Плешка ЖП, Боулдеринг

Раздел № 1. Комплекс характеристик дополнительной общеобразовательной
программы
Пояснительная записка
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Уровень освоения содержания программы:
1 год обучения – стартовый уровень,
2 год обучения – базовый уровень.
Актуальность программы обусловлена тем, что приоритетным в образовании
становится ориентация на индивидуальное развитие личности, формирование
универсального умения учащихся ставить и решать задачи для разрешения
возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности,
самоопределения, повседневной жизни. Физкультурно-спортивная деятельность
является одним из эффективных средств комплексного воздействия на
формирование личности учащихся.
Гармоничного развития личности без развития интеллекта и одновременно
здоровья быть не может. Занятия в сфере дополнительного образования
предполагает вовлечение детей в такие виды деятельности, в которых равноценно
обеспечивается как интеллектуальное развитие, так и физическое, воспитание в
них стремления к ведению здорового образа жизни.
Спортивное скалолазание
- один из немногих видов спорта, сочетающий физическое движение с движением
мысли. Суть его: на старте (у скалы или искусственном рельефе) участнику
демонстрируют трассу. Цель – преодолеть её, затратив на это как можно меньше
времени. Спортсмен должен не только как можно быстрее продумать маршрут
движения, но и решить, как он его преодолеет, а затем двигаться к намеченной
цели.
Данная программа разработана на основе программы «Скалолазание:
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского
резерва» (составители: Кузнецова Е.В., Байковский Ю.В., Першин В.Н. и др.).
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей возраста 9-14
лет. Обязательным условием приёма детей в объединение является наличие
медицинской справки, дающей допуск к занятиям с физическими нагрузками,
соревнованиям и походам. Количественный состав группы первого года обучения
15 человек. Для учащихся, уже имеющих базовую подготовку (занимавшихся
раннее в других спортивных объединениях учреждений дополнительного
образования или учреждениях ФКиС), возможно зачисление по результатам
тестирования и проверки физических способностей в группу соответствующего
года обучения.

Объем и срок реализации программы: 2 года – 288 часов, каждый год обучения
по 144 часа (4 часа в неделю).
Основная форма обучения – очное занятие (тренировка).
Режим занятий – 2 занятия в неделю по 2 часа с перерывом по 10-15 минут.
Цель стартового уровня освоения содержания программы: развитие физических
качеств учащихся, устойчивого интереса к спорту и здоровому образу жизни
через овладение основными техниками лазания.
Цель базового уровня освоения содержания программы: развитие физических
качеств и совершенствование техники лазания учащихся. Развитие волевых
качеств, формирование творческого мышления и командного духа для личного
спортивного роста в скалолазании.
Задачи стартового уровня:
- привить стойкий интерес к занятиям скалолазанием;
- познакомить с историей развития скалолазания;
- развить необходимые скалолазу физические качества;
- научить основам техники и тактики скалолазания;
- изучить комплекс специальных упражнений, важных для скалолазания;
- познакомить с основными видами лазания;
- освоить виды страховки и самостраховки, техники безопасности скалолазания.
Задачи базового уровня:
- совершенствовать технику лазания;
- уверенно владеть техникой страховки и самостраховки в скалолазании;
- повысить уровень общей и специальной физической подготовки;
- приобрести соревновательный опыт.
Содержание программы.
Учебно тематический план
№п/п

1.
2.

Разделы программы
Введение. История
развития скалолазания.
Скалолазная подготовка

Часовая
Часовая
Часовая
нагрузка на 1 нагрузка на 2 нагрузка на 3
год обучения год обучения год обучения
2
2
2
50

55

55

3.
4.
5.
6.

Основы гигиены и
первая помощь
Основы подготовки на
естественном рельефе
Общая и специальная
физическая подготовка
Итоговое занятие
Итого:

6

10

10

32

32

32

52
2
144

43
2
144

43
2
144

Учебно-тематический план первого года обучения
№п/п
1.
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
3.
3.1

3.2

3.3

3.4
4.
4.1

4.2

4.3

Тема
Введение. История
скалолазания.
Скалолазная подготовка
Правила поведения и техника
безопасности на занятиях
Техники лазания. Страховка
Скалолазное снаряжение
Техническая и тактическая
подготовка
Основы гигиены и первая
помощь
Строение и функции
организма и влияние
физических упражнений на
его развитие
Личная гигиена, закаливание,
режим дня, профилактика
простудных заболеваний.
Самоконтроль,
предупреждение спортивных
травм.
Оказание первой помощи
Основы подготовки на
естественном рельефе
Техника безопасности при
проведении выездных
мероприятий
Правила движения в группе
на естественном рельефе,
преодоление препятствий.
Личное и групповое
снаряжение.

Всего час.
2

Теория
2

Практика
2

50
2

2

2

12
10

2
2

10
8

20
6

6

14

2

1

1

2

2

2

2

1

1

6
32

2

2

2

2

2

18

2

16

2

1

1

4.4
5.
5.1
5.2
5.3
6.

Топография и
ориентирование.
Общая и специальная
физическая подготовка
Общая физическая
подготовка (ОФП)
Специальная физическая
подготовка (СФП)
Выполнение контрольных
нормативов
Итоговое занятие
Итого

10

2

8

20

-

20

28

-

28

4

-

2

2
144

-

2

52

Содержание программы первого года обучения
1. Введение. История развития скалолазания.
Понятие о скалолазании как о виде спорта. Историческое развитие
скалолазания в мире. Краткий обзор развития скалолазания в крае, городе,
регионе.
2. Скалолазная подготовка.
2.1 Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Понятия:
«страховка», «верхняя страховка», «нижняя страховка». Организация
страховки и обеспечение безопасности во время тренировки. Организация и
требования, предъявляемые к страховке. Виды и приемы страховки. Команды
страхующего. Значение самостраховки.
2.2 Техника лазания. Страховка. Техника постановки рук и ног во время
лазания. Правила организации страховки во время лазания. Виды лазания.
Понятие зацепа , их формы, расположение, использование. Приёмы лазания.
Формы скального и искусственного рельефа. Крутизна рельефа. Зависимость
техники лазания от крутизны рельефа. Понятие траверса, особенности
движения траверсом. Спуск. Способы спуска.
2.3 Скалолазное снаряжение. Снаряжение , применяемое скалолазами на
тренировках. Страховочные системы. Страховочные верёвки. Страховочные
карабины. Спусковое устройство «восьмёрка», другие страховочные
устройства. Скальные туфли. Гигиенические требования к одежде
занимающихся. Особенности подбора обуви и страховочной системы.
Практика: маркирование веревок, отработка одевания и регулировки
страховочной системы и каски. Применение страховочного оборудования.
2.4 Техническая и тактическая подготовка. Определения понятия
техника». Техника – основа спортивного мастерства. Основы
(фазы) техники выполнения упражнений. Индивидуальные
спортивной техники, связанные с анатомическим строением

«спортивная
и элементы
особенности
спортсмена.

Тактическая подготовка. Индивидуальная и командная тактика. Анализ
деятельности спортсмена. Практика: отработка технических и тактических
навыков.
3. Основы гигиены и первая помощь.
3.1 .Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии
физических упражнений на его развитие. Сердечно-сосудистая система.
Дыхание. Влияние занятий физической культурой и спортом на организм
человека. Развитие функции сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной
систем организма в процессе занятий спортом.
3.2 .Личная гигиена, закаливание, режим дня, профилактика простудных
заболеваний. Понятие о гигиене. Гигиена тела, гигиеническое значение
водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена
обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения
работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к
простудным заболеваниям. Закаливание солнцем, воздухом, водой.
Правильный режим дня спортсмена. Значение сна и утренней гимнастики.
Профилактика травм . Потертости. Правильный подбор обуви и одежды для
тренировочных занятий.
3.3 .Самоконтроль. Предупреждение спортивных травм. Значение разминки и
особенности её содержания перед тренировочными занятиями различной
направленности, контрольными тренировками и соревнованиями. Понятие
переутомления и перенапряжения организма. Объективные данные
самоконтроля: вес, частота пульса, восстановление пульса. Субъективные
данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, настроение. Понятие о
«спортивной форме», утомлении и переутомлении.
3.4 .Оказание первой помощи. Наложение повязок на конечности. Временная
остановка кровотечений, первая помощь при порезах, ожогах, простейших
травмах.
4. Основы подготовки на естественном рельефе.
4.1 .Техника безопасности при проведении выездных мероприятий. Дисциплина
на занятии – основа безопасности. Меры безопасности при проведений
занятий на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте.
4.2 .Правила движения в группе на естественном рельефе, преодоление
препятствий.
Порядок движения группы на маршруте. Ритм движения, темп. Обязанности
направляющего и замыкающего в группе. Общая характеристика
естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, перевалам, по
ровной и пересеченной местности, по лесу, через завалы, по заболоченной
местности.
4.3 .Личное и групповое снаряжение. Личное снаряжение. Требования к личному
снаряжению: прочность, легкость, безопасность в эксплуатации, удобство в
использовании. Понятие группового снаряжения. Его предназначение.
Порядок хранения и переноски.

4.4 .Топография и ориентирование. Карта. Масштаб карты. Умение определять
расстояние по карте. Знание условных знаков спортивной карты. Легенда
карты. Компас и его устройство. Что такое азимут. Практика: зарисовка
топографических знаков. Наложение на карту маршрута по его текстовому
описанию (легенде). Ориентирование на местности. Азимутальный ход.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
5.1 .Общая физическая подготовка (ОФП) .
Проведение разминки. Общеразвивающие упражнения, направленные на
развитие основных физических качеств, укрепление мышц, связок, улучшение
координации движений. Упражнения для мышц рук (бицепс, трицепс),
плечевого пояса. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания,
махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки на
скакалке. Прыжки в длину с места и с разбега. Упражнения для шеи и
туловища. Наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперёд,
назад, в стороны, круговые вращения. В положении лёжа – поднимание и
опускание ног. Упражнения для развития координации – хождение по бревну.
Лазание без рук по пологим скалам. Упражнения для развития гибкости –
шпагат, продольный шпагат, поперечный. Баттерфляй сидя, растяжка верхнего
плечевого пояса, растяжка предплечий и запястий, растяжка плеч, растяжка
трицепсов.
5.2 . Специальная физическая подготовка. (СФП). Роль специальной физической
подготовки в формировании физических качеств, специфических для
спортсменов-скалолазов. Упражнения для развития выносливости. Бег в
равномерном темпе. Лазание длинных траверсов. Лазание вверх – вниз. Висы
и подтягивания на пальцах (4,3,2). Упражнения на развитие силы. Отжимания
разных видов сложности, силовой комплекс на перекладине. Поднимание
туловища из положения «лежа». Приседания на двух ногах, на одной,
упражнение «стульчик», выпрыгивания. Упражнение «планка». Упражнения
на укрепление мышц спины.
6. Итоговое занятие. Проведение мини-соревнования на лазание траверсом.
Подведение итогов. Планирование на следующий год.

Учебно-тематический план 2 года обучения
№п/п
Тема
1.
Вводное занятие
2.
Скалолазная подготовка
2.1
Приёмы страховки и техника
безопасности
2.2
Техническая и тактическая
подготовка
2.3
Участие в соревнованиях
3.
Основы гигиены и первая помощь
3.1
Основные заболевания в горах и
оказание первой помощи
3.2
Состав медицинской аптечки
3.3
Самоконтроль, предупреждение
спортивных травм
4.
Основы скалолазной подготовки
на естественном рельефе
4.1
Подготовка к выездному
мероприятию
4.2
Участие в выездном мероприятии
4.3
Топография и ориентирование
5.
Общая и специальная физическая
подготовка
5.1
Общая физическая подготовка
(ОФП)
5.2
Специальная физическая
подготовка (СФП)
5.3
Выполнение контрольных
нормативов
6.
Итоговое занятие
Итого

Всего час.
2
55
17

Теория
1

Практика
1

2

2

30
8
8
4

6
-

14
8

2

2

2
2

1
1

1
1

4

2

2

8
10
55

0
2

8
8

23

-

20

28

-

28

4

-

4

2
144

17

2
127

22

Содержание программы 2 года обучения
1.
Вводное занятие. Планирование на год. Правила соревнований по
скалолазанию. Их организация и проведение, виды и характер соревнований.
Практическая работа: Начальная диагностика (сдача первичного норматива
по ОФП).
2.

Скалолазная подготовка.

2.1. Приёмы страховки и техника безопасности на занятиях. Требования
безопасности, предъявляемые к подготовке трасс соревнований. Виды и
приёмы страховки. Снаряжение, применяемое скалолазами для организации

страховки на искусственном и естественном рельефе. Действия страховщика
в зависимости от движений страхуемого скалолаза. Требования,
предъявляемые к организации страховки на скалах.
2.2. Техническая и тактическая подготовка. Вариативность применения
различных технических приёмов, в зависимости от видов лазания. Причины
технических ошибок. Методы предупреждения и исправления ошибок в
процессе обучения и тренировки. Повторение ранее изученных тактических
приёмов. Тактическая подготовка в боулдеринге. Тактическая подготовка и
лазание на трудность. Тактическая подготовка и лазание на скорость.
Техника выполнения силовых перехватов.
Техника динамических
перехватов. Техника постановки и работы ног. Техника движения
траверсом, а также техники спуска.
Практическая работа: прохождение трасс с оттяжками. Длительное
непрерывное лазание с использованием максимального количества
технических приемов. Применение ранее изученных технических приемов на
более сложных трассах. Боулдеринговая техника, техника бега на скорость на
нависающих трассах. Рисование трасс по памяти. Прохождение трасс с
использованием комбинации.
2.3. Участие в соревнованиях. Правила соревнований и виды дисциплин. Их
организация и проведение. Значение соревнований, виды и характер.
Положение о соревнованиях, регламент соревнований, подготовка и
проведение соревнований. Место проведения. Меры, обеспечивающие
безопасность проведения соревнований. Права и обязанности участников
соревнований. Определение результатов и итоговый протокол.
Практическая работа: участие в соревнованиях по скалолазанию.
3. Основы гигиены и первая помощь
3.1. Основные заболевания на скалах и оказание первой помощи. Общая
характеристика повреждений. Основные правила первой помощи при
повреждениях и ранениях. Причины и признаки травм. Переломы костей и
их причины. Признаки укусов насекомых (в том числе и клещей). Причины и
признаки термических ожогов. Признаки и причины пищевых отравлений.
Оказание первой помощи при ранениях (наложение жгута и повязок, другие
способы остановки кровотечений), при переломах (наложение шин и
фиксация конечностей), при укусе насекомых, ожогах, отравлениях и
тепловом ударе.

Практическая работа: приемы оказания первой помощи пострадавшему.
3.2. Состав медицинской аптечки. Перечень и название предметов аптечки.
Показания к применению того или иного компонента, порядок освежения .
Практическая работа: Формирование и укладка аптечки первой помощи.
3.3. Самоконтроль, предупреждение спортивных травм. Что такое
самоконтроль, значение самоконтроля при занятиях спортом. Порядок
осуществления врачебного контроля. Прохождение врачебного контроля.
Показания и противопоказания к занятиям скалолазанием. Субъективные
данные самоконтроля: сон, аппетит, самочувствие, работоспособность.
Понятие о «спортивной форме», утомлении. Меры предупреждения
переутомления.
Практическая работа: контроль физиологических показателей до нагрузки
(измерение: пульса, давления, температуры тела, жим кистью) и после.
4. Основы скалолазной подготовки на естественном рельефе.
4.1. Подготовка к выездному мероприятию. Подбор местности для
тренировки. Разработка планов, графиков, маршрута.
Практическая работа: Подбор группы и распределение обязанностей.
Оформление маршрутной документации. Подготовка и осмотр снаряжения.
4.2. Участие в выездном мероприятии. Планируемые природные объекты:
Каменный город, Усьвинские столбы, Ветлан, к. «Америка» (станция Расик).
4.3. Топография и ориентирование. Измерение расстояний по карте.
Измерение расстояний на местности парами шагов, по времени, глазомерно.
Контроль расстояния с помощью деталей карты. Направление. Контроль
направления с помощью компаса и карты.
Практическая работа: Изучение на местности изображения местных
предметов, знакомство с различными формами рельефа. Определение
азимута на заданный предмет. И нахождение ориентиров по заданному
азимуту. Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте
по заданному маршруту.
5. Общая и специальная физическая подготовка.
5.1. Общая физическая подготовка (ОФП). Разминка. Упражнения на
растягивание всех групп мышц. Подвижные игры. Упражнения с

сопротивлением. Прыжки на скакалке. Комплекс силовых упражнений на
укрепление мышц пальцев, рук, ног, спины и пресса. Упражнения с
отягощением на руках и ногах. Упражнения на координацию движений,
забеги с элементами лазания или различных имитации лазания (например: с
применением шведской стенки). Упражнения на перекладине. Подтягивание
на обеих руках различными хватами, висы на обеих руках, висы на пальцах.
5.2. Специальная физическая подготовка (СФП). Лазание на развитие
выносливости. Лазание максимально большое количество трасс достаточной
сложности. Лазание на максимально возможное время по рельефу средней
тяжести. Лазание на развитие силы, лазание по нависающему рельефу.
Лазание на развитие пластичности, растяжки, координации, равновесия,
техничности. Короткие боулдеринговые трассы на активных и пассивных
зацепах, требующие при прохождении максимального складывания и
вытягивания, растяжения тела и тонкой работы на равновесии. Трассы,
требующие при прохождении максимальной нагрузки одновременно почти
всех групп мышц. Лазание на технику. Замедленное прохождение трасс
средней сложности с оттачиванием точности и правильности выполнения
движений с продумыванием максимальной рациональности хода.
5.3. Выполнение контрольных нормативов.
Сдача контрольных нормативов ОФП.
Сдача контрольных нормативов СФП
Итоговое занятие: Эстафета – лазание на скоростную выносливость.
Подведение итогов. Планирование на следующий год.

Список литературы
1. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ /Л.Н. Буйлова//
Молодой ученый. 2015.№15.С.567-572
2. Буйлова
Л.Н.,
Павлов
А.В.
Шаблон
дополнительной
общеобразовательной программы. / Л.Н.Буйлова, А.В. Павлов.
Материалы вебинара «Разработка и оценка дополнительных
общеразвивающих программ». Москва.2015.
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
М. –
Министерство образования и науки России, Федеральное
государственное автономное учреждение «Федеральный институт
развития образования». – 2015 г.- 21с.
Интернет-ресурсы, используемые при реализации Программы
1. http://NOTS.ru сайт Новосибирского отделения туристско-спортивного
союза России
2. https://ru.wikipedia.org/wiki ВИКИПЕДИЯ (свободная энциклопедия)
3. http://www.turclubkras@vail.ru
сайт
Красноярского
отделения
туристского-спортивного союза России
4. http://www.kuztur42.narod.ru сайт Государственного автономного
образовательного учреждения дополнительного образования детей
Кемеровской области «Областной центр детского и юношеского
туризма и экскурсии».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».