ilovepdf_merged (5)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире туризм очень популярен. Люди путешествуют из
города в город, из страны в страну, с континента на континент. К сожалению,
в нашей стране еще недостаточно уделяется внимания туризму. В первую
очередь, это связано с материальным положением. Многие туристские базы
страны находятся в плачевном состоянии.
Развитие туризма надо начинать со школьной скамьи. Туризм
заслуженно пользуется любовью школьников.
Участие в походах не только хороший отдых, оно расширяет кругозор
ребят, знакомит с родным краем, приучает к труду, прививает учащимся
навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку.
Данная программа объединения юных туристов-краеведов позволяет
изучить природу своего края, его историю. Программа разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты
второго поколения).
Рабочая программа «Юные туристы-краеведы» туристско-краеведческой
направленности составлена с учетом нормативных требований к программам
дополнительного образования, на основе существующих федеральных
программ данного вида деятельности. Вид программы: модифицированная,
вариативная.
Пешеходный туризм является универсальным и комплексным
средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят как
младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский
поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение
окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов
комплексного воспитания подрастающего поколения.
На занятиях обучающиеся смогут научиться пользоваться картой и
компасом, ориентироваться на местности. Умение ориентироваться имеет
большое значение не только в смысле подготовки юных туристов к сложным
походам, его можно с полным правом отнести к той категории жизненных
навыков, которые составляют неотъемлемую часть понятия всесторонне
развитой личности.
Данная программа предполагает овладение определенным кругом
знаний и умений, необходимых юным туристам-путешественникам. Большое
внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе,
стремление охранять и приумножать природные богатства.

Занятие туризмом - это увлекательный вид активного отдыха,
который помогает восстанавливать силу и работоспособность, укрепляет
здоровье. В походах развиваются такие качества как коллективизм,
инициатива, взаимовыручка, воспитывается чувство товарищества.
Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы
манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в
группах данного вида деятельности помогают решить не только
воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в
свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности
детей, асоциального поведения подростков и др.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение
окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия
способствуют укреплению не только физического, но и психического
здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных
комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы,
стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки
асоциального характера.
Отличительной особенностью этой программы является деятельный
подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа
предполагает межпредметные связи со школьными предметами: ОБЖ,
географией, математикой, историей, биологией, физкультурой.
Цели программы:
- создание условий для совершенствования нравственного и физического
воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, удовлетворение
естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего
мира, своего края;
- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности
учащихся;
Задачи 1 года обучения:
- развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности
учащихся;
- обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации;
- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе.
Задачи 2 года обучения:

- развитие интереса к изучаемым дисциплинам;
- формирование основ туристско-спортивных, прикладных навыков и умений
по пешеходному, спортивному ориентированию;
- воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной
личности, любящей и знающей свой край;
Задачи 3 года обучения:
- углубление знаний по общеобразовательным дисциплинам, дополнительное
образование по разделам: топография, экология и краеведения;
- формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в
природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий;
- выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе.
Сроки реализации программы
Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с прохождением
зачётных походов, участием в школьных и городских туристских
мероприятий: 1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю).
Этапы работы по программе
1 этап (начальный)

1 год обучения

Получение начальных
туристских навыков

2 этап (основной)

2 год обучения

Овладение туристскими
навыками. Участие в
походах.

3 этап (завершающий)

3 год обучения

Закрепление
и
совершенствование
туристских
навыков.
Участие в походах.

Предполагаемый результат
Положительными результатами работы по данной программе можно
считать:

- уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах
профилактического учета,
- постоянный рост спортивно-технического мастерства,
- сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной
программы.
Ожидаемый результат
В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны:
- получить навыки подготовки к походу;
- уметь оказывать первую помощь;
- преодолевать простые природные и искусственные препятствия.
Ожидаемый результат после 2 года обучения:
- иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых
условиях;
- иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их
результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации;
Ожидаемый результат после 3 года обучения:
- иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе
команды;
- иметь опыт участия в походе в летний период.

Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов
всего теория практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт»
1.Цели и значение занятий туризмом и
краеведением
2. Правила поведения и техника безопасности
на занятии
Природа родного края
3. Рельеф и климатические особенности края
4. Животный и растительный мир края
5. Природные памятники края
6. Возможные экскурсии и походы по краю
Изучение лекарственных растений
7. Лекарственные растения Пермского края
8. Как собирать и использовать лекарственные
растения
9. Ядовитые растения Пермского края
10. Грибы Пермского края
Топографические знаки
11. Топографическая карта и топографические
знаки.
12. Чтение топографических знаков
Знакомство с компасом
13. Приемы пользования компасом
14. Определение сторон горизонта по компасу
Снаряжение туриста
15. Особенности снаряжения для походов в
разное время года
16. Личное снаряжение туриста
17. Типы и оборудование рюкзаков
18. Предметы походной постели
Оказание первой медицинской помощи
19. Правила оказания первой медицинской
помощи в полевых условиях
20. Оказание первой помощи при различных
травмах
21. Изготовление носилок. Транспортировка
пострадавшего
22. Применение дикорастущих лекарственных
растений
Страховка туриста
23. Страховка и самостраховка
24. Преодоление препятствий
Бивак. Установка палатки
25. Требования к биваку.
26. Оборудование бивака
27. Бивак из подручных средств
28. Типы костров и их характеристика
29. Разведение костра без спичек
30. Снятие лагеря в аварийном случае
31.Правила
обращения
с
опасными
инструментами и специальным снаряжением

4

4

---

8

6

2

8

6

2

4

2

2

4

2

2

8

6

2

8

6

2

4

4

----

26

22

4

10.

11.

12.

13.

14.

15.

32. Правила гигиены туриста
33. Туристское снаряжение: групповое и личное
34. Туристская одежда и обувь
35. Укладка рюкзака
36. Установка палатки
37. Походный лагерь
Приготовление пищи в походе
16
38. Продукты в походе
39. Калорийность
40. Походное меню
41. Упаковка и транспортировка продуктов
42. Туристская посуда
43. Приготовление пищи на костре
44. Способы добычи и обеззараживания воды
45. Съедобные растения
Костры и костровые принадлежности
10
46. Типы костров и их назначение
47. Костровое оборудование
48. Выбор места кострища и его оборудование
49. Выбор и сбор топлива для костра
50. Поведение туристов у костра
Организация костра в походных условиях
8
51. Как правильно выбирать и собирать топливо
для костра в разное время года
52. Меры безопасности при обращении с огнем
и кипятком
53.Правила пожарной безопасности при
обнаружении первых признаков пожара
54. Оказание первой медицинской помощи
пострадавшим при пожаре
Туристские узлы
4
55. Узлы и их применение в туризме
56. Виды туристических узлов
Организация и проведение походов
14
57. Организация похода
58. Техника пешеходного туризма
59. Организация пешеходного похода
60. Протяженность спортивных походов
61. Принципы комплектования группы
62. Требования к участникам спортивных
походов
63. Ориентирование на маршруте
Организация туристского путешествия
14
64. Распределение обязанностей в группе
65. План подготовки к путешествию
66. Ознакомление с районом путешествия
67. Подбор литературы и карт
68. Разработка маршрута похода
69. Наблюдения за погодой в походе.
70. Сбор материала в походе

16

---------

10

------

8

----

2

2

12

2

12

2

16.

Заключительные занятия
Итого:

4

-----

4

144

118

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».