ЮТК Утробина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туристско-краеведческая деятельность развивает интеллект ребенка, формирует образно-наглядное мышление, даёт возможность развить физические
способности, элементы самостоятельности, формирует навыки взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками.
Туризм, как основная составляющая, открывает большие возможности для
приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных
знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению
здоровья и разностороннему формированию личности.
Программа дополнительного образования «Юные туристы-краеведы» общеобразовательаня, общеразвивающая, туристско-краеведческой направленности.
В последних государственных документах: Федеральный Закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации», «Национальная стратегия действий в интересах детей» говорится о мероприятиях, направленных на «развитие разноо бразных форм туризма и краеведения», «обеспечение доступности занятий туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и
возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа
жизни».
Учебная деятельность предусматривает освоение образовательной пр ограммы в формах:
 учебных теоретических и практических занятий;
 экскурсий к достопримечательностям города и его окрестностей;
 походов выходного дня;
 соревнований по туризму;
 краеведческих конкурсов.
Её содержание отвечает потребностям учащихся, на практике дополняет о бщеобразовательные школьные дисциплины - ОБЖ, географию и физическую
культуру.
Приёмы обучения и упражнения подбираются, исходя из своего педагогич еского опыта, особенностей физического развития и уровня практической подг отовки детей.
Данный курс рассчитан на учащихся 2-4 классов, детей в возрасте 8-11 лет. В
зависимости от возраста обучающихся, возможны пути корректировки содержания программы.
Цель программы: развивать интерес учащихся к путешествиям по родному
городу, его окрестностям; формировать умения и навыки обеспечения безопасно1

сти в туристских походах.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания учащихся о туристских возможностях
Верхнекамья.
2. Познакомить с простейшими приемам техники преодоления естественных
препятствий (техники туризма).
3. Научить ориентироваться с помощью карты и компаса.
4. Совершить поход выходного дня и однодневный поход.
Программа учитывает следующие дидактические принципы:
 Принцип реалистичности представлений, т. е. содержание программы
включает в себя объективную информацию о краеведении, туризме и т.д.
 Принцип последовательности в освоении практических приемов («от простого к сложному»);
 Принцип доступности образовательного материала с учетом возрастных
особенностей учащихся.

Закрепление теоретических знаний по программе основывается на выполнении практических задач. Участвовать в походе учащиеся смогут, используя хорошо усвоенные основы туризма. Одновременно это действие является формой
контроля.
Формы организации учебного процесса:
 Теоретическое занятие (теоретический материал неразрывно связан с практикой). Основные методы обучения – объяснительно-иллюстративные, словесные.
 Практическое занятие (овладение практическими навыками). Организуется
как в помещении, так и на учебно-тренировочном полигоне. Занятие основано на практических методах – упражнении, повторении, игре.
 Ситуационные, учебно-тренировочные задачи.
 Самостоятельная подготовка (подготовка личного снаряжения к походу).

2

Программа «Юные туристы-краеведы» рассчитана на 71 час учебного времени (реализация программы началась с ноября 2020 г.). Состав группы – 15-20
человек. Обучение проводится в режиме - 2 академических часов в неделю.
Условия реализации программы
Учебно-методическая база:
 школьный учебный кабинет
 спортивная площадка
 учебно-тренировочный полигон (в закрытом помещении или на пришкольной территории)
Дидактический материал:
 карта Пермского края
 атласы, схемы, путеводители по г.Березники, Пермскому краю
 карточки с заданиями
 научно-популярные фильмы о природе Верхнекамья
 компасы
 топографические карты окрестностей г.Березники
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Полученные знания в теоретической части курса:
 о туристских объектах окрестностей г.Березники и Верхнекамья
 о специальном снаряжении и его назначении для занятий техникой туризма
 о простейших приемах туристской техники
 о технике вязания узлов
 о правилах поведения во время занятий техникой туризма и в походе
 о строении и назначении компаса
 об особенностях и назначении топографической карты

Полученные знания, умения, навыки в практической части курса:
 непосредственное знакомство с уникальными местами родного города и
края на экскурсии и в походе
 ориентирование по местным признакам, компасу
3

 умение пользоваться топографической картой
 умение преодолевать естественные препятствия природного характера
 умение вязать простейшие узлы
 навык работать самостоятельно и в группе
 умение собраться в поход.
Контроль осуществляется в конце каждого занятия в виде контрольного
опроса по теме или по итогам проделанной практической работы. Практическая работа способствуют закреплению и проверке полученных знаний в теоретической части темы.
Итоговый контроль проводится в виде зачетного учебно-тренировочного
похода после изучения всех тем, в котором на практике участники применяют
весь комплекс полученных знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Алешин В.М., Серебряников А.В. Туристская топография – М: 1985.
2. Бардин К.В. Азбука туризма – М: Просвещение, 1981.
3. Верба И.А. Туризм в школе – М: 1983.
4. Карманная энциклопедия туриста – М: Вече, 2000.
5. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся – М: ЦДЮТур, МО РО, 1997.
6. Козлова Ю.В., Яроменко В.В. В поход с классом: пособие для кл. рук. –
М:Сфера, 2004.
7. Назаров Н.Н., Шарыгин М.Д. География Пермской области – Пермь: 2000.
8. Программа Юные туристы. – М.: Просвещение, 1982.
9. Путрин Ю.С., Свешников В.В. Туризм глазами географа – М: Мысль, 1986.
10. Питание в туристическом путешествии – М: Профиздат, 1986.
11. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов – М:
Профиздат, 1987.
12. Штурмер Ю.А. Опасности в туризме: мнимые и действительные – М: ФиС,.
1984.
4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Берман А.Е. Юный турист – М: 1977.
2. Князева Н.А. Маленький пермяк. Азбука краеведа.2,3,4 классы.- Пермь.:
«Книжный мир», 2000
3. Напутствие туристу-новичку /Г.М.Лебедев, С.А.Торопов и др.- Пермь,1983
4. Словарь юного туриста. /Сост. В.М.Куликов.- М., 2003
5. Рюкзачок.
6. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».