ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Всё недоброе в сердце человека должно исчезнуть в прикосновении с природой выражением красоты и добра» Л.Н.Толстой Охрана всего видового многообразия фауны планеты необходима с различных точек зрения: для обеспечения современных и будущих потребностей человечества (ресурсный подход); для нормального функционирования экосистем, видовое обеднение которых может привести к потере устойчивости (экологический подход); наконец, с позиции экологической этики – каждый биологический вид имеет естественное право на существование, независимо от интересов человека. Именно последние два подхода – экологический и этический – являются основой данной образовательной программы. Программа состоит из шести модулей – шести самостоятельных образовательных программ: I – Юные зоологи II – Занимательная зоология III – Мир насекомых IV – Юный орнитолог V - Ихтиология для школьников VI – Кинолог Эти модули можно использовать как самостоятельные образовательные программы, а можно в комплексе как составляющие образовательной программы «В мире животных», рассчитанной на 6 лет обучения. Эти программы логически взаимосвязаны, являются дополнением к тому объему материала, который изучается в школе. Актуальность создания данной программы в том, что у воспитанников станции юных натуралистов проявился интерес к более глубокому изучению представителей животного мира. В типовых сборниках имеются программы «Юные зоологи», «Юный орнитолог», «Юные аквариумисты», «Юные гидробиологи», которые послужили методической основой отдельных разделов и тем данной программы. Цель: Расширение и углубление знаний учащихся о животном мире, формирование культуры взаимодействия с животными как части экологической культуры. Программа «В мире животных» отличается от уже существующих тем, что освещает не только вопросы разнообразия животного мира, вопросы взаимосвязей в природе, способы охраны окружающей среды и охраны жизни животных, но и предполагает включение детей в посильную исследовательскую и природоохранную деятельность, а также деятельность, имеющую социальную направленность. Программа основывается на знаниях детей, полученных школе, из средств массовой информации и популярной литературы. Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Обучающиеся развивают свою творческую личность во время внеурочной деятельности. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Реализация данной программы возможна в рамках внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Программа «В мире животных» рассчитана на учащихся от 9 до 15 лет Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Количественный состав группы 12 - 15 человек. Методические рекомендации Занятия проводятся с учетом возрастных психологических особенностей детей. Формы образовательного процесса могут быть либо коллективные, либо групповые. Для подготовки к творческим конкурсам городским или областным можно использовать индивидуальные формы. При организации образовательной деятельности обучающихся необходимо использовать разнообразные формы: рассказ, беседа, конференция, экскурсия, экологический десант, заочное путешествие, практическое занятие, игровые занятия. При проведении занятий необходимо использовать разнообразные методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, метод проблемного изложения, проектный. Лучшие результаты дает проектный метод, позволяющий при правильной организации получить хорошие результаты. При реализации программы необходимо использовать личностноориентированный подход к детям, учитывая их индивидуальные потребности, особенности и склонности, предоставить возможность каждому ребенку проявить себя в разных видах творческой деятельности, создавая ситуацию успеха. При организации исследовательской работы детей педагог может менять темы наблюдений, исследований и опытов, увеличивать их число в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Следует использовать метод проектов для организации исследовательской работы, это будет способствовать развитию познавательной и творческой активности воспитанников. Органичной составляющей данной программы является общестанционный компонент - . Учебно-тематический план программы «В мире животныхРасти здоровым» каждого года обучения дополняется разделом «Общестанционный компонент». Программа реализуется на Станции юных натуралистов г. Березники, учреждении эколого-биологического профиля. В учреждении функционирует программа общестанционного компонента «Через природоохранную деятельность к нравственному становлению», которая является составляющей любой образовательной программы и носит региональный характер, включает вопросы практической природоохранной деятельности детей, экологического, нравственного, патриотического воспитания детей и формирования ЗОЖ. Общестанционный компонент включается в учебно-тематический план образовательной программы, дополняет её, решая задачи по формированию представлений по экологическим проблемам и традициям города, края и приобретению детьми собственного опыта деятельности в области охраны природы, а также создает предпосылки для укрепления нравственного и физического здоровья обучающихся. Занятия распределяются в течение года в соответствии с календарем традиционных мероприятий. Механизм отслеживания результатов освоения программы Для итоговой диагностики уровня знаний обучающихся разработаны и используются: - к каждому году обучения тесты и зачётные вопросы; - тесты для контроля знаний обучающихся по усвоению общестанционного компонента; - используются анкеты и тесты по изучению сформированности экологических ценностей (авторы Ясвин и Дерябо) Для текущей диагностики уровня усвоения изучаемого материала к каждой теме разработаны: - тесты; - викторины; - кроссворды и т. д. Имеются сигнальные карточки, перфокарты. Для отслеживания уровня усвоения программы проводится анализ участия обучающихся в выставках, в учебно-исследовательских конференциях в природоохранных мероприятиях: - работ, оформленных в творческом объединении по итогам изученной темы; - общестанционных; - городских; - областных; - Российских и т. д. Для диагностики развивающих и воспитательных задач курса используются - тесты по изучению отношения к своему здоровью, - диагностические карты «Изучение уровня воспитанности» - анкеты. МОДУЛЬ I. Учебно-тематический план образовательной программы «Юные зоологи» № п/п 1 2 Название темы Вводное занятие Животные зооуголка Количество часов из них из них всего теории практики 2 1 18 9 9 из них экскурсии 1 Наши любимцы кошки и собаки 4 Птицы нашего края 5 Звери уральского леса 6 Обитатели пресных вод 7 Формы охраны природы Полезные и 8 вредные насекомые Общестанционный 9 компонент ИТОГО 3 18 9 9 12 26 14 10 4 13 6 5 4 13 6 5 4 18 8 8 2 26 13 13 144 68 67 2 9 МОДУЛЬ II Учебно-тематический план образовательной программы «Занимательная зоология» Количество часов всего теория практика экскурсии Введение 2 1 1 Загадочные моллюски 18 8 8 2 Путешествие в мир насекомых 22 11 11 Удивительные рыбы 14 6 6 2 Земноводные – знакомые незнакомцы 12 6 6 Пресмыкающиеся – великаны и карлики. 12 6 6 Пернатая радуга 20 9 9 2 Звери – соседи по планете 22 10 10 2 Общестанционный компонент 20 8 8 4 Итоговое занятие 2 2 № п/п Название темы 1 2 3 4 5 6 7 8 Итого 144 67 64 13 МОДУЛЬ III Учебно-тематический план образовательной программы «Мир насекомых» № п/п Название темы 1 Вводное занятие Кто они такие 2 Насекомые хищники и паразиты Количество часов всего теория практика экскурсии 2 2 16 7 7 2 18 8 8 2 3 4 5 6 7 8 Насекомые-опылители Кровососущие насекомые Причуды в мире насекомых Насекомые-вредители лесов, полей, огородов Охрана насекомых Общестанционный компонент Итоговое занятие Итого 14 16 24 7 8 12 7 8 12 14 6 6 2 7 8 2 65 2 6 16 7 22 8 2 144 65 14 МОДУЛЬ IV Учебно-тематический план образовательной программы «Юный орнитолог» Количество часов всего теория практика Вводное занятие 2 1 1 Класс птиц 18 9 9 Древние птицы 6 3 3 Победа над земным притяжением 8 4 4 Перелеты птиц 8 4 4 Экологические группы птиц 14 7 7 Птицы Прикамья 28 9 19 Птицы живого уголка 10 4 6 Экзотические птицы планеты 10 5 5 Учебный проект 20 2 18 Общестанционный компонент 20 Итого по программе 144 № п/п Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9. 10 МОДУЛЬ V Учебно-тематический план образовательной программы «Ихтиология для школьников» № Наименование тем п/п Вводное занятие 1 Вода как среда обитания Размножение 2 рыб 3 Особенности рыб 4 Диковинные рыбы 5 Взаимоотношения с соседями Количество часов всего теория практика 2 1 1 8 4 4 14 6 8 24 8 18 11 4 9 13 4 9 6 7 8 Рыбы и человек Жизнь в пресных водоемах. Охрана рыбных запасов Общестанционный компонент Итого по программе 20 10 10 26 9 22 11 144 17 11 МОДУЛЬ VI Учебно-тематический план образовательной программы «КИНОЛОГ» Количество часов всего теория практика Вводное занятие 2 2 Из глубины веков 6 3 3 Парад служебных отечественных пород собак 14 6 8 Анатомия собак 6 3 3 Содержание и уход за собаками 10 4 6 Кошки и собаки – друзья и враги 12 5 7 Боевые собаки мира 6 3 3 Выбор щенка и уход за ним 14 6 8 Охотничьи собаки 4 2 2 Декоративные собаки 10 4 6 Общий курс дрессировки 12 5 7 Ветеринария 20 6 14 Общестанционный компонент: 28 10 18 Итого по программе 144 59 85 № п/п Наименование тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12