Скаутинг Ступени Щербакова

ВВЕДЕНИЕ
После распада пионерской организации в детском общественном
движении образовался вакуум. Мы стали свидетелями появления
многочисленных
неформальных
группировок,
зачастую
носящих
антисоциальный характер. Стало ясно, что детские общественные
организации с достаточно четко заявленными педагогическими установками
необходимы, и нуждаются в них в первую очередь сами дети – не все, но та
часть, которая стремится к активной самореализации в жизни общества.
Скаутская организация в сложившейся ситуации позволяет решать одну из
проблем, стоящих перед обществом: дать детям возможность для проявления
их активности в полезной для общества деятельности.
Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик. Ска́утское
движе́ние (англ. Scouting) — всемирное юношеское движение, занимающиеся
физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь
могла занять конструктивное место в обществе. Скаутская организация добровольна,
аполитична, независима.

Основная цель скаутского движения – духовное, социальное,
интеллектуальное и физическое развитие молодых людей как личностей,
ответственных граждан своей страны.
Зародившись в начале века, скаутинг избрал для себя главным
ориентиром общечеловеческие ценности, такие как: сознательное служение
людям, этическое и духовное совершенствование, забота об окружающей
среде, уважение каждого человека в отдельности и самоуважение. Эти
ценности продолжают оставаться путеводной звездой и для сегодняшних
скаутов.
Скаутское движение имеет богатую историю, бережно хранит свои
атрибуты и символы, соблюдает свои особые скаутские церемонии, что
делает скаутинг привлекательным для миллионов людей и позволяет им
ощутить себя участниками мирового скаутского движения. Сегодня скаутинг
действует в 262 государствах и насчитывает более 24 миллионов членов.
Оно развивается и действует повсюду с учётом национальных, местных
условий и потребностей.
В условиях российского общества, развитие детских общественных
организаций является большим ресурсом воспитания и образования.
Опираясь на поддержку общественности, организация скаутов выполняет
социальный заказ в условиях современного общества.
Система зародилась в начале века и базировалась на философии и
достижениях педагогики тех лет. С течением времени она развивалась, и в
настоящее время национальная скаутская методика основана на всемирном
историческом опыте, достижениях советской и российской педагогики.
Основополагающие
принципы остались неизменными, меняется их
понимание. Скаутинг способен подготовить подростка к полноценной и
активной независимости, полезности и ответственности в жизни.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Ступени» - туристско-краеведческой направленности.
Вид программы – авторизованная. По направлению деятельности –
комбинированная.
Данная
программа
полностью
созвучна
важнейшей
цели
государственной политики: содействие физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в
них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка
в интересах общества (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в
РФ», № 124-ФЗ, в ред. от 30.06.07).
Программа
«Ступени»
соответствует
указаниям
последних
государственных документов: Федеральный Закон № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», «Национальная стратегия действий в интересах
детей на 2012-2017 годы», где обозначены мероприятия, направленные на
«развитие разнообразных форм туризма и краеведения», «обеспечение
доступности занятий туризмом и спортом для всех категорий детей в
соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на
формирование ценностей здорового образа жизни».
Актуальность программы состоит в том, что она способствует
достижению обучающимися воспитательных результатов второго уровня –
получение позитивного отношения к базовым ценностям общества и
ценностного отношения к социальной реальности в целом. В дальнейшем это
может мотивировать подростков к приобретению опыта самостоятельного
общественного действия – результату третьего уровня.
Обучаясь по программе «Ступени», обучающиеся получают, прежде
всего, дополнительные знания и навыки коммуникации и творческого
мышления. Наряду с этим они приобретают практические навыки по
оказанию первой помощи, умению ориентироваться на местности, другим
жизненно важным навыкам - в этом педагогическая целесообразность
программы, её практическая значимость.
Во-вторых, в период обучения по данной программе в коллективе
формируется особая дружеская атмосфера. Этому способствуют совместно
организованные мероприятия, походы, собственные ритуалы и традиции
скаутского отряда.
Существуют различные программы скаутской направленности, в
основном они варьируются в рамках «Руководства по скаутизму «Юный
разведчик», написанного основателем скаутинга Р. Баден-Пауэллом.
Программа «Ступени» построена на основе образовательной
программы «Скаутинг», реализуемой в МОУ ДОД ДЮЦ г. Петрозаводска, и
авторизована с учетом регионального компонента и опыта работы педагога в
данной области.
2










Отличительные особенности программы «Ступени»:
во-первых, целеполагание и содержание новой программы приведены в
соответствие с социальным заказом (Закон об образовании, Концепция
модернизации, ФГОС);
во-вторых, программа содержит концептуальную, методическую,
содержательную и диагностическую части, что соответствует
современным требованиям к образовательным программам;
в-третьих, содержание программы учитывает все технико-экономические
и социально-политические изменения, произошедшие в России за
последнее десятилетие;
в-четвертых, программа основана на современных образовательных
технологиях,
системно-деятельностном
подходе,
применении
преимущественно продуктивных методов (эвристические, проектные,
исследовательские,
проблемные,
игровые
(имитационного
моделирования) и методических приемов;
в-пятых, к программе сформирован полный пакет диагностических
материалов, а также учебно-методический комплект ко всем разделам
программы;
в-шестых, разделы и количество отведенных на них часов изменены с
учетом уровня активности скаутского движения в нашем регионе;
в-седьмых, внесены составляющие регионального компонента (занятия по
краеведению и градоведению).

Цель и задачи программы
Цель: Формирование гражданской, социальной, коммуникативной и
этической компетентностей у обучающихся средствами скаутинга.






Задачи:
способствовать приобретению обучающимися социального опыта, на
основе которого они смогут в будущем выстраивать собственное
социальное поведение;
развивать лидерские качества, навыки самостоятельной работы;
формировать позитивное отношение к ЗОЖ, направленное на
сохранение и укрепление здоровья;
способствовать воспитанию у обучающихся самодисциплины,
требовательности к себе;
Развивать физический, творческий, духовный потенциал обучающихся.

Мировая статистика показывает, что через скаутскую организацию
проходит до 5% молодежи страны, но гораздо более значительный процент
бывших участников скаутской организации среди руководителей крупных
фирм, политических партий, то есть людей,
принимающих решения.
Закономерность этих показателей вполне объяснима, скаутинг настраивает
3

участников на активную жизненную позицию, стремление достичь успеха в
избранном
виде
деятельности,
воспитывает
самодисциплину,
требовательность к себе, учит лидерству. В этом заключается идея, на
которой базируется данная программа.
Принципы реализации программы
 Принцип природосообразности: образовательный процесс строится
следуя логике развития личности ребёнка.
 Принцип доступности, постепенности: всестороннее развитие детей,
содержание программы раскрывается от простого к сложному.
 Принцип комплексного подхода:
- процесс развития, образования, воспитания детей осуществляется
комплексно;
- данная образовательная программа включает комплекс разнообразных
ЗУНов.
 Принцип патриотической направленности: обеспечение значимости
для подростков идентификации себя с Россией, народами и культурой
России.
Условия реализации программы
Для реализации данной программы в МБОУ ДОД ДДЮТЭ создана
методическая и учебно-материальная база на основе партнёрства со
структурами образовательного пространства.
Для реализации данной программы имеются: помещения для занятий,
снаряжение для реализации скаутских программ (туристское снаряжение).
Имеется возможность доступа к компьютерной технике. Для организации
лагерей, курсов используется загородная учебная база МБОУ ДОД ДДЮТЭ.
Методическое обеспечение основано на использовании опыта работы
скаутских лидеров г. Березники, Пермского края и России и своего
собственного опыта.
Важным ресурсом реализации программы являются международные
связи скаутов, позволяющие получать новые идеи, формы работы, создавать
партнёрские проекты.
Для организации образовательного процесса используется богатый
методический материал международного скаутского движения, Пермского
скаутского центра, а также наработанная собственная методическая база,
включая:

Руководство по скаутизму «Юный разведчик»

Подборка скаутских периодических изданий «Скаутинг. День за
днем», «Ля-па», «Информационный сборник РАДС», «Лесные леди» и др.

Методический сборник «В помощь организаторам работы с
детьми и подростками» по материалам Организации Российских юных
разведчиков (скаутов)

Книга для родителей «Введение в скаутинг»
4


методический сборник «Скаутинг для начинающих»

сборник «Методические рекомендации по скаутингу»

сборник «Скаутские игры»

сборник «Специальности для скаутов»

сборник «Скаутский метод в развитии международного
молодёжного сотрудничества»

материалы веб-сайтов

программы и методические разработки курсов подготовки скаутлидеров.
Программа реализуется под руководством лидера скаутского
движения, имеющего опыт организации и проведения скаутских лагерей и
программ.
Для реализации скаутских программ и проектов привлекается
финансирование местного и регионального бюджета, а также средства
молодёжных проектов разного уровня.
В деятельности скаутского отряда с удовольствием участвуют
неравнодушные родители (приобретение скаутской формы, помощь в
оформлении места для занятий и т.д.)
Таким образом, в МБОУ ДОД ДДЮТЭ имеются необходимые ресурсы
для реализации данной образовательной программы на высоком уровне
методического и материально-технического обеспечения.
Форма и режим занятий
Программа рассчитана на 3 года обучения, по 216 часов на каждый год
обучения.
Базовая нагрузка на учебные группы составляет 6 учебных часов в
неделю, что обосновывается необходимостью ведения интенсивной
деятельности на природе: походы, выездные сборы, лагеря и пр. В
соответствии со скаутским методом, программа деятельности скаутского
отряда (патруля) подразумевает отведение большей части учебных часов на
практическое обучение. В программу включаются участие в лагерях (лагеря
на осенних, зимних и весенних каникулах), однодневные и многодневные
походы, экскурсии (краеведческий музей, церковь и. т. д.), где темы
программы изучаются на практике.
Теоретические занятия проводятся в учебных классах школ, на базе
которых реализуется программа.
Данная программа рассчитана на детей и подростков, проявляющих
интерес к разнообразной активной деятельности, без предварительного
отбора. Набор в группы свободный. Возраст: 11-15 лет. Наполняемость
групп: 1 год - 15 человек, 2 год - 12 человек, 3 год -10 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, один раз в месяц
однодневный учебно-тренировочный поход или экскурсия.

5

Первый год обучения является годом знакомства со скаутским
движением. Вследствие этого, программа обучения включает в себя широкий
спектр разнообразных тем, позволяющих ребенку увидеть панораму видов
деятельности скаутинга. Обучающиеся знакомятся с основными понятиями
(скаутинг, скаутское движение, его история и традиции).
Сейчас приходится работать в условиях нарастания межнациональных,
межконфессиональных и иного рода межгрупповых напряжений. Поэтому, в
связи с необходимостью развития понимания и толерантности, значительное
место в программе занимают темы «Родиноведение» и «Религиоведение».
Во второй год обучения большее внимание уделяется развитию
лидерских качеств и социально-гражданской активности участников
программы. Поэтому появляются такие разделы программы как Социальнозначимая деятельность, Лидерский тренинг, Коллективная творческая
деятельность. Также вводится раздел, посвященный изучению скаутских
специальностей.
На третьем году обучения скауты закрепляют навыки социальнозначимой деятельности и КТД, больше проявляют себя в качестве лидеров,
поэтому увеличена часовая нагрузка на эти разделы программы. Введен
раздел Инструкторская деятельность, призванный обучить скаутов основам
деятельности инструктора по туризму. Продолжается изучение скаутских
специальностей.
Воспитательная работа
Для полноценной реализации программы «Ступени» необходима
воспитательная составляющая.
Программа соответствует типу воспитательной системы: социальной
ориентации. В основе системы следующий комплекс приоритетных
ценностей: справедливость, общество, коллектив, демократия, семья,
совместный труд и т.д. В данной воспитательной системе воспитание
рассматривается
как
процесс
целенаправленной
социализации
подрастающего поколения.
Вид воспитательной системы (по классификации Е.Н. Барышникова):
воспитательная система «Созидание». В основе системы – осуществление
созидательной деятельности различной направленности. При этом в
деятельности системы присутствуют также элементы иных видов
воспитательных систем, представленных в следующей таблице:

6

Основные компоненты
ценностно –
смыслового ядра

Вид воспитательной
системы

Основные характеристики данного
вида воспитательной системы

Созидательный труд Воспитательная
система созидание
Забота

Личность

Осуществление созидательной
деятельности
различной
направленности.
Воспитательная
Организация КТД для решения
система заботы
реальных проблем учащихся
как
способ
осуществления
заботы.
Воспитательная
Наличие
идеала
человека,
система
развития самостоятельно принимающего
личности
решения,
самоопределяющегося.

Коллектив

Воспитательная
Создание коллектива.
система –коллектив
Опыт социализации Воспитательная
Определение
и
решение
система социального конкретных
проблем,
творчества
способствующих социализации
воспитанников.
Цель воспитания
Программа «Скаутинг» ставит своей целью воспитание человека:
 осознающего и принимающего ценности человеческого общества,
социального взаимодействия, свободы и демократии;
 справедливого по отношению к людям;
 соблюдающего принципы равноправия и ненасилия в процессе
взаимодействия с людьми;
 социально-активного, законопослушного;
 гражданина и патриота своей страны;
 успешно выполняющего весь спектр социальных ролей: ученика,
семьянина, жителя своего города, члена детского сообщества,
гражданина своей страны, человека мира;
 способного участвовать в творческом преобразовании социальной
действительности.
Компоненты воспитательной системы:
 социально-полезная деятельность;
 индивидуально–развивающие тренинги: саморазвитие, мотивации
достижений, гуманных взаимоотношений и т.д.;
 система индивидуального роста;
 система членства в малых группах;
 символьная структура;
7

 система развития творческих способностей (уроки творчества,
творческие дела, занятия - «квесты»);
 система развития коммуникативных навыков и навыков работы в
коллективе;
 система дел, направленных на формирование мотиваций успеха
(турниры, конкурсы, испытания, беседы, тренинги, личные
карточки, система нашивок-наград и званий);
 самостоятельная деятельность учащихся, направленная на
самореализацию
(проведение
учащимися
мероприятий,
индивидуальных проектов).
К реализации программы активно привлекаются семьи обучающихся.
Работа с родителями включает в себя:
 Информирование об особенностях деятельности объединения;
 Индивидуальное консультирование родителей (по вопросам
безопасности в походах и на соревнованиях, возможностях участия
в скаутских программах и слетах и т.д.);
 Совместные мероприятия с родителями (День скаутской мамы,
семейные походы, соревнования и др.).
 Фоторепортажи и освещение жизни скаутского отряда на сайте
Вконтакте,
в
группе
«Скауты
г.
Березники»
(http://vk.com/id9652351#/scouts.berezniki).
Основными результатами воспитательной деятельности являются:

Наличие коллектива (сплоченный скаутский отряд, состоящий из
дружных патрулей)

Участие в различных социальных проектах

Личностный рост воспитанников
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Наглядным результатом обучения является прохождение скаутов по
ступенькам роста (система ступеней: новичок, хрустальная, серебряная,
золотая ступень), что позволяет сравнить результативность обучения
начинающих и опытных скаутов. Важно то, что для повышения своей
«Ступени» скауту необходимо не только сдать все зачеты по разделам
программы, но и пройти соответствующие уровню подготовки испытания в
полевых условиях, а также поучаствовать в проведении скаутских
мероприятий и слетов. Для каждой ступени разработана своя карта
соответствия.
Дети и подростки, являющиеся членами организации в течение
нескольких лет, занимаются по мини-программам различных направлений,
называемых «скаутские специальности», присвоение которых заносится в
«Книжку специальностей».

8

Они приобретают опыт гражданских отношений и поведения в
дружественной среде (самоуправление в учебной группе), а также в открытой
общественной среде (акции, проекты), что способствует росту по ступеням
программы, в том числе росту их гражданской компетентности,
социокультурной идентичности.
Способы отслеживания результатов усвоения программы:

Прохождение ступенек личного роста (новичок, хрустальная,
серебряная, золотая ступень)

Зачеты по разделам программы и отдельным темам в игровой
форме Зачёты по скаутским мини-программам с присвоением
специальностей (повар, летописец, костровой, медик, завхоз и т.д.)

Участие в соревнованиях /слетах

Практическая деятельность (участие в акциях, проектах)

Тренинги.

Тестирование.

Участие в различных соревнованиях и конкурсах, близких к
программам обучения.

Ведение личной книжки участника программы + книжки
специальностей.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Педагог руководствуется утвержденным учебно-тематическим планом,
но имеет возможность корректировки тематики занятий, что обеспечивает
реализацию принципа вариативности образовательного процесса и делает
возможным
сочетание
методов
коллективной
организаторской
деятельности и коррекционного тематического планирования.
1 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю)
п/п Темы

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Введение.
Скаутская
организация.
История и традиции
Туристская подготовка
Первая помощь
Ориентирование
Родиноведение
Религиоведение
Основы здорового образа жизни.

Колво
часов

Теория Практика

16

6

8

42
18
18
12
12
6

8
8
6
6
4
2

34
10
12
6
8
4

9

8.

9.

Учебно-тренировочные походы.
90
Участие в скаутских программах (слеты,
лагеря)
Итоговое занятие
2
ИТОГО
216

-

90

40

2
176

2 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю)
п/п

Темы

Планирование деятельности скаутского
объединения
Туристская подготовка
Первая помощь
Ориентирование
Социально-значимая деятельность
Игровая деятельность
Лидерский тренинг
Коллективная творческая деятельность
Скаутские специальности
Учебно-тренировочные походы.
Участие в скаутских программах (слеты,
лагеря)
Итоговое занятие
ИТОГО

Колво
часов

Теория Практика

9

3

6

12
12
12
36
18
15
18
24
58

5
5
4
12
3
6
8
-

7
7
8
24
15
15
12
16
58

2
216

46

2
170

3 год обучения (учебная нагрузка – 6 часов в неделю)
п/п

Темы

10. Планирование деятельности скаутского
объединения
11. Инструкторская деятельность
12. Социально-значимая деятельность
13. Игровая деятельность
14. Лидерский тренинг
15. Коллективная творческая деятельность
16. Скаутские специальности
17. Учебно-тренировочные походы.
Участие в скаутских программах (слеты,

Колво
часов

Теория Практика

9

3

6

15
30
12
15
30
15
88

5
6
4
3
6
5
-

10
24
8
12
24
10
88
10

лагеря)
18. Итоговое занятие
ИТОГО

2
216

32

2
184

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы. 1-й год обучения
Тема 1. Введение. Скаутская организация. История и традиции.
Знакомство с группой. Введение в программу. Правила поведения при
проведении практических занятий.
Скаутинг – как воспитательная система и общественное движение.
История развития скаутского движения в мире. Основоположники
скаутского движения: Р. Баден-Пауэлл, Э. Сетон-Томпсон. История
российского скаутинга: О.И. Пантюхов, И. Жуков. Возрождение скаутского
движения в России. Скаутинг сегодня. Фундаментальные принципы
скаутского движения, его цели. Базовые элементы скаутинга: обещание и
законы. Символика: эмблема, девиз, салют, форма, флаг, галстук. Скаутские
традиции и ритуалы. Лестница роста скаутов и основные направления их
деятельности.
Практическая работа:
Создание отряда: название, деление на патрули. Придумывание лесных
имен. Разработка эмблемы отряда, галстука отряда. Знакомство, отработка и
закрепление навыков скаутского рукопожатия и салюта. Работа в малых
группах, патрулях. Организация Дня первого костра. Помощь в проведении
скаутского слета в своей школе.
Тема 2. Туристская подготовка.
Что такое туризм, его виды. ДДЮТЭ и специфика его работы. Личное
и групповое снаряжение в походе и лагере. Правила техники безопасности в
одно- и двухдневных походах. Распределение обязанностей в туристской
группе. Укладка рюкзака. Бивак – туристская стоянка, правила ее
оборудования. Требования к экологической безопасности. Палатка – твой
походный дом: установка палаток разного вида, их устройство, правила
укладки и хранения. Пионеринг – простейшие постройки на стоянке.
Заготовка дров. Техника безопасности при заготовке дров. Костры.
Разведение костров. Меры противопожарной безопасности. Походная кухня:
необходимый инвентарь, правила оборудования, система дежурств в походе.
Питание в походе и лагере: составление меню, раскладка продуктов.
Туристские узлы: назначение и область применения, техника завязывания
узлов прямой, контрольный, проводник, встречный, булинь и др.
Самодеятельная песня, авторы-исполнители: Ю.Визбор, О.Митяев, Н.
Путина и др.
11

Практическая работа:
Сборы в поход: укладка рюкзака. Организация бивака. Установка
палаток. Разведение костра в разных погодных условиях. Приготовление
пищи на костре. Практическое применение узлов. Изготовление сидушки
туристской. Ремонт группового туристского снаряжения. Разучивание и
исполнение туристских песен.
Тема 3. Первая помощь.
Правила оказания первой помощи. Вызов служб экстренной помощи.
Простудные и инфекционные заболевания. Лекарства и народные средства
при лечении и профилактике. Кровотечения. Остановка кровотечений. Раны.
Обработка ран. Переломы, вывихи. Правила наложения шин. Ожоги и
обморожения. Тепловой удар. Обморок. Укусы змей и насекомых. Домашняя
и походная аптечки первой помощи.
Практическая работа:
Составление походной аптечки отряда. Изучение и отработка техники
простых перевязок с помощью бинтов и подручных средств. Сюжетная игра
по оказанию первой помощи.
Тема 4. Ориентирование.
План, карта. Понятие о масштабе. Топографические и спортивные
карты. Условные знаки карт. Определение расстояний по карте и на
местности. Компас. Понятие об азимуте.
Ориентирование на местности с компасом и картой. Ориентирование по
вспомогательным признакам.
Практическая работа:
Работа с компасом и картой на местности. Участие в соревнованиях по
ориентированию.
Тема 5. Родиноведение.
Наша Родина - Россия. Россия на карте мира, столица, крупные города.
Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Этническое
разнообразие России. Пермский край на карте, города, особенности
населенных пунктов, природные богатства.
Практическая работа:
Знакомство с городами Пермской области: выездные и виртуальные
экскурсии. Организация и проведение традиционных русских праздников:
«Масленица». Эссе на тему «За что я люблю Березники». Создание
фотопрезентаций по итогам проведенных походов и экскурсий.
Тема 6. Религиоведение
Понятие веры и духовности. Место религии в общечеловеческой
культуре. Основные религиозные конфессии в России. Библия - источник
культуры. Православие в истории России. Устройство православного храма.
Традиции православной церкви.
12

Практическая работа:
Экскурсии в храмы г. Соликамск, г. Усолье.
Тема 7. Основы здорового образа жизни.
Что подразумевается под здоровым образом жизни? Понятие о гигиене.
Правила гигиены. Основные приемы оздоровления и закаливания.
Практическая работа:
Составление режима дня, разработка комплекса утренней зарядки,
разминки перед тренировкой.
Тема 8. Учебно-тренировочные походы. Участие в скаутских программах
(слеты, лагеря).
Практическая работа:
Отработка туристских навыков, необходимых для проживания в
походных условиях: учебно-тренировочные походы на 1-2 дня (Расик, Копи,
Легино и др.). Участие в скаутских слетах, лагерях.
Тема 9 .Итоговое занятие.
Практическая работа:
Подведение итогов. Торжественное присвоение ступеней.
Содержание программы. 2-й год обучения
Тема 1. Планирование деятельности скаутского объединения.
Основы управления и самоуправления. Планирование долгосрочное и
краткосрочное.
Практическая работа:
Создание плана отряда на год: мероприятия, сроки, ответственные.
Тема 2. Туристская подготовка.
Правила техники безопасности в одно- и двухдневных походах.
Самостоятельная подготовка к походу: распределение обязанностей,
составление меню, подготовка снаряжения. Туристские узлы: повторение.
Практическая работа:
Самостоятельная закупка продуктов согласно составленному меню.
Самостоятельная организация бивака.
Тема 3. Первая помощь.
Первая помощь при утоплении. Непрямой массаж сердца.
Искусственное дыхание. Поражения электрическим током. Отравления.
Транспортировка пострадавших, правила и способы.
Практическая работа:
Сюжетная игра по оказанию первой помощи. Изготовление шин из
подручных материалов. Изготовление носилок из подручных материалов.
13

Тема 4. Ориентирование.
Топографические и спортивные карты. Условные знаки карт.
Ориентирование на местности с компасом и картой.
Практическая работа:
Работа с компасом и картой на местности. Участие в соревнованиях по
ориентированию.
Тема 5. Социально-значимая деятельность.
Гражданская активность. Социальные инициативы. Оказание помощи.
Практическая работа:
Сбор игрушек и вещей для нуждающихся (ЦСИ «Старт»). Проведение
игровой программы для детей уязвимых категорий (ЦСИ «Старт»). Помощь в
проведении мероприятий ДДЮТЭ.
Тема 6. Игровая деятельность.
Игры: виды, назначение. Скаутские игры.
Практическая работа:
Отработка проведения игр в малых группах.
Тема 7. Лидерский тренинг.
Практическая работа:
Лидерский тренинг.
Тема 8. Коллективная творческая деятельность.
Организация и проведение КТД.
Практическая работа:
Организация и проведение КТД: День скаутской мамы, Скаутский слет
в своей школе, акции в защиту ЗОЖ и др.
Тема 9. Скаутские специальности.
Знакомство со скаутскими специальностями. Изучение скаутских
специальностей: Ориентирование, Кашевар, Первая помощь, Лагерное дело.
Практическая работа:
Зачеты по скаутским специальностям.
Тема 10.
Учебно-тренировочные походы. Участие в скаутских
программах (слеты, лагеря).
Практическая работа:
Отработка туристских навыков, необходимых для проживания в
походных условиях: учебно-тренировочные походы на 1-2 дня (Каменный
город, Усьвинские столбы и др.). Участие в скаутских слетах, лагерях.
Тема 11 .Итоговое занятие.
Практическая работа:
Подведение итогов. Торжественное присвоение ступеней.
14

Содержание программы. 3-й год обучения
Тема 1. Планирование деятельности скаутского объединения.
Самоуправление в скаутском отряде. Планирование жизни отряда.
Практическая работа:
Создание плана отряда на год: мероприятия, сроки, ответственные.
Тема 2. Инструкторская деятельность
Инструкторские курсы. Теория и методика скаутского движения.
Практическая работа:
Организация скаутской программы для младших школьников.
Тема 3. Социально-значимая деятельность.
Молодежные социальные инициативы. Социальные проекты.
Практическая работа:
Сбор игрушек и вещей для нуждающихся (ЦСИ «Старт»). Проведение
игровой программы для детей уязвимых категорий (ЦСИ «Старт»). Выход с
концертной программой в Дом престарелых. Помощь в проведении
мероприятий ДДЮТЭ.
Тема 4. Игровая деятельность.
Игры: виды, назначение. Скаутские игры.
Практическая работа: Отработка проведения игр в малых группах.
Тема 5. Лидерский тренинг.
Практическая работа: Лидерский тренинг.
Тема 6. Коллективная творческая деятельность.
Организация и проведение КТД.
Практическая работа:
Организация и проведение КТД: День скаутской мамы, Скаутский слет
в своей школе.
Тема 7. Скаутские специальности.
Изучение скаутских специальностей по выбору.
Практическая работа: Зачеты по скаутским специальностям.
Тема 8. Учебно-тренировочные походы. Участие в скаутских программах
(слеты, лагеря).
Практическая работа:
Отработка туристских навыков, необходимых для проживания в
походных условиях: учебно-тренировочные походы на 1-2 дня (Камень
Ветлан, Помяненный к. и др.). Участие в скаутских слетах, лагерях.
15

Тема 9 .Итоговое занятие.
Практическая работа:
Подведение итогов. Торжественное присвоение ступеней.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В основе деятельности организации детей по данной программе лежит
Скаутский Метод. Под термином «Скаутский Метод» подразумевается
педагогическая технология, то есть отработанная система приемов,
позволяющих достичь цели.
Скаутский Метод состоит из нескольких различных взаимосвязанных
элементов: Закон и Обещание, обучение делом, система членства в малых
группах, символьная структура, личностный прогресс, жизнь в гармонии с
природой
и
поддержка
со
стороны
взрослых.
Взятые в отдельности, многие из этих воспитательных элементов
используются в других формах воспитания: например, работа в группах над
проектом, походы на природу и т.д. Однако, в Скаутинге, эти различные
элементы являются частью целого и используются как Система, что и делает
скаутинг
уникальным
педагогическим
феноменом.
Под словом "система" здесь подразумевается сеть элементов, в которой
каждый элемент: имеет определенную функцию; взаимодействует с другими
элементами, чтобы усилить эффективность каждого из них; способствует
достижению конечной цели, и поэтому должен присутствовать.
Методы проведения занятий:
 Словесные: рассказ, беседа, объяснение, обсуждение, рефлексия,
анализ ситуаций, мероприятий.
 Наглядные: наблюдение, демонстрация видеофильмов, схем, макетов,
плакатов, иллюстраций.
 Практические: выполнение творческих заданий, упражнения,
тренинги, тренировки.
Формы проведения занятий: беседа, игра, квест, презентация, поход,
экскурсия, конкурс, соревнование, КТД, тренинг, творческая мастерская,
мастер-класс и др.
Формы работы на занятиях: массовая, групповая, в малых группах,
индивидуальная.

16

Список литературы, использованной для создания и методического
обеспечения программы:
1. Роберт Баден-Пауэлл. Юный разведчик. Руководство по скаутизму.
Изд. 4-е переработанное И.Н. Жуковым (изд-во т-ва Березовского.)
Пермь. 1992.
2. В помощь организаторам работы с детьми и подростками по
материалам Организации Российских юных разведчиков (скаутов).
Документы. Методические материалы. Песни. Издание дружины
«Шуя». 1995.
3. Л. Бондарь. Введение в скаутинг. Книга для родителей и других
взрослых. Женева, Швейцария. 1996.
4. Подборка скаутских периодических изданий «Скаутинг. День за днем»,
«Ля-па», «Информационный сборник РАДС», «Лесные леди» и др.
5. Методический сборник «Скаутинг для начинающих»
6. Сборник «Методические рекомендации по скаутингу»
7. Сборник «Скаутские игры»
8. Сборник «Специальности для скаутов»
9. Сборник «Скаутский метод в развитии международного молодёжного
сотрудничества»
10.Материалы веб-сайтов: http://permscout.ru, http://russianscout.org и др.
11.Программы и методические разработки курсов подготовки скаутлидеров.
Список литературы для обучающихся и их родителей:
1. Л. Бондарь. Введение в скаутинг. Книга для родителей и других
взрослых. Женева, Швейцария. 1996.
2. Подборка скаутских периодических изданий «Скаутинг. День за днем»,
«Ля-па», «Информационный сборник РАДС», «Лесные леди» и др.
3. Методический сборник «Скаутинг для начинающих»
4. Сборник «Специальности для скаутов»
5. Материалы веб-сайтов: http://permscout.ru, http://russianscout.org и др.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».