ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном мире туризм очень популярен. Люди путешествуют из города в город, из страны в страну, с континента на континент. К сожалению, в нашей стране еще недостаточно уделяется внимания туризму. В первую очередь, это связано с материальным положением. Многие туристские базы страны находятся в плачевном состоянии. Развитие туризма надо начинать со школьной скамьи. Туризм заслуженно пользуется любовью школьников. Участие в походах не только хороший отдых, оно расширяет кругозор ребят, знакомит с родным краем, приучает к труду, прививает учащимся навыки самообслуживания, воспитывает инициативу и выдержку. Данная программа объединения юных туристов-краеведов позволяет изучить природу своего края, его историю. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (стандарты второго поколения). Рабочая программа «Юные туристы-краеведы» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности. Вид программы: модифицированная, вариативная. Пешеходный туризм является универсальным и комплексным средством воспитания подрастающего поколения, привлекающим ребят как младшего, так и старшего школьного возраста. Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения. На занятиях обучающиеся смогут научиться пользоваться картой и компасом, ориентироваться на местности. Умение ориентироваться имеет большое значение не только в смысле подготовки юных туристов к сложным походам, его можно с полным правом отнести к той категории жизненных навыков, которые составляют неотъемлемую часть понятия всесторонне развитой личности. Данная программа предполагает овладение определенным кругом знаний и умений, необходимых юным туристам-путешественникам. Большое внимание уделяется воспитанию бережного отношения к природе, стремление охранять и приумножать природные богатства. Занятие туризмом - это увлекательный вид активного отдыха, который помогает восстанавливать силу и работоспособность, укрепляет здоровье. В походах развиваются такие качества как коллективизм, инициатива, взаимовыручка, воспитывается чувство товарищества. Актуальность программы обусловлена тем, что туристские походы манят к себе с каждым годом все большее число воспитанников, а занятия в группах данного вида деятельности помогают решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение занятости в свободное от учебы время, профилактика беспризорности и безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.). Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера. Отличительной особенностью этой программы является деятельный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка. Программа предполагает межпредметные связи со школьными предметами: ОБЖ, географией, математикой, историей, биологией, физкультурой. Цели программы: - создание условий для совершенствования нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края; - развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся; Задачи 1 года обучения: - развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности учащихся; - обучение навыкам и умению сбора краеведческой информации; - выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе. Задачи 2 года обучения: - развитие интереса к изучаемым дисциплинам; - формирование основ туристско-спортивных, прикладных навыков и умений по пешеходному, спортивному ориентированию; - воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край; Задачи 3 года обучения: - углубление знаний по общеобразовательным дисциплинам, дополнительное образование по разделам: топография, экология и краеведения; - формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий; - выработка организационных качеств, умение вести себя в коллективе. Сроки реализации программы Программа занятий рассчитана на 3 года обучения с прохождением зачётных походов, участием в школьных и городских туристских мероприятий: 1 год обучения – 144 часа (4 часа в неделю). Этапы работы по программе 1 этап (начальный) 1 год обучения Получение начальных туристских навыков 2 этап (основной) 2 год обучения Овладение туристскими навыками. Участие в походах. 3 этап (завершающий) 3 год обучения Закрепление и совершенствование туристских навыков. Участие в походах. Предполагаемый результат Положительными результатами работы по данной программе можно считать: - уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического учета, - постоянный рост спортивно-технического мастерства, - сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы. Ожидаемый результат В результате 1 года обучения по данной программе, учащиеся должны: - получить навыки подготовки к походу; - уметь оказывать первую помощь; - преодолевать простые природные и искусственные препятствия. Ожидаемый результат после 2 года обучения: - иметь навыки туристской техники, ориентирования, жизни в полевых условиях; - иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации; Ожидаемый результат после 3 года обучения: - иметь навыки участия в туристско-спортивных мероприятиях в составе команды; - иметь опыт участия в походе в летний период. Учебно-тематический план первого года обучения № п/п Наименование тем Кол-во часов всего теория практика 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт» 1.Цели и значение занятий туризмом и краеведением 2. Правила поведения и техника безопасности на занятии Природа родного края 3. Рельеф и климатические особенности края 4. Животный и растительный мир края 5. Природные памятники края 6. Возможные экскурсии и походы по краю Изучение лекарственных растений 7. Лекарственные растения Пермского края 8. Как собирать и использовать лекарственные растения 9. Ядовитые растения Пермского края 10. Грибы Пермского края Топографические знаки 11. Топографическая карта и топографические знаки. 12. Чтение топографических знаков Знакомство с компасом 13. Приемы пользования компасом 14. Определение сторон горизонта по компасу Снаряжение туриста 15. Особенности снаряжения для походов в разное время года 16. Личное снаряжение туриста 17. Типы и оборудование рюкзаков 18. Предметы походной постели Оказание первой медицинской помощи 19. Правила оказания первой медицинской помощи в полевых условиях 20. Оказание первой помощи при различных травмах 21. Изготовление носилок. Транспортировка пострадавшего 22. Применение дикорастущих лекарственных растений Страховка туриста 23. Страховка и самостраховка 24. Преодоление препятствий Бивак. Установка палатки 25. Требования к биваку. 26. Оборудование бивака 27. Бивак из подручных средств 28. Типы костров и их характеристика 29. Разведение костра без спичек 30. Снятие лагеря в аварийном случае 31.Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением 4 4 --- 8 6 2 8 6 2 4 2 2 4 2 2 8 6 2 8 6 2 4 4 ---- 26 22 4 10. 11. 12. 13. 14. 15. 32. Правила гигиены туриста 33. Туристское снаряжение: групповое и личное 34. Туристская одежда и обувь 35. Укладка рюкзака 36. Установка палатки 37. Походный лагерь Приготовление пищи в походе 16 38. Продукты в походе 39. Калорийность 40. Походное меню 41. Упаковка и транспортировка продуктов 42. Туристская посуда 43. Приготовление пищи на костре 44. Способы добычи и обеззараживания воды 45. Съедобные растения Костры и костровые принадлежности 10 46. Типы костров и их назначение 47. Костровое оборудование 48. Выбор места кострища и его оборудование 49. Выбор и сбор топлива для костра 50. Поведение туристов у костра Организация костра в походных условиях 8 51. Как правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года 52. Меры безопасности при обращении с огнем и кипятком 53.Правила пожарной безопасности при обнаружении первых признаков пожара 54. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим при пожаре Туристские узлы 4 55. Узлы и их применение в туризме 56. Виды туристических узлов Организация и проведение походов 14 57. Организация похода 58. Техника пешеходного туризма 59. Организация пешеходного похода 60. Протяженность спортивных походов 61. Принципы комплектования группы 62. Требования к участникам спортивных походов 63. Ориентирование на маршруте Организация туристского путешествия 14 64. Распределение обязанностей в группе 65. План подготовки к путешествию 66. Ознакомление с районом путешествия 67. Подбор литературы и карт 68. Разработка маршрута похода 69. Наблюдения за погодой в походе. 70. Сбор материала в походе 16 --------- 10 ------ 8 ---- 2 2 12 2 12 2 16. Заключительные занятия Итого: 4 ----- 4 144 118 26