ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Туристско-краеведческая деятельность развивает интеллект ребенка, формирует образно-наглядное мышление, даёт возможность развить физические способности, элементы самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Туризм, как основная составляющая, открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Программа дополнительного образования «Юные туристы-краеведы» общеобразовательаня, общеразвивающая, туристско-краеведческой направленности. В последних государственных документах: Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», «Национальная стратегия действий в интересах детей» говорится о мероприятиях, направленных на «развитие разноо бразных форм туризма и краеведения», «обеспечение доступности занятий туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни». Учебная деятельность предусматривает освоение образовательной пр ограммы в формах: учебных теоретических и практических занятий; экскурсий к достопримечательностям города и его окрестностей; походов выходного дня; соревнований по туризму; краеведческих конкурсов. Её содержание отвечает потребностям учащихся, на практике дополняет о бщеобразовательные школьные дисциплины - ОБЖ, географию и физическую культуру. Приёмы обучения и упражнения подбираются, исходя из своего педагогич еского опыта, особенностей физического развития и уровня практической подг отовки детей. Данный курс рассчитан на учащихся 2-4 классов, детей в возрасте 8-11 лет. В зависимости от возраста обучающихся, возможны пути корректировки содержания программы. Цель программы: развивать интерес учащихся к путешествиям по родному городу, его окрестностям; формировать умения и навыки обеспечения безопасно1 сти в туристских походах. Задачи: 1. Расширить и углубить знания учащихся о туристских возможностях Верхнекамья. 2. Познакомить с простейшими приемам техники преодоления естественных препятствий (техники туризма). 3. Научить ориентироваться с помощью карты и компаса. 4. Совершить поход выходного дня и однодневный поход. Программа учитывает следующие дидактические принципы: Принцип реалистичности представлений, т. е. содержание программы включает в себя объективную информацию о краеведении, туризме и т.д. Принцип последовательности в освоении практических приемов («от простого к сложному»); Принцип доступности образовательного материала с учетом возрастных особенностей учащихся. Закрепление теоретических знаний по программе основывается на выполнении практических задач. Участвовать в походе учащиеся смогут, используя хорошо усвоенные основы туризма. Одновременно это действие является формой контроля. Формы организации учебного процесса: Теоретическое занятие (теоретический материал неразрывно связан с практикой). Основные методы обучения – объяснительно-иллюстративные, словесные. Практическое занятие (овладение практическими навыками). Организуется как в помещении, так и на учебно-тренировочном полигоне. Занятие основано на практических методах – упражнении, повторении, игре. Ситуационные, учебно-тренировочные задачи. Самостоятельная подготовка (подготовка личного снаряжения к походу). 2 Программа «Юные туристы-краеведы» рассчитана на 71 час учебного времени (реализация программы началась с ноября 2020 г.). Состав группы – 15-20 человек. Обучение проводится в режиме - 2 академических часов в неделю. Условия реализации программы Учебно-методическая база: школьный учебный кабинет спортивная площадка учебно-тренировочный полигон (в закрытом помещении или на пришкольной территории) Дидактический материал: карта Пермского края атласы, схемы, путеводители по г.Березники, Пермскому краю карточки с заданиями научно-популярные фильмы о природе Верхнекамья компасы топографические карты окрестностей г.Березники ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ Полученные знания в теоретической части курса: о туристских объектах окрестностей г.Березники и Верхнекамья о специальном снаряжении и его назначении для занятий техникой туризма о простейших приемах туристской техники о технике вязания узлов о правилах поведения во время занятий техникой туризма и в походе о строении и назначении компаса об особенностях и назначении топографической карты Полученные знания, умения, навыки в практической части курса: непосредственное знакомство с уникальными местами родного города и края на экскурсии и в походе ориентирование по местным признакам, компасу 3 умение пользоваться топографической картой умение преодолевать естественные препятствия природного характера умение вязать простейшие узлы навык работать самостоятельно и в группе умение собраться в поход. Контроль осуществляется в конце каждого занятия в виде контрольного опроса по теме или по итогам проделанной практической работы. Практическая работа способствуют закреплению и проверке полученных знаний в теоретической части темы. Итоговый контроль проводится в виде зачетного учебно-тренировочного похода после изучения всех тем, в котором на практике участники применяют весь комплекс полученных знаний. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Алешин В.М., Серебряников А.В. Туристская топография – М: 1985. 2. Бардин К.В. Азбука туризма – М: Просвещение, 1981. 3. Верба И.А. Туризм в школе – М: 1983. 4. Карманная энциклопедия туриста – М: Вече, 2000. 5. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся – М: ЦДЮТур, МО РО, 1997. 6. Козлова Ю.В., Яроменко В.В. В поход с классом: пособие для кл. рук. – М:Сфера, 2004. 7. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермской области – Пермь: 2000. 8. Программа Юные туристы. – М.: Просвещение, 1982. 9. Путрин Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа – М: Мысль, 1986. 10. Питание в туристическом путешествии – М: Профиздат, 1986. 11. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов – М: Профиздат, 1987. 12. Штурмер Ю.А. Опасности в туризме: мнимые и действительные – М: ФиС,. 1984. 4 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1. Берман А.Е. Юный турист – М: 1977. 2. Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа.2,3,4 классы.- Пермь.: «Книжный мир», 2000 3. Напутствие туристу-новичку /Г.М.Лебедев, С.А.Торопов и др.- Пермь,1983 4. Словарь юного туриста. /Сост. В.М.Куликов.- М., 2003 5. Рюкзачок. 6. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993 5