юные зоологи

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Всё недоброе в сердце человека
должно исчезнуть в прикосновении с природой выражением красоты и добра»
Л.Н.Толстой
Охрана всего видового многообразия фауны планеты необходима с различных
точек зрения: для обеспечения современных и будущих потребностей
человечества (ресурсный подход); для нормального функционирования
экосистем, видовое обеднение которых может привести к потере устойчивости
(экологический подход); наконец, с позиции экологической этики – каждый
биологический вид имеет естественное право на существование, независимо от
интересов человека. Именно последние два подхода – экологический и
этический – являются основой данной образовательной программы.
Программа состоит из шести модулей – шести самостоятельных
образовательных программ:
I – Юные зоологи
II – Занимательная зоология
III – Мир насекомых
IV – Юный орнитолог
V - Ихтиология для школьников
VI – Кинолог
Эти модули можно использовать как самостоятельные образовательные
программы, а можно в комплексе как составляющие образовательной
программы «В мире животных», рассчитанной на 6 лет обучения. Эти
программы логически взаимосвязаны, являются дополнением к тому объему
материала, который изучается в школе. Актуальность создания данной
программы в том, что у воспитанников станции юных натуралистов проявился
интерес к более глубокому изучению представителей животного мира. В
типовых сборниках имеются программы «Юные зоологи», «Юный орнитолог»,

«Юные
аквариумисты»,
«Юные
гидробиологи»,
которые
послужили методической основой отдельных разделов и тем данной
программы.
Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о животном мире,
формирование культуры взаимодействия с животными как части экологической
культуры.
Программа «В мире животных» отличается от уже существующих тем, что
освещает не только вопросы разнообразия животного мира, вопросы
взаимосвязей в природе, способы охраны окружающей среды и охраны жизни
животных, но и предполагает включение детей
в посильную исследовательскую и природоохранную деятельность, а также
деятельность, имеющую социальную направленность. Программа основывается
на знаниях детей, полученных школе, из средств массовой информации и
популярной литературы.
Современное дополнительное образование не просто элемент существующей
системы общего образования, а самостоятельный источник образования,
способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах
жизненного самоопределения ребенка. Обучающиеся развивают свою
творческую личность во время внеурочной деятельности.
Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного
образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано,
что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных
(муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать
возможности образовательных учреждений дополнительного образования
детей, организаций культуры и спорта.
Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в
условиях ФГОС.
Программа «В мире животных» рассчитана на учащихся от 9 до 15 лет Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количественный состав группы 12 - 15
человек.
Методические рекомендации
Занятия проводятся с учетом возрастных психологических особенностей детей.
Формы образовательного процесса могут быть либо коллективные, либо
групповые. Для подготовки к творческим конкурсам городским или областным
можно использовать индивидуальные формы.
При организации образовательной деятельности обучающихся необходимо
использовать разнообразные формы: рассказ, беседа, конференция, экскурсия,

экологический десант, заочное путешествие, практическое занятие, игровые
занятия.
При проведении занятий необходимо использовать разнообразные методы
обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический,
метод проблемного изложения, проектный. Лучшие результаты дает проектный
метод, позволяющий при правильной организации получить хорошие
результаты.
При реализации программы необходимо использовать личностноориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности,
особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку
проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию
успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может
менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в
зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать
метод проектов для организации исследовательской работы, это будет
способствовать развитию познавательной и творческой активности
воспитанников.
Органичной составляющей данной программы является общестанционный
компонент - . Учебно-тематический план программы «В мире животныхРасти
здоровым» каждого года обучения дополняется разделом «Общестанционный
компонент». Программа реализуется на Станции юных натуралистов г.
Березники, учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении
функционирует программа общестанционного компонента «Через
природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая
является составляющей любой образовательной программы и носит
региональный характер, включает вопросы практической природоохранной
деятельности детей, экологического, нравственного, патриотического
воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент
включается в учебно-тематический план образовательной программы,
дополняет её, решая задачи по формированию представлений по
экологическим проблемам и традициям города, края и приобретению детьми
собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает
предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья
обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с
календарем традиционных мероприятий.
Механизм отслеживания результатов освоения программы
Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны и
используются:
- к каждому году обучения тесты и зачётные вопросы;

- тесты для контроля знаний обучающихся по усвоению общестанционного
компонента;
- используются анкеты и тесты по изучению сформированности экологических
ценностей (авторы Ясвин и Дерябо)
Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой
теме разработаны:
- тесты;
- викторины;
- кроссворды и т. д.
Имеются сигнальные карточки, перфокарты.
Для отслеживания уровня усвоения программы проводится анализ участия
обучающихся в выставках, в учебно-исследовательских конференциях в
природоохранных мероприятиях:
- работ, оформленных в творческом объединении по итогам изученной темы;
- общестанционных;
- городских;
- областных;
- Российских и т. д.
Для диагностики развивающих и воспитательных задач курса используются
- тесты по изучению отношения к своему здоровью,
- диагностические карты «Изучение уровня воспитанности»
- анкеты.
МОДУЛЬ I.
Учебно-тематический план образовательной программы «Юные зоологи»
№ п/п
1
2

Название темы
Вводное занятие
Животные зооуголка

Количество часов
из них
из них
всего
теории
практики
2
1
18 9
9

из них
экскурсии
1

Наши любимцы кошки и
собаки
4
Птицы нашего края
5
Звери уральского леса
6
Обитатели пресных вод
7
Формы охраны природы
Полезные и
8
вредные насекомые
Общестанционный
9
компонент
ИТОГО
3

18

9

9

12
26
14
10

4
13
6
5

4
13
6
5

4

18

8

8

2

26

13

13

144 68

67

2

9

МОДУЛЬ II
Учебно-тематический план образовательной программы «Занимательная
зоология»
Количество часов
всего теория практика экскурсии
Введение
2
1
1
Загадочные моллюски
18 8
8
2
Путешествие в мир насекомых
22 11
11
Удивительные рыбы
14 6
6
2
Земноводные – знакомые незнакомцы 12 6
6
Пресмыкающиеся – великаны и карлики. 12 6
6
Пернатая радуга
20 9
9
2
Звери – соседи по планете
22 10
10
2
Общестанционный компонент
20 8
8
4
Итоговое занятие
2
2

№ п/п Название темы
1
2
3
4
5
6
7
8

Итого

144 67

64

13

МОДУЛЬ III
Учебно-тематический план образовательной программы «Мир насекомых»
№
п/п

Название темы

1

Вводное занятие
Кто они такие

2

Насекомые хищники и паразиты

Количество часов
всего теория практика экскурсии
2
2
16 7
7
2
18
8
8
2

3
4
5
6
7
8

Насекомые-опылители
Кровососущие насекомые
Причуды в мире насекомых
Насекомые-вредители лесов, полей,
огородов
Охрана насекомых
Общестанционный компонент
Итоговое занятие
Итого

14
16
24

7
8
12

7
8
12

14

6

6

2

7
8
2
65

2
6

16 7
22 8
2
144 65

14

МОДУЛЬ IV
Учебно-тематический план образовательной программы «Юный
орнитолог»
Количество часов
всего теория практика
Вводное занятие
2
1
1
Класс птиц
18 9
9
Древние птицы
6
3
3
Победа над земным притяжением 8
4
4
Перелеты птиц
8
4
4
Экологические группы птиц
14 7
7
Птицы Прикамья
28 9
19
Птицы живого уголка
10 4
6
Экзотические птицы планеты
10 5
5
Учебный проект
20 2
18
Общестанционный компонент
20
Итого по программе
144

№ п/п Наименование тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9.
10

МОДУЛЬ V
Учебно-тематический план образовательной программы «Ихтиология для
школьников»
№
Наименование тем
п/п
Вводное занятие
1
Вода как среда обитания
Размножение
2
рыб
3
Особенности рыб
4
Диковинные рыбы
5
Взаимоотношения с соседями

Количество часов
всего теория практика
2
1
1
8
4
4
14

6

8

24
8
18

11
4
9

13
4
9

6
7
8

Рыбы и
человек
Жизнь в пресных водоемах. Охрана рыбных запасов
Общестанционный компонент
Итого по программе

20

10

10

26 9
22 11
144

17
11

МОДУЛЬ VI
Учебно-тематический план образовательной программы «КИНОЛОГ»
Количество часов
всего теория практика
Вводное занятие
2
2
Из глубины веков
6
3
3
Парад служебных отечественных пород собак 14 6
8
Анатомия собак
6
3
3
Содержание и уход за собаками
10 4
6
Кошки и собаки – друзья и враги
12 5
7
Боевые собаки мира
6
3
3
Выбор щенка и уход за ним
14 6
8
Охотничьи собаки
4
2
2
Декоративные собаки
10 4
6
Общий курс дрессировки
12 5
7
Ветеринария
20 6
14
Общестанционный компонент:
28 10
18
Итого по программе
144 59
85

№ п/п Наименование тем
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».