Экологическое волонтёрство Мусихина 0

Введение
Изменения, происходящие в современном российском обществе,
предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения.
Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования,
развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к
сотрудничеству,
отличаются
мобильностью,
динамизмом,
конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны,
за ее социально- экономическое процветание.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития
социальной активности молодежи. Ведущие специалисты в сфере охраны
природы считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не
только сможет помочь решить многие экологические проблемы общества, но
и будет способствовать развитию социально-значимых качеств
подрастающего поколения, формированию у них активной жизненной
позиции. Современное общество как никогда нуждается в осознании
необходимости сохранения окружающей нас природной среды и
рационального использования природных ресурсов.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологическое волонтёрство» (далее – программа) разработана в
соответствии с основными нормативными и программными документами в
области образования Российской Федерации, Пермского края и МАУ ДО
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий».
Сегодня роль волонтерского движения и в частности экологического
приобретает всё возрастающее значение для социального развития общества,
оно способно привлечь население к решению поставленных проблем.
Школьники, привлечённые к волонтёрской деятельности, могут внести свой
посильный вклад в сохранение природы и воспитание экологической
культуры среди сверстников. Реализация программы будет способствовать
дальнейшей
социализации
личности
ребёнка,
позволит
ему
самоопределиться в жизни, делать правильные выводы и поступки по
отношению к самому ценному – природе и человеческой жизни.
1.1.

1.1.1. Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Экологическое волонтёрство» имеет социально – педагогическую
направленность.
1.1.2. Актуальность, новизна, педагогическая
отличительные особенности программы

целесообразность,

Город Березники, по данным 2020 года, находится на 1 месте в Пермском
крае по суммарному уровню антропогенной нагрузки и занимает 1 место по
образованию и размещению отходов в природной среде, 1 место по объёму
сбрасываемых загрязняющих веществ в водные объекты, 2 место по
выбросам загрязняющих веществ от автотранспорта, 6 место по выбросам в
атмосферный воздух от стационарных (промышленных) источников.
Производственная деятельность, интенсивное использование природных
ресурсов без учёта их рационального использования и охраны на протяжении
десятилетий нанесли огромный экологической ущерб окружающей среде,
создали серьезные экологические проблемы в городе Березники.
Для улучшения ситуации действовать надо во многих направлениях:
совершенствовать законы, модернизировать промышленные технологии,
повышать ответственность бизнеса и самих людей за состояние экологии.
Еще важное условие - экологическое образование и воспитание людей.
Программа «Экологическое волонтёрство» позволяет решать общую
для города экологическую проблему, способствует подключению к
проблемам экологии школьников и повышению их экологической культуры.
Актуальность программы заключается в том, что она соответствует
потребностям времени. Экологическое волонтерское движение имеет
большие воспитательные возможности, поэтому приобретает особую
актуальность.
В городе и в учреждении реализуются программы волонтёрского
движения общего характера; программа по экологическому волонтёрству
разработана впервые. В этом заключается новизна программы.
При разработке данной программы были изучены общеразвивающие
программы: «Эковолонтёры» ГБУ ДО КК Эколого-биологического центра
ГО Краснодар, «Я - волонтёр» Центра диагностики и консультирования
Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр
«Здоровье», волонтёрского движения «Доброход» Станции технического
творчества г. Губкинский и «Волонтёрское движение» МБОУ СОШ № 1223
г.Москва. Основные отличительные особенности от вышеназванных
программ:
 программа содержит региональный компонент, используется местный
материал.
 содержание программы построено на основе календаря экологических дат,
юннатских операций;
 в процессе обучения школьники принимают активное участие в
реализации проектов учреждения (Городской экологический кросс в
рамках всероссийской
акции
«Марш парков-2020»,
Детская
исследовательская экспедиция «Живи, родник!», Просвещенческая
программа «Ароматное притяжение» на экологической тропе Экоцентра,
Городской экологический конкурс «Домик для друга»).

 основная часть образовательного процесса отводится практической
природоохранной деятельности.
Программа направлена на популяризацию экологического волонтерства.
Программа заключается в практико-ориентированном подходе в области
естественнонаучных знаний, который позволяет эковолонтёрам формировать
собственную экологическую культуру, ответственное отношение к природе и
привлекать внимание школьников к экологическим проблемам нашего края,
участвуя и организовывая различные природоохранные мероприятия.
1.1.3. Адресат программы
Программа адресована школьникам 12–15 лет. Подростковый возраст –
это переход от детства к взрослости. Именно в этом возрасте происходят
интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к
биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические
сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования:
чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу,
пробуждение определенных романтических чувств. Характерными
новообразованиями подросткового возраста есть стремление к
самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и
профессиональных интересов.
Данная программа позволяет подросткам самореализоваться в процессе
участия в разных формах практико-ориентированных мероприятий и
(проводить профориентацию при знакомстве с представителями разных
профессий) определиться со сферой профессиональных интересов в рамках
встреч с представителями разных профессий. Программа позволяет
погрузить школьника в практическую природоохранную деятельность.
Учащимся, проявившим высокий познавательный интерес, предлагается
продолжить обучению по программам естественнонаучной направленности.
Содержание
программы
ориентировано
на
добровольные
разновозрастные группы детей. Наполняемость групп выдержана в пределах
требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной
политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от
19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях» до 15 человек.
Наполняемость групп – 15 человек.
1.1.4. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения, общее количество учебных
часов – 72 часа.
1.1.5. Формы обучения и режим занятий

Форма обучения: очная. Форма организации занятий: индивидуальная,
групповая и по подгруппам. Ведущей формой организации обучения
является групповая.
Формы проведения занятий: акция, беседа, мастер-класс, викторина,
спектакль, встреча с интересными людьми, наблюдение, выставка,
творческий отчет, поход, занятие-игра, праздник, фестиваль, презентация,
игра сюжетно-ролевая, игровая программа, экскурсия, конкурс,
консультация, репетиция.
Режим занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиН.
Занятия групп 1 и 2 года обучения проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (72
часа в год).
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: обучение волонтеров основам экологической культуры,
методам и формам проведения мероприятий экологической направленности.
Развитие волонтерского экологического направления.
Цель достигается решением следующих задач:
обучающие:
1.
актуализировать и расширить знания учащихся по экологии, биологии,
краеведению;
2.
обучить основам проведения практических природоохранных
мероприятий;
3.
формировать основы экологической культуры через понимание
значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы;
4.
формировать основы экологических знаний и экологического
мышления.
5.
Познакомить с историей возникновения и развития волонтёрства в
России.
6.
Сформировать представление о современных направлениях
волонтёрской деятельности в России.
7.
Систематизация и углубление знаний учащихся по предметам
естесвеннонаучного и гуманитарного цикла.
8.
Овладеть разнообразными формами организации и реализации
мероприятий социального значения.
развивающие:
1.
развивать способность к эмпатии, идентификации с объектами
природы, рефлексии;
2.
развивать речевую культуру детей и коммуникативные навыки;
3.
предоставить возможность попробовать себя в разных сферах
деятельности и различных социальных ролях; формировать ценностные

ориентации к природе, тренировать приемы диалогового общения с
объектами природы;
4.
развивать эмоциональную отзывчивость.
5.
развивать у школьников стремления к активным действиям в целях
охраны окружающей среды.
6.
развивать творческую самостоятельность, в природоохранной
деятельности.
7.
формировать систему представлений, ценностей, ориентаций,
обеспечивающих выпускнику школы возможности адаптации на
последующих этапах жизни.
воспитательные:
1.
привлекать внимание школьников и их родителей к актуальным
экологическим проблемам;
2.
воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах
охраны природы;
3.
воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и
рационального природопользования в природоохранной и созидательной
деятельности;
4.
воспитать у подрастающего поколения экологически ответственного
поведения;
5.
воспитывать готовность передать свои знания и умения другим людям;
6.
воспитывать культуру общения детей и их коммуникабельность;
7.
воспитывать коммуникативные качества, умение работать в команде;
8.
воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту и
отзывчивость;
9.
воспитывать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
1.3.

Учебные планы и содержание программы

Задачи 1 г.о.:
обучающие:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения волонтёрства в
стране и крае.
2. Познакомить с особенностями работы экологических волонтёров.
3. Расширить знания учащихся о состояние экологии в Пермском крае.
4. Расширить знания учащихся о способах охраны воздуха, воды, почвы и
леса.
5. Обучить основам проведения практических природоохранных
мероприятий.
6. Формировать основы экологической культуры через понимание
значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы.
развивающие:
1. Развивать творческую активность у школьников.
2. Развивать желание бороться за сохранение родной природы.

3. Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом
его индивидуальности.
воспитательные:
1. Привлекать внимание школьников и их родителей к актуальным
экологическим проблемам.
2. Воспитывать у учащихся социально активную позицию в вопросах
охраны природы;
3. Воспитывать навыки экологически ориентированного поведения и
рационального
природопользования
в
природоохранной
и
созидательной деятельности;
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Темы занятий
Введение
Экологическое волонтерство
День Воды
День Воздуха
День Земли
День Леса
Юннатские операции
Субботники
Итоговое занятие
Итого

всего
2
4
13
13
13
13
8
4
2
72

Количество часов
теория
практика
1
1
1
3
4
9
4
9
4
9
4
9
2
12
0
4
1
1
20
52

Содержание программы 1 года обучения
1. Введение
Введение в программу. Заполнение анкет и предварительное
тестирование. Система оценки результатов освоения программы. Правила
дорожного движения. Инструктаж по правилам личной безопасности,
правилам пожарной безопасности, электробезопасности. Правила поведения
на экскурсии.
Практическая часть
1. Заполнение анкет и заполнение теста.
Тема 2. Экологическое волонтёрство
Кто такие эковолонтеры? Экологические волонтерские организации в
нашей стране. Экологическое направление волонтерской деятельности.
Практическая часть
1. Посвящение в экологические волонтёры.
2. Разработка чек-листа «Экологические привычки».

Тема 3. День Воды
Всероссийский урок «Вода России. Чистые реки». Разнообразие
водоёмов и рек Пермского края. Экологические проблемы водных ресурсов
Пермского края. Проблемы водоёмов и малых рек в окрестностях города.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
3. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий (игры,
конкурсы).
4. Подготовка и проведение акций в защиту водоёмов края.
5. Подготовка и проведение флешмоба в защиту водоёмов края.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Экскурсия: на берег водоёма в окрестностях города.
Наглядность: методическая разработка всероссийского урока «Вода России.
Чистые реки»; компьютерные презентации к занятиям; медиатека;
географическая карта Пермского края и г. Березники.
Тема 4. День Воздуха
Основные источники загрязнения воздуха. Экологические проблемы
атмосферы на территории Пермского края. Экологические проблемы
атмосферы на территории нашего города. Охрана атмосферы города.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
3. Подготовка и проведение познавательных мероприятий (игры,
конкурсы).
4. Подготовка и проведение акций в защиту атмосферы.
5. Подготовка и проведение флешмоба в защиту атмосферы.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Наглядность: компьютерные презентации к занятиям; медиатека.
Тема 5. День Земли
Всероссийский урок «Чистый город начинается с тебя». Основные
источники загрязнения почвы. Охрана почв от загрязнений. Экологические
проблемы загрязнения планеты мусором. Основные способы переработки
мусора. История проведения международного Дня Земли.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение мероприятий в рамках реализации проектов
«Экосумка, «Вторая жизнь старым вещам».
3. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
4. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий (игры,
конкурсы).
5. Подготовка и проведение акций.
6. Подготовка и проведение флешмоба.

7. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Наглядность: методическая разработка всероссийского урока «Чистый город
начинается с тебя»; компьютерные презентации к занятиям; медиатека.
Тема 6. День Леса
Всероссийский урок «Изменение климата и связь с сохранением леса».
Роль лесов в жизни планеты. Лесное богатство Пермского края. Проблемы
охраны лесов. Восстановление лесов. Знакомство с профессиями,
ухаживающими за лесом.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
3. Подготовка и проведение акций в защиту леса.
4. Подготовка и проведение флешмоба в защиту леса.
5. Подготовка и проведение агитбригад или спектакля.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
7. Встреча с работниками ГКУ «Березниковское лесничество».
Наглядность: методическая разработка всероссийского урока «Изменение
климата и связь с сохранением леса»; компьютерные презентации к
занятиям; медиатека.
Экскурсия: на территорию пригородных лесов.
Тема 7. Субботники
Выход на природные или городские территории для осуществления
практической деятельности (уборка мусора, размещение листовок).
Тема 8. Юннатские операции
Природоохранная юннатская операция «Синица»
Условия проведения юннатской операции «Синица».
Практическая часть.
1. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
2. Изготовление плакатов в защиту зимующих птиц.
Экскурсия в городские парки с целью наблюдения за зимующими птицами.
Развешивание кормушек для подкормки зимующих птиц в течение зимнего
периода.
Природоохранная юннатская операция «Вместо ёлки»
Особенности проведения юннатской операции «Вместо ёлки».
Практическая часть.
1. Определение хвойных деревьев по внешним признакам, шишкам и ветвям.
2. Изготовление новогодних композиций с использованием хвойных веток.
Экскурсия на выставку «Вместо ёлки».
Природоохранная юннатская операция «Скворец»
Особенности проведения юннатской операции «Скворец». Традиции встречи
перелётных птиц.
Практическая часть.

1. Подготовка и проведение квест – игры «Птицы и весна».
2. Изготовление и развешивание скворечников.
3. Изготовление и развешивание плакатов в защиту перелётных птиц.
Экскурсия в парк с целью наблюдения за перелётными птицами.
Природоохранная юннатская операция «Подснежник»
Особенности проведения юннатской операции «Подснежник».
Практическая часть.
1. Подготовка и проведение агитбригады в защиту раннецветущих растений.
2. Изготовление и развешивание плакатов, баннеров в защиту
раннецветущих растений.
Экскурсия в парк с целью знакомства с раннецветущими растениями города.
Тема 9. Итоговое занятие
Подведение итогов работы в течение года. Вручение свидетельства
«Эковолонтёр» и награждение наиболее активных учащихся.
К концу первого года обучения
Обучающийся должен знать:
1. Историю развития волонтёрского движения в стране и Пермском крае.
2. Основные особенности работы экологических волонтёров.
3. Основные экологические проблемы страны и Пермского края.
4. Основные способы борьбы с загрязнением окружающей среды.
5. Основные способы охраны лесов.
6. Основы организации природоохранных мероприятий.
Обучающийся должен уметь:
1. Объяснять экологические взаимосвязи в природе.
2. Устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и
состоянием окружающей среды.
3. Самостоятельно организовывать свою деятельность.
4. Строить партнерские отношения с учащимися и взрослыми в процессе
волонтёрской деятельности.
5. Оформлять необходимые наглядные пособия, буклеты, лэпбуки,
листовки и т. д.
Обучающийся должен иметь навыки:
1. Организации и проведения природоохранных мероприятий для
учащихся школ.
2. Изготовления кормушек и скворечников.
3. Оформления презентаций и видеоотчётов.
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
п/п
1.
2.

Темы занятий
Организационное занятие
Дни заповедников и национальных

всего
2
13

Количество часов
теория
практика
1
1
4
9

3.
4.
5.
6.
7.
8.

парков
Дни защиты растений
Дни защиты животных
Дни защиты бездомных животных
Субботники
Юннатские операции
Итоговое занятие
Итого

13
13
11
4
14
2
72

4
4
3
0
4
1
17

9
9
8
4
10
1
55

Содержание программы 2 года обучения
1. Организационное занятие
Оргсобрание. Знакомство с планом работы объединения на учебный год.
Заполнение анкет, тестирование. Правила техники безопасности.
Практическая часть
1. Разработка проекта экологически ориентированных инвестиций
(Приложение 1).
Тема 2. Дни Заповедников и национальных парков
Всероссийский заповедный урок. Всероссийский урок «Сохранение
редких видов животных и растений». Проблема охраны природы. История
возникновения особоохраняемых территорий в нашей стране. Красная книга.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
3. Подготовка и проведение акций в защиту животных и растений.
4. Подготовка и проведение флешмоба в защиту животных и растений.
5. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Наглядность: методическая разработка всероссийского урока «Сохранении
редких видов животных и растений» и заповедного урока; компьютерные
презентации к занятиям; медиатека.
Тема 3. День защиты растений
Роль растений в жизни природы и человека. Основные причины
исчезновения растений. Растения, занесённые в Красную книгу Среднего
Урала и Пермского края. Основные направления в охране растений.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
3. Подготовка и проведение акций в защиту растений.
4. Подготовка и проведение флешмоба в защиту растений.
5. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Наглядность: гербарии; компьютерные презентации к занятиям; медиатека.

Тема 4. Дни защиты животных
Роль животных в жизни природы и человека. Основные причины
исчезновения животных. Животные, занесённые в Красную книгу Среднего
Урала и Пермского края. Основные направления в охране животных.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
3. Подготовка и проведение акций в защиту животных и растений.
4. Подготовка и проведение флешмоба в защиту животных и растений.
5. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Наглядность: компьютерные презентации к занятиям; медиатека.
Тема 5. День бездомных животных
Причины появления бездомных животных в городах. Основная
проблема бездомных животных в городе. Пути решения проблемы. Правила
поведения при встрече с бездомными животными.
Практическая часть
1. Подготовка презентаций, видеороликов.
2. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
3. Подготовка и проведение акций в защиту бездомных животных.
4. Подготовка и проведение флешмоба в защиту бездомных животных.
5. Подготовка и проведение агитбригад или спектаклей.
6. Оформление стенгазет, буклетов, плакатов, лэпбуков.
Наглядность: компьютерные презентации к занятиям; медиатека.
Экскурсия: в питомник бездомных животных «Друг».
Тема 6. Субботники
Выход на природные или городские территории для осуществления
трудовой деятельности (уборка мусора, размещение листовок).
Тема 7. Юннатские операции
Природоохранная юннатская операция «Синица»
Знакомство с зимующими птицами Пермского края, их биологическими
особенностями.
Практическая часть.
1. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
2. Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
3. Изготовление лэпбуков «Помоги, нам, человек!».
Экскурсия в пригородный лес с целью наблюдения за зимующими птицами.
Развешивание кормушек для подкормки зимующих птиц в течение зимнего
периода.
Природоохранная юннатская операция «Вместо ёлки»

Знакомство с внешним видом и биологическими особенностями хвойных
растений Прикамья. Изучение способов украшения дома без использования
ели.
Практическая часть.
1. Определение хвойных деревьев по внешним признакам, шишкам и ветвям.
2. Изготовление лэпбуков «Не руби нас, мы живые!».
3. Мастер – класс по изготовлению новогодних украшений.
Экскурсия в пригородный лес с целью знакомство с хвойными деревьями.
Природоохранная юннатская операция «Скворец»
Знакомство с внешним видом и биологическими особенностями перелётных
птиц Прикамья. Охрана птиц.
Практическая часть.
1. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
2. Подготовка и проведение акций и флешмобов.
3. Мастер – класс по изготовлению скворечников.
4. Изготовление и развешивание плакатов «Помогите перелётным птицам».
Экскурсия в парк с целью сбора фотоматериала для изготовления альбома
«Перелётные птицы».
Природоохранная юннатская операция «Подснежник»
Знакомство с внешним видом и биологическими особенностями
раннецветущих растений Прикамья. Охрана раннецветущих растений.
Практическая часть.
1. Подготовка и проведение природоохранных мероприятий.
2. Подготовка и проведение акций и флешмобов.
3. Изготовление и развешивание плакатов в защиту раннецветущих
растений.
Экскурсия в природу с целью знакомства с раннецветущими растениями
города.
Тема 8. Итоговое занятие
Подведение итогов работы в течение года. Вручение свидетельств и
награждение наиболее активных учеников.
К концу второго года обучения
Обучающийся должен знать:
1. Историю развития природоохранных территорий в стране и в
Пермском крае.
2. Основные причины исчезновения растений и животных в природе.
3. Охраняемые виды растений и животных Пермского края.
4. Основные способы борьбы с проблемой появления в городах бродячих
животных.
5. Правила отвественственного отношения
6. Основные способы охраны природы.
7. Основы организации природоохранных мероприятий.
Обучающийся должен уметь:
1. Находить на карте Пермского края заповедники и заказники.

2. Устанавливать взаимосвязь между деятельностью человека и
причинами исчезновения растений, животных.
3. Самостоятельно организовывать свою деятельность.
4. Строить партнерские отношения с учащимися и взрослыми в процессе
волонтёрской деятельности.
5. Оформлять необходимые наглядные пособия, буклеты, лэпбуки,
листовки и т. д.
Обучающийся должен иметь навыки:
1. Безопасного поведения при встрече с бездомными животными.
2. Организации и проведения природоохранных мероприятий для
учащихся школ.
3. Изготовления кормушек и скворечников.
4. Оформления презентаций и видеоотчётов.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
1.
Наличие педагогов, имеющих опыт, желание и возможности
организации практической природоохранной деятельности (акции,
флешмобы, субботники, изготовление кормушек и скворечников).
2.
Оборудование: видеопроектор, ноутбук или компьютер, музыкальный
центр или портативные музыкальные колонки, видеокамера, фотоаппарат,
лабораторное оборудование.
3.
Компьютерные презентации, фотоальбомы, медиатека.
Материально-техническое сопровождение
Для успешной реализации программы необходимы отдельный кабинет
с мебелью, соответствующий требованиям СанПиН к учебным аудиториям,
магнитно-маркерная доска (при возможности – интерактивная доска), ТСО:
компьютеры (ноутбуки), мультимедиапроектор, принтеры, сканер, DVDпроигрыватель, видеомагнитофон, телевизор, аудиомагнитофон.
2.2. Мониторинг результатов освоения программы
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для диагностики уровня знаний учащихся разработаны начальный и
итоговый тесты. Успешность обучения отмечаются в личных книжках «Мои
достижения». При успешной сдаче промежуточных испытаний обучающиеся
получают отличительные значки. После окончания обучения учащиеся
получают свидетельство «Экологический волонтёр».
Контроль педагога:
1. педагогическое наблюдение;
2. групповой опрос;
3. индивидуальный опрос;
4. планирование и проведение природоохранных акций и РR – компаний;

5. создание видеоотчётов;
6. практическая работа;
7. самостоятельная работа.
2.3. Методическое обеспечение
Более эффективному формированию у школьников экологически
грамотных людей поведения и деятельности в природе может способствовать
специально разработанная и поэтапно реализуемая на практике система
учебных занятий, самостоятельных и практических работ, совокупность
видов и форм практической природоохранной деятельности.
Направлениями деятельности в рамках реализации программы:
 пропаганда здорового образа жизни;
 природоохранная;
 практическая;
 исследовательская;
 просветительская деятельность.
Образовательный модуль программы предполагает деятельность
волонтёров в области социальной экологии; предполагает практическую
организацию и проведение природоохранных мероприятий:
 Марш парков;
 Дни защиты от экологической безопасности;
 День Земли, Воды и др.;
 Экологические десанты.
Методы, технологии…
Учебно-методические материалы, наглядные пособия
2.4. Информационные источники
2.4.1. Нормативно-правовые документы
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно
- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №
1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
3. •Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12. 2012 г.

4. •Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
5. •Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295.
6. •Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020
годы, утвержденная постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
7. •Концепция
развития
дополнительного
образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
8. •Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
9. •Концепция общенациональной системы выявления и развития
молодых талантов.
10. •Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного
образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая
2015 г.
11. •Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской
Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от
24 августа 2016 г. № 2.
12. •Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным
проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
2.4.2. Список литературы для детей и родителей
1. Бианки В. Наши птицы. – М.: Малыш, 1983 г.
2. Бобров Р.В. Беседы о лесе. – М.: Молодая гвардия, 1979 г.
3. Здравствуй, лес!/ Н. М. Доманова, В. К. Теплякова, А. Ю. Ярошенко – М.:
Издательство Гринпис: Издательство Представительства Всемирного
Союза охраны Природы для России и стран СНГ, 2000 г.
4. Животный мир Прикамья / Сост. А. И. Шураков, Г, А. Воронов, Ю. Н.
Каменский. – Пермь: Кн. Изд – во, 1989.

5. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Книга 2. – Пермь: «Книжный
мир», 2001.
6. Морозов В. Рассказы о русском лесе. – М.: Малыш, 1991 г.
7. Растительный мир Прикамья/ коллектив авторов – Пермь: Кн.изд-во, 1988 г.
8.

2.4.3. Список литературы для педагога
1. Здравствуй, Лес!/ Н. М.Доманова, В. К. Тепляков, А. Ю. Ярошенко. - М.:
Изд – во Гринпис России: Изд – во Представительства Всемирного Союза
Охраны Природы для России и стран СНГ, 2003.
2. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе Изд. 2 – е, дополн. / Т. Г. Зорина. - М.:
Лесная промышленность, 1971.
3. Колбовский Е. Ю. Изучаем природу в городе: экскурсии в природу:
Пособие для учителя и учащихся. Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Животный мир Прикамья / Сост. А. И. Шураков, Г, А. Воронов, Ю. Н.
Каменский. – Пермь: Кн. Изд – во, 1989.
5. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Книга 2. – Пермь: «Книжный
мир», 2001.
6. Охрана природы: Учеб. для студентов биол. спец. Пед. ин-тов/А. В.
Михеев, В. М. Галушин, Н. А. Гладков и др. – М.: Просвещение, 1987, С.
57 – 77.
7. Охрана природы/ А. В. Михеев, К. В. Пашканг, Н. Н. Родзевич, М. П.
Соловьева; под ред. К. В Пашканга – М.: Просвещение, 1990, С. 71 – 80.
8. Справочник-путеводитель Пермский край под ред. О. Б. Андрияшкина –
Пермь: Агенство «Стиль-МГ», 2007.
9. Экологическое состояние территории России/Под ред. С. А. Ушакова, Я.
Г. Каца – М.: Издательский центр «Академия», 2001, С. 29 – 33.
10. Экология Пермской области на рубеже ХХI века (1997 – 2002
гг.)/Управление по охране окружающей среды Пермской области – Пермь:
«Книжный мир», 2007.

2.4.5. Интернет-ресурсы
1.
Дополнительная общеобразвивательная общеразвивающая программа
волонтёрского движения «Доброход» - [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnayaobscherazvivayuschaya-programma-volonterskoe-dvizhenie-dobrohod3977279.html.
2.
Дополнительная общеобразвивательная общеразвивающая программа
«Волонтёрское движение» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
sch1223s.mskobr.ru.
3.
История экологического волонтёрства
Режим доступа: https://findout.su/7x4619.html.

- [Электронный ресурс]. –

4.
Как стать эковолонтером и активно участвовать в охране окружающей
среды? - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://voop.eco/smi-aboutvoop.
5.
Общеразвивающая программа «Эковолонтёр» - [Электронный ресурс].
–
Режим
доступа:
https://р23.навигатор.дети/program/5037obshcherazvivayushchaya-programma-ekovolonter.
6.
Опрос по волонтёрской деятельности - [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: ddt-grad-tchudes.ru
7.
Рабочая программа по организации волонтёрского
движения
школьников «Я - волонтёр» - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
nsportal.ru.
8.
Экологическое воспитание учащихся через волонтерскую деятельность
в школе - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statyaekologiya-i-volonterstvo-461241.html.
9.
Экокласс
[Электронный
https://ecoclass.me/login/.

ресурс].

–

Режим

доступа:

Диагностика образовательного процесса
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны:
1. - к каждому году обучения зачетные вопросы по темам программы;

2. - тесты-задания для отслеживания уровня полученных умений и
навыков.
3. Для отслеживания уровня усвоения программы предполагается
проводить анализ участия учащихся в выставках, конференциях,
конкурсах творческих работ, рефератов, проектов разных уровней:
4. -индивидуальное портфолио учащихся.
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой
теме и поурочно разработаны тесты, викторины, кроссворды, карточкизадания, тесты-задания для отслеживания практических умений и навыков,
сигнальные карточки, перфокарты.
Для

диагностики

развивающих

и

воспитательных

задач

курса

используются:
1. - тесты по изучению отношения к своему здоровью,
2. - диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»,
3. - используются анкеты и тесты по изучению сформированности
экологических ценностей (авторы Ясвин и Дерябо),
4. -

тесты

для

контроля

знаний

обучающихся

по

усвоению

общестанционного компонента,
5. - анкеты.

Приложения
Приложение 1
Проект экологически ориентированных инвестиций
Изучите экологические проблемы своего населенного пункта (района)
и, используя справочную информацию, создайте свой небольшой проект
экологически ориентированных инвестиций, в котором нужно указать
состояние рассматриваемой территории, цели инвестиций, конкретные
действия экологической ориентации и направление своего проекта.
Оформите паспорт проекта по прилагаемой форме.
Справочная информация
1. Экологически ориентированные инвестиции – все ценности
(имущественные и интеллектуальные), которые используются в
хозяйственной деятельности и направлены на уменьшение негативного

воздействия на окружающую среду, рациональное природопользование,
экологическую безопасность.
Экологическое состояние
территории

Цели инвестирования

Экологически
ориентированные
инвестиционные проекты
Потеря биоразнообразия,
сохранение экосистем, ввод
проекты, направленные на
нарушение целостности
в экономический оборот
структурную перестройку,
экосистем
экосистемных функций
развитие альтернативных
видов деятельности
Отдельные проблемы
ликвидация последствий
проекты, направленные на
использования природных
загрязнения, внедрение
сокращение выбросов,
ресурсов, транспортное,
экологически безопасных
энергосбережение,
химическое загрязнение,
технологий и развитие
органическое сельское
перенос загрязнения
альтернативных видов
хозяйство, почвозащитное
деятельности
земледелие, рекультивацию
земель
Истощение ресурсов,
экологическая
проекты, направленные на
отходы, загрязнение
модернизация производства,
сокращение выбросов,
воздуха, воды, земель
ликвидация последствий
переход на наилучшие
доступные технологии (НДТ),
производство экологически
чистой продукции
Загрязнение воздуха, воды,
улучшение здоровья
проекты, направленные на
отходы, перенаселенность, населения и среды обитания
реабилитацию территорий,
шум
строительство экологической
и социальной
инфраструктуры
Истощение природных
санация и диверсификация
проекты, направленные на
ресурсов, отходы,
производства
развитие альтернативных
опустынивание и пр.
видов деятельности
2. Доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Пермского края»
http://www.permecology.ru/ежегодный-экологический-доклад-2018/
3. ОДОД Экологический центр https://vk.com/club73474164
4. Паспорт проекта экологически ориентированных инвестиций
Блок
Название
Проблема
(Почему?)
Цели (Зачем?)
Задачи (Что?)

Методы и
способы (Как?)

Описание

Уникальность,
инновационность
(Чем отличается
от других? Что
нового?)
Команда проекта
(Ответственный
+функциональные
обязанности)
Целевая
аудитория,
кол-во
участников
Примерный план
реализации

РЕСУРСЫ
Что необходимо?

Подготовка
Содержание
деятельности.
Примерные сроки:

Основной этап
Содержание
деятельности.
Примерные сроки:

Что есть в наличии?

Рефлексия
(самоанализ)
Содержание
деятельности.
Примерные сроки:

Возможные источники
ресурсов (социальные
партнеры)?

Результат (Что
получится?)
Плюсы проекта

Минусы/риски проекта

Приложение 2
Тесты
Опросник по волонтёрской деятельности
1. Как вы относитесь к общественной полезной работе на добровольной
основе?
 положительно
 отрицательно
 затрудняюсь ответить
2. Что лично для вас значит общественная волонтёрская работа?
 возможность принести людям польза
 участие в общественной жизни
 общественная деятельность в свободное время
 добрая воля человека проявлять активность

 общение с интересными людьми
 приобретение нового опыта
 реализация собственных идей
 затрудняюсь ответить
3. Что по вашему мнению, является основным мотивом к осуществлению
добровольческой деятельностью?
 потребность помогать людям
 достаточное количество свободного времени
 значимость и престиж
 желание заявить о себе
 затрудняюсь ответить
4. Кого, по вашему мнению, назвать добровольцем?
 человека, которому не безразлична жизнь других людей
 человека, периодически участвующего в проведение каких – либо
акций, мероприятий
 богатого человека, занимающегося благотворительностью
 героического человека, готового безвозмездно помогать людям
 свой ответ
5. Кто, сегодня на ваш взгляд, чаще всего становится волонтёром?
 пенсионеры
 взрослые люди
 молодёжь, которая не учится и не работает
 работающая молодёжь
 студенты
 школьники
6. Имеете ли вы опыт добровольческой работы?
 да
 нет
7. Какая форма волонтёрской деятельности для вас наиболее
привлекательна?
 помощь одному человеку
 организация помощи группе людей
 организация и проведение мероприятий
 свой вариант


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».