга
снаряжение по внешнему
виду
правильную
и
неправильную
укладку
рюкзачка



правильно подбирать
снаряжение
для
похода
правильно паковать
рюкзачок
соблюдать
личную
гигиену в походе
уметь оказать себе и
товарищу
первую
помощь при порезах
и ушибах.













туризма

друг











что такое спортивная
карта
условные
знаки
спортивных
карт
(знаки
дистанции,
дороги, здания)



правила поведения на
скалодроме




прямой узел
простой проводник






условные
знаки
по
внешнему виду
спортивную
карту
от
топографической карты

простой проводник
прямого узла

от



участвовать
«отмечайке»



умение
проходить
«траверс»
на
скалодроме



уметь
завязывать
прямой узел
уметь
завязывать
простой проводник



в

Третий год








название
и
местоположение
улиц
города
(Пятилетки,
Юбилейная,
Мира,
Ленина…)
имена
известных
людей
города
(основатели,
политики,
спортсмены,
люди
искусства, герои)и их
заслуги
название
промышленных
предприятий города,
виды
их
деятельности



символы Березников
и Пермского края










города
Пермского
края
(Пермь,
Соликамск,
Красновишерск,
Чердынь,
Усолье,
Кунгур и др.)
реки Пермского края
(Кама,
Вишера,
Чусовая,
Сылва,
Косьва,Усьва,
Зырянка)
соседей
Пермского
края










улицы города на схеме
города
известных людей города
по фото
промышленные
предприятия города по
видам деятельности






герб Березников от герба
Перми и Пермского края
города Пермского края по
их местоположению на
карте
реки Пермского края по их
местоположению на карте
соседей Пермского края по
их местоположению на
карте
достопримечательности
Перми по фото и описанию







ориентироваться
в
городе,
уметь
находить
нужную
улицу
знать
и
ценить
историческое
и
культурное наследие
города
знакомство
с
продукцией
предприятий
Березников

изобразить
гербы
Березников
и
Пермского края
находить на карте
местоположение
городов,
рек
и
соседей
Пермского
края
заполнить контурную
карту
Пермского
края(города,
реки,
соседи)



достопримечательнос
ти города Перми




история своей школы
знаменитые
выпускники
своей
школы
выдающиеся учителя
школы








растения водоемов






жителей водоемов
название
и
применение
лекарственных
растений
(тысячелистник,
зверобой,
душица,
пустырник, пижма)





что такое Красная
книга
Пермской
области





какие
животные
занесены в Красную
книгу
Пермской
области
(колонок,
европейская норка,
лесная соня, медянка,
беркут,
филин,
орлан-белохвост)
какие
растения
занесены в Красную
книгу
Пермской
области
(венерин
башмачок,
шиверекияподольска
я)





что такое экология





что причиняет вред
окружающей среде
как
мы
можем
помочь природе







растения водоемов друг от
друга и по внешнему виду
животных водоемов друг
от друга и по внешнему
виду
лекарственные
растения
друг от друга и по
внешнему виду



Красную книгу земли от
Красной книги России,
Красной книги Пермской
области
животных и растения,
занесенных в Красную
книгу Пермской области
друг от друга и по
внешнему виду



правильное и
неправильное
(причиняющее вред
природе) поведение
человека









участие в школьных
мероприятиях
изготовление
буклетов,
презентаций о школе,
учителях,
выпускниках.
значение животных и
растений водоемов в
природе и жизни
человека
сбор и применение
лекарственных
растений

проводить беседы о
защите животных и
растений,
делать
презентации,
альбомы.
беречь природу и
правильно вести себя
на природе

проводить беседы о
защите окружающей
среды,
делать
презентации,
альбомы
правильно вести себя
в
отношении
с
природой,
уметь
найти нарушения и
исправить их





имена прикамских
поэтов и
художников,
писавших природу и
название их
произведений
центры
народных
промыслов



поэтов
и
художников
Прикамья по фото, по их
произведениям



активное участие в
мероприятиях,
направленных
на
защиту
и
охрану
окружающей среды



знакомиться
с
творчеством
ценить
культурное
наследие
предков,
уважать творчество
современников
рисовать рисунки о
природе,
сочинять
стихотворения
и
сочинения на тему
природы
делать поделки из
природного
материала













правила поведения в
походе
правила
техники
безопасности
способы
оказания
первой помощи в
походе
(ожоги,
тепловые
удары,
укусы
насекомых,
змей)



условные
знаки
спортивных
карт:
дорога
(тротуар),
здание (дом), дерево,
кусты, забор, столб,
лестница,
знаки
дистанции






стороны горизонта
основные
правила
соревнований
по
спортивному
ориентированию



правила поведения на
скалодроме



прямой узел







правильное
и
неправильное поведение
участников похода
верные
и
неверные
действия при оказании
первой помощи



условные знаки друг от
друга
и
по
их
обозначениям
стороны горизонта



проводник «восьмерка» от





правильно вести себя
в походе
соблюдать
технику
безопасности
в
походе
оказывать
первую
помощь себе и своим
товарищам

участвовать
соревнованиях
спортивному
ориентированию
простейшей
дистанции

в
по
на



умение
проходить
беговые трассы на
скалодроме



уметь

завязывать




простой проводник
проводник
«восьмерка»

простого проводника
прямого узла

и








нравственные
качества личности
свои положительные
и
отрицательные
качества
как
правильно
общаться с друзьями
и с незнакомыми
людьми



нравственное
безнравственное
поведение

и






прямой узел
уметь
завязывать
простой проводник
уметь
завязывать
проводник
«восьмерка»
стараться
быть
хорошим,
добрым,
нравственным
человеком
помогать
старшим,
заботиться о младших
навыки общения со
знакомыми
и
незнакомыми людьми

Учебно-тематический план занятий 1 г.о.
№ п/п Раздел. Тема занятий

I.

II.

1
2

3

4

5

6

Всего Теория

Практика Форма проведения

1

1

-

Этика и эстетика поведения юного
краеведа
22

6

16

Понятие «этика» и «эстетика
поведения».

2

1

1

2

1

1

Введение.
О чем рассказывает азбука юного
краеведа.

Речевой этикет:
приветствие, прощание, просьба,
благодарность
Поведение в семье:
- отношения между членами семьи,
- выполнение своих обязанностей,
- проведение досуга в семье

2

Правила поведения в школе:
приветствие, раздевалка, лестница,
коридор, класс, перемена, урок,
столовая.

1

1

1

беседа

беседа
инсценировки
беседа
инсценировки
-беседа
-диспут:
раскрытие
понятий «забота»
«внимание»,
«обязанность»

1

беседа
инсценировки

Поведение детей на дорогах нашего
города.
«Светофор и я – лучшие друзья»

3

1

2

беседа
экскурсии «Мы
идём по улице»

Правила поведения в транспорте:
- правила посадки и высадки
- правила поведения в салоне

2

1

1

- беседа
(инструктаж);
- игра –

- правила пользования транспортом
- виды городского транспорта.
7

8

инсценировка «Я –
пассажир»

Поведение в общественных местах:
- основные правила и необходимость 8
их соблюдения;
- правила поведения в театре
- правила поведения в музее
- правила поведения во время
экскурсий.
Культура речи и жеста.
Умение говорить, слушать, общаться. 1

Правила общения по телефону.
Телефон срочной помощи.

1

III.

Юные туристы

61

1

Понятие «туризм». Значение туризма
в жизни человека.
2

9

2

3

Виды туризма
(пешеходный, водный, лыжный)

2

5

6

10

7

- беседа
- игра «Заметил –
подскажи,
исправь»!

1

беседа
- отработка
номеров службы
спасения.

51

2

1

Что должен уметь турист?
Как одеться в поход.
Что взять с собой в поход.
Правила (гигиена) укладки рюкзачка.
Правила поведения в природе.
Вязка узлов
- прямой узел
Введение в ориентирование.
Что такое ориентирование.
Условные знаки — знаки дистанции
(старт, финиш, КП-контрольный
пункт)
План местности. Схема движения
от объекта к объекту.

3

2

2

2

5

1

3

1

2

2

- беседа
- практические
занятия
- выход в театр
- экскурсии в
музей,библиотеку.

1

У природы нет плохой погоды.
5

4

1

3

экскурсия в
ДДЮТЭ
беседа.
-рассказ детей
«Туризм в нашей
семье»
-экскурсии в парк
в разные времена
года;
- сбор примет о
разных временах
года.
беседа
- игра «Что я беру
в поход»
- игра «Собери
рюкзак»
Практические
занятия
беседа
- зарисовка знаков
- рисовка схемы
движения (по
готовым картамсхемам)

7

Введение в скалолазание
4

2

Знакомство с туристским
снаряжением (рюкзак,
туристический коврик, спальный
мешок, палатка)

1

1

IV.

Гордость нашего края

54

14

1

Понятие слова «краеведение».
Необходимость изучения истории
своего края.

1

1

3

1

8

2

3

4

5

2

беседа
- презентация

40
беседа

Папа, мама, я – дружная семья.
2

Я, моё имя, фамилия, их значение

рассказы детей
- выступление
взрослых
- выставка работ,
газет: «Вместе с
мамой, вместе с
папой»

4

1

3

беседа
- рассказы детей
- экскурсия в
библиотеку

7

1

6

беседа
- семейные
праздники

8

1

7

Семейные даты, традиции.

Профессии в семье. Наши увлечения.

6

Школа - мой второй дом!

7

Город, в котором мы живем (краткая
история).
8
Достопримечательности моего
города (Вечный огонь, музей)

беседа-инструктаж
- практич. занятия

4

4

2

6

конкурс рисунков
«Все работы
хороши!»
Экскурсии:
пожар.часть, места
работы родителей
- день рождения
школы
- знакомство со
школой
(библиотека,
столовая)
- администрация
школы
- встреча с
учителями школы.
уроки-беседы
- заочные
экскурсии
- экскурсии в
музей,
библиотеку, к

Вечному огню
8

9
V.

Природа родного края.
Растения (хвойные и лиственные
11
растения нашего края).
Ягоды, грибы родного края.
Лекарственные растения (ромашка,
шиповник, подорожник, крапива).
Комнатные растения.
Дикие и домашние животные.
Перелетные и зимующие птицы.
Изготовление кормушек, домиков для
птиц.

6

5

- беседы
- викторины
- экскурсии

Прикамские ремесла
9

1

8

Подведение итогов:
итоговое занятие,
тестирование,
игра юных краеведов.

6

1

5

ИТОГО:

144

35

109

беседа
- экскурсия
беседа.
- тестирование
- игра юных
краеведов

Содержание программы
№
раздела

Наименование тем

Кол-во
часов

I.

Вводное занятие.

1

II.

Этика и эстетика поведения юного краеведа.

22

III.

Юные туристы.

61

IV.

Гордость нашего края.

54

V.

Подведение итогов.

6

Всего:

144

Вводное занятие (1 час).
Задачи:
Пробудить интерес учащихся к работе кружка.
Воспитывать чувства гордости за свой край, за свой народ.
Воспитывать проявление чувства восхищения и интереса к прекрасному.
Содержание:
Познакомить учащихся с работой кружка. Требования, предъявляемые краеведам.
Составление заповедей краеведов.
Материал:
Цветные фотографии городов края, достопримечательностей родного края.

II. Этика и эстетика поведения юного краеведа
Задачи:
Научить формулировать и практически выполнять правила поведения в реальных
ситуациях.
Умение оценивать свои поступки с точки зрения «эстетики поведения».
Выявлять возможные причины нарушения правил поведения и умение их устранять.
Содержание:
Знакомство с понятием «этика» и «эстетика поведения».Знакомство с правилами речевого
этикета (приветствие, прощание, просьба, благодарность). Поведение и взаимоотношение
членов семьи. Выполнение своих обязанностей, проведение досуга в семье. Правила
поведения в школе и их выполнение (приветствие, поведение в коридоре, в классе, на
уроках, на переменах, в раздевалке, в столовой).
Правила поведения на дорогах нашего города (умение правильно переходить улицу).
Знание
сигналов
светофора
и
знаков
дорожного
движения.
Правила поведения в городском транспорте (правила посадки и высадки, поведение в
салоне, правила пользования транспортом). Знакомство с видами городского транспорта.
Поведение в общественных местах (театр, музей, библиотека, экскурсии, походы).
Культура
речи
и
жеста.
Умение
говорить,
слушать,
общаться.
Общение по телефону. Телефоны срочной помощи.
Практические занятия: Инсценировки по правилам поведения в общественных местах:
(театре, в автобусе, в музее, в школе, в гостях).Инсценировкипо правилам формы этикета:
(приветствие,
прощание,
просьба,
благодарность,
извинения).
Инсценировки на тему культуры речи и жестов: (как правильно себя вести, как нельзя
себя вести). Экскурсии: в театр, музей, библиотеку, по дорогам нашего города (ПДД).
III. Юные туристы (61 час).
Задачи:
Формировать знание о природе родного края.
Воспитывать бережное отношение к её богатству.
Развивать наблюдательность, воспитывать терпение, трудолюбие, выносливость.
Познакомить
с
основами
туризма,
ориентирования,
скалолазания.
Содержание:
Понятие
значения
«туризм».
Значение
туризма
в
жизни
человека.
Виды туризма (пешеходный, водный, лыжный).
У природы
нет
плохой
погоды. Приметы о разных временах года.
Что должен уметь делать турист. Как правильно одеться в поход. Что взять с собой в
поход. Как правильно уложить свой рюкзачок. Правила поведения на природе.
Вязка узла (простой узел).
Введение в ориентирование. Что такое ориентирование. План местности. Схема движения
от объекта к объекту. Выбор направления. Условные знаки — знаки дистанции (старт,
финиш, КП — контрольный пункт). Электронная отметка. Принцип работы с электронной
отметкой.
Основы скалолазания. Правила поведения наскалодроме. Техника траверса.
Практические занятия:
Подборка народных примет. Укладка рюкзачка для выхода на природу.
Вязка узлов (прямой узел). Зарисовка планов местности (класс, улица, двор).
Топографические диктанты. Отработка навыков пользования электронной отметкой.
Практические занятия на скалодроме (траверс).
Экскурсии: в парк, лесной массив в разные времена года, однодневные выходы на
природу.

IV. Гордость нашего края (54 часа).
Задачи:
Расширять кругозор детей через различные виды деятельности, разнообразные по
содержанию и тематике.
Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гражданского долга.
Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни.
Воспитывать в детях бережное отношение к окружающему миру, учить их сопереживать и
откликаться на происходящее вокруг.
Содержание:
Понятие слова «краеведение». Необходимость изучения истории своего края. История
происхождения имён и фамилий и их значение. Семейные традиции. Профессии
родителей. Город, в котором мы живём (краткая история: почему так называется, когда
был образован) и его достопримечательности (музей, вечный огонь, зоопарк).
Природа родного края. Растения (хвойные и лиственные растения нашего края).
Ягоды, грибы родного края. Лекарственные растения (ромашка, шиповник, подорожник,
крапива).
Комнатные
растения.
Дикие
и
домашние
животные.
Перелетные и зимующие птицы. Изготовление кормушек, домиков для птиц.
Прикамскиеремесла (знакомство): плетение из лозы
и
бересты
и т.д.
Практические занятия: Выставки семейных поделок, конкурсы совместных газет,
отражающие семейные традиции. Конкурсы рисунков о профессии. Подготовка к дню
рождения школы (рисунки, стенгазеты и т.д.). Викторины о природе родного края.
Экскурсии: в библиотеку, по школе (столовая, библиотека, кабинет директора и т.д.), в
краеведческий музей, по городу (к Вечному Огню), в пожарную часть, на рабочие места
родителей.
V. Подведение итогов (6 часов).
Задачи:
Развивать и поддерживать интерес к краеведению.
Воспитывать потребность постоянного общения с природой.
Учить анализировать свою работу, выполненную за год.
Провести срез знаний за год.
Проверить умение применять полученные знания на практике.
Содержание:
Тестирование. Игра юных краеведов. Итоговое занятие: Анализ работы кружка. Задание
на лето по сбору краеведческого материалаи заготовке природного материала.
Учебно-тематический план 2 г.о.
№ п/п

Раздел.Тема занятий

Всего Теория Практика

I.

Введение

1

1

II.

Гордость нашего края

47

17

30

1

Что такое семья?
- что объединяет членов семьи
- поколения в семье (древо)
- твоё участие в жизни семьи

3

2

1

2

1

1

2.

Как семья проводит свободное
время.

Форма проведения
беседа
беседы
- выступление
родителей
- приглашение
старшего поколения
беседа
- занятие-игра «Умей
встретить гостей»

и «Ты идёшь в
гости».
3.

4.

5.
6.

7.

8.

В этом доме я живу:
- мой двор
- мои соседи

2

1

1

Мой микрорайон.
- моя улица
- история названия улицы
- достопримечательности района

4

2

2

Школа - нам, мы – школе.
История школы
Мой любимый город:
- символика города
- история
- достопримечательности города
(администрация, спортивные и
культурные
учреждения,монументы)
Природа нужна нам, мы нужны
природе:
- правила поведения в природе
- охранные мероприятия
(в городе на предприятиях)
- Красная и Чёрная книга Земли

2

1

1

5

2

3

4

2

2

5

4

Царство природы:
- растения нашего края (кустарники, 9
луговые растения)
- аптека под ногами (мать-мачеха,
липа, малина, мята)
- народные приметы (предсказание
погоды)
- дикие животные родного края
- Красная книга Пермской области
(русская выхухоль, северный олень,
серая цапля, белый аист)
Природа в произведениях русских
художников
(И. И. Шишкин, И. И. Левитан)

4

Край мой прикамский
- ремесла
- достопримечательности Перми

12

III.

Этика и эстетика поведения
юного краеведа

14

1.

Дома и в школе - одно лицо.

9.

10.

2
2.

Правила взаимоотношений и

беседа
- заочная экскурсия.
- рисунок
беседа
- рассказ детей
- экскурсия по
микрорайону
- фото-выставка
беседа
- экскурсия
беседа
- экскурсии
- викторина

беседа
- экскурсии в
природу
- игра «Поиск
нарушителей законов
природы»
- конкурс рисунков
- викторина «Загадки
природы».
- экскурсия

1

6

1

3

беседа
- экскурсия
- конкурс рисунков о
природе

12

- экскурсия

8

1

беседа
- тест-самооценка
беседа «Когда и

дружбы
- твои друзья – одноклассники
- как я работаю над собой

3.
4.

5.
6.

3

1

2

2

1

1

2

1

1

1

1

Профессия - учитель
Правила поведения в обществе

Правила поведения участников
экскурсии, похода.
Этика переписки

практикум «Язык
родной – дружи со
мной»
беседа
- практикум «Как бы
я поступил»
- викторина

4

2

2

IV.

Юные туристы

76

18

58

1.

Туризм в нашей стране.
- виды туризма (горный,
спелеотуризм, велосипедный,
автомобильный и др.)

2

1

1

59

11

48

3

Подготовка к походу:
Групповое и личное снаряжение.
- Групповое:
снаряжение для постановки лагеря:
палатка, тент, спальник, коврик.
Снаряжение для приготовление
пищи: таганок, костровой тросик,
топор, пила, котёл.
- укладка рюкзака
- правила личной гигиены в походе
- первая помощь (при ушибах,
порезах).

беседы
- сочинения
(рассказы) детей
«Туризм в моей
семье»
- практические
занятия по укладке
рюкзака,
- по отбору
снаряжения
- походы (осень,
весна)

Ориентирование:
7
- условные знаки - знаки дистанции,
дорога, здание.
- план местности

беседа «Уроки
хороших манер»
-практикум «Как
поступить в данной
ситуации»
- игра « Посмотри на
себя со стороны»

1

Правила поведения на дорогах
(ПДД), в опасных ситуациях, при
встрече с незнакомыми людьми

2.

беседа
- подарок учителю

инструктажи

1
7.

почему появились
правила»
- тренинг «Учусь
быть послушным и
терпеливым»
- энциклопедия
хороших манер

3

4

беседа
- топодиктанты
- рисовка плана
класса, двора и т. д.
- игра «Поиск

- работа с электронной отметкой.

4

5

Узлы.
Прямой узел (повторить)
Простой проводник

сокровищ»
- отработка навыков
работы с эл.отметкой
4

3

Скалолазание
4

V.

1

2

2

Подведение итогов.
Итоговое занятие
Тест, игра юных краеведов.

6

1

5

Итого:

144

43

101

- беседа-инструктаж
- практич. занятия
- беседа
-тестирование
-игра юных
краеведов.

Содержание 2 г.о.
№
раздела

Наименование тем

Кол-во
часов

I.

Вводное занятие.

1

II.

Гордость нашего края.

47

III.

Этика и эстетика поведения юного краеведа.

14

IV.

Юные туристы.

76

V.

Подведение итогов.

6

Всего:

144

I. Введение (1 час).
Задачи:
Определить цели и задачи на новый учебный год.
Вспомнить основные заповеди краеведа.
Воспитывать чувство удовлетворения проделанной работой.
Содержание:
Познакомить детей с работой кружка.
Вспомнить заповеди краеведов.
Познакомить с планом работы на новый учебный год
II. Гордость нашего края (47 часов).
Задачи:
Развивать кругозор у детей.
Воспитывать правильное отношение к среде обитания и правила поведения в ней;
понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Воспитывать необходимость выполнения правил поведения, получить начальные навыки
экологической культуры.

Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувства гражданского долга.
Содержание:
Что такое семья. Поколения в семье. Семейное древо. Что объединяет членов семьи. Как
семья проводит свободное время. Дом, в котором я живу. Мои соседи.
Мой микрорайон. Моя улица. История названия улицы. Достопримечательности района.
Школа, в которой я учусь. История школы. Люди, прославившие школу.
Мой любимый город: символика города, история названия — переход от погоста к городу,
чем занималось население.
Достопримечательности города — администрация, спортивные и культурные сооружения,
монументы.
Природа нужна нам, мы нужны природе. Правила поведения на природе. Охранные
мероприятия
по
защите
природы,
проводимые
в
городе.
Красная и Чёрная книга Земли (общее знакомство).
Царство природы. Растения нашего края (кустарники, луговые растения). Аптека под
ногами (мать-мачеха, липа, малина, мята). Изучение народных примет на предсказание
погоды. Дикие животные родного края. Красная книга Пермской области. Животные,
занесенные в Красную книгу Пермской области - русская выхухоль, северный олень,
серая цапля, белый аист.
Природа в произведениях русских художников (И. И. Шишкин, И. И. Левитан).
Край мойприкамский. Ремесла. Основные достопримечательности города Перми.
Практические занятия:
Проведение игр на темы: Умей встретить гостей, Ты идёшь в гости, Наведение порядка на
территории школы, Поиск «нарушителей» законов.
Проведение конкурсов: рисунки о природе, стихи о природе, викторины на знание своего
края (о городе и о природе). Написание мини-сочинений: «Мой дом» «Мои соседи»
Экскурсии: по школе, по микрорайону, по достопримечательностям города, на природу.
III. Этика и эстетика поведения юного краеведа (14 часов).
Задачи:
Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственноэтических чувств.
Учить пониманию важности здорового образа жизни.
Формировать гуманистические нормы поведения в общении с друзьями,
одноклассниками,
взрослыми.
Содержание:
Дома и в школе – одно лицо. Правила взаимоотношений и дружбы. Мои друзья —
одноклассники. Как я работаю над собой. Профессия — учитель.
Правила
поведения
в
обществе.
«Школа
хороших
манер»
Поведение во время экскурсий и походов (инструктаж перед мероприятиями).
Правила поведения с незнакомыми людьми, поведение в опасных ситуациях. Этика
переписки.
Практические занятия:
Тренинг по работе над собой «Учусь быть послушным и терпеливым».
Изготовление подарков, сюрпризов учителям. Практикум «Как поступить в данной
ситуации». Игра «Посмотри на себя со стороны». Практикум «Язык родной – дружи со
мной». Практикум «Как бы я поступил»
IV.Юные туристы (76 часов).
Задачи:
Воспитывать в детях бережное отношение к природе, к её богатствам.
Учить наблюдательности, выносливости, взаимовыручке, воспитывать терпение,
взаимопонимание.

Научить собираться в поход.
Научить пользоваться и читать план-карты, знать и уметь наносить знаки на карту.
Научить детей основам ориентирования.
Научить детей основам скалолазания (траверс склона).
Содержание:
Туризм в нашей стране. Виды туризма: пешеходный, водный, лыжный, горный,
велосипедный, автомобильный, спелеотуризм и др. Подготовка к походу. Групповое и
личное снаряжение. Снаряжение для постановки лагеря: палатка, тент, спальник, коврик.
Снаряжение дляприготовление пищи: таганок, костровой тросик, топор, пила, котёл.
Укладка рюкзака (маленького).Правила личной гигиены в походе. Первая помощь (при
ушибах, порезах).Ориентирование. Условные знаки: знаки дистанции, дорога, здание.
План местности. Электронная отметка. Узлы. Прямой узел и простой проводник.
Практические занятия:
Укладка
рюкзака.
Отбор
снаряжения
для
похода.
Работа с условными знаками спортивных карт, топографические диктанты. Зарисовка
планов местности (класса, двора и т. д.). Отработка навыков работы с электронной
отметкой.
Вязка
узлов
(прямой
узел,
простой
проводник).
Отработка навыков по скалолазанию.
Походы: походы выходного дня (осень и весна).
V. Подведение итогов (6 часов).
Задачи:
Развивать и поддерживать интерес к общению с природой.
Учить анализировать свою работу, выполненную за год.
Провести срез знаний за год.
Проверить умение применять полученные знания на практике.
Содержание:
Тестирование. Игра юных краеведов. Итоговое занятие: Анализ работы кружка. Задание
на лето по сбору краеведческого материалаи заготовке природного материала.
Методическое обеспечение
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
 Справочники, энциклопедии; методическая литература.
 Видеотека.
 Разработки бесед о предприятиях и знаменитых людях города, о городах края, о
лекарственных растениях, о природе и т.д.
 Разработки конкурсов, зачетных игр «Туристская игротека» «Игра юных
краеведов» и других туристских праздников.
 Дидактические и лекционные материалы по исследовательской деятельности
младших школьников города Березники.
 Туристское снаряжение (палатка, рюкзак, костровое оборудование, репшнуры для
вязки узлов, компас и др.).
 Тренажер-скалодром.
 Карты: Физическая карта РФ, Физическая карта Пермского края, Контурная карта
Пермского края, План города Березники, Спортивные карты территорий
образовательных учреждений города, “Слепая” карта (очертания границ области) и
др.
 Иллюстрации
и
фотографии:
предприятия
города
Березники;
достопримечательности Березников; известные люди города; символика города,
края, России.
 Лекарственные растения, хвойные растения, лиственные растения.
 Гербарий растений Пермского края.
 Коллекции природных ископаемых.
 Изделия народных промыслов.

Работы, выполненные учащимися:
 кроссворды по городам-спутникам;
 композиции из засушенных растений;
 поделки из природных материалов;
 стихи о родном городе собственного сочинения;
 рисунки лиственных и хвойных деревьев;
 рисунки лекарственных растений, съедобных и несъедобных грибов
 сочинения-отзывы о поездке во время экскурсий.
 исследовательские работы
 видеосъёмки туристско-краеведческой тематики
 авторские альбомы «Путешествие по родному краю» и другие.

Учебно-тематический план 3 г.о.
№п/п
Раздел. Тема занятий

Всего Теория Практика Форма проведения

I.

Введение.

1

1

II.

Мой край.

63

19

44

1

Город, в котором я живу:
- улицы города (Пятилетки,
Юбилейная, Мира, пр.Ленина, др.)
- знаменитые люди города
(основатели, политики, спортсмены,
люди искусства, герои)
- промышленные предприятия

11
3

4
1

7
2

3

2

1

5

1

4

Пермский край– моя малая родина:
- Границы и символика Пермского
края(флаг, герб).
- Города края (Пермь, Березники,
Соликамск, Кунгур, Чайковский,
Чусовой, Лысьва, Чердынь,
Красновишерск, Кизел,Усолье,
Александровск)
- Реки края (Кама, Вишера, Чусовая,
Сылва, Усьва, Колва, Зырянка…)
- Соседи Пермского края
- Достопримечательности города
Перми

28

6

22

2

1

1

3

1

2

3

1

2

2

1

1

18

2

16

2

Школа – мой второй дом:
- учителя школы
- выпускники школы

3.

Природа родного края:
растения водоемов
жители водоемов

4.

3

8

1

3

беседа

- беседа
- викторины
- экскурсии на
предприятия, по
городу
- беседы
- работа с картой
- работа с контурной
картой
- составление
кроссвордов
- фото-викторина
- викторина
- диафильмы
(слайды)
- экскурсии в город

2

беседы
- встречи с учителям
- встречи с выпуск.
- сочинение о школе

5

- экскурсия в
природу
- в аптеку



зеленая аптека (тысячелистник,
зверобой,
душица,
пустырник,
пижма)
5

6

Красная книга Пермской области:
- животные (колонок, европейская
норка, лесная соня, медянка, беркут,
филин, орлан-белохвост)
- растения (венерин башмачок,
шиверекия подольская)
Экология:
что такое экология
что причиняет вред окружающей
среде

- викторины

3

2

1

- беседы
- заочные экскурсии

5

2

3

- беседа
- экологический
десант

7

как мы можем помочь природе

- конкурс плакатов
на экологическую
тему

Пермские поэты и художники о
природе
3

- чтение стихов
- конкурс рисунков.

1

2

Мастерская «Юный умелец»
8

III.
1.

2.

2

Юные туристы

65

12

53

Идем в поход:
правила поведения в походе,
техника безопасности
первая помощь (ожоги, тепловые
удары, укусы насекомых, змей)
поход

11
1
2
8

2
1
1

9
1
8

Основы ориентирования:
Условные знаки: дорога (тратуар),
здание (дом), дерево, кусты, забор,
столб, лестница, знаки дистанции.
План местности.
Стороны горизонта.

5

4.

Отработка навыков вязания узлов
(прямой,
простой
проводник, 4
восьмерка).

5.

Школьный турслет.

IV.

Этика и эстетика поведения юного
краеведа.
9

2.

Будем заботиться о младших

- беседа.
- практические
занятия по оказанию
помощи

1

4

- беседа
- топодиктант
- практические
занятия на местности

Отработка навыков скалолазания

Кто я? Какой я?
нравственные качества личности
поведение с друзьями, родителями,
учителями
как вести себя с незнакомыми
людьми

- изготовление
поделок из
природного
материала.

- поход

3.

1.

2

6

1

3

6

Практические
занятия
скалодроме.

3

- практические
занятия

3

- турслет

на

4

5

5

2

3

- беседа
- практикум «Как
поступить в данной
ситуации»
- тест-самооценка
«Доволен ли ты
собой»
-сбор пословиц о
человеческих
качествах
- диспут «Что
важнее: знать или
выполнять»

2

1

1

- беседы
- посильная помощь
малышам (шефская

помощь д/с)
3

V.

Умение
общаться.

слушать,

говорить,
2

1

1

- беседа
- игры на
взаимодействие.

Подведение
итогов.
Итоговое
занятие 6
Тест, игра юных краеведов.

1

5

- беседа
- тестирование
- игра юных
краеведов.

Итого:

37

107

144

Содержание тем основных разделов программы 3 г.о.
№
раздела

Наименование тем

Кол-во
часов

I.

Вводное занятие.

1

II.

Мой край.

63

III.

Юные туристы.

65

IV.

Этика и эстетика поведения юного краеведа.

9

V.

Подведение итогов.

6

Всего:

144

I. Введение (1 час).
Задачи:
Определить цели и задачи на новый учебный год.
Пробудить интерес учащихся к работе объединения.
Содержание:
Познакомить детей с работой кружка. Вспомнить заповеди краеведов. Познакомить с
планом работы на новый учебный год.
II. Мой край (63 часа)
Задачи:
Дать понятие «малая родина».
Воспитывать чувства любви к своему краю, чувства гордости за свой город, за свой народ.
Познакомить с городами, реками и соседями Пермского края.
Углубить знания о природе родного края.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, получить начальные навыки
экологической культуры
Содержание:
Город, в котором я живу: Улицы города (Пятилетки, Юбилейная, Мира, Ленина,
Ломоносова…). История создания и названия. Знаменитые люди города (основатели,

политики, спортсмены, люди искусства, герои). Промышленные предприятия. История
создания, продукция.
Пермский край – моя малая родина. Границы и символика Пермского края (флаг, герб).
Очертание контура границ. Количество областей, городов. Численность населения. Города
края (Пермь, Березники, Соликамск и др.). Местоположение. Основные характеристики и
особенности. Реки края (Кама, Вишера, Чусовая и др.). Местоположение. Особенности.
Соседи
Пермского
края.
Местоположение.
Основные
характеристики
и
достопримечательности. Достопримечательности города Перми.
Школа – мой второй дом. Учителя школы. Выпускники школы. Доска почета.
Природа родного края: Растения водоемов Пермского края (осока, камыш, рогоз, ряска,
водяная лилия, кубышка желтая, водоросли). Основные характеристики. Условия
обитания. Жители водоемов Пермского края (стрекоза, клоп-водомер, жук плавунец,
улитка, выдра, выхухоль, лягушка, рак, утка, цапля). Основные характеристики. Условия
обитания.
Растения (венерин башмачок,шиверекия подольская). Основные характеристики. Среда
обитания. Меры охраны.
Зеленая аптека (тысячелистник, зверобой, душица, пустырник, пижма). Применение в
лечебных целях. Способы сбора и хранения. Красная книга Пермской области:
Животные (колонок, европейская норка, лесная соня, медянка, беркут, филин, орлан белохвост).
Основные
характеристики.
Среда
обитания.
Меры
охраны.
Мастерская «Юный умелец». Изготовление поделок из природного материала.
Практические занятия: Викторина на знание знаменитых людей города. Работа с картой
Пермского края, работа с контурной картой Пермского края. Составление кроссвордов
(города и реки Пермского края). Фото-викторина (города, реки, достопримечательности).
Сочинение о школе. Экологический десант. Уборка пришкольной территории. Конкурс
плакатов на экологическую тему. Конкурс рисунков о природе. Изготовление поделок из
природного материала.
Экскурсии:

Экскурсии

к

водоему.

Экскурсии

на

предприятия

города.

III. Юные туристы
Задачи:
Воспитывать в детях бережное отношение к природе, к её богатствам.
Учить наблюдательности, выносливости, взаимовыручке, воспитывать терпение,
взаимопонимание.
Закрепить знания правил поведения на природе, в походе.
Познакомить с приемами оказания первой помощи при травмах.
Научить пользоваться и читать карту, знать и уметь наносить знаки на карту.
Совершенствовать начальные навыки ориентирования.
Научить детей основам скалолазания (лазанье вверх).
Содержание:
Идем в поход. Правила поведения на природе, техника безопасности в походе.

Первая помощь (ожоги, тепловые удары, укусы насекомых, змей). Как уберечься от травм
(профилактика). Способы оказания первой помощи.
Ориентирование. Условные знаки спортивных карт: дорога (тротуар), здание (дом),
дерево, кусты, забор, столб, лестница, знаки дистанции.
План-карта. Стороны
оптимального пути.

горизонта.

Ориентирование

карты

на местности.

Выбор

Отработка навыков скалолазания. Техника безопасности при работе на скалодроме с
верхней страховкой. Отработка навыков лазанья на скорость.
Отработка навыков вязки узлов. Изучение нового узла — «восьмерка».
Практические занятия: Практические занятия по оказанию первой помощи.
Топодиктант. Работа с картой на местности. Игра «Поиск клада». Работа с электронной
отметкой. Практические занятия на скалодроме. Вязка узлов (прямой, простой проводник,
восьмерка).
Поход выходного дня.
Турслет.
IV. Этика и эстетика поведения юного краеведа
Задачи:
Научить детей делать нравственный выбор. Учить анализировать свои дела и поступки.
Правильно реагировать на свои проступки, делать соответствующие выводы.
Учить детей правильному общению с малышами, с одноклассниками, взрослыми людьми.
Содержание:
Кто я? Какой я? Нравственные качества личности. Портрет современного человека. Какие
качества необходимы в современном мире? Какие качества ценятся в людях больше
других? Сбор пословиц о человеческих качествах. Поведение с друзьями, родителями,
учителями. Будь непримирим к грубости и черствости. Недопустимость кличек и
прозвищ. Как вести себя с незнакомыми людьми. Вежливость. Терпимость.
Осторожность. Правила поведения в общественных местах. Забота о младших. Забота и
доброта — необходимые качества личности. Умение говорить, слушать и общаться.
Практические занятия: Практикум «Как поступить в данной ситуации». Тестсамооценка «Доволен ли ты собой». Диспут «Что важнее: знать или выполнять».
Посильная помощь малышам (шефская помощь д/с). Игры на взаимодействие.
V. Подведение итогов (6 часов)
Задачи:
Развивать и поддерживать интерес к общению с природой.
Учить анализировать свою работу, выполненную за год.
Провести срез знаний за год.
Проверить умение применять полученные знания на практике.
Содержание:
Тестирование. Игра юных краеведов. Итоговое занятие: Анализ работы кружка. Задание
на лето по сбору краеведческого материала и заготовке природного материала.

Литература для педагога
1. Большая советская энциклопедия 2 изд.
2. Брожик В. Эстетика на каждый день М., Знание 1991.
3. Буровик К.А. Родословная вещей. М., Знание 1991.
4. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., Искусство 1983.
5. Герман Ш.М. Беседы об эстетике. М., Знание 1982.
6. Гребенников И.В. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М.,
Просвещение 1987.
7. Громов Е.С. Палитра чувств. О трагическом и комическом. Книга для учащихся
старших классов. М., Просвещение 1993.
8. Громов Е.С. Природа художественного творчества. Книга для учителя. М.,
Просвещение 1986.
9. Дёмина Л.М. По законам красоты. Этика труда. Книга для учащихся старших классов.
М., Просвещение 1990.
10. Золотая книга эстетики. М., Вече 2006.
11. Задорожный А.М. Справочник по лекарственным растениям. М., Экология 1992.
12. Ингрид Селберг, Деревья и листья, Москва “АСТ-ПРЕСС” 1997.
13. Краткий словарь по эстетике. Книга для учителя. М., Просвещение 1983.
14. Крутоус В.М. Путь к прекрасному. М., Просвещение 1983.
15. Кругляницо Т.Ф. Этика и эстетика. М., Издательство АЗ 1995.
16. Красная книга Пермской области. Екатеринбург 2001.
17. Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль 2002
18. Русский земледельческий календарь. Круглый год. М., Правда 1991.
19. Сазонов Е.Ю. Театр наших детей. М., Знание 1988.
20. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Лениздат, 1991.
21. Суперанская А.В. Справочник русских имен народов РСФСР. М., Русский язык, 1987.
22. Соловьёв Э.Я. Этикет. М., ИВФ Антал 1994.
23. Тахтаджян. Мир растений, том № 2, Москва “Просвещение”,1991.
24. Что есть что. Солнце. Издательство Москва “Слово”2001.
25. Что есть что. Небо. Издательство Москва “Слово”.2001.
26. Что есть что. Вода. Издательство Москва “Слово” 2001.
27. Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких принцесс. М., Слово Эксмо 2004.
28. Шалаева Г.П. Школа вежливости для маленьких гостей. М., Слово Эксмо 2006.
29. Шалаева Г.П. Школа вежливости для маленьких хозяев. М., Слово Эксмо 2006.
30. Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких рыцарей. М., Слово Эксмо 2006.
31. Я познаю мир. Москва АСТ 1998.
Литература для детей
1. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М., Просвещение 1992
2.Шалаева Г.П. Школа вежливости для маленьких гостей. М., Слово Эксмо 2006.
3. Шалаева Г.П. Школа вежливости для маленьких хозяев. М., Слово Эксмо 2006.
4. Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких рыцарей. М., Слово Эксмо 2006.
5. Я познаю мир. Москва АСТ 1998.
6. Суперанская А.В. Справочник русских имен народов РСФСР. М., Русский язык, 1987
7. Тахтаджян. Мир растений, том № 2, Москва “Просвещение”,199
8. Дябленко О.В. Хрестоматия по эстетике. М., Издательский центр «АЗ» 1995.
9. Золотая книга эстетики. М., Вече 200
10. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных
учреждений. Астрель «АСТ» 2003
11. Что есть что. Солнце. Издательство Москва “Слово”2001.
12. Что есть что. Небо. Издательство Москва “Слово”.2001.
13. Что есть что. Вода. Издательство Москва “Слово” 2001.
14.Шалаева Г.П. Школа этикета для маленьких принцесс. М., Слово Эксмо 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».