УТВЕРЖДАЮ
ОТЧЕТ
о результатах самообследования
муниципального автономного учреждения
,
дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
за 2024 год
город Березники, 2025
1. Общие сведения об учреждении
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» открылось в июне 1989
года с целью привлечения школьников города к занятиям туризмом,
краеведением, геологией, скаутингом и т.д. В 2020 году учреждение было
реорганизовано в соответствии с постановлением администрации города от
09.09.2019 №2467 «О реорганизации муниципального автономного учреждения
дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и
экскурсий» в форме присоединения к нему муниципального автономного
учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов».
Сегодня МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий» учреждение, реализующее дополнительные общеразвивающие программы
туристско-краеведческой, естественнонаучной, физкультурно-спортивной,
социально-гуманитарной и художественной направленностей для более 2000
детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В настоящее время в структуру Дома детского и юношеского туризма и
экскурсий входит:
- центральное здание, расположенное по адресу проезд Большевистский,
д.7, в котором расположены административные помещения, учебно
тренировочный класс спортивного туризма и скалодром, учебный класс по
обучению приемам оказания первой помощи, актовый зал, туристская гостиная,
геологическая экспозиция музея МАУ ДО ДДЮТЭ, включающая стенды
предприятий горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;
- здание по адресу ул. Большевистская, д.35, в котором оборудован живой
уголок «ZOOROM», выставочный и актовый залы, учебный класс;
- здание по адресу ул. Л.Толстого, д.66а, в котором оборудован учебный
класс, скаутский центр, этнографическая экспозиция музея МАУ ДО ДДЮТЭ;
- оранжерея-теплица по адресу ул. Мира, д. 48, в которой собрано более
150 видов комнатных растений.
Детский клуб «Альтаир» по адресу ул. Пятилетки, д. 140, в котором велись
занятия с детьми, а также организовывались летние формы занятости, в
отчетном году был передан на баланс города.
2. Цель и задачи образовательного учреждения
В соответствии с Уставом МАУ ДО «Дом детского и юношеского туризма
и экскурсий» основной целью деятельности учреждения является
осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных
общеразвивающих программ.
Основные задачи учреждения:
- создание благоприятных условий для освоения обучающимися
дополнительных общеразвивающих программ на основе современных научных
знаний;
- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья
обучающихся, приобщения обучающихся к здоровому образу жизни;
- создание условий для развития личности, ее самореализации,
самоопределения и социализации в обществе;
- выявление и развитие творческого потенциала одаренных обучающихся;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование общей культуры личности;
совершенствование
механизма
государственно-общественного
управления Учреждением;
- взаимодействие с родителями (законными представителями)
обучающихся для обеспечения полноценного развития их ребенка.
Для достижения поставленной цели и задач учреждение осуществляет:
- свою основную деятельность: обеспечивает реализацию дополнительных
общеразвивающих программ туристст-краеведческой, естественнонаучной,
физкультурно-спортивной,
социально-гуманитарной
и художественной
направленностей;
- иные виды деятельности в соответствии с задачами учреждения:
творческая, физкультурная деятельность (в том числе проведение массовых
мероприятий);
просветительская
и
консультационная
деятельность;
организация методических мероприятий; организация отдыха и оздоровления
обучающихся в каникулярное время и др.
В Доме детского и юношеского туризма и экскурсий созданы необходимые
условия для занятий туризмом, краеведением, творчеством, исследовательской
деятельностью, получения доступного дополнительного образования всем
желающим детям, проживающим в городе Березники.
3. Оценка эффективности управления учреждением
Управление
учреждением
осуществляется
в
соответствии
с
законодательством Российской Федерации, Уставом учреждения и строится на
принципах единоначалия и коллегиальности. Непосредственное руководство
учреждением осуществляет администрация в лице директора и его
заместителей. действуют наблюдательный совет, педагогический совет, общее
собрание работников учреждения. Вопросы планирования, осуществления
образовательного процесса и обеспечения безопасности рассматриваются на
еженедельных совещаниях педагогического коллектива; работает комиссия по
распределению стимулирующего фонда. В учреждении действуют комиссии по
охране труда, урегулированию споров, антикоррупционная комиссия,
ответственные за ГО и ПБ, первичная профсоюзная организация.
Сбор информации, статистических данных, контроль выполнения
решений, ответственность за выполнение плана работы учреждения,
реализацию образовательных программ и программы развития осуществляют
все работники в пределах своей компетенции и должностных обязанностей.
Деятельность учреждения регламентируется в виде приказов, положений,
решений, инструкций и правил. Формой взаимодействия администрации и
педагогического коллектива является обмен информацией, индивидуальные
собеседования, совещания при директоре или его заместителях, заседания
педагогического, методического советов и общего собрания работников
учреждения, на которых каждому предоставляется право принять участие в
решении и исполнении тех или иных вопросов по оценке результативности,
действенности, качества преподавания и работы учреждения в целом.
4. Кадровое обеспечение
Общие сведения о педагогических кадрах (см. табл. показателей пп.
4.1.
1.12-1.22):
• всего педагогических работников, из них основных и совместителей:
Всего
34
С овм естители
18
Ш татны е
16
Сведения по штатным педагогам учреждения:
П едагоги
дополнительного
образования
9
П едагогиорганизаторы
С оци альны й
педагог
М етодисты
П рочие
долж ности
4
1
2
0
• образование:
Среднее
0
С редне-специальное
П едагогическое Н епедагогическое
2
1
Высш ее
Пед агогическое Н епедагогическое
9
4
• квалификация педагогических кадров:
В ы сш ая категори я
6
1 категори я
5
В том числе аттестованы в отчетном периоде как педагоги
дополнительного образования: 1 чел. на высшую квалификационную
категорию, 2 чел. - на первую.
4. 2. Оценка кадрового потенциала
Педагогический коллектив учреждения в целом стабилен: более 70%
педагогов работают в системе образования и непосредственно в ДДЮТЭ более
10 лет. Уровень образования и квалификации педагогов позволяет организовать
образовательный процесс на высоком уровне: 56% педагогов имеют высшее
педагогическое образование, 93% работников имеют педагогический стаж
более 10 лет. Среди штатных сотрудников 30% имеют почетные звания и
профессиональные награды, полученные по результатам работы в учреждении.
Аттестовано на первую и высшую квалификационные категории 68% штатных
педагогов. В учреждении работают 2 педагога в возрасте до 30 лет
включительно, что составляет 12% от общего количества основных педагогов.
Опытных педагогов в возрасте от 55 лет в коллективе 4 (25%).
Для реализации образовательных задач и обеспечения доступности
образовательных услуг педагогический коллектив учреждения включает как
штатных сотрудников, так и совместителей из школ города. На 31.12.2024 г.
52% коллектива - педагоги-совместители, обеспечивающие востребованные
направленности образовательных программ, в которых ощущается нехватка
основных педагогов:
естественнонаучная
и туристско-краеведческая
(программы по исследовательской деятельности, скаутингу, первой помощи и
др.), художественная (программы по авторской песне, в том числе с обучением
игре на гитаре). Все педагоги-совместители являются опытными педагогами
дополнительного образования, имеют педагогическое образование, 12
совместителей имеют педагогический стаж более 15 лет, 4 педагогасовместителя сотрудничают с ДДЮТЭ более 5 лет.
В отчетном периоде за высокие результаты в работе награждены
следующие работники учреждения: Буторин В.Б., педагог дополнительного
образования, -почетной грамотой администрации города за значительный
вклад в развитие сферы образования города Березники и за 2 место в очном
этапе регионального Всероссийского конкурса «Учитель года России»; педагогорганизатор Бардина С.Г. и педагог дополнительного образования Шейкина
Ю.И - почетной грамотой управления образования администрации г.
Березники; методист Винклер С.С. занесена в городскую медиагалерею
«Педагогическое призвание» в номинации «Педагог-наставник».
5. Особенности и оценка образовательной деятельности
Образовательный процесс учреждения осуществлялся на основе учебного
плана, в соответствии с общеразвивающими и адаптированными
образовательными программами по следующим направленностям: туристско
краеведческая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, социально
гуманитарная, художественная.
5.1. Сведения о режиме работы учреждения
Продолжительность учебного года - 36 недель
Продолжительность учебной недели - 6 дней
Время проведения занятий - с 9.00 до 20.00
Продолжительность занятий - 40-45 минут, перерыв между занятиями не
менее 10 минут для отдыха обучающихся и проветривания помещений. Занятия
проводятся согласно расписанию, согласованному с председателем первичной
профсоюзной организации и утвержденному директором учреждения.
Расписание составлено с учетом содержания работы учреждения для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей; администрацией
учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий
родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и на
основе разработанного в учреждении учебного плана. Расписание занятий
представлено на стендах и сайте учреждения для всех участников
образовательного процесса.
Большинство занятий организуется во второй половине дня. В этот же
период проводятся массовые мероприятия и работа с переменным
контингентом обучающихся.
Занятия объединений-спутников организованы в общеобразовательных
школах на основании договоров и в соответствии с учебным расписанием,
утвержденным администрациями школы и ДДЮТЭ. В выходные дни и в
период школьных каникул педагоги учреждения проводят учебные практики,
тренировочные занятия и походы, массовые мероприятия с обучающимися
ДДЮТЭ и населением города.
Информация о деятельности учреждения, расписание занятий, перечень
программ, положения и результаты конкурсов, соревнований и другие
материалы своевременно публикуются и доступны на сайте учреждения
http://ber-ddute.berschool.ru/,
в
официальной
группе
ВКонтакте
https://vk.com/ddute59/.
Учреждение организует работу с детьми в течение всего учебного года, а
также проводит разнонаправленную работу с обучающимися и родителями
(законными представителями), используя досуговые формы деятельности
(лагеря дневного пребывания, туристские походы, экскурсии; массовые
мероприятия краеведческой и экологической направленностей, классные часы
по профилактике безопасности жизнедеятельности и формированию ЗОЖ;
привлечение обучающихся и родителей к социальным кампаниям и акциям в
онлайн и офлайн форматах.
5.2.
Характеристика образовательных программ
Образовательный процесс в Доме туризма строится на основе реализации
27 дополнительных общеразвивающих программ пяти направленностей, в том
числе:
туристско-краеведческой - 11 программ
естественнонаучной
- 6 программ
социально-гуманитарной - 3 программы
художественной
- 4 программы
физкультурно-спортивной - 3 программы
Образовательные программы учреждения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
1
2
3
1
2
3
1
Название дополнительной общеразвивающей программы (ДОП),
адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
(АДОП)
Т ури стско-краеведч еская направлен ность
Д О П «Ш кола безопасности »
Д О П «О Ф П туриста»
Д О П «В веден ие в туризм »
Д О П «Ю ны е туристы -краевед ы »
Д О П «С тупен и (скаутинг)»
Д О П «С ледопы ты »
Д О П «Зн атоки зем л и П ерм ской»
Д О П «П утеш ествия по род ном у краю »
Д О П «П ервая пом ощ ь»
Д О П «М оё В ерхн екам ье»
А Д О П «М оё В ерхн екам ье»
Е стествен н он ауч н ая н аправлен ность
Д О П «П риродное наследие В ерхн екам ья»
Д О П «Э коразвитум »
Д О П «Г еология и человек»
Д О П «Ц ветоводство»
Д О П «В м ире ж ивотн ы х»
А Д О П «В м ире ж ивотн ы х»
Ф изкул ьтурн о-сп орти вн ая н аправлен ность
Д О П «С порти вны й туризм »
Д О П «С порти вное соверш ен ствован ие»
Д О П «О бщ ая ф изи ческая п од готовка (О Ф П )»
С оци альн о-гум ан итарная направлен ность
Д О П «Э кологическое волонтёрство»
Д О П «А кти вны й граж дан ин »
Д О П «М ир проф ессий. В етери нари я»
Х уд ож ествен ная н аправлен ность
Д О П «К луб авторской песни «Н аденька»
Срок
реализации
5 лет
3 года
3 года
3 года
3 года
1 год
3 года
3 года
1 год
4 года
3 года
4
1
2
1
4
4
года
год
года
год
года
года
6 лет
1 год
2 года
3 года
1 год
1 год
2 года
Соотношение программ по направленностям дополнительного
образования
■ физкультурно-спортивная
■ социально-гуманитарная
■ естественнонаучная
■ художественная
■ туристско-краеведческая
2
3
4
Д О П «Г и тара и песня»
Д О П «К арусель»
Д О П «Н ародное и скусство П рикам ья»
2 года
4 года
1 год
Продолжительность реализации программ
П р ограм м ы (количество)
на 1 год обучения
8
на 2 года обучения
на 3 и более лет
Всего
4
15
27
Возрастная адресность программ
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
■ Охват детей разного
возраста образовательными
программами
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
0
5
10
15
20
кол-во образовательных программ
Традиционно в образовательном процессе ДДЮТЭ поддерживается
система программ, основанных на преемственности содержания и форм
обучения: программы «Введение в туризм» - «Спортивный туризм», общая
продолжительность которых 7 лет; «Путешествия по родному краю» (с
геологическими экскурсиями) - «Геология и человек», 2 года; «Клуб авторской
песни «Наденька», срок реализации которой 3 года, но целевая группа
обучающихся распространяется на детей с 2 по 11 класс и др. Среди
актуальных задач обновления программного комплекса образовательного
процесса
в учреждении
разработка
преемственных программ
художественного и естественнонаучного направления, которые охватывали бы
обучающихся 5-7 классов. Кроме того, актуальным в 2025 году станет
увеличение срока реализации программ художественной направленности и
существенная переработка адаптированных программ.
В учреждении основное количество программ по уровню освоения
общекультурные, на углублённый и профессионально-ориентированный
уровень нацелены программы естественнонаучной направленности (в области
геологии, экологии), туристско-краеведческой направленности (в области
безопасности и спортивного туризма).
В области формирования у школьников профессиональных компетенций
осуществлялось обучение по профориентационной программе «Мир профессий
(ветеринария)». Участниками профориентационной программы стали 35
обучающихся. Новый педагогический опыт и решение новых образовательных
задач найдет отражение и в планах на 2025-2026 учебный год.
С сентября 2024 года с целью совершенствования физической подготовки
обучающихся, а также для развития естественнонаучной и туристско
краеведческой составляющей, создания детских общественных объединений и
потенциала музейной педагогики были разработаны и внедрены новые
дополнительные общеразвивающие программы:
- «Народное искусство Прикамья»; программа направлена на знакомство
учащихся с народным искусством Прикамья, его особенностями и традициями,
развитие навыков художественного творчества, воспитание интереса к
культурному наследию региона;
- «Активный гражданин»; в основу программы положена деятельность
общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи
«Движение первых»;
- «Следопыты (скауты)»; программа предусматривает включение детей в
игровую деятельность на основе скаутского метода. Деятельность в рамках
программы базируется на принципах личностного развития детей, адаптации их
к жизни в обществе, активного содержательного досуга;
- «Спортивное совершенствование»; программа, нацеленная на
совершенствование спортивных навыков обучающихся по виду спорта
спортивный туризм.
Разрабатываемые в учреждении дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы рассматриваются педагогическим советом и
рекомендуются к утверждению директором учреждения. Продолжается работа
по модернизации программ, расширяется и совершенствуется УМК к
программам. Все педагоги ежегодно дополняют и перерабатывают содержание
программ и корректируют учебно-тематические планы в соответствии с
условиями проведения занятий, контингентом, календарем массовых и
конкурсных мероприятий.
5.3. Обучающиеся и система работы с ними
5.3.1. Порядок приёма и отчисления обучающихся
Дом туризма обеспечивает прием граждан в возрасте от 5 до 18 лет для
обучения по дополнительным общеразвивающим и адаптированным
программам. Прием в объединения учреждения осуществляется на основе
свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями)
коллектива или объединения при отсутствии противопоказаний по состоянию
здоровья для отдельных (туристско-спортивных) видов деятельности.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях,
менять их.
Процедура приема предусматривает предоставление детям и родителям
(законным представителям) информации о спектре образовательных услуг,
предоставляемых учреждением, для выбора образовательной программы в
соответствии с возрастом и желаемым направлением деятельности, а также
ознакомление с лицензией на право ведения образовательной деятельности,
Уставом и другими документами, регламентирующими организацию
образовательного процесса.
Поводом для отчисления обучающегося из учреждения могут служить
следующие основания:
а) в связи с завершением обучения;
б) досрочно по инициативе обучающихся или родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося;
в) досрочно по инициативе учреждения, в случае применения к
обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры
дисциплинарного взыскания;
г) досрочно по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и
учреждения, в том числе в случае ликвидации учреждения.
5.3.2. В учреждении занимаются обучающиеся разных возрастов:
2023-2024
у ч .г о д
2024-2025
у ч .г о д
Д ош кольники
(5-6 лет)
14 (0,6% )
1-4 классы
(7-10 лет)
1273 (55,3% )
5-8 классы
(11-14 лет)
854 (37,1% )
9-11 классы
(15-17 лет)
161 (7% )
68 (2,8% )
1470 (60,1% )
728 (29,7% )
181 (7,4% )
5.3.3. Количество обучающихся по годам обучения
В 2024 г. количество реализуемых образовательных услуг 2447, в 2023 г. 2302.
Дополнительные общеразвивающие программы в учреждении рассчитаны
на период от 1 до 6 лет обучения, в отчетном периоде педагогический процесс
осуществлялся в 151 группе (2023-2024 уч. год -142 группы):
2023-2024
у ч .г о д
2024-2025
у ч .г о д
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
1202 (52,2% ),
75 групп
1298 (53% ),
82 группы
600 (26% ),
38 групп
523 (21,4% ),
32 группы
400 (17,4% ),
23 группы
353 (14,4% ),
21 группа
4 год обучения
и более
100 (4,4% ),
6 групп
273 (11,2% ),
16 групп
Значительный показатель обучающихся 1 года обучения обусловлен
широким спектром годичных программ, реализуемых в учреждении - 29,6% от
общего количества ДОП в учреждении. В 2024-2025 уч. году появились новые
одногодичные дополнительные общеразвивающие программы: «Следопыты»,
«Гитара и песня», «Первая помощь», «Спортивное совершенствование».
В прошлом году больше всего обучающихся занимались по программам
естественнонаучной направленности. В 2024 году эта тенденция сохранилась:
наибольшее количество обучающихся приходится на объединения
естественнонаучной направленности - 37,9%.
№
Направленность
Кол-во
услуг
1
Естественнонаучная
направленность
Туристско-краеведческая
направленность
Художественная
направленность
Физкультурно-спортивная
направленность
Социально-гуманитарная
направленность
871
2023
37,8
927
2024
37,9
825
35,8
760
31
316
13,7
430
17,6
90
3,9
225
9,2
200
8,6
105
4,3
2
3
4
5
Проценты
Кол-во
услуг
Проценты
На долю туристско-краеведческой направленности в 2024 году приходится
31% обучающихся в учреждении. Третья в рейтинге - художественная
направленность (17,6%). Количество обучающихся по данным программам
выросло на 4%, это связано с появлением в штате нового сотрудника - педагога
дополнительного образования, реализующего программу художественной
направленности. На долю физкультурно-спортивных объединений приходится
9,2% обучающихся. Наименьшее количество обучающихся в объединениях
социально-гуманитарной направленности - 4,3%.
В 2024 году на базах школ продолжают функционировать объединенияспутники: на конец отчетного периода из 151 учебного объединения разных
направленностей 121 работает на базе школ (80,1%). Объективные
предпосылки для сохранения количества объединений-спутников есть:
максимальное обеспечение безопасности учащихся 1-5 классов, получающих
дополнительное образование практически по месту жительства и учебы; кроме
того, педагоги-туристы ДДЮТЭ при поддержке администраций школ №№2, 11,
12, 17, 22 оборудовали и развивают в школьных спортивных залах учебно
тренировочные комплексы для занятий спортивным туризмом и скалолазанием,
что позволяет существенно повысить качество учебного процесса,
перенесенного вследствие этого на территорию школ.
5.3.4.
программ
Системность оценки усвоения обучающимися образовательных
Дополнительное образование, несмотря на специфику его организации,
подчиняется
общим
закономерностям
образовательного
процесса.
Необходимость системы контроля качества обучения учащихся актуальна и для
Дома детского и юношеского туризма и экскурсий. Важным элементом этой
системы является мониторинг реализации дополнительных общеразвивающих
программ.
Для эффективного управления деятельностью необходимо компетентно
оценивать и качество работы педагогов, и результаты, достигнутые учащимися.
Педагогический
контроль
реализации
образовательных
программ
осуществляется в учреждении с целью отслеживания результатов
образовательной деятельности, прогнозирования результатов обучения,
поощрения воспитанников.
По большинству программ, реализуемых в учреждении, выстроена система
отслеживания результатов их реализации, основанная на важнейших принципах
контроля уровня обучения:
- объективности;
- систематичности;
- наглядности;
- гласности.
Одним из важнейших компонентов контроля результативности обучения
воспитанников является система аттестации обучающихся, которая проходит 2
раза в учебном году. В течение 2024 года педагоги проводили аттестацию
исходя из имеющихся условий, активно используя зачетные интерактивные
формы - викторины, квесты, мини-конференции, а также дистанционное
выполнение индивидуальных заданий. В целом для обучающихся объединений
спортивного туризма актуальна форма квалификационных соревнований
«Золотая восьмерка», «Мой первый старт», где участники ежегодно проходят
стандартизированную дистанцию и по результатам ее прохождения выполняют
нормативы спортивных разрядов; для творческих объединений это сезонные
выставки творческих работ и контрольные занятия по темам.
Все педагоги целесообразными видами аттестации считают:
- предварительную аттестацию, которая включает в себя оценку исходного
начального уровня знаний воспитанников перед началом обучения, выявления
индивидуального уровня каждого воспитанника (проводится на первом году
обучения при поступлении в детское объединение);
- промежуточная аттестация, которая предполагает оценку качества
усвоения обучающимися содержания образовательной программы в середине и
конце учебного года;
- итоговая аттестация, которая предусматривает оценку уровня
достижений обучающегося по завершении всего образовательного процесса (по
окончании программы).
К числу основных принципов аттестации относится учет индивидуальных
и возрастных особенностей воспитанников, а также свобода выбора педагогом
методов и форм ее проведения, оценки результатов. Каждый педагог выбирает
ту форму, которая позволит ребенку максимально проявить свои знания,
умения, способности.
Виды аттестации по объединениям:
«Спортивный туризм», «Школа безопасности», «Юные туристы»,
«Спортивное совершенствование» - технический зачет, сдача нормативов,
тесты, соревнования городского и краевого уровня, участие в степенных
походах, судейская практика.
«Юные туристы-краеведы», «Мое Верхнекамье», «Геология и человек»,
«Природное наследие Верхнекамья» - срез знаний, самостоятельные работы,
участие в конкурсах и олимпиадах, викторины, краеведческие походы и
экскурсионные практики.
«Оказание первой помощи», «ОФП туриста» - система теоретических и
практических зачетов, участие в соревнованиях.
«Ступени», «Экологическое волонтерство», «Активный гражданин»,
«Следопыты» - КТД, акции, проекты.
«В мире животных» - итоговые викторины, квесты, выставки творческих
работ, защита реферативных работ, участие в конкурсах и фестивалях.
При всем разнообразии программ педагоги придерживаются единого
понимания системы оценки результатов обучения:
- высокий уровень - воспитанник проявляет ярко выраженные способности
к занятиям, стабильно занимается, выполняет образовательную программу,
принимает участие в соревнованиях, походах, конкурсах, акциях (более 70%
выполнения программы);
- средний уровень - воспитанник проявляет устойчивый интерес к
занятиям, стабильно занимается, выполняет требования образовательной
программы (от 50 до70% выполнения программы);
- низкий уровень - воспитанник не проявляет устойчивого интереса к
занятиям, занимается нестабильно и не в полной мере выполняет требования
образовательной программы (менее 50% выполнения программы).
Наиболее высокие показатели результатов обучения в объединениях 3-5
годов обучения, где высокий уровень освоения демонстрируют от 90 до 100%
обучающихся: «Спортивный туризм» (рук. Хворова Т.В.), «Школа
безопасности» (рук. Буторин В.Б.), «Природное наследие Верхнекамья» (рук.
Мусихина Е.П.), «Моё Верхнекамье» (рук. Семерикова С.А.), «Ступени» (рук.
Шейкина Ю.И.). Используя единую шкалу оценки результатов обучения,
каждый педагог в соответствии с образовательной программой разрабатывает
критерии для каждого уровня, может вводить подуровни. Они включают
знания, умения, навыки воспитанников, способности, склонности, а также
личные качества, формирование которых является задачей педагога.
Основой для проведения педагогом аттестации обучающихся является
разработанная им образовательная программа. В этой программе педагог
излагает свою систему оценки результативности, а также этапы аттестации,
сроки проведения, задачи каждого этапа, вопросы и задания, формы
проведения, формы оценки, параметры и критерии результативности, методику
определения итогового результата и способы его фиксации.
У педагогов туристско-спортивного профиля, руководителей скаутских и
волонтерских объединений, «Школы безопасности» разработаны и в настоящее
время активно используются формы фиксации личностных достижений
обучающихся - квалификационные книжки (книжка туриста, спортсмена,
скаута, спасателя, волонтера и т.д.). В этом документе отслеживается
индивидуальный рост воспитанника объединения, повышение спортивной
квалификации (разряды), его участие в соревнованиях различного уровня,
походах,
судейская,
волонтерская
и
организаторская
практика.
Квалификационная книжка является не только современной эффективной
формой оценивания индивидуальных результатов образовательного и
воспитательного процесса, но и помогает решать важные педагогические
задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников, поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения.
В масштабах учреждения учет достижений воспитанников ведется в
реестре одаренных детей, в котором фиксируется уровень мероприятия,
объединение и руководитель, название соревнований и конкурсов, достижения
и награды, фамилии и имена призеров, дата участия. Действует стенд «Наши
успехи и достижения», где размещается информация об обучающихся,
достигших высоких результатов в мероприятиях городского, краевого и
российского уровней. Кроме того, для отслеживания повышения туристскоспортивной квалификации обучающихся ведется журнал разрядной работы
(присвоения и выполнения нормативов спортивных разрядов и званий,
получения квалификационных значков).
Показатели достижений обучающихся отражают и результативность
образовательного процесса, и профессиональные качества педагогов,
воспитанники которых добиваются весомых результатов. Педагоги стараются
соответствовать предъявляемым к ним высоким требованиям. Так,
большинство штатных педагогов учреждения имеют высшую и первую
квалификационную категорию, проводят судейские семинары, в 2024 году
работали в городских методических объединениях. Организовывали туристско
спортивные, краеведческие, экологические и творческие мероприятия
городского и краевого уровня. И, как следствие, их заслуги отмечены
наградами Министерства образования и науки Пермского края, администрации
г. Березники. В настоящее время бесспорные лидеры Дома детского и
юношеского туризма и экскурсий по числу наиболее значимых и массовых
достижений - воспитанники объединений спортивного туризма. В 2024 году 6
обучающихся составили сборную команду Пермского края по туризму и
успешно приняли участие во Всероссийских соревнованиях по спортивному
туризму на пешеходных дистанциях в закрытых помещениях. В командном
зачёте среди юниорок и юниоров Пермский край одержал победу. Среди
юношей и девушек команда заняла лидирующую позицию, опередив
Краснодарский край, занявший второе место, и Кемеровскую область,
бронзового призёра. Традиционно участники туристско-спортивных клубов
ДДЮТЭ становятся призерами и победителями краевых и межрегиональных
соревнований по спортивному туризму. Значимых результатов добились и
обучающиеся естественнонаучной направленности, их интеллектуальный труд,
выражающийся в исследовательской деятельности, позволяет успешно
выполнить задачу по проектированию пространства персонального
образования и самореализации личности ребенка. Эти обучающиеся под
руководством педагогов представляют результаты своей работы на научно
практических конференциях и конкурсах краевого и всероссийского уровня.
Добиваться таких высоких результатов в работе педагогов и обучающихся
помогает в том числе и выстроенная система контроля качества образования.
Как проблемное поле в данном направлении в 2024 году остается уровень
организации диагностики обучающихся по массовым программам объемом до
72 часов в год и более коротких программ. Система диагностики результатов
здесь пока далека от оптимальной. В качестве основной методической задачи
следующего периода продолжаем рассматривать развитие аналитико
прогностической компетентности педагогов, выработку единых подходов,
развитие диагностического инструментария и системы обработки результатов.
5.3.5. Характеристика детских достижений.
Качество дополнительного образования и развитие системы работы с
одаренными детьми в Доме детского и юношеского туризма подтверждают
результаты олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов и спортивных
соревнований в отчетном периоде.
Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня:
2023
2024
К ол и ч ество уч астни ков
в се го (к о л л е к ти в н о е
участие)
268
675
К ол и ч ество уч астни ков
всего (и н дивидуальное
участие)
803
1096
К ол ич ество
поб ед и телей и призёров
всего
374
681
Всего участниками конкурсных мероприятий городского, краевого и
федерального уровня стал 1771 обучающийся Дома туризма. Это значительно
больше, чем в 2023 году (1071чел). Приоритетом деятельности ДДЮТЭ
остается создание условий для творческой самореализации обучающихся,
обеспечение подготовки, поддержки участников разнообразных конкурсных
мероприятий, удовлетворения потребностей детей и подростков в признании,
самоуважении, успехе. Охват участников конкурсных мероприятий в 2024 году
достиг 72% (от общего количества обучающихся). Этот показатель значительно
вырос в сравнении с прошлым 2023 годом: 72% против 50%. Педагогический
коллектив
учреждения
считает такой
показатель
достойным,
а
результативность участия на уровне 38% (681 чел.) вполне приемлемой (в 2023
году результативность была 17%). Победителями и призерами конкурсных
мероприятий стал 681 обучающихся. Наиболее значимые достижения 2024
года:
• всероссийские соревнования по спортивному туризму на пешеходных
дистанциях (г. Камышин), 3 призера (командное участие);
• краевые соревнования по спортивному туризму на пешеходных
дистанциях в закрытых помещениях (п. Марковский), 17 победителей в
составе команды;
• краевые соревнования по спортивному туризму на пешеходных
дистанциях в закрытых помещениях, 1 победитель, 2 призера;
• первенство Пермского края по спортивному туризму на пешеходных
дистанциях, 4 победителя, 6 призеров;
• краевые соревнования учащихся «Школа безопасности-2024», команда призер;
• межрегиональные соревнования «Школа безопасности»; победителей 16, призёров - 24 чел.;
• всероссийская научно-практическая конференция с международным
участием «Химия. Экология. Урбанистика», 1 призер;
• международный конкурс по экологии «Экология России» среди учеников
1-11 классов и дошкольников, 3 призера;
• краевая выставка-конкурс работ молодых фотографов Прикамья «Мир в
объективе», 3 призера;
• заочный этап XVII всероссийского конкурса обучающихся «Мой вклад в
величие России», 2 победителя;
• региональный конкурс исследовательских работ «Первые шаги в науку».
Секция: «Экология и охрана окружающей среды», 1 победитель;
• региональный этап всероссийского конкурса социальной рекламы в
области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
«Стиль жизни - здоровье!», 1 призер;
• краевой конкурс «Отечество: история, культура, природа, этнос» (секция
«Земляки»), 1 победитель;
• детский творческий конкурс-фестиваль «Дарования Прикамья», 1
победитель, 3 призера.
Достойным результатом 2024 года стало выполнение обучающимися
объединений спортивного туризма нормативов разрядов по данному виду
спорта. На 31 декабря 2024 года в учреждении:
• звание «Мастер спорта» - 3 человека
• звание «Кандидат в мастера спорта» - 9 человек
• 1 разряд - 16 человек
• 2 разряд - 16 человек
• 3 разряд - 28 человек
• юношеские разряды имеют 62 человека.
В 2024 году общее число разрядников увеличилось на 36 человек (98
человек в 2023 г. против 134 в 2024 г.). Наблюдается рост выполнения
обучающимися нормативов разрядов по спортивному туризму в категории
«Кандидат в мастера спорта» и «1 разряд», «3 разряд». Также по сравнению с
прошлым годом увеличилось количество обучающихся с юношескими
разрядами.
Проектной и исследовательской деятельностью в учреждении охвачены
обучающиеся объединений естественнонаучной, туристско-краеведческой и
социально-гуманитарной направленности 1-4 годов обучения (290 человек). В
поддержку этого актуального направления летом 2024 года была организована
работа воспитанников по разработке эколого-просветительского проекта
«Живая история города» для участия в открытом конкурсе эколого
просветительских проектов компаний Группы «УРАЛХИМ» «уДОБРяй!».
Данный детский проект был признан победителем, получил грантовую
поддержку и был успешно реализован в течение двух летних месяцев. Под
руководством педагогов в объединениях ведется исследовательская и
проектная деятельность, обучающиеся становятся участниками и победителями
конкурсов, конференций и конкурсов исследовательских работ и проектов
разного уровня.
Одаренная и талантливая молодежь ДДЮТЭ была отмечена на краевом и
городском уровне. Знаком отличия Пермского края «Гордость Пермского края»
и премией был награжден 1 обучающийся объединения «Спортивный туризм»,
руководитель Хворова Т.В. Премией главы города «Ступени к успеху» в 2024
году поощрены 2 обучающихся из объединения спортивного туризма
«Молния» (рук. Хворова Т.В.), «Исследователи природы» (рук. Мусихина
Е.П.).
Участниками губернаторской ёлки стали трое обучающиеся объединений
МАУ ДО ДДЮТЭ: «Исследователи природы» (рук. Мусихина Е.П.), «Народное
искусство Прикамья» (рук. Чжу-Ван-Фан О.В.) и «Команда А» (рук. Буторин
В.Б). На торжественные приемы к председателю Березниковской городской
Думы, заместителю главы г. Березники и депутату Законодательного собрания
Пермского каря в числе лучших обучающихся системы дополнительного
образования были приглашены 4 участника из объединений «Молния» (рук.
Хворова Т.В.), «Ступени» (рук. Шейкина Ю.И.), «Команда А» (рук. Буторин
В.Б).
5.3.6.
Социальная характеристика контингента обучающихся. Формы
работы с детьми «группы риска», СОП, ОВЗ
190
X
X
й
о
X
: